Досье КС
Анна Танакова (Новосибирск) — клинический психолог, арт-гештальттерапевт, психолог-консультант по вопросам детско-родительских отношений, психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая студии песочной терапии «Чудеса на песке» Центра раннего развития «Лукоморье»
Обучение в школе — важный и достаточно сложный период в жизни каждого. Ведь за это время дети не только получают определенную сумму знаний, но и учатся общаться с разными людьми. А это важная ступень в процессе усвоения социальных норм, без знания которых крайне сложно найти свое место в мире людей.
При этом школьная жизнь у каждого складывается по‑разному. Для кого‑то первый и последний звонок прозвенит в стенах одной и той же школы, и радость от завершения столь значимого этапа он разделит с теми, с кем успел подружиться за эти долгие годы. А кому‑то в силу самых разных обстоятельств приходится менять школу.
На новом месте
Смена учебного учреждения — это всегда стресс для ребенка, даже если он сам и его родители уверены в том, что подобные перемены будут только к лучшему, ведь многое ему придется начинать с чистого листа. Поэтому если переход в другую школу в вашей семье вопрос решенный, то к этому событию стоит подготовиться заранее, чтобы минимизировать возможные негативные последствия стрессовой ситуации. Период привыкания к новому коллективу у детей может длиться от двух недель до двух месяцев. Снижение школьной успеваемости и изменения в поведении ребенка в это время вполне закономерны. Например, вы можете заметить, что ребенок стал более обидчивым, грустным или раздражительным. Стоит отнестись с пониманием к подобным проявлениям в поведении. Помните, сейчас ребенку как никогда важно ощущать вашу любовь и поддержку. По мере того как он адаптируется к новым условиям, всё это пройдет само собой и отметки станут заметно лучше.
Стоит обсудить проблему адаптации с классным руководителем и школьным психологом, если проявляются следующие тревожные сигналы:
- нарушения сна;
- потеря аппетита;
- ребенок ничего не рассказывает о школе;
- он неохотно садится за подготовку домашних заданий;
- появились жалобы на поведение ребенка в школе;
- он отказывается посещать школу или прогуливает занятия;
- ребенок стал чаще болеть.
Помните и о том, что менее болезненной будет ситуация, если переход в другую школу придется на начало учебного года. Ведь после длительного летнего перерыва все дети вынуждены заново адаптироваться к школьной жизни. Новичку будет легче стать «своим» именно в этот период.
Малыши-карандаши
Возраст ребенка — не последний фактор, определяющий круг возможных трудностей в новой школе и пути их преодоления. Так, для ребенка младшего школьного возраста в первую очередь важно адаптироваться к новому учителю.
Учитель на этом этапе играет очень значимую роль в жизни ребенка. Именно при участии педагога он принимает на себя роль ученика, круг новых обязанностей, дисциплинарные нормы и др. Для младших школьников учитель является непререкаемым авторитетом, поэтому для них крайне важно, как педагог оценивает их самих и их достижения. Это выглядит примерно так: если учитель хвалит и ставит хорошие отметки, то я хороший и успешный. А поскольку тактика у каждого педагога своя, то при смене школы ребенку придется приспосаб-ливаться к новым правилам, а это бывает непросто.
Для младших школьников крайне важно, как педагог оценивает их самих и их достижения. В новой школе ребенку придется привыкать к новым правилам, и родителям очень важно установить контакт с учителем, чтобы помочь малышу.
Родителям важно установить контакт с педагогом. Расскажите о личностных особенностях сына или дочери, чтобы учителю было проще найти подход к ребенку. Целесообразно будет познакомить ребенка с учителем еще до начала занятий. Небольшая экскурсия по школе тоже придется кстати. Ребенок сможет немного освоиться в новом пространстве и будет чувствовать себя более комфортно.
Тщательно соберите портфель ребенка, предварительно обсудив с педагогом перечень необходимых принадлежностей и учебников, это поможет избежать неловких ситуаций, и ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее. Проявляйте живой интерес к его школьным делам, это очень важно. При этом не скупитесь на проявления поддержки, любви и веры в то, что у сына или дочери всё получится.
Второй непростой момент — это адаптация ребенка к коллективу сверстников. В начальной школе для детей по‑прежнему остается значимой игровая деятельность, посредством которой им бывает легче, чем, например, подросткам найти общий язык друг с другом. Доброжелательная позиция педагога по отношению к новичку также играет не последнюю роль, ведь младшие школьники очень ориентированы на учителя. Если ваш ребенок застенчив и с трудом сходится с новыми детьми, вы можете помочь ему, организовав, например, небольшой праздник, приуроченный к его приходу в новый класс. Таким образом, вы сможете собрать детей вместе, познакомиться с их родителями и создать благоприятное пространство для неформального общения.
Чем взрослее, тем сложнее
Подростковый возраст сам по себе весьма непростой период в жизни ребенка и его родителей. В это время многое претерпевает изменения. То, что было значимым ранее, отходит на второй план, уступая место новым потребностям взрослеющего человека. Стремление добиться успехов в учебе в этот момент явно начинает проигрывать стремлению ребенка быть успешным в ситуациях общения.
Подросток остро испытывает потребность найти близких себе по духу людей, ощутить свою принадлежность к группе единомышленников и в то же время иметь возможность проявлять свою индивидуальность и непохожесть на всех остальных. Самый большой страх для подростка в ситуации перемены школы — потерять старых друзей и не обрести новых. Однако нередко проблема смены учебного учреждения становится актуальной именно в этом возрасте.
Всё чаще родители стремятся как можно лучше подготовить детей к поступлению в вузы и поэтому по мере их взросления начинают подыскивать профильные гимназии и лицеи, обучение в которых может дать значимую фору при поступлении. Если большинство друзей вашего сына живут в одном с вами дворе или вместе с ним посещают одну и ту же секцию, ребенку будет гораздо проще принять мысль о смене школы, и ваши аргументы о преимуществах другого учебного учреждения, скорее всего, будут услышаны.
Если же большинство друзей вашего ребенка — его одноклассники, то ваше предложение явно не вызовет у него восторга. Скорее всего, ребенок будет бунтовать и сопротивляться возможным переменам. В этой ситуации важно очень тщательно взвесить все «за» и «против». Ведь, вырвав ребенка из комфортной для него среды, вы можете сделать ему только хуже. В конечном итоге, всегда можно найти разумные альтернативы. Например, пригласив репетитора, который поможет лучше подготовиться к выпускным экзаменам.
Если смена школы неизбежна, например, по причине переезда, то важно, чтобы прежние контакты ребенка не прервались резко. Если вы теперь живете в другой части города, то позволяйте сыну или дочери, к примеру, приглашать своих старых друзей в гости по выходным. Помните, что потеря старых друзей в ситуации, когда новые еще не появились, может быть очень острой и болезненной для подростка.
Как вести себя в новом классе, чтобы не попасть в немилость к новым одноклассникам — вопрос, который, несомненно, будет терзать любого подростка. Ваш совет в этом вопросе может оказаться очень полезным и помочь ребенку занять правильную позицию в новом коллективе. Расскажите ребенку о так называемой тактике «подводной лодки», которая поможет ему постепенно перейти из разряда «чужих» в разряд «своих». Суть этой тактики сводится к следующему — на первых порах новичку стоит быть доброжелательным, приветливым, но не слишком активным. Позиция наблюдателя в данном случае дает возможность присмотреться к одноклассникам и вникнуть в суть тех правил и норм, которые существуют в новом классе. Это может касаться манеры одеваться, разговаривать, разрешать конфликтные ситуации и т. д.
Если ребенок, не разобравшись в здешних порядках, начнет «качать права», критикуя всех и вся, тогда, скорее всего, весь класс объединится против него и начнет активно его выживать, ведь, как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Тактика «подводной лодки» как раз и помогает избежать подобных неприятностей.
Особый случай
Ранее мы коснулись достаточно типичных ситуаций, в которых ребенку приходится менять школу, — переезд, переход в более престижное учебное учреждение или профильный класс. Однако жизнь — штука непростая, и ситуация, приведшая к смене учебного учреждения, может быть осложнена рядом неприятных обстоятельств.
Между молотом и наковальней
К таким непростым ситуациям можно отнести конфликт с учителем. Например, у вас может сложиться впечатление, что педагог оценивает вашего ребенка крайне субъективно и исключительно в негативном свете. Это может проявляться в том, что учитель систематически занижает оценки ребенка, не дает ему возможности проявить себя или делает унижающие достоинство ребенка замечания, провоцируя, таким образом, насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Такое, увы, иногда случается. Однако, прежде чем переводить ребенка в другую школу, стоит досконально разобраться в сложившейся ситуации, чтобы избежать повторения подобного сценария в будущем. Иногда конфликт может разразиться между учителем и родителями, а ребенок оказывается в таком случае уязвимым звеном, страдающим от разногласий между взрослыми. Примером этому может послужить история Светланы.
Светлана работает учителем начальных классов более десяти лет. За это время она обучила три выпуска, каждый из которых она помнит очень хорошо и всегда рада встрече со своими бывшими учениками и их родителями. Светлана любит детей и свою работу, поэтому ребята к ней тянутся, а родители уважают и ценят. Неудивительно, что ситуация с родителями новенького Севы явилась для нее полной неожиданностью.
Сева пришел в класс Светланы после осенних каникул, и с этого момента редкий день она не выслушивала претензии в свой адрес со стороны его родителей. «Почему ребенка посадили на четвертую парту, а не на вторую?», «Почему к новогоднему празднику дали маленькое стихотворение?», «Почему на уроках труда ребенок перепачкался клеем?», «Почему Севу спросили первым на уроке (или не спросили вообще)?» — и так далее.
Всё это говорилось обычно грубо и высокомерно. Отец мальчика, сотрудник прокуратуры, то и дело угрожал педагогу «затаскать по судам». А мама, преподаватель в вузе, неустанно читала лекции о правильной организации учебно-воспитательного процесса. Сева, чувствуя, что родители за него горой, всё чаще нарушал правила поведения, отказывался выполнять задания и вел себя крайне вызывающе.
Однажды после очередного разговора в кабинете директора, инициаторами которого были родители Севы, Светлана расплакалась, сказав, что больше не может так работать. Учительница призналась: из‑за постоянного напряжения в отношениях с родителями ей всё труднее нормально реагировать на ребенка, она всё чаще испытывает к нему раздражение. Она понимает, что это непрофессионально, но ничего поделать с собой не может.
Иногда люди склонны занимать позицию экспертов в любых вопросах, считая, что имеют право диктовать свои правила всем и вся. Подобные вольности могут иметь место и в подходе к воспитанию ребенка. «Мы воспитываем свободную личность, поэтому пусть делает всё, что хочет», — могут, к примеру, заявить такие родители. При этом понимание того, что другим людям крайне трудно находиться рядом с ними и их слабо управляемыми детьми, обычно отсутствует. А от вседозволенности страдают, как правило, не только окружающие, но и сам ребенок. Поэтому, прежде чем рваться в бой в случае назревающего конфликта, лучше для начала проанализировать ситуацию, оценив вклад каждой из сторон в существующее положение дел.
Однако бывают ситуации, когда в действительности неправ именно учитель, и его поведение нельзя не только считать профессиональным, но и просто человеческим. В каждой профессии есть люди, которые находятся не на своем месте, и педагогика не является исключением из правил. В подобном случае перевод ребенка в другой класс или школу будет целесообразным. Ведь учитель может стать не только мудрым наставником, способным привить ребенку стремление познавать новое, но и человеком, подорвавшим в ребенке веру в себя и желание учиться.
Скромники и скромницы
Иногда серьезным поводом для смены школы может стать нездоровая психологическая обстановка в классе, когда ребенок становится жертвой систематических нападок со стороны одноклассников. Чаще в роли жертвы оказываются тихие детки, не имеющие достаточного опыта в общении. Их попытки подружиться могут выглядеть неуклюжими и вызывать насмешки у бойкой и задиристой части класса. Примером этому может послужить история тринадцатилетнего Федора:
Эта школа уже не первая в жизни Феди. А причина перемен одна и та же — у мальчика не складываются отношения в классе. Федор тихий, скромный, добродушный ребенок. А еще мальчик носит очки и несколько неуклюж из‑за лишнего веса. До поступления в школу ребенок мало общался с другими детьми, так как жил вместе с мамой и бабушкой в маленькой деревушке, где ровесников Феди практически не было. В общении Федя чувствует себя неуверенно и поэтому чаще всего либо остается в стороне, либо делает что‑то невпопад.
У Феди совсем нет друзей, и это очень его огорчает. С возрастом насмешки одноклассников стали более изощренными — ребята портят его вещи, подкарауливают, чтобы побить. Постоять за себя мальчик не умеет. Однажды, выслушав мамину печальную историю о школьных делах сына, ее подруга посоветовала ей отдать мальчика в спортивную секцию, на что мама Феди отреагировала негативно. По словам мамы, чтобы махать кулаками, много ума не надо, а ее мальчик умный и воспитанный ребенок. Вероятнее всего, мама опять займется поисками новой школы, где, возможно, у Федора всё сложится по‑другому.
Родители должны понимать, что тихие, замкнутые, не имеющие развитых навыков общения дети чаще других могут столкнуться с теми же проблемами, что и Федор. Поэтому еще в дошкольном возрасте крайне важно, чтобы у ребенка была возможность общаться со сверстниками — это важный фактор, способствующий развитию ребенка.
Многим родителям кажется, что развитие сводится к усвоению новых знаний, а игра в их восприятии — малополезное занятие. Это серьезное заблуждение.
Для дошкольника игра — это основа любой деятельности, через игру ребенок познает мир, учится общаться, раскрывается как творческая личность. Если вам кажется, что что‑то было упущено в этом возрасте и теперь ваш повзрослевший ребенок трудно сходится с другими детьми, этому стоит уделить внимание, а не надеяться, что всё само собой пройдет.
Старайтесь чаще приглашать в гости друзей, у которых дети близки по возрасту вашему ребенку. Помните и о том, что дети многому учатся, подражая своим родителям. Поэтому, если вы сами всячески избегаете общения с другими людьми и в вашей жизни практически нет друзей, не стоит удивляться, что ребенок не понимает, как ему подружиться с другими ребятами.
Постарайтесь, чтобы помимо школы в жизни сына или дочери обязательно было место какому‑нибудь увлечению. Чем больше в жизни ребенка социальных групп помимо школы, тем больше у него возможностей получать ценный опыт взаимодействия с другими людьми. К тому же успешность в каком‑то виде деятельности, будь то спорт или творчество, порой способно компенсировать наличие неурядиц в школе (пусть я не являюсь лидером в классе, зато в хоккейной секции я хороший вратарь, и ребята меня за это уважают).
Всё большую популярность приобретают группы общения для детей и подростков, где ребята в комфортных условиях учатся эффективно взаимодействовать друг с другом. Как правило, такие группы курирует психолог, который направляет процесс обучения в правильное русло. И это тоже может помочь ребенку справиться с его проблемами.
Уроки мужества
Отдельно хочется сказать о мальчиках, воспитывающихся в неполных семьях. Такие ребята нередко бывают более уязвимыми в среде сверстников. Причина — отсутствие эталонов мужского поведения, подражая которым они могли бы лучше освоить свою мужскую роль.
Мир мужчин отличается от мира женщин. Мужчина — воин, защитник, добытчик. Поэтому юноше важно овладеть определенными навыками, чтобы в дальнейшем быть способным выполнять все эти функции. Мальчик, освоив свою мужскую роль, по мере взросления не просто будет принят в мужском сообществе, но и будет интересен представительницам прекрасной половины человечества.
Поэтому мамам, воспитывающим сыновей без пап, крайне важно помочь мальчикам усвоить уроки мужества. Старайтесь как можно чаще отпускать ребенка в гости к друзьям, где есть папы, активно включенные в процесс воспитания своих собственных сыновей. Создайте условия для того, чтобы ребенок имел возможность общаться с мужчинами из вашей семьи — будь то дедушка, дядя или крестный. Спортивная секция с хорошим тренером также будет не лишней. Здесь мальчик не только будет иметь возможность для мужского общения, но и научится постоять за себя, что придаст ему уверенности в себе. Помогайте сыну преодолевать трудности, а не избегать их, и тогда вы сможете гордиться, что вырастили из сына достойного мужчину.
И в заключение…
Принимая решение о смене школы, стоит учесть два важных момента. Первый — жизнь устроена так, что нам постоянно приходится общаться с разными людьми, и далеко не все из них нам приятны и интересны. При этом умение выстраивать конструктивный диалог независимо от наших симпатий и антипатий дорогого стоит и является важным профессиональным навыком во многих профессиях. Если ваш ребенок научится это делать, идти по жизни ему будет гораздо легче.
Однако — второй момент — бывают ситуации, когда общение носит нездоровый характер и способно причинить серьезный вред ребенку. В этом случае ваша задача — сделать всё возможное, чтобы создать для ребенка более безопасную среду. Ведь именно вам он безгранично верит, любит вас и ждет вашей поддержки.
зарегистрированным пользователям