18+

Маленькие помощники

Маленькие помощники

Маленькие помощники

Психолог Анна Танакова о том, как научить детей помогать по хозяйству

Все родители хотят, чтобы их дети многое знали и многое умели. Кто‑то стремится обучать ребенка английскому языку почти с пеленок, кто‑то налегает на спорт, а кто‑то ставит во главу угла творческое самосовершенствование. Для достижения этих высоких целей родители обычно не жалеют ни времени, ни денег, ведь всё это должно помочь их детям стать успешными и уверенными в себе ­людьми.

Досье КС

танакова.png

Анна Танакова

Город: Новосибирск

Клинический психолог, арт-гештальттерапевт, психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая студии песочной терапии детского центра развития «Лукоморье»

С подобными доводами трудно поспорить, однако есть одно «но»: бросая все силы на обучение детей, мы порой забываем еще об одной сфере важных умений, связанных с решением бытовых вопросов. А ведь наводить порядок в доме, готовить себе обед не научит ни один репетитор и ни одна секция. В результате гениальный скрипач, повзрослев и оказавшись вне семьи, может чувствовать себя совершенно беспомощным, когда надо вымыть пол или сходить за продуктами. А талантливый спорт-смен — приобрести среди сверстников репутацию «неряхи» и ­«неумехи».

Как не допустить подобного негативного развития событий? И как привить ребенку стремление помогать в домашних делах с удовольствием, а не исключительно под ваши возмущенные возгласы в духе «сколько можно тебе ­говорить»?

Наводить порядок в доме, готовить себе обед не научит ни один репетитор и ни одна секция. В результате гениальный скрипач, повзрослев и оказавшись вне семьи, может чувствовать себя совершенно беспомощным, когда надо вымыть пол или сходить за продуктами

Играем, учимся, общаемся

Каждому возрасту ребенка соответствует определенная задача — выходя на первый план, она во многом определяет интересы, потребности и поведение детей. Это необходимо учитывать, прививая ребенку те или иные навыки и поручая ему те или иные домашние ­дела.

Играйте с ­дошколятами.

Для ребенка дошкольного возраста ведущая деятельность — игра: он познает этот мир и существующие в нем правила, играя. Поэтому приучать его к домашним делам также стоит в игровой форме. Позвольте ему побыть в роли мамы или папы, выдайте ему его собственный «игровой арсенал». Например, если вы учите ребенка мыть за собой посуду, пусть у него будет его собственная губка любимого им цвета и нарядный фартук. Позвольте ему войти в эту роль, сыграть ее и получить свою долю оваций за ее прилежное исполнение: со временем полюбившаяся игра может стать привычкой, если, конечно, вы будете поддерживать ее и не станете скупиться на ­похвалу.

Поддерживайте чувство взрослости в ­школьнике.

Попадая из детского сада в школу, ребенок чувствует в себе готовность к новой деятельности, связанной с активным познанием и научением. Игры становятся для него менее значимыми, зато роль прилежного ученика, получающего одобрение своих достижений, становится ­первостепенной.

Ребенку этого возраста важно поручать более сложные задачи — ему интересна техника и принципы ее работы, ему нужно не просто кормить питомца, но и примерять на себя роль кинолога, дрессировщика, ветеринара. А еще в этот период детям крайне значимо, чтобы имеющиеся у них обязанности подчеркивали их взрослость, самостоятельность, независимость, поэтому слова одобрения и/или вознаграждение со стороны родителей играют не последнюю ­роль.

Доверительно общайтесь с ­подростком.

Подростковый возраст — это период бури и натиска. Ребенок ведет себя подчас противоречиво и вызывающее, стремясь таким образом отстоять свою взрослость и независимость. Поэтому будьте готовы к тому, что в случае с подростком ваши просьбы помочь будут восприняты без ­энтузиазма.

Ведущая деятельность этого возраста — общение. Причем подросток жаждет общения интересного, доверительного, уважительного. Договориться, как с малышом, здесь не удастся, а давить, угрожать, брать голосом — значит лишь усугубить ситуацию. Поэтому учитесь договариваться по‑взрослому: обсуждайте с ребенком ваши договоренности, включая и соответствующие санкции за их невыполнение. И помните: если в ваших отношениях с ребенком полный порядок, если он доверяет вам и чувствует вашу любовь и уважение, скорее всего, ваши просьбы будут ­услышаны.

Примеры домашних обязанностей для детей 2–3 ­лет:

убрать за собой игрушки, книжки и принадлежности для ­рисования;
сложить грязную посуду в мойку, вытереть крошки со ­стола;
самостоятельно чистить зубы, мыть руки, причесываться, раздеваться (одеваться — с небольшой ­помощью).

Примеры домашних обязанностей для детей 4–5 ­лет:

накрыть на стол, убрать грязную посуду со ­стола;
донести покупки из ­магазина;
вытереть ­пыль.

Примеры домашних обязанностей детей от 6 до 8 ­лет:

позаботиться о домашних питомцах (накормить, выгулять, выкупать и пр.)
вынести ­мусор;
развешать белье после ­стирки;
почистить обувь (свою и ­родителей);
помочь маме с уборкой (подмести/пропылесосить, вымыть ­пол).

Примеры домашних обязанностей детей от 9 до 12 ­лет:

помочь папе мыть ­машину;
купить продукты по ­списку;
сменить постельное белье и убрать его в ­корзину;
приготовить нехитрый обед (омлет, яичницу, салат и т. п.).

Уроки женственностии мужественности

Современные женщины и мужчины наравне друг с другом реализуются в профессии и обоюдно решают бытовые вопросы. Наверное, поэтому, прививая детям те или иные обязанности, мы далеко не всегда связываем их с полом ребенка. Конечно, нет ничего плохого в том, что, например, мальчик умеет мыть полы и печь пирожные, так же как и в том, что девочка может разбираться в автомобилях и забивать ­гвозди.

Однако излишние перекосы здесь тоже ни к чему, ведь именно ощущая себя хранительницами очага или защитниками слабых, девочки и мальчики постепенно приходят к женщинам и мужчинам внутри себя. Уча девочку привносить уют в дом и заботиться о близких, мы помогаем дочери осваивать женскую модель поведения. А обучая мальчика мужским ремеслам и навыкам самообороны, мы помогаем ему понять всю глубину той роли, которую ему уготовила ­природа.

Мамин ­пример.

Мама — это для дочери проводник в мир женственности. Именно она своим примером может научить девочку готовить, шить, наводить порядок. А еще, вкладывая в домашние хлопоты частичку своей души, мама научит ее заботиться о близких. Поэтому мамам и бабушкам стоит привлекать дочерей и внучек к домашним обязанностям, показывая им всю их ценность и значимость, постепенно раскрывая перед ними секреты «женского мира». Готовя вместе праздничный ужин, накрывая на стол, наводя в доме чистоту и уют, вы совершенно естественным путем преподаете важные жизненные уроки, которые пригодятся им в ­будущем.

Уроки ­мужества.

Чтобы мальчик вырос настоящим мужчиной, ему необходимо видеть рядом с собой эталоны истинно мужского поведения. Отец, который оберегает свою семью, демонстрируя это в своем каждодневном поведении, несомненно, научит этому и своих сыновей. Совместное изготовление скворечника, привлечение сына к ремонту машины или благоустройству дома, рыбалке учит мальчика вести себя по‑мужски, даже если вы об этом и не задумываетесь, предлагая сыну помочь ­вам.

Возможно, потом вам придется перемыть тайком всю посуду или даже попрощаться с любимой тарелкой. Но терпение окупится с лихвой: ребенок и в дальнейшем будет с удовольствием помогать — ведь мама доверяет ему важное дело, и у него всё получается

Сегодня, увы, в нашем обществе много неполных семей, в которых мальчики лишены эталонов мужского поведения. Но эта ситуация не является безвыходной — просто маме придется приложить чуть больше усилий, создавая условия для того, чтобы мальчик общался с мужчинами и овладевал важными мужскими навыками. Дедушка, дядя, крестный, тренер могут помочь мальчику получить тот опыт, который в силу сложившихся обстоятельств он не может получить ­дома.

Примеры домашних обязанностей детей от 13 лет и ­старше:

вымыть ­окна;
постирать ­одежду;
приготовить завтрак/обед/ужин;
сходить в магазин за ­покупками;
самостоятельно убраться в ­квартире;
почистить снег/подмести во дворе (в частном ­доме).

В зоне особого внимания

Остановимся на основных моментах, которые помогут привить ребенку желание помогать вам по ­хозяйству.Пользуйтесь ­моментом.

Поддерживайте неуклюжие попытки малыша подражать вам в те моменты, когда вы делаете что‑то по дому. Например, если ваш полуторагодовалый сынишка начинает вместе с вами складывать свои игрушки, дайте ему возможность поучаствовать в этом действе и обязательно похвалите по итогам уборки. Таким образом, вы можете сформировать у ребенка полезный навык, и впоследствии он будет прибирать свои игрушки без долгих уговоров и напоминаний.

Будьте ­терпеливы.

Многие родители не спешат подключать детей к домашним обязанностям, так как то, что взрослый может сделать быстро и аккуратно, ребенок будет делать дольше и не так качественно. Поэтому на инициативу ребенка трех-четырех лет самостоятельно помыть посуду мамы порой реагируют резко и негативно: «Уйди! Не мешай!», «Вот еще придумал! А если разобьешь что‑нибудь?!».

Такая реакция не только напрочь отбивает у ребенка желание помогать, но и навязывает ему представление о самом себе как о никчемном человеке, не способном хорошо справиться с интересной взрослой задачей. Куда лучше дать ребенку возможность сделать все ­самостоятельно.

Да, вам, вероятнее всего, придется тайком всё перемыть, привести в порядок кухню или даже попрощаться с любимой тарелкой. Но поверьте, ваше терпение окупится с лихвой: ребенок и в дальнейшем будет с удовольствием помогать вам, овладевая полезными навыками, и станет увереннее в собственных силах — ведь мама доверяет ему важное дело, и у него все получается (пусть иногда и не с первого ­раза).

маленькие помощники2.jpgНе ­злоупотребляйте.

Хорошо, когда у ребенка есть своя доля ответственности, которая соответствует его возрасту и возможностям. Поддерживать порядок в своей комнате, заботиться о домашнем питомце, помочь маме донести тяжелые сумки — всё это по силам даже ­дошколенку.

А вот ситуации, когда ребенок несет на себе груз родительской ответственности, практически не имея возможности удовлетворить свои детские потребности, недопустимы. Например, ваш старший ребенок не обязан постоянно быть няней для младшего, и не стоит требовать от него, чтобы он отвечал за него наравне с вами. Ведь он тоже ваш ребенок, а не родитель по отношению к брату или ­сестре.

Введите час ­контроля.

Увы, домашние дела — это не всегда весело и интересно, однако обязанности на то и обязанности, что выполнять их придется вне зависимости от этого. И родительский контроль является тем инструментом, который помогает ребенку усвоить этот важный ­урок.

Договариваясь с ребенком о том, что он будет выполнять какие‑либо обязанности, подчеркивайте важность и значимость этого. Если это не сработает (а по мере взросления ребенка это вполне ожидаемо), обсудите с ним то, с чем он может столкнуться в случае невыполнения своих обязательств к определенному ­сроку.

Придумайте систему наказаний в виде лишения ребенка чего‑то значимого для него — любимых игрушек, доступа к компьютеру, карманных денег, прогулок. Не тратьте силы на крики, угрозы, возмущение — решайте этот вопрос спокойно и уважительно. При этом стоит быть настойчивым и последовательным в своих требованиях, чтобы быть для ребенка примером «человека слова» и помочь и ему стать ответственнее и ­взрослее.

Заражайте своим ­примером.

Если ваш ребенок всячески старается избежать выполнения домашних обязанностей или выполняет спустя рукава, ответьте себе честно на вопрос: а не поступаете ли и вы подобным образом? Ведь если домашние хлопоты для вас — настоящая кабала, наскучившая бытовуха и бесполезная трата времени, нечего и ждать, что ребенок будет считать по‑другому. Возможно, в этом случае стоит начать с себя: найдите что‑то значимое и интересное для вас в этой стороне вашей жизни, и тогда ваш ребенок тоже увидит свои домашние обязанности в более радужном ­свете.

Умение ловко разрешать бытовые вопросы — заслуга наших родителей. Ведь если с самых ранних лет ребенок естественным образом был включен в эту часть жизни семьи, то он легко и непринужденно овладевает полезными бытовыми навыками. К тому же сегодня, когда для общения даже с самыми близкими у нас, к сожалению, остается не так уж и много времени, совместное приготовление ужина или обустройство детской могут стать приятными мгновениями общения с детьми, наполненными совместным творчеством, радостью и ощущением особой ­близости.

Учите детей умело решать бытовые вопросы, не заставляя, а играя, увлекая, заражая своим примером и отмечая достижения ребенка. И тогда, скорее всего, вам не придется повышать голос для того, чтобы ребенок наконец‑то застелил постель или погулял с ­собакой.

4151 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.