18+

Я уколов не боюсь

Я уколов не боюсь

Психолог Анна Танакова о том, как справиться со страхом врачей у ребенка

Досье КС

Анна Танакова (Новосибирск) — практикующий психолог-консультант, арт-гештальттерапевт, педагог-психолог центра психологической помощи молодежи «Апрель», ведущая детской студии песочной терапии центра детского развития «Лукоморье».
Каждый родитель знает, что поход с ребенком к врачу — дело непростое. Многие взрослые побаиваются докторов и подолгу откладывают визиты к ним, что тогда говорить о детях! Боязнь игл, врачей, уколов и медицинских процедур — достаточно распространенный тип детских страхов, присущий чаще всего детям дошкольного и младшего школьного возраста. Что же делать, если ребенок боится врачей? Как помочь ему победить свои ­страхи?
 

Почему дети боятся уколов или откуда берутся страхи

Некоторым детям для того, чтобы меньше бояться, достаточно присутствия мамы, ее ласковых слов и прикосновений. Кто‑то облегченно вздыхает после того, как улыбающаяся тетя-доктор покажет ему, скольких игрушек-зверюшек она вылечила с помощью волшебных уколов-комариков. А кто‑то боится уколов так сильно и так сопротивляется медицинским процедурам, что это становится серьезным препятствием в процессе лечения. В этом случае, как правило, не помогают взрослые объяснения, что это необходимо и совсем не страшно, далеко не всегда срабатывают и обещания награды за примерное поведение в кабинете доктора. В подобных ситуациях родители начинают чувствовать себя беспомощными, не зная, как помочь своему ребенку. Некоторые взрослые сами становятся очень тревожными, переживая за своего малыша, кто‑то начинает злиться на ребенка из‑за его трусости и непослушания. Эмоции родителей легко понять, однако подобное поведение взрослых порой только усугубляет проблему. Тревога родителей еще сильнее подпитывает детский страх, а угрозы и насмешки только загоняют его вовнутрь, лишая ребенка чувства доверия к собственным ­родителям.
 
Почему дети боятся врачей? Самый распространенный возраст для возникновения страхов врачей — от двух до девяти лет. В этом возрасте дети многое знают, но еще не всё понимают, а необузданная детская фантазия не сдерживается реальными представлениями о мире. Страхи имеют определенную периодичность возникновения. Так, для малышей от года до трех лет наиболее характерны страхи сказочных персонажей, неожиданных звуков и одиночества. К двум годам на первый план выходят страхи боли, уколов и, как следствие, боязнь медицинских работников. По мнению психологов, это время проходит с меньшими тревогами, ­если:
  • в семье доминирует ­отец;
  • мать находится рядом с ­ребенком;
  • родители развивают, а не подавляют самостоятельность ­ребенка;
  • мать и отец не «нагружают» детей своей ­тревожностью.
В период с трех до пяти лет количество страхов сказочных персонажей увеличивается, к ним прибавляются страхи темноты и замкнутого пространства. Неслучайно в этом возрасте особенно ­значимы:
 
  • ласка, любовь и сочувствие со стороны ­родителей;
  • отец в роли защитника (помогает малышу чувствовать себя уверенно и преодолевать ­страхи);
  • поддержка детской самостоятельности (придает ребенку уверенности в ­себе);
  • общение со сверстниками (приводит к снижению боязливости и ­застенчивости).
В 5–11 лет появляются страхи смерти, жутких снов, животных, стихий, огня, пожара и войны. Их возникновение знаменует собой некоторую эмоциональную зрелость по сравнению с предыдущим возрастом. Однако страхи переживаются детьми не особенно остро, если родители жизнерадостны и не склонны к ипохондрии. Нередко страх смерти у дошкольников может быть выражен через другие тесно связанные с ним страхи, например, боязнь уколов и прививок. В поликлинике зачастую можно наблюдать заплаканного ребенка дошкольного возраста у дверей процедурного кабинета. Причем раньше эта фобия у него могла и вовсе отсутствовать. Страх шприца может быть вызван осознанием дошкольником того, что он может умереть (боль может привести к смерти). Родители и специалисты должны иметь представление о данной периодизации. Ведь случайная жизненная ситуация в сенситивный (или чувствительный) для этого период может спровоцировать закрепление страха и невротизацию ­ребенка.
 
Что родители делают ­неправильно?
Для начала проанализируйте, чего именно боится ваш малыш и в результате чего этот страх мог возникнуть. Страх прививок и других медицинских процедур возникает в первую очередь из‑за страха неизвестности. Взрослые не всегда могут объяснить, например, для чего нужна прививка, что ждет малыша за дверями «страшного» кабинета. А при вакцинации детей в детском саду, во избежание негативных эмоций у дошкольников, педагоги нередко до последнего момента утаивают от воспитанников, для чего те пойдут в кабинет врача. В результате достигается обратный эффект — страх прививки только усиливается и ­закрепляется.
 
Вторая ошибка взрослых в том, что они обманывают детей, утверждая, что это совсем не больно. Понятно, что делается это из добрых побуждений, чтобы как можно скорее успокоить ребенка, сделать процедуру нестрашной. Но из‑за этой лжи дети могут начать сомневаться в словах педагогов, родителей, ведь больно им будет в любом случае. Разумнее предупредить о боли, но сказать, что она будет не очень сильной и непродолжительной. В такие моменты важно также, чтобы родители были рядом, проявили эмоциональное участие, сопереживание горю, успокоили и пожалели ­ребенка.
 
Очень полезными могут быть так называемые я-высказывания, например, «я вижу, что тебе больно», «я вижу, что ты боишься». Эти фразы не снимут вмиг все переживания ребенка, но покажут ему, что близкий человек рядом и готов прийти на ­помощь.
 
Проанализируйте, какие приемы борьбы со страхом вы уже предпринимали? Если эти приемы были неэффективны, пора от них отказаться и начать поиск новых. Прекратите заниматься нахождением всё новых и новых логических объяснений того, что страх ребенка беспочвенен. Страх — эмоция, а эмоции по своей природе иррациональны, и логические доводы здесь не всегда работают, особенно если страх уже закрепился в душе ребенка. Не стоит и продолжать запугивать малыша тем, что в случае сопротивления процедурам его будут ожидать разные страшные последствия. Не стоит поддаваться чувству собственной беспомощности и пытаться повлиять на ребенка слезами и разговорами о том, что еще чуть‑чуть, и вы не выдержите этого кошмара. Для любого ребенка родители — это опора, защита, безопасность. И если дети ощущают это в своих родителях, то чувствуют себя гораздо спокойнее и ­увереннее.
 
В поиске новых способов избавления от страха взрослым необходимо поставить себя на позицию ребенка и придумать интересные творческие решения, близкие и понятные ­детям.
 
Часто в возникновении медицинских страхов виноваты сами взрослые. Непослушного ребенка они пугают походами к врачу, болезненными уколами «от капризов», которые может поставить им доктор. Дошкольник, возможно, еще и не понимает, кто такой врач и что такое укол, но по тону взрослого ему становится ясно, что это ассоциируется с чем‑то плохим и неприятным. И когда дело доходит до вакцинации, неудивительно, что ребенок вдруг наотрез отказывается заходить в ­медкабинет.

Несколько способов как помочь ребенку перестать бояться уколов

Игра спешит на помощь
Как научить ребенка не бояться врачей и уколов? Для преодоления страхов можно придумывать различные игры, ведь игра — самая близкая форма деятельности для детей дошкольного возраста. К тому же общение и игра — это важные факторы, способствующие благоприятному психическому развитию ребенка. Психологами замечено, что у детей, живущих в коммунальных квартирах и в связи с этим больше контактирующих со сверстниками, страхов меньше, чем у их ровесников, чьи семьи живут отдельно, и ребенок часто излишне опекаем ­родителями. В общении друг с другом дошкольники проигрывают свои переживания, что помогает им побороть ­страхи.
 
Если в ближайшее время вам предстоит первый визит, скажем, к стоматологу, поиграйте с ребенком в больницу. Вы будете добрым доктором, а ребенок — пациентом. Придумайте забавные названия инструментам стоматолога — «жужжалки», «шипелки» и т. п. Ведь ребенка, как и взрослого, очень страшит неизвестность. А когда у него есть представление о том, что его ожидает в кабинете врача, повода для страха нет. Можно купить малышу набор доктора. Это может быть как игрушечный, так и настоящий, самостоятельно собранный набор: фонендоскоп, шприц без иголки, пипетка, вата, бинтик. Малыш, почувствовав свое лечебное «призвание», сразу же начнет лечить всех и вся: кукол, игрушек, маму с папой, бабушку с дедушкой и т. ­д.
 
Что делать, если ребенок очень боится врачей? Если же ребенок уже проходил процедуры, испугался и этот страх закрепился, поиграйте с ним в то, как он боится. В процессе игры важно меняться местами. Сначала он «злой, ужасный доктор», а вы испуганный ребенок, а затем наоборот. Важно соблюдать последовательность ролей. Не стоит предлагать ребенку сначала проигрывать роль самого себя, т. к. это может сильнее закрепить страх. Когда вы будете проигрывать роль вашего сына или дочери, бойтесь не на шутку, пусть ваши эмоции будут преувеличенными! Скорее всего, ребенку будет смешно и весело проигрывать такую ситуацию. Смех — это отличный способ снятия эмоционального напряжения. После первого проигрывания поменяйтесь ролями. Ваша задача в роли «страшного доктора», сделать так, чтобы ребенок в итоге победил, и пусть эта победа не будет для него чрезмерно трудной и тяжелой. Поиграйте в эти игры несколько дней и вы увидите положительные ­результаты.
 
Палитра чувств и карнавал красок
Также для преодоления страхов детей перед уколами и прививками можно обратиться к рисованию. Рисование особенно эффективно в возрасте от пяти до одиннадцати лет, но это не значит, что его можно практиковать только в этот период. Само по себе рисование страха и беседа о нем очень полезны — происходит выплескивание сдерживаемых ­эмоций.
 
В рисунках страхов, как правило, присутствуют темные краски, много штриховки. Иногда маленький ребенок в процессе рисования может заплакать — таким образом он освобождается от своих переживаний. Пожалейте его, поддержите. После того как рисунок завершен, спросите, что он хочет сделать с ним. Иногда детям хочется порвать рисунок, сжечь его, выкинуть в мусорное ведро. Позвольте ребенку это ­сделать.
 
Следующим этапом рисования могут быть рисунки на тему «Какой я смелый в кабинете врача», «Что поможет мне победить мой страх». Пусть ребенок в течение нескольких дней выполняет подобные задания, всё сильнее и сильнее ощущая себя победителем над собственными опасениями. После выполнения каждого рисунка спрашивайте, что малыш хочет с ним сделать. Наверняка рисунки из серии «Как я не боюсь» займут почетное место в вашем ­доме.
 
Оригинальной окажется для дошкольника мысль, что из чего‑то негативного и страшного может получиться нечто позитивное и смешное. В этом случае лучше заняться с ребенком лепкой. Например, вылепить из пластилина шприц, скомкать его, а потом из этого же кусочка сделать цветок. Что лепить или рисовать, решает ребенок. Взрослый может ему помочь, если какой‑то элемент не удается. Также можно предложить вылепить или нарисовать талисман, который можно взять с собой в медицинский кабинет, чтобы не было так ­страшно.
 
Можно поговорить с ребенком о том, чего именно он боится, когда находится в кабинете доктора. Возможно, белого халата врача, шприца или крови. Если распознать страх, произнести его вслух, он станет меньше и потеряет свою ­силу.
В гостях у сказки
Отлично должна помочь сказка «Айболит», после нее детки обычно проникаются уважением к врачу, который помогал маленьким зверюшкам. Поищите также другие книжки или мультики, в которых заботливый доктор помогает своим маленьким ­пациентам.
 
Сказка может прийти на помощь и в том случае, если ребенок наотрез отказывается принимать неприятное на вкус лекарство. Например, горькую микстуру может прислать добрая волшебница, которая узнала о болезни малыша. Ведь для вас не будет проблемой упаковать лекарство в яркую красочную бумагу, а малыш вряд ли откажется лечиться такой сказочной ­микстурой.
 
Расскажите сказку о заболевшем зайчике (слонике, котенке и т. д.), который вылечился благодаря процедуре, которую нужно пройти и самому ребенку. Чем увлекательнее будет ваша сказка, тем ­лучше!
 
Придумайте вместе с ребенком сказку про мальчика или девочку, который (-ая) боялся (-ась) врача. Если история малыша получается мрачной, помогите ему добавить в нее волшебные инструменты и добрых помощников, которые вместе с героем победят зло. Следующим этапом прорабатывания сказки может стать ее проигрывание или создание к ней иллюстраций, что в свою очередь будет способствовать достижению более устойчивого положительного ­результата.
 
От теории к практике
Что делать если ребенок панически боится зубного врача? В качестве примера преодоления страха спешу привести вам историю одной моей очаровательной клиентки по имени ­Вероника.
 
Веронике 4,5 года, и ей необходимо лечить зубки. Мама отвела Вероничку к доктору. Девочка с опаской зашла в кабинет, села в кресло, но рот не открыла. Уговоры не помогли. Вероника плакала, смотрела на маму и доктора испуганными глазами, но открыть рот так и не согласилась. В итоге мама взяла дочку за руку и отвела домой. Опасаясь, что повторный визит к стоматологу тоже не увенчается успехом, Марина, мама Вероники, решила обратиться к детскому психологу. Веронике сразу понравилось играть в моем кабинете. Мы придумывали разные сказочные истории, персонажами которых являлись игрушки. И вот наша сказка приобрела неожиданный поворот — у медвежонка разболелся зубик и он стал очень грустным. Девочке стало очень жаль Мишутку, и мы решили во что бы то ни стало помочь ему. Я предложила позвать на помощь зубную фею. Веронике понравилась эта идея. Ей было интересно, кто такая эта фея и в чем ее волшебная сила. Я придумала историю о доброй волшебнице, которая помогает зверушкам и маленьким детям вылечить зубки. Кукла в костюме доктора отлично подошла на эту роль. Мишка был счастлив, фея очень добра, а мама медвежонка очень гордилась тем, какой Мишутка смелый. На этом мы расстались, договорившись с Мариной, что дома она с дочкой продолжит играть в эту ­игру.
 
Во второй раз я предложила Веронике надеть белый халат, вооружиться «шипелками» и «жужжалками» и побыть настоящей зубной феей. Эта игра очень увлекла девочку: она вылечила все игрушки, маму и меня. После мы поменялись ролями, и зубной феей была уже я, а Вероника смогла примерить на себя роль пациента. В конце мы с Мариной решили, что еще несколько дней они продолжат эту игру дома, а уже потом отправятся к ­врачу.
 
Мы с мамой придумали еще одну маленькую хитрость, придав этому визиту особое значение, — ведь после того, как Вероника вылечит свои зубы, она сможет получить настоящий подарок от зубной феи. Вероника с нетерпением ждала визита к врачу, во время процедур вела себя очень спокойно. А когда по возвращении домой она нашла игрушечный набор доктора — ее радости не было ­предела. Такие приемы помогут детям перестать бояться зубного врача.
 
Дорогие родители, помните, что страх не является чем‑то противоестественным. Однако для того, чтобы страхи не поселились в душе ребенка всерьез и надолго, постарайтесь стать для него надежным другом и добрым волшебником. И пусть творчество, фантазия и любовь станут для вас той волшебной палочкой, которая поможет развеять все тревоги и опасения ваших ­детей.

9946 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.