Ребенок-энерджайзер
Психолог Анна Танакова о том, как воспитывать гиперактивного ребенка
Анна Танакова (Новосибирск) – педагог-психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», арт-гештальттерапевт, консультант по вопросам детско-родительских отношений.
«Он постоянно крутится, болтает, его невозможно утихомирить! У меня гиперактивный сын!» – нередко сетуют мамы, не подозревая, что в психологии и медицине понятие «гиперактивный» используется для обозначения детей с определенными поведенческими расстройствами. Нередко родители и педагоги навешивают ярлык «гиперактивный» детям, которым данная проблема вовсе не свойственна. А иногда, напротив, игнорируют диагноз, поставленный врачом-неврологом, и предпочитают отказаться от «зловредных» таблеток и процедур, считая данное заболевание чем-то несущественным. Нередко на консультациях я слышу довольно жесткие высказывания: «Мы не пойдем к неврологу. Еще скажет, что наш ребенок ненормальный. А он просто очень активный» или «Подрастет и все само собой пройдет, а врачам лишь бы таблетками травить и дорогостоящие процедуры назначать».
Итак, какие они, гиперактивные дети, и как помочь им стать успешными в обучении и общении с другими людьми?
Четыре непонятные буквы
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это одна из форм минимально-мозговой дисфункции, т. е. легкой недостаточности мозга, главным проявлением которой является нарушение способности ребенка контролировать и регулировать свое поведение.
Читая эту статью, не спешите делать вывод о том, что ваш ребенок гиперактивный. Двигательная активность у детей, особенно старшего дошкольного и младшего школьного возраста, достаточно высока и является нормальной. Активность у детей с СДВГ значительно выше, чем у их даже самых подвижных сверстников. К тому же сущность поведенческих проблем этих детей не является результатом только неправильной воспитательной стратегии родителей (нередко именно это становится причиной того, что ребенок не соблюдает нормы и правила поведения). Однако если у ребенка все-таки стоит диагноз СДВГ, игнорировать проблему малыша нельзя: чем раньше вы начнете с ней бороться, тем значительнее будут результаты и тем вероятнее, что у вашего чада получится извлечь из СДВГ определенную выгоду. Но обо всем по порядку.
Появление СДВГ может быть обусловлено рядом обстоятельств, возникающих в течение беременности и родов: сильные токсикозы, угрозы прерывания беременности, гипоксия плода, высокая тревожность матери и другие. Ученые предполагают наличие возможной взаимосвязи между курением и употреблением алкоголя в течение беременности и вероятностью возникновения СДВГ, однако на сегодняшний день этот вопрос исследован в недостаточной степени.
Генетическая предрасположенность к развитию СДВГ также является не последним фактором в возникновении заболевания. Исследования родственников детей с СДВГ, проводившиеся в США, показали, что у родителей и родных братьев/сестер этих детей частота расстройства составляет около 25–35 % (в 5–7 раз чаще, чем в среднем в популяции).
Под действием данных факторов происходят изменения в строении головного мозга ребенка. Масштабные исследования физиологических причин развития СДВГ проводились в Отделении детской психиатрии Национального института психического здоровья (США) в конце прошлого века. За 10 лет (к 2002 году) ученые сравнили 152 мальчиков и девочек с СДВГ со 139 детьми соответствующего пола и возраста, но без СДВГ. Дети обследовались, по крайней мере, дважды с помощью магнитно-резонансной томографии головного мозга. Было выявлено, что у группы детей с СДВГ объем мозга в лобных долях, сером веществе височной доли, хвостатом ядре и мозжечке на 3–4 % меньше, чем у детей из контрольной группы. Это исследование также показало, что дети с СДВГ, которые не принимают лекарственные препараты, имеют слишком малый объем белого вещества. Оно состоит из волокон, которые обеспечивают взаимосвязь между удаленными друг от друга структурами головного мозга и играют определенную роль в регуляции поведения.
Закреплению клинических проявлений синдрома и усилению дезадаптации детей с СДВГ способствуют неблагоприятные психологические и социальные факторы. Например, на фоне часто возникающих конфликтов и в целом напряженной обстановки в семье поведенческие проблемы гиперактивного ребенка могут проявляться ярче.
Опознавательные знаки
Обычно выделяют три основных проявления СДВГ: невнимательность, двигательная гиперактивность и импульсивность. Наличие всех признаков необязательно, как правило, преобладает 1–2 из перечисленных особенностей.
Невнимательность:
- ребенок с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр, часто отвлекается, не доводит начатое до конца и хватается за новое дело;
- избегает или ведет себя агрессивно при выполнении заданий, требующих усидчивости и терпения;
- испытывает сложности при самостоятельной организации своей деятельности;
- проявляет забывчивость в повседневных ситуациях, часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий в школе и дома;
- с трудом концентрируется на деталях, часто допускает ошибки.
Двигательная гиперактивность:
- не любит играть в тихие, спокойные игры;
- почти постоянно находится в движении – бегает, крутится, ерзает, совершает лишние движения кистями и стопами (бесцельная двигательная активность);
- любит болтать.
Импульсивность:
- отвечает на вопросы, не дослушав их, не задумываясь, во время уроков может выкрикивать решения, не успев до конца понять задание;
- мешает другим детям, взрослым, пристает, влезает в игры, разговоры;
- не ждет своей очереди в коллективных играх;
- совершает опасные для себя и окружающих действия (выбегает на проезжую часть, совершает резкие движения, держа в руках острые предметы и т. д.), но при этом не ищет острых ощущений или приключений;
- из-за высокой подвижности и моторной неловкости регулярно получает травмы;
- часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать.
Описанные признаки обычно проявляются у дошкольников и детей школьного возраста. Диагностировать СДВГ у ребенка более раннего возраста значительно сложнее, но «тревожные сигналы» все-таки существуют. В период до года: синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (беспокойство, беспричинный крик, повышенная двигательная активность, вегетативные реакции, нарушения сна, приема пищи, нарушения работы ЖКТ). Дети с СДВГ нередко начинают ходить раньше своих сверстников.
Если вы наблюдаете в поведении ребенка некоторые из указанных признаков, то в первую очередь стоит обратиться к врачу-неврологу и детскому психологу. Подобное поведение может быть обусловлено нарушениями на уровне функционирования головного мозга или же неверно выбранной родителями стратегией воспитания.
Диагноз СДВГ может поставить как невролог, так и детский психиатр. Однако сначала лучше обратиться именно к неврологу: при необходимости прохождения дополнительных обследований он направит ребенка к психиатру. В беседе с родителями врачи выяснят, как протекали беременность и роды, как шло моторное и психическое развитие малыша на первом году жизни, также они обязательно обратят внимание на становление речи и особенности темперамента ребенка. Помимо этого, скорее всего, невролог назначит обследование головного мозга (электроэнцефалографию, реоэнцефалографию, томографию) для постановки более точного диагноза. Это обычная врачебная практика, и пугаться этого родителям не стоит: во-первых, все процедуры безболезненны, во-вторых, они позволяют понять, какое лечение требуется ребенку и необходимо ли оно в принципе.
В настоящее время диагноз СДВГ имеет общепринятые диагностические критерии и требования:
- Дебют симптомов в возрасте младше 7 лет;
- Их сохранение на протяжении не менее 6 месяцев;
- Симптомы наблюдаются как минимум в двух социальных сферах (например, в детском коллективе и дома).
Поговори со мною, мама…
Вовремя узнать о наличии у ребенка СДВГ – это только полдела, очень большое значение имеет то, как дальше будут вести себя родители, поскольку только медикаментозного лечения недостаточно.
Часто, когда врач ставит ребенку диагноз СДВГ, родители не задумываются о необходимости объяснить ребенку на понятном для него языке суть его заболевания. Кто-то не придает этому значения, а кто-то сознательно избегает такого разговора, чтобы дети не чувствовали себя не такими, как их сверстники. Однако утаивание информации в большей степени вредит ребенку, нежели приносит пользу. Если ребенок не знает, по какой причине у него возникают типичные для гиперактивных детей трудности и как с ними справиться, – у него может сформироваться представление, что он неудачник, неспособный справиться с элементарными задачами. В то же время доступная позитивная информация помогает ему поверить в себя и свои возможности.
Как беседовать с детьми о симптомах СДВГ | |||
Возраст | Психологические особенности | Что делать | Что говорить |
5–7 лет
| В этом возрасте дети обладают конкретным мышлением, поэтому объяснения должны быть краткими и простыми. При этом у детей активно развивается воображение, и ведущей деятельностью является игра, поэтому то, как можно отреагировать в той или иной ситуации, лучше проиграть или представить в виде сказочной истории | Можно поиграть в игру «Черепашьи бега», где победителем будет самый медленный бегун. Систематическое проигрывание подобных игр научит ребенка не спешить и останавливать себя. К тому же этот игровой навык постепенно можно перенести в другие сферы деятельности ребенка, напоминая ему «помнишь, как на черепашьих бегах» | «Тебе трудно дожидаться своей очереди в классе, поэтому мы с тобой договоримся так: если в течение дня тебе удастся сдержать себя и отвечать тогда, когда к тебе обратится учитель, то ты вечером получишь маленький сюрприз».
«Тебе трудно самому закончить задание, поэтому ты можешь попросить меня или учителя помочь тебе» |
8–12 лет | Дети понимают причину и следствие и могут сделать вывод из устных объяснений. Проясните сущность заболевания ребенка, приводя конкретные примеры трудностей, с которыми он сталкивается | Для того чтобы облегчить ребенку выполнение учебных заданий и домашних обязанностей, приучайте его действовать согласно короткому, понятному алгоритму: сначала проговорить про себя предстоящий шаг, а потом действовать. Это помогает решить проблему «сделал, а потом подумал», характерную для таких детей | «Тебе трудно соблюдать порядок и вовремя завершать работу, поэтому давай установим несколько правил*: собирать портфель с вечера, составлять план важных дел, каждую пятницу делать уборку в комнате». |
12–14 лет | В этом возрасте картину дополняет сильный эмоциональный компонент, поскольку многие дети с СДВГ начинают считать себя неполноценными по сравнению со сверстниками | Обсудите с ребенком признаки СДВГ и способы их преодоления (например, обсудите, как можно реагировать на дразнилки одноклассников). Это поможет побороть ощущение беспомощности. Будьте для своего ребенка другом, поддерживайте его, разнообразьте внешкольную жизнь ребенка – посещение интересной секции или студии позволит ему почувствовать себя успешным и обрести новых друзей | «Ребята в классе иногда смеются над тобой из-за того, что ты бываешь неаккуратным. Однако ты должен всегда помнить о том, что помимо недостатков у тебя есть множество достоинств – ты надежный друг, ты интересный собеседник и именно твои рисунки отобрали для участия в конкурсе, потому что ты прекрасно рисуешь. А по поводу кляксы на рубашке можно пошутить, что это твой любимый узор» |
14–18 лет | В этом возрасте ребенок начинает подвергать сомнению общепринятые представления о лечении и отрицать любое отличие от сверстников | Попытайтесь вести с ним зрелую беседу, при необходимости привлеките педиатра вашего ребенка или психолога. Если ребенок настаивает на прекращении приема лекарств, можно поговорить с врачом о возможности временно не принимать их, а потом обсудить результаты. Ребенок в этот период может вести дневник самонаблюдения: фиксировать свое состояние и возникающие затруднения | «Ты хочешь прекратить принимать лекарства, потому что ты уже достаточно взрослый. Это твое право, но тогда ты должен быть готов к некоторым изменениям в своем состоянии – снизится внимание, ты будешь быстрее утомляться, раздражаться и т. д. Если ты готов попробовать справиться с этими проблемами без лекарств, давай обсудим, на какой период времени ты сделаешь перерыв в лечении» |
*Выработайте с ребенком свою систему поощрений и наказаний за соблюдение и несоблюдение этих правил
Принимаем меры!
Начало лечения должно быть как можно более ранним. За один курс лечения даже самыми дорогими препаратами существенных изменений добиться не удастся, ведь поведенческие расстройства формировались во время беременности, в младенчестве и те несколько лет, когда родители не замечали или не придавали значения особенностям ребенка. Кроме того, важно, чтобы не только сам ребенок и родители были настроены положительно, но и всё его окружение: создание спокойного, последовательного отношения к ребенку во многом является залогом успешной коррекции симптомов.
Основными аспектами терапии СДВГ являются: направленная двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, медикаментозная терапия.
Направленная двигательная активность
Ее цель – тренировка координации и ловкости. Для этого хорошо подходят спортивные занятия и игры, дающие аэробную нагрузку – длительный бег, лыжи, плавание, езда на велосипеде, туризм. Избегать стоит тех видов спорта, где выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления) – помните, ваш малыш не умеет проигрывать! Не давайте ребенку переутомляться: это снижает его способность контролировать свое поведение.
Спортивная нагрузка также позволит ребенку реализовывать свою высокую потребность в двигательной активности. Если нет возможности посещать секцию, постарайтесь сами создать условия для регулярного расходования ребенком избыточной энергии. Полезны ежедневные физические упражнения на свежем воздухе, длительные прогулки, пробежки, подвижные игры. Спортивный уголок можно оборудовать и в квартире. Шведская стенка, гимнастические мячи, скакалка – все это будет полезно и безопасно для вашего ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция
Она призвана создать условия для постепенной выработки у ребенка навыков регуляции своих поведенческих импульсов и самостоятельной организации своей деятельности.
Для ребенка с СДВГ обязательно соблюдение четкого режима дня, ограничение работы за компьютером и просмотра ТВ до 30 минут в сутки (они провоцируют чрезмерное возбуждение и агрессию). В школе попросите пересадить ребенка за первую парту (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания).
В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели» – хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте успехи, ведь нарекания в свой адрес эти дети слышат гораздо чаще. Так вы укрепите уверенность ребенка в собственных силах. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно и мягко. Ваша уравновешенность – прекрасный пример для ребенка, а благоприятная психологическая обстановка в семье – лучшее «успокоительное».
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Поощряйте его за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, чтение и т. д.). По возможности ограничьте его пребывание в людных местах (крупные магазины, рынки, рестораны и т. д.). Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте беспокойных и шумных приятелей. Приучайте ребенка соблюдать договоренности – например, заранее обсудите продолжительность просмотра мультфильмов. Для того чтобы ребенку было проще себя контролировать, заведите на оговоренное время будильник. Можете привнести традицию «тихих перерывов», продолжительность которых можно постепенно увеличивать – в эти моменты ребенок может поиграть в спокойные игры, молча посидеть или полежать.
Медикаментозное лечение СДВГ
Лекарственные средства назначаются в тех случаях, когда нарушение когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка не поддаются только психолого-педагогической коррекции. Врач-невролог подбирает медикаменты с учетом индивидуальных особенностей протекания заболевания.
Стоит принять во внимание, что именно комплексный подход в коррекции СДВГ, сочетающий в себе три терапевтических направления, может дать максимальный результат. Исходя из своего профессионального опыта и опыта моих коллег, могу утверждать, что при своевременно оказанной комплексной помощи ребенку и активной вовлеченности семьи в лечебный процесс степень проявления признаков заболевания значительно снижается, ребенок научается регулировать свое поведение и наравне со сверстниками успешно справляется с учебной программой.
Превратить минус в плюс
Гиперактивность – это недостаток лишь с одной стороны. Гиперактивные дети часто обладают нестандартным творческим мышлением и хорошим спортивным потенциалом. Среди успешных и известных людей нередко встречаются люди с СДВГ. Например, такой диагноз приписывают Галилею, Альберту Эйнштейну и Уинстону Черчиллю.
Направленные в нужное русло характерные симптомы СДВГ могут стать огромным преимуществом ребенка. Ярким подтверждением этого является выдающийся американский пловец, единственный в истории спорта 18-кратный олимпийский чемпион, 22-кратный призер Олимпийских игр и 26-кратный чемпион мира в 50-метровом бассейне Майкл Фелпс.
Доктор Эдвард Хэллоуэлл, американский психиатр, в течение последних 25 лет занимающийся лечением пациентов с СДВГ, говорит: «СДВГ – это подарок, с которого трудно снять обертку. Если им управлять должным образом, он может осчастливить вас».
4331 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям