18+

Передай другому

Передай другому

Дарья Свиридович о том, куда работающей маме пристроить своего ребенка

Наши ­­эксперты:
Евгения Петренко — педагог-психолог I категории социально-психологического центра «Ника» (Новосибирск)
Динара Гавенко— психолог центра «Эклектика» (Новосибирск)
Екатерина Камчатова— семейный психолог центра «Эклектика» (Новосибирск)
Ольга Бурнашова— педагог-психолог I категории центра «Ника» (Новосибирск)
 
Перед тем как выйти на работу после декрета, маме предстоит решить важный вопрос: кто будет заниматься воспитанием ребенка в ее отсутствие? Воспитатели в детском саду — вдруг они отвлекутся, а малыш в это время упадет с качели? Бабушка — куда же ей угнаться за непоседой? Профессиональная няня или соседка-старшеклассница, которая ищет подработку? У каждого из вариантов есть свои существенные плюсы и ­минусы.
 
 
Детский сад: он полезен для ­ребят?
В советской системе воспитания было принято отдавать детей в детский сад. Несмотря на то, что идеалы коллективизма сегодня оспорены, некоторые специалисты продолжают подчеркивать актуальность посещения малышом детского ­сада.
 
Плюсы:
  • Общение с детьми-ровесниками. Если до двух лет дети практически не нуждаются в общении со сверстниками, находясь в психологической зависимости от мамы, то в более старшем возрасте эта ситуация меняется. Попадая в группу ровесников, дети активно развиваются, обмениваются навыками. Как правило, в это время происходит значительный речевой прорыв: дети начинают больше и лучше ­говорить.
  • «Оптимальный возраст для выхода ребенка "в свет" наступает, когда он понимает, что "существует отдельно от мамы". Как правило, это происходит в 3–4 года. В идеале, до 3 лет ребенок должен находиться в домашней атмосфере, посещая при этом школы раннего развития. После для дальнейшей здоровой социализации ребенку необходим коллектив. Это может быть любая детская группа, ориентированная на развитие ребенка (кружки, студии, школы, группы раннего развития), где ребенок сможет удовлетворить потребность в общении со сверстниками», — говорит Евгения Петренко, педагог-психолог I категории социально-психологического центра «Ника» ­(Новосибирск).
  • Ежедневные развивающие занятия. Специально разработанные и проверенные годами программы, последовательное рассмотрение тем, методические пособия, квалифицированные педагоги, занимающиеся всесторонним развитием ребенка: от физического до эмоционального… Такой систематический подход к развитию малыша способен обеспечить только профессиональный педагогический ­коллектив.

Марина, мама четырехлетнего Данила, рассказывает: «Мой ребенок пошел в сад в 2,7. Сначала было трудно: ребенок домашний, долго привыкал, часто болел. Зато, когда период адаптации прошел, Данил был доволен. В детском саду множество игрушек, музыкальные занятия, гимнастика, лепка, аппликация. Как бы я ни занималась с ним дома, мне было бы тяжело так организовать его досуг. К тому же я заметила, что он стал более аккуратным, самостоятельным. Мне было бы сложно добиться такого эффекта, я была склонна баловать ­ребенка».

  • Развитие самостоятельности. Дети, которые ходят в детский сад, быстрее учатся есть ложкой, завязывать шнурки и одеваться, даже если дома за них это продолжает делать мама. Педагог физически не может уделить столько внимания каждому ребенку, и детям приходится быть более ­самостоятельными.
Минусы
  • Сложно получить место. Устроить ребенка в детский садик — дело, на первый взгляд, простое: взял путевку в районной администрации, прошел медкомиссию и пошел в сад. Тем более что в соответствии с Конституцией РФ гражданам РФ гарантируется «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях» (гл. 2 ст. 43). Однако далеко не каждому выпадает удача воспользоваться этим правом. Порой случается так, что очередь в детсад растягивается на годы — желающих много, а количество мест ограниченно. В итоге родителям зачастую приходится отстаивать право на место в муниципальном детском садике в претензионном порядке или же через ­суд.
  • Отсутствие индивидуального подхода. В детском саду все подчинено единому расписанию. Поэтому деткам, которые не спят днем или предпочитают поздний завтрак, приходится перестраиваться, «ломать» биологические ритмы. Знания дети также осваивают в индивидуальном темпе. Но время на лепку и аппликацию всем выделяется одинаковое. В результате дети, делающие задания чуть медленнее остальных, постепенно будут отставать все больше. А «торопыжки», наоборот, начнут ­скучать.

«Основной урон от отсутствия индивидуального подхода в том, что, подчиняясь общим требованиям, усредненным критериям, ребенок не имеет возможности полностью проявить свои таланты и способности», — уточняет Динара Гавенко, психолог центра «Эклектика» ­(Новосибирск).

Если отдать ребенка в садик надо здесь, сейчас и как можно скорее, то выходом может стать частный детский сад. Здесь не нужно ждать очереди, присутствуют все плюсы муниципальных детских садов, однако стоимость в несколько раз ­выше.
NB! Ольга Бурнашова, педагог-психолог I категории центра «Ника» (Новосибирск), советует: «Решившись отдать малыша в частный детский сад, убедитесь, что у учреждения есть лицензия на образовательные ­услуги».
Цена вопроса: от 10 тысяч рублей в ­месяц.
  • Недостаток внимания. Педагогам, под опекой которых находится 20 ребятишек, не всегда удается уделить внимание каждому — один ноги промочил, другие подрались и т. д. Кроме того, дети обладают разными темпераментами. Замкнутым детям в саду трудно: они медленно сходятся с другими детьми, долго привыкают к воспитателям. В итоге тихони так и сидят в углу. Будь у воспитателя больше времени, он бы помог такому ребенку постепенно войти в коллектив, подобрал для него более подходящие варианты ­игр.
  • Возможен долгий период адаптации. Если ваш ребенок застенчивый и тихий, то превратить его в детсадовца в один день не получится. Психолог Екатерина Камчатова советует сначала рассказать ребенку, что такое детский сад, как дети проводят там время. Затем можно поиграть в него: привести кукол и мишек в «группу», устроить им, например, развивающее занятие. Начинать посещение детского сада нужно постепенно: сначала прийти с ребенком на прогулку или занятие, затем вместе с ним остаться в группе на пару часов. Когда через несколько дней малыш привыкнет к новой обстановке, попробуйте оставить его в группе на пару часов. Оставлять на весь день стоит не раньше чем через пару недель ежедневного посещения детского сада. «Успех адаптации во многом зависит от настроя родителей. Ребенок "считывает" состояние взрослых. Если у родителей есть неразрешенные страхи, сильное беспокойство за малыша, сперва нужно избавиться от них, возможно, с помощью психолога», — говорит Екатерина Камчатова. Справедливости ради нужно отметить, что такое привыкание происходит не у всех: некоторые малыши с удовольствием остаются в детском саду на весь день уже в первое ­посещение.

​Цена вопроса: пребывание ребенка в муниципальном детском саду обходится в среднем в 1500 руб. в месяц. Дополнительно, раз в 2–3 месяца, оплачиваются поездки в зоопарк, кукольный театр и т. д., что в сумме редко превышает 2000 руб. Иногда собираются взносы на нужды сада: закупку развивающего материала, мелкий косметический ­ремонт.

 
Как ­быть?
Решение отдать ребенка в детский сад обычно определяется необходимостью выйти на работу после декрета, бюджетом семьи, характером ребенка. Остановившись на этом варианте, пообщайтесь с заведующей, воспитателем, посмотрите, какая атмосфера царит в группе, изучите программу занятий — так вы сможете составить представление о том, в какой обстановке окажется ваш ребенок. Понаблюдайте за реакцией ребенка на новое для него место, за его поведением в период адаптации. Если вы беспокоитесь, что ваш малыш не сможет полностью раскрыть себя в детсадовской группе, дополните походы в садик посещением разных кружков и ­секций.
 
Моя прекрасная няня
Детская литература предлагает нам два полярных образа няни: «само совершенство» Мэри Поппинс и домомучительницу фрекен Бок. Разумеется, если вариант детского сада по какой‑либо причине не рассматривается, каждая мама мечтает вручить свое чадо мисс ­Поппинс.
 
Плюсы
  • Индивидуальный подход к ребенку. Няня, занимающаяся только одним ребенком, учитывает его темпы развития, особенности характера. Малыш не будет торопиться или скучать, занимаясь рисованием или конструированием, а если он застенчив, то не столкнется с непосильной задачей быстро влиться в шумный ­коллектив.

Ирина, мама первоклассницы Кати, делится воспоминаниями: «Мой ребенок с рождения был некоммуникабельным. Как только ей исполнился годик, у нас появилась няня, она работала в будни по 3–4 часа. Я вышла на работу, когда Кате был 1 год и 10 месяцев, и каждый день она отпускала меня со слезами, хотя уже успела привязаться к няне. В три годика они с няней начали ходить в развивающую школу, но и там дочь цеплялась за нее, сторонилась других детей, преподавателей. Так продолжалось, пока Кате не исполнилось 5 лет. Общими усилиями, моими и няни, она постепенно стала входить в коллектив, общаться с детьми. Мне кажется, если бы я отдала ее в сад, она бы все 4 года так и просидела в углу. Единственное "но": дочка скучает по няне. Поэтому иногда мы просим ее приехать в выходные, сходить с Катей куда‑нибудь».

  • Согласованный с вами метод воспитания. Поручая ребенка няне, вы имеете возможность самостоятельно или вместе с ней выбрать систему развития, которая согласуется с наклонностями и желаниями ребенка, и в дальнейшем корректировать ее. Такой гибкости и разнообразия вариантов в детском саду ждать не ­приходится.
  • Небольшой период адаптации. За счет того что ребенок остается в привычных условиях и не меняет ежедневное расписание, период адаптации может быть коротким, при условии если няня и малыш найдут общий язык. Но на установление контакта с новым человеком в любом случае потребуется ­время.
 
Минусы
  • Трудно найти подходящую няню. Искать няню через агентство или пригласить кого‑то из знакомых — решение исключительно ваше. И здесь важно, чтобы няня устраивала родителей и нравилась ребенку. Случается, что даже когда родители выполнили все формальные требования, подобрали опытную квалифицированную няню с множеством рекомендаций, ребенок ее не принимает. И здесь родителям ничего не остается, как начать поиски новой ­няни.
Екатерина Камчатова, семейный психолог центра «Эклектика» (Новосибирск), советует, как помочь ребенку привыкнуть к ­няне:
  • Заранее объясните ребенку, кто такая няня и какую роль она будет играть в его ­жизни.
  • Перед тем как впервые оставить ребенка на целый день с няней, несколько раз проведите совместный досуг: погуляйте втроем, поиграйте в песочнице и т. ­д.
  • До 5 лет у ребенка нет чувства времени. Уходя, не говорите: я вернусь в 6 часов. Скажите: ты поиграешь, поспишь, и я вернусь. Тогда ваше отсутствие будет иметь для ребенка границы, а не представляться ­вечностью.
  • Уходя, оставьте дома какую‑то любимую вещь, которую часто носите: браслет, цепочку, платок, домашнюю рубашку. Малыш будет ощущать присутствие мамы, легче заснет, поскольку вещь прочно ассоциируется с вами и пахнет ­«мамой».
  • Отсутствие контроля. Оставляя ребенка с няней, вы в буквальном смысле полагаетесь исключительно на ее честность и профессионализм. Случаи, когда образ няни, сложившийся у родителей во время собеседования, мягко говоря, не соответствует ее реальному поведению, к сожалению, нередки. И узнать о фактах недобросовестного исполнения няней своих обязанностей вы сможете только, если установите систему видеонаблюдения у себя дома. Но в этом случае придется бороться с уже имеющейся проблемой. Как подобные факты отразятся именно на вашем ребенке — остается только ­догадываться.
  • Перекладывание на няню родительских функций. Фактически это обратная сторона «медали» — няня может стать для ребенка бо́льшим авторитетом, чем родители, ведь он получает знания, навыки, эмоции именно в процессе плотного общения с ней. «Риск, что няня займет центральное место в жизни ребенка, есть лишь в том случае, если родители наняли ее не только из‑за необходимости работать, но и потому что им самим ребенок сейчас не очень нужен. В такой ситуации ребенок чувствует холодность со стороны родителей и тянется к няне как к человеку, который проводит с ним большую часть времени. Если же родители полностью удовлетворяют его потребность во внимании, проявляя любовь и заботу, то, безусловно, их авторитету ничего не угрожает. Помните, что малышу важно не количество, а качество проведенного с ним времени. Когда вы вместе со своим чадом, отвлекитесь от всего и отдайте ребенку безраздельное внимание», — рекомендует Динара ­Гавенко.
  • Расставание с любимой няней может быть болезненным. Малыш вырастает, идет в школу, и рано или поздно даже с очень хорошей няней придется расстаться. А это может стать сильнейшим стрессом для ­ребенка.

Цена вопроса: работа квалифицированной няни, которая будет заниматься ребенком 5 дней в неделю (кроме выходных), может стоить от 15 000–18 000 руб. в ­месяц.

Как ­быть?

Если вы избрали этот способ пристройства ребенка на время вашей работы, серьезно отнеситесь к выбору няни. Ольга Бурнашова советует учесть несколько моментов: «Обязательно попросите у претендентки рекомендации, спросите мнение бывших работодателей, соберите отзывы о работе агентства, которое подбирает вам няню. Узнайте, какую проверку проходят кандидатки при приеме на работу в агентство, проходят ли они собеседование и тестирование у психолога. Если есть такая возможность, поставьте камеру слежения, не забыв предупредить об этом няню и агентство. Устройте пару "неожиданных визитов" ­домой».

Но всё же главными критериями для вас должны стать предварительная личная беседа с няней, на которой вы обсудите ваши взгляды на воспитание и «хорошее» поведение ребенка. Понаблюдайте, как ребенок реагирует на няню: как провожает ее вечером домой, как встречает утром, что рассказывает о том, как они провели день. Если ребенок рад встрече с няней, относительно мирно провожает вас на работу — можете быть спокойны. Если ребенок беспокоен или неохотно отвечает на ваши вопросы — это повод задуматься и устроить пару проверок. Кроме того, чтобы компенсировать ребенку недостаток общения со сверстниками, продумайте, куда и когда няня будет водить малыша, как часто они будут гулять во дворе, чтобы поиграть с другими ­детьми.

Еще одна форма присмотра за ребенком — «домашний детский сад», или «принимающая няня», когда в обычной квартире организуют центр по присмотру за детьми. Здесь есть и индивидуальный подход, и общение со сверстниками, однако помните, что воспитатель обычно неквалифицированный, контролировать его вы не сможете, а помещение «сада» не оборудовано для ­детей.
 
Цена вопроса во многом зависит от того, что няня будет делать с детьми — просто сидеть с ними дома или организовывать развивающие занятия, культпоходы и прочее. Однако в любом случае цену меньше 15 000 руб. в месяц вряд ли удастся ­найти.
 
Бабушка Забота
Оставить ребенка с бабушкой — это, пожалуй, самый простой и очевидный вариант. Однако сегодня он встречается все реже: бывает, что бабушки еще работают или живут в другом городе. Но психолог Екатерина Камчатова выделяет это решение как весьма предпочтительное для ­ребенка.
Плюсы
  • Минимальный период адаптации. Бабушка почти так же хорошо, как мама, знает характер, вкусы и увлечения ребенка, поэтому период адаптации, а значит, и стресс, с ним связанный, минимальны. Но даже если бабушка периодически «сидела» с ребенком, подготовку лучше начать заранее. Например, ежедневно на несколько часов оставлять малыша у нее, чтобы ребенок знакомился с новым расписанием, чтобы у бабушки и внука формировались новые привычки и свои собственные ­традиции.
  • Ольга, мама трехлетнего Антона, рассказывает: «Когда сыну было 1,5 года, я вышла на работу, оставив его со своей мамой. Перед этим я прочитала хорошую книгу по воспитанию: "Книга для неидеальных родителей" психолога Ирины Млодик. И дала прочитать маме, мы обсудили все аспекты воспитания, отношение к тем или иным вопросам. Моя мама стала отличной бабушкой, и я за них не волновалась. Они ни минуты не скучали: на прогулке кормили голубей, смотрели, как зреет рябина, изучали цвета машин. Дома играли с водой, крупой, в пальчиковые игры, танцевали. Антон быстро развивался. Когда ему исполнилось 2 года, они стали ходить в развивающую школу, где у него была возможность пообщаться с другими детьми и преподавателями. Такая ситуация меня вполне устраивает, и я не планирую отдавать ребенка в ­сад».
  • Искренняя любовь и привязанность. Как ни крути, своя рубашка ближе к телу. Ни одна, даже самая идеальная няня, не будет любить ребенка так, как ­бабушка.

«У педагога Галины Бревде есть замечательная история "Записки талантливой бабушки", иллюстрирующая отличные отношения бабушки и внучки. Внучка, приходя к бабушке, всегда ждала чудес и считала бабушку волшебницей. Если бабушка хочет сделать мир прекрасным для внука, а не просто сидеть с ним, это, за исключением мамы, идеальный вариант. Бабушка может раскрыть перед ребенком целый мир, подарить ему ощущение, что каждое явление жизни — от снежинки до облака — волшебно и несет в себе множество удивительных открытий. Поэтому очень важно, с каким внутренним ощущением бабушка принимает ребенка», — считает Екатерина ­Камчатова.

 
Минусы
  • Конфликты в вопросах воспитания. Бабушка как‑никак уже и своих детей вырастила, и «пожила-повидала» немало, так что часто у нее есть свое видение воспитательного процесса, и поменять его бывает очень трудно. В отличие от няни, с которой можно просто обговорить все необходимые детали, бабушку, вероятно, придется убеждать и уговаривать, что еще не гарантирует вашей ­победы.
  • Бабушка есть бабушка. В силу возраста и характера бабушки могут быть достаточно консервативны, и с ними не получится так же легко, как с няней, выбрать и применить новые веяния и современные педагогические системы. Бабушки также склонны баловать детей, им может быть сложно приучить малыша к ­дисциплине.
Цена вопроса: питание и развлечение ребенка остается единственной статьей расхода. Бабушка, в отличие от няни, гонораров за свой труд не ­требует.
 
Как ­быть?
Лучше, если вы заранее обсудите с бабушкой основные принципы воспитания, вместе прочитаете специальную педагогическую литературу. Можно составить примерное расписание на каждый день, в которое будут включены развивающие занятия, купить методические пособия для них. Так же, как и в случае с няней, можно дополнить бабушкино воспитание занятиями в одной из развивающих школ, где у малыша будет возможность пообщаться с другими детьми, ­воспитателями.
 
Учесть всё
Принять во внимание внешние обстоятельства и особенности ребенка — казалось бы, не так сложно. Но на деле каждый вариант имеет ряд весомых плюсов и минусов: индивидуальный подход или невысокая цена, профессиональный взгляд или безграничная и искренняя любовь бабушки? Несмотря на обилие «подводных камней», оптимальное решение есть, и оно для каждого свое. Правда, иногда, чтобы его найти, приходится попробовать разные формы «присмотра» и каждый раз внимательно следить за тем, как сам малыш реагирует на новую ­ситуацию.

1663 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.