Башня грифонов
Самвел Григорян о доброй примете, связанной с именем знаменитого петербуржского аптекаря
Досье КС
Самвел Григорян
Город: Москва
Окончил с отличием фармацевтический факультет ММА (ныне Первый МГМУ) им. И. М. Сеченова. Более десяти лет работает в отраслевых СМИ.
Вера в хорошие, добрые приметы — вечна. Есть в Москве место, как говорят, приносящее удачу, — скульптуры на станции метро «Площадь Революции», изображающие пограничника с собакой. Знающие люди утверждают: тому, кто потрет нос животного, будет сопутствовать удача. В Петербурге тоже есть такие счастливые места. Но не все знают, что одно из них связано с историей знатной городской аптеки и именем выдающегося аптекаря. Это так называемая Башня грифонов, укрытая во дворе № 16 на 7-й линии Васильевского острова.
«Аптекарская столица» России
На мой взгляд, при всем богатстве и старине московских аптечных традиций, титул «аптекарской столицы» России больше заслуживает Санкт-Петербург. В каком еще российском городе — помимо множества аптек с долгой историей — есть еще Аптекарский остров и аптекарский квартал? Первый более известен горожанам и другим жителям России, а о втором знают даже не все петербуржцы.
Объяснить это можно тем, что «аптекарский квартал» — название неофициальное, сложившееся вокруг места, где потомственные аптекари развивали большое фармацевтическое дело. Поэтому и границы этого квартала весьма условны. Их обычно очерчивают Академическим, Днепровским переулками и 7-й линией Васильевского острова, 16-й дом которой является историческим сердцем квартала. Дом был построен в 1720–1730-е гг. и многократно перестраивался. Первым владельцем здания был стольник Долгоруков. Впоследствии дом служил в качестве доходного, то есть его квартиры сдавались внаем, а помещения первого этажа занимала аптека. В 1820-х гг. домовладение перешло к провизору Гленцеру. В 1840-х гг. владельцами дома стали купцы Солуяновы, торговавшие посудой на расположенном по соседству Андреевском рынке. Аптека в то время принадлежала уже другому провизору — Карлу Эккелю.
Большое хозяйство Пелей
Карл Эккель и продал в 1850 г. свое дело Вильгельму-Христофору-Эренфриду Пелю, более известному под именем-отчеством Василия Васильевича. Он был сыном переселившегося из Германии придворного сапожника Георга-Вильгельма Пеля. Кстати, обращение сына сапожника к фармацевтическому делу было неслучайным — один из представителей его германской родни был доктором медицины и профессором ботаники в Лейпциге.
Василий Пель дал начало успешному фармацевтическому предприятию, славной аптечной династии, проявил себя также как талантливый ученый. Дело, которое он создал, сейчас бы назвали «вертикально-интегрированным», потому что Василий Пель (а впоследствии и его сын Александр, и другие сыновья) занимался не только отпуском лекарственных средств, то есть непосредственно аптекарским делом, но также их импортом, оптовой торговлей, производством, разработками и научными исследованиями, даже фармобразованием. Словом, это была фармация «от и до».
Все это осуществлялось не в разных местах, а по упомянутому адресу на Васильевском острове, в разросшемся к тому времени различными пристройками доме. С течением времени здесь сформировался целый фармацевтический комплекс: в него, помимо ставшей знаменитой «Аптеки проф. доктора Пеля и сыновей», входили также исследовательская лаборатория, склады лекарственных и сопутствующих товаров, галеновое производство, контора по сбыту, специализированная библиотека.
Пели нанимали более 270 работников, многие из которых проживали поблизости. Закономерно, что этот комплекс и место вокруг него вскоре неформально стали называть «Кварталом аптекарей». В 1871 году Василий Пель удостоился звания поставщика императорского двора. Это было признанием его профессионализма, высокого качества поставляемых им лекарственных товаров и услуг.
Создатель ампул
Разговор о заслугах Пелей, их вкладе в российскую фармацевтическую науку и практику можно продолжать долго. Однако в этот раз нас интересует другая тема, и мы на этом останавливаться не будем. Выделим только один из самых важных эпизодов наследия Пелей.
Они уделяли большое внимание качеству лекарственных препаратов, вопросам асептики и антисептики, хранения инъекционных растворов. Александр Пель, выпускник Императорской Медико-хирургической академии, первым предложил использовать для дозирования стерильных растворов запаянный стеклянный сосуд, который в настоящее время известен как ампула.
В XIX в. образ аптекаря в представлении многих все еще сохранял флер таинственности, идущий из Средних веков, когда специалисты по фармации нередко одновренно занимались алхимией, поиском путей получения золота из неблагородных металлов, всякого рода эликсиров молодости и вечной жизни, прочих чудодейственных средств.
Немец-аптекарь, обладающий большой ученостью, в чем-то «не от мира сего», весь погруженный в свои загадочные и по тем временам для многих диковинные химические опыты, да еще и поставщик императорского двора — все это способствовало формированию вокруг личности Василия и Александра Пелей городских легенд. Самая красивая и загадочная из них связана с одним из строений фармацевтического комплекса Пелей — 11-метровой круглой башней.
Таинственное строение
Двор дома № 16, в котором она расположена, замкнут домами в несколько этажей; наверху — четырехугольник неба. Эти дома выше башни и полностью ее скрывают. Диаметр сооружения тоже небольшой — около двух метров. Она сложена из кирпичей и не имеет окон. Башня закрыта и сверху, с помощью жестяной крыши. В 1990-е гг. на большинстве кирпичей башни появились цифры, уложенные в порядке счета — это была акция одного из художников. Однако многие посетители двора, впервые увидевшие башню после этого события, сочли их каким-то загадочным зашифрованным посланием, оставленным кем-то из Пелей.
Версии относительно предназначения этого сооружения разнятся: одни предполагают, что она являлась трубой котельной комплекса Пеля, другие — что она служила вытяжкой его лаборатории. Необычное и утаенное расположение башни — внутри петербуржского двора, в сердце владений таинственного аптекаря и химика, загадочный ореол его образа, даже странные цифры, непонятно зачем выведенные на кирпичах, — все это волновало и продолжает будить воображение окрестных жителей и гостей этого места.
Гнездо грифонов
В результате еще в XIX в. сложилась и продолжает жить своей жизнью легенда о башне и ее владельце. Согласно ей, в башне прячутся от дневного света грифоны — мифические крылатые существа с туловищем льва и головой орла. По ночам же они вылетают из нее попарить над городом, и их сказочные контуры якобы отражаются в лунных окнах окружающих домов. Все это происходит со времен Василия Пеля, который, согласно легенде, чуть ли не сам их вывел благодаря своему всемогущему уму ученого.
Однако, на мой взгляд, имя Пелей связано с темой грифонов по другой причине. Василий Пель, а затем и его сын Александр, были очень успешными аптекарями, предпринимателями, учеными. О таких говорят: «все, что он делает, превращается в золото». Кроме того, они обладали большим авторитетом и влиянием — статус поставщика императорского двора делал их близкими к власти.
Грифон же — мифическое существо, соединяющее в себе и доброе, и злое начало. С древних времен изображения грифона можно найти в большом количестве не только в средневековой геральдике, но и на дворцовых фресках минойского Крита, руинах Персеполиса — он символизирует могущество, силу, стремительность, успех. Все это очень подходило к влиятельному, успешному и стремительно разбогатевшему семейству Пелей, чей род деятельности соединял благородство и доброту лекарского дела с пугающей непостижимостью шипящих паром лабораторий.
Не исключено также, что выбор грифона в качестве персонажа легенды о семействе Пелей связан с тем, что это мифическое существо представлено на гербе той области или города, откуда их предок переселился в Россию. Вообще, в прекрасном северном городе, где пролеты мостов охраняются крылатыми львами, появление легенды о грифонах не выглядит чем-то чужеродным. Другое крылатое существо — двуглавый орел императорского герба — запечатлено на фасаде дома № 16; право на это Василий Пель получил как поставщик императорского двора. Словом, оснований для фантазий, породивших в чьем-то воображении такую красивую легенду, в этом месте предостаточно.
«Птица счастья»
Коль скоро грифоны, согласно легенде, символизируют успех Пелей, то приобщение к их гнезду-башне — как к той собаке со станции «Площадь Революции» в Москве — может принести удачу и исполнение желаний. В этом и состоит поверье. Как и всякая другая легенда, она подкрепляется различными примерами-«доказательствами» разной степени достоверности.
Они касаются жителей и гостей аптекарского квартала и доходного дома, в котором по сей день размещается аптека Пелей, куда, кстати, в гости к ним приходил Дмитрий Менделеев. Например, рассказывают о внезапно получившем большое наследство студенте Михаиле Колчанове. Отвергавшая его раньше по причине бедности девушка Полина Гвоздева сильно пожалела об этом и попыталась его вернуть, но у нее ничего не получилось. Также вспоминают о бездомном сироте, которого усыновили состоятельные жители дома, после того как он случайно забрел в этот двор. Во время проживания в аптекарском квартале пошли в гору и дела купца первой гильдии Карла Федоровича Сименса, одного из основателей российской электротехнической промышленности.
Аптека и ее здание недавно были отреставрированы и продолжают свою жизнь под сложенным на фасаде именем Пеля, ее самого именитого в прошлом владельца.
4009 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям