18+

О чем молчат наши дети

О чем молчат наши дети

О чем молчат наши дети

Анна Танакова о том, как обнаружить проблему и помочь ребенку решить ее

Хотя детство и называют золотой порой, безоблачным оно оказывается далеко не всегда. Причем иногда нас, родителей, огорчает не столько сама проблема, сколько запоздалое понимание: тревожные звоночки всё‑таки были, но мы своевременно не отреагировали, не придав им должного значения. Говорят, что осознание проблемы — половина успеха в решении. Но порой осознанию мешает обычная невысказанность, причины которой могут быть разными. Например, такими:

  • дети не делятся проблемами, потому что сомневаются, что нас заботят их переживания;
  • они молчат, поскольку опасаются родительского гнева и наказания;
  • и наконец, ребенок сам не может осознать и сформулировать свою проблему, что ничуть не умаляет ее значимости.

Давайте разберемся, какие сигналы в поведении ребенка не стоит оставлять без внимания.

Досье КС

Анна Танакова

клинический психолог, арт-гештальттерапевт, психолог-консультант по вопросам детско-родительских отношений, психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая студии песочной терапии «Чудеса на песке» Центра раннего развития «Лукоморье», г. Новосибирск

Царевна-несмеяна

Подростковая депрессия

Не секрет, что многие подростки склонны остро воспринимать даже незначительные события своей жизни. Разрыв с любимым мальчиком или девочкой, ссора с подругой, комплексы по поводу внешности для подростка нередко становятся неразрешимой трагедией. Однако взрослые часто недооценивают переживания детей, бросая второпях: «Нашел из‑за чего переживать!». А ведь для ребенка это реальные проблемы, причиняющие боль. Наше невнимание, к сожалению, может обернуться несчастьем. И пугающая статистика подростковых суицидов тому подтверждение.

NB! Тревожные сигналы, которые свидетельствуют о скрытых переживаниях и возможных суицидальных намерениях:

  • слишком возбужденное поведение;
  • потеря интереса ко всему, что обычно приносило удовольствие;
  • внезапное снижение успеваемости;
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
  • погруженность в размышления о смерти, словесные угрозы что‑нибудь с собой сделать;
  • нарушение сна (кошмары), бессонница или постоянная сонливость;
  • раздражительность, вспышки гнева, зачастую возникающие из‑за мелочей;
  • приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок;
  • прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни;
  • внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия;
  • письменные указания для родственников и друзей.

Что делать?

Сохраняйте контакт с ребенком.

Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Расспрашивайте ребенка о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым. Дайте ему возможность выговориться и выразить свои чувства. Придя домой после работы, не стоит начинать общение с претензий, даже если ребенок что‑то сделал не так. Дайте понять, что вы рады его видеть после долгого дня.

Говорите о перспективах в жизни.

У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, или текущий момент. Узнайте, чего ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный и реалистичный план действий.

Говорите с ребенком на серьезные темы.

Что такое жизнь? В чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями.

Научите ребенка получать удовольствие от простых вещей.

Наслаждайтесь вместе с ним природой, общением с людьми, познанием мира, движением. Лучший способ привить любовь к жизни — ваш собственный пример.

Дайте понять ребенку, что опыт поражения тоже важен.

Чаще рассказывайте о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым к возможным неудачам.

Проявите любовь и заботу.

Разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток может делать вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее ему очень важны ваша любовь, внимание, забота и поддержка.

Вовремя обратитесь к специалисту.

Если по каким‑то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком, в индивидуальной или семейной работе с психотерапевтом удастся освоить необходимые навыки, которые помогут вернуть тепло и доверие в ваши отношения, а ребенку — пережить случившийся в его жизни кризис.

Братец Иванушка

Наркотики и алкоголь

Проблема употребления подростками психоактивных веществ, к сожалению, не теряет своей актуальности. На черном рынке постоянно появляются новые виды одурманивающей отравы, которые активно распространяются в молодежной среде.

Совсем недавно по стране прокатилась очередная волна отравлений спайсами. «Спайсы» — синтетические наркотики, представляющие собой курительную смесь. Вещества, входящие в состав спайсов, намного сильнее героина, и их разрушительное действие гораздо масштабнее.

Последствия употребления психоактивных веществ очень опасны — поражение всего организма и внутренних органов (печени, легких, мозга), отравление крови токсинами и дальнейшее разрушение тканей и органов. Так, к примеру, у курильщика спайсов могут появляться внезапные страхи, приступы паники, галлюцинации, возможны расстройства памяти и мышления вплоть до утраты психического здоровья.

Впрочем, последствия употребления подростками алкоголя также могут быть очень плачевными. Случаи, когда после распития алкогольных напитков в компании сверстников подростки оказываются в реанимации в крайне тяжелом состоянии, к сожалению, не такая уж и редкость.

Признаки употребления подростком психоактивных веществ:

  • скрытность, замкнутость;
  • пропуски уроков и внешкольных занятий, снижение успеваемости, утрата интереса к прежним увлечениям;
  • появление новых подозрительных друзей;
  • ребенок просит больше денег на карманные расходы, может взять деньги без спросу;
  • у него внезапно появился интерес к фармакологическим препаратам. Например, он может часто заглядывать в домашнюю аптечку;
  • различные нарушения сна, потеря аппетита;
  • безучастность к любым событиям, которые происходят в семье.

Внешние признаки:

  • покраснение кожи и белков глаз;
  • суженные или расширенные зрачки;
  • отрешенный взгляд;
  • сухие волосы, отекшие руки;
  • сутулая осанка;
  • растянутая, невнятная речь, замедленные и неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;
  • постоянный кашель, усиленное слезоотделение, хриплый голос.

Что делать?

Будьте бдительны.

Если вы заподозрили неладное, сначала понаблюдайте за поведением ребенка — как организован его день, как обстоят его дела в школе, с кем он дружит и т. п. Не лишним будет проверить его сотовый телефон, а также переписку в соцсетях и в скайпе: распространители «травки», «спайсов» и других запрещенных веществ чаще всего находят своих клиентов на просторах Интернета. Конечно, вторгаясь в личное пространство ребенка, мы рискуем спровоцировать в свой адрес гнев с его стороны, причем вполне правомерный. Но если у вас действительно есть серьезные опасения по поводу здоровья и безопасности вашего чада, то это вполне оправданная мера с вашей стороны.

Сохраняйте спокойствие.

Только при этом условии можно найти выход из сложившейся ситуации и помочь ребенку. Паника в подобных случаях — плохой советчик, который может лишь усугубить ситуацию и разрушить и без того слабый контакт с дочерью или сыном.

Продумайте доверительный разговор с ребенком.

Заверьте его в том, что вы его по‑прежнему любите и готовы помочь. В глубине души ребенок, как правило, осознает, что поступает плохо, но при этом не знает, каким образом можно выбраться из сложившейся ситуации. К тому же дети нередко боятся обратиться за помощью к родителям, страшась осуждения и отвержения с их стороны.

Обратитесь за помощью.

Если подросток регулярно употребляет алкоголь или другие психоактивные вещества, и это поведение явно вышло за пределы любопытства к запретному плоду и приобрело более серьезный характер, то помощь подросткового нарколога необходима. Порой родители, боясь огласки, долгое время пытаются не выносить сор из избы. Однако если зависимость уже успела сформироваться (а юному неокрепшему организму для этого не так уж много нужно), то промедление медицинского вмешательства может сильно усугубить ситуацию. Психологическая помощь в подобных случаях также будет не лишней.

Создайте благоприятную семейную атмосферу.

Подумайте: всё ли благополучно в вашей семье, приложите максимум усилий для разрешения семейных конфликтов и создания благоприятного микроклимата в семье.

Неугомонный Буратино

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Несмотря на то что в последние годы врачи и психологи очень много рассказывают о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), в сознании большинства родителей нет четкого понимания серьезности проблемы. По-прежнему многим кажется, что это связано с недостатком строгости воспитания, и воспринимается как нечто несерьезное и со временем само собой проходящее.

Однако подобное восприятие проблемы является заблуждением, которое может серьезно усугубить состояние ребенка. Стоит понимать, что СДВГ обусловлен некоторыми специфическими особенностями функцио-нирования головного мозга ребенка. Такой ребенок излишне непоседлив, чрезмерно разговорчив и нетерпелив не потому, что родители плохо его воспитали, а потому, что в силу объективных причин физиологического характера ему сложно себя контролировать. И это может повлечь за собой ряд проблем в обучении и общении.

Наличие данного заболевания может подтвердить врач-невролог или детский психиатр по результатам медицинских обследований и наблюдений. Помните о том, что ни психолог, ни педагог не имеют достаточной квалификации для того, чтобы ставить ребенку подобный диагноз. Однако есть ряд тревожных сигналов, по которым мамы и папы могут заподозрить наличие СДВГ и вовремя принять меры.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности может подтвердить врач-невролог или детский психиатр. Ни психолог, ни педагог не имеют достаточной квалификации для того, чтобы ставить ребенку такой диагноз.

Обычно выделяют три основных проявления СДВГ: невнимательность, двигательная гиперактивность и импульсивность. Наличие всех признаков необязательно, как правило, преобладает одна или две из перечисленных особенностей:

Невнимательность:

  • ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр, часто отвлекается, не доводит начатое до конца и хватается за новое дело;
  • избегает или ведет себя агрессивно при выполнении заданий, требующих усидчивости и терпения;
  • испытывает сложности при самостоятельной организации своей деятельности;
  • проявляет рассеянность в повседневных ситуациях (часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий в школе и дома);
  • с трудом концентрируется на деталях, часто допускает ошибки.

Двигательная гиперактивность:

  • не любит играть в тихие, спокойные игры;
  • почти постоянно находится в движении — бегает, крутится, ерзает;
  • любит поболтать.

Импульсивность:

  • отвечает на вопросы, не дослушав их или не поняв суть задания до конца;
  • мешает другим детям и взрослым (пристает, влезает в игры и разговоры);
  • не ждет своей очереди в коллективных играх;
  • совершает опасные для себя и окружающих действия (выбегает на проезжую часть, совершает резкие движения, держа в руках острые предметы и т. д.), но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
  • из‑за высокой подвижности и моторной неловкости регулярно получает травмы;
  • часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из‑за неумения проигрывать.

У малышей младше года заболевание может проявляться синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный крик, повышенная двигательная активность, вегетативные реакции, нарушения сна, приема пищи, нарушения работы ЖКТ). Дети с СДВГ нередко начинают ходить раньше своих сверстников.

Что делать?

Обратитесь за медицинской помощью.

Если вы заметили в поведении ребенка возможные признаки СДВГ, непременно обратитесь за консультацией к детскому неврологу. Прохождение диагностических обследований подтвердит или опровергнет наличие данного диагноза.

Помните: чем раньше, тем лучше.

Не пренебрегайте визитами к детскому неврологу в рамках обязательной диспансеризации детей первого года жизни. Раннее выявление проблемы — ключ к наиболее короткому пути лечения любого заболевания.

Помогите ребенку подружиться со спортом.

Спортивные увлечения гиперактивным детям крайне необходимы. Подобные занятия помогут направить неуемную энергию в нужное русло и научат ребенка быть более ловким в своих движениях.

Хвалите и еще раз хвалите.

Как можно чаще хвалите и поощряйте ребенка за проявленное им терпение, усидчивость. Родительская любовь и похвала порой могут творить чудеса, делая непосед более уравновешенными и последовательными.

Следите за погодой в доме.

Такие дети очень остро реагируют на нездоровую семейную обстановку, становясь совершенно неуправляемыми. Мир и покой в семье — залог того, что ребенку будет гораздо проще преодолевать имеющиеся у него затруднения.

Соблюдайте режимные моменты.

Детям с СДВГ как никому другому важна упорядоченность и предсказуемость в организации их дня. Строго придерживаясь определенного режима дня, вы сможете избежать ситуаций, в которых ребенок будет излишне возбуждаться и переутомляться, что крайне противопоказано таким детям.

Скажите гаджетам «нет»

Длительное нахождение за компьютером или телевизором способно нанести вред любому ребенку. А для детей с СДВГ — это дополнительный фактор риска ухудшения их состояния. Повышенное возбуждение, агрессивность, утомляемость, зависимость от вышеуказанных устройств — вот далеко не полный перечень возможных негативных последствий. 15–20 минут в день — именно столько гиперактивный ребенок дошкольного и младшего школьного возраста может безболезненно проводить за ТВ и компьютером. Стоит учесть и то, что чем позже он познакомится со всякого рода гаджетами и т. п., тем лучше.

Путь воспитания ребенка тернист, и возникновение проблем на нем, увы, неизбежно. Конечно же, всё и всегда не может предвидеть даже самый внимательный родитель. Однако многие проблемы всё же дают о себе знать еще на начальном этапе. И чем раньше мы на них отреагируем, тем лучше. Самое главное, что может помочь заметить тревожные сигналы, — контакт с ребенком и включенность в его жизнь. Важно всегда находить время для искреннего и теплого общения, проявлять интерес к увлечениям ребенка, поддерживать маленькие семейные традиции. И тогда шансы на то, что о проблемах вашего ребенка вы будете узнавать первыми (и от него самого), заметно возрастут.

2150 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.