18+

Фармацевт, смотревший на жизнь с доброй иронией

Фармацевт, смотревший на жизнь с доброй иронией

Фармацевт, смотревший на жизнь с доброй иронией

История о том, как можно круто изменить свою жизнь, следуя зову сердца

23 сентября 1885 года в Мюнхене на третьем этаже дома по улице Хоймаркт умер от инсульта холостяк в возрасте 77 лет. За неделю до смерти он написал в письме: «…но мы никогда не должны терять любовь к жизни, до самого конца». Эти трогательные слова принадлежат Карлу Шпицвегу, фармацевту по профессии и художнику по призванию. Увлечение живописью сделало его известным художником-самоучкой, рисовавшим картины с присущей ему иронией и со свойственной фармацевту щепетильностью в мелочах.

Родился Карл Шпицвег 5 февраля 1808 года в Мюнхене в семье Симона Шпицвега, успешно торговавшего тканями и специями. Мать умерла, когда Карлу было 19 лет. Отец практично распланировал будущее своих сыновей: старший будет продолжать отцовское дело, средний сын станет аптекарем, а младший — врачом. Сначала Карл был отдан на обучение в латинскую школу при придворной аптеке, где и начал в 1825 году фармацевтическую карьеру в качестве ученика. Его будущее, казалось, было предопределено. С 1828 года Карл Шпицвег — аптекарский помощник, и он поступает в Мюнхенский университет на курс известного фармацевта Франца Петтенкофена. Спустя четыре года после окончания обучения с «отличием» получает звание аптекаря и работает в мюнхенской аптеке управляющим.

автопортрет.png
Автопортрет

Но не только фармация увлекает Карла. Рисование — его страсть с детства. Ему нравится копировать картины голландских мастеров, делать зарисовки посетителей аптеки, наброски увиденных уличных сцен. Увлечение живописью настолько захватывает аптекаря, что он мечтает поступить в академию художеств. Но в приёме ему было отказано по возрасту: академики сочли, что в 25 лет поздно начинать обучение. Они не подозревали, что позднее, в 1868 году Карлу Шпицвегу в возрасте 60 лет будет присвоено звание почётного члена Мюнхенской академии художеств.

А пока Карл продолжал совершенствовать свои навыки и изучал живопись самостоятельно. Его рисунки, пропитанные добрым юмором, с охотой печатали сатирические журналы. Профессия фармацевта учит при общении с клиентами быть тонким психологом. Эти навыки наблюдать за людьми, их эмоциями, характером, поведением нашли отражение в рисунках обыденной тихой жизни бюргеров.

Два события становятся судьбоносными для Карла: он получает наследство и его постигает серьёзная болезнь.

Получив финансовую независимость и оправившись после болезни, он решает оставить профессию фармацевта, чтобы полностью посвятить себя живописи. Вместе с братом и другом-пейзажистом он совершает в 1850 году поездки в Бельгию, Венецию, Лондон, Париж. Там он знакомится с работами великих живописцев и черпает творческое вдохновение. Возвратившись из поездок в свою скромную квартирку, в дальнейшем он почти безвыездно живёт в Мюнхене.

Сюжеты картин Шпицвег выбирает сам. Наблюдая за жизнью горожан, сидя у окна, Карл превращает бытовые малопримечательные события в настоящие авантюрные приключения. Тонкая ирония, юмор и детская непосредственность сквозят в изображении Шпицвегом жизни, как принято говорить, маленьких людей. Но художник уверен, что маленьких людей не бывает, для него каждый человек — это огромная Вселенная.

«Бедный поэт»

Картина «Бедный поэт» была создана в 1837 году и стала очень популярна. Воспроизведённая на плакатах, она висела почти в каждом студенческом общежитии. В связи с популярностью, Шпицвег сделал три варианта картины, один из них был украден из замка-музея Шарлоттенбург в Берлине в 1989 году и не найден до настоящего времени.

Бедный-поэт.png

На картине — маленькая, тускло освещённая комнатка на чердаке. Герой картины лежит на матрасе, укутавшись в тёплый халат и надев ночной колпак. Холодно. Но поэт так беден, что растопить печь может только стопкой собственных рукописей, которые в очередной раз редакции отказались печатать. На одной из них надпись «Operum meorum fasciculum III» (лат. язык: Третий комплект моих работ). Весь нехитрый скарб «бедного поэта» — шляпа, единственный костюм, сапоги да ветхий зонт, защищающий хозяина от непогоды не только на улице, но и дома от протекающей крыши. Но бедность на картине не ужасна, а, напротив, романтична. Художник создаёт обстановку, в которой должна обитать муза. Поэт, невзирая на неудобства своего бытия, полон новых творческих планов, вот только прервался на мгновение, чтобы раздавить надоевшую блоху.

Однако, не смотря на народную популярность, картина на выставке в Мюнхенском художественном объединении провалилась, так как не соответствовала общепринятым жанрам. Но художник не унывает, он независим. Его стиль полюбился горожанам, у него появились свои клиенты — обычные бюргеры, покупавшие картины для своих домов.

«Влюблённый аптекарь»

Влюбленный-аптекарь.png

Кому как ни самому Карлу Шпицвегу знать, что аптечные хлопоты не оставляют фармацевту ни минутки личного времени. Обречённый с утра до вечера трудиться, аптекарь вытащил ступку на улицу. Так, не отрываясь от работы, можно поприветствовать свою возлюбленную, когда она будет проходить мимо. Но долгожданная встреча так мимолётна. Отвешивая поклон одной рукой, второй он вынужден придерживать пестик: увы, нельзя прервать работу и последовать за дамой своего сердца. Да и женщина, сидящая на скамейке, вероятно, уже заждалась, когда аптекарь выдаст ей приготовленное лекарство. Ах, как часто бьётся сердце влюблённого аптекаря! В то же время из окошка второго этажа, где располагается квартира аптекаря, на происходящее смотрит из окна женщина. Кто это? Матушка, приглядывающаяся к избраннице своего сына? Или жена, ревниво наблюдающая за учтивым поклоном мужа какой‑то красотке?

За эту романтичную картину особая благодарность художнику от фармацевтов всех времён.

«Любитель кактусов»

Любитель-кактусов.png

Эта картина, как и многие, написана художником в нескольких вариантах. Но в каждой из них — тихое упоение общением с природой. На одной картине пожилой мужчина заботливо выносит кактусы «подышать свежим воздухом», любуется ими и заметно, что в эти минуты он счастлив. На другой картине — немой диалог любителя кактусов со своим питомцем. И кактус и его хозяин склонились навстречу друг к другу, высказывая полную взаимность и любовь.

Любитель-кактусов-2.png

«Алхимик»/фармацевт

В XIX веке каждый фармацевт был алхимиком. Это время великих открытий и синтеза химических веществ, многие из которых до сих пор входят в арсенал медицины. На картине изображён мужчина, с большим любопытством наблюдающий за процессом в колбе, Лицо озарено улыбкой.

Алхимик_.png

— Процесс ускорился…
Реакция пошла…
Пошла реакция, слились ингредиенты…
Кухарка Маргарет чего‑то не пришла!..
Опять без завтрака!.. Волнуются ферменты…
                                    (Владимир Котовский. Стихи к картине, отрывок)

В комнату пробиваются первые лучи солнца. Похоже «алхимик» не спал всю ночь, контролируя химический процесс, и сейчас доволен результатом. Ещё один чудак, которого художник с любовью нарисовал в нескольких вариантах картин.

«Вечный жених»

Вечный-жених.png

Художник по‑доброму иронизирует над уже немолодым поклонником хорошенькой девушки. Галантно раскланиваясь, кавалер дарит ей букетик цветов. Свидетелями деликатной сцены становятся соседка, выглядывающая из окна, и две женщины, идущие по дороге. Они с интересом смотрят на происходящее, как и сам художник, как бы тоже подглядывающий в этот момент.

«Ловец бабочек»

Ловец-бабочек.png

Буквально ошалевший от увиденных бабочек энтомолог-любитель выходит из тропических зарослей. Тщательно экипированный, с зонтом и маленьким сачком, который, вероятно, сохранился со времени детства, он отправился в настоящую экспедицию. И понятно, это было время активного изучения природы и повального увлечения коллекционированием бабочек. И каждый любитель мнил себя настоящим учёным. Картина непременно вызывает улыбку. Наверное, этого натуралиста в экспедицию собирала заботливая и предусмотрительная бабушка.

«Монах, жарящий курицу»

Монах,-жарящий-курицу.png

Как пишут в наставлении,
До золотистой корочки,
Хрустело чтобы крылышко, а гузка мягок был…
Щепотку соли надобно чуть меньше ближней горочки,
Эх, чесночку немножечко я, кажется, забыл!..
— То не чревоугодие,
Господь от страсти миловал,
Грехом не оскоромлюсь я, избави меня Бог!..
Винцом пролил я курочку, кувшин мой изобиловал,
Не стал я пить заранее, хотя, конечно, мог…
— Жирком лоснится курочка,
Она как будто просится,
Но только б раньше времени ко рту не донести!..
Поспешность всюду пагубна, а тут подавно… Хочется,
До полной, до готовности, мне мяско довести!..
— Ага, ну, вот, как будто бы,
Готова моя трапеза,
Всё скромно, по‑монашески, излишества — ни-ни-ни!..
Минует пусть отшельника гостей случайных каверза,
В блаженном одиночестве проходят мои дни.
                                    (Владимир Котовский. Стихи к картине, отрывок)

«Воскресная прогулка»

Воскресная-прогулка.png

Во второй половине творческой жизни Шпицвег увлекается изображением пейзажей. Но и на них часто появляются герои-чудаки. Вот семья достопочтенного бюргера, вышедшая на прогулку. Картина наполнена яркими цветами: золотистая рожь, голубое небо, яркие наряды домочадцев. Но и здесь художник не изменил своему чувству юмора, изобразив предприимчивость главы семейства. Ему стало жарко идти под палящим солнцем в шляпе, и он с помощью прутика сделал из шляпы зонтик. Наблюдательность автора придаёт сцене провинциального быта своеобразное очарование.

«Книжный червь»

Книжный-червь.png

Одно из самых известных произведений художника. Написана картина в 1850 году. Мир полон потрясений: происходят революции, войны, но увлечённому человеку нет дела до этого. В окно библиотеки едва проглядывают солнечные лучи. Стоя на неудобной лестнице, философ весь поглощён чтением книги, на которой написано «Метафизика».

«Запах роз»

Молодой человек-романтик наслаждается запахом роз, которые растут в чужом саду. Но только ли розы влекут его к этому дому? Во дворе дома виден силуэт девушки. Но она не одна…

запах-роз.png

Кстати, сам художник всю свою жизнь любил одну единственную женщину, которая была замужем. Даже когда она умерла, Карл не женился, оставаясь верным своей любви.

«В Альпах»

В-Альпах.png

Это одна из поздних пейзажных картин художника, где он изобразил женщин на сенокосе в Тирольских Альпах. Присев отдохнуть, они любуются открывшейся панорамой. Автор предлагает вместе с ними полюбоваться обворожительным видом гор в лучах утренней зари.

«Дозорный-вязальщик»

Дозорный-вязальщик.png

В мирное время служба солдата размеренная. Стоять в дозоре, когда нет угрозы от неприятеля, утомительно и скучно. Однако, если заняться делом, то время коротается быстрей. «За время дозора можно связать тёплую телогрею» — решил сообразительный часовой. Шинелей тогда у солдат не было, и в холодное время года, если не одеть под мундир тёплой одежды, можно было не на шутку простудиться. Такого необычного дозорного не мог не приметить острый взгляд художника.

«Перехваченное любовное письмо»

Перехваченное-письмо.png

Эта картина похожа на короткий юмористический рассказ. Молодой человек, живущий на верхнем этаже, вероятно, уже не первый раз отправляет таким образом письма юной красавице. Но на этот раз ему явно не повезло. Строгая «мутер» буквально застыла от возмущения, увидев неожиданную корреспонденцию. Девушка как можно ниже склонилась над своим рукоделием, всем видом высказывая непричастность. Право предположить, что разразиться буквально через минуту, автор с улыбкой оставляет зрителю.

«Воскресный охотник»

Воскресный-охотник.png

Добравшись до леса, незадачливый охотник решил сначала перекусить. Разложил припасённый обед, откупорил традиционную для охоты бутылку вина, и вот незадача: на запах его обеда из кустов показалась косуля. Любопытный взгляд косули и испуганный охотник — таков юмор Шпицвега.

Признание

Настоящая популярность к художнику пришла после всемирной выставки в Париже в 1867 году. Картины приобретают покупатели из Нью-Йорка, Парижа, Вены…, даже императрица Елизавета и император Фердинанд Австрийский стали заказчиками Шпицвега.

За свою жизнь Карл Шпицвег продал 400 картин. Всё творческое наследие художника составляет более 1500 картин, акварелей, рисунков. Его творческая сила осталась с ним до конца жизни.

20-долларов-Острова-Кука-оборотная-сторона.png
20 долларов Острова Кука оборотная сторона

Сегодня картины К. Шпицвега — ярчайшего представителя художественного стиля бидермейер1, находятся во многих музеях мира и частных коллекциях. С годами произведения Карла Шпицвега не уходят в забвение, а наоборот, набирают популярность. Их изображения можно встретить на современных монетах, открытках, почтовых марках, декоративных тарелках, стаканах, кубках для пива и прочих предметах современного обихода.

stakan-shpitsveg.png

Своими картинами художник как бы обращается к зрителю: любите жизнь, не забывайте радоваться каждому новому дню и в обыденной рутине находите источники счастья.

Шпицверг_Друзья-детства.png

1«Бидермейер — художественный стиль в немецком и австрийском искусстве, распространённый в 1815–1848 годах.

В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи.» (Википедия)


Автор статьи
Ольга Стенькина
Провизор
Писатель, журналист, юрист, провизор

2245 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.