18+

Из монахов в модники

Из монахов в модники

Из монахов в модники

Владимир Давыденкоо моде на белые халаты среди фармацевтов

Если бы человечество не знало униформы, ее все же стоило бы придумать. Любая одежда — это не только удобство и красота, но и четкий сигнал, помогающий понять, какого поля ягодой является ее владелец. Издревле воина было трудно перепутать с пахарем, монаха с мирянином, а богатого с бедняком. Своей собственной «униформой» стремились обзавестись все сословия и профессиональные группы. Есть она и у сегодняшних сотрудников аптек. Но как же все ­начиналось?

Наши эксперты

Елена Зяблова (Новосибирск)

заведующая аптекой сети «Ноль-Боль»

Наталья Лаптева (Нижний Новгород)

начальник отдела персонала аптечной сети «Максавит»

Татьяна Лиманова (Новосибирск)

менеджер проекта «Катрен-Стиль медицинская одежда»

Валерий Поляков (Санкт-Петербург)

директор компании-производителя медицинской одежды «МедиХаус»

От рясы до мантии

Историю одежды фармацевтов можно проследить примерно с начала Средних веков. Как раз в ту эпоху в Европе при монастырях стали появляться первые подобия современных аптек. Одевался «аптекарь»-послушник по уставу монастыря, так что первой «аптечной» униформой можно назвать монашескую рясу. Возможно, именно эта одежда позже стала основой широко известного костюма сестер милосердия, продолжающих ухаживать за больными вплоть до наших ­дней.

Позднее аптеки вышли из лона церкви и стали самостоятельным мирским явлением, причем должность аптекаря, как и звание врача, была весьма почетной. Неудивительно, что это тут же отразилось на внешнем виде средневековых фармацевтов, которые ушли от скромного и строгого монашеского одеяния к одеждам более ­представительным.

Чаще всего историки описывают средневекового аптекаря как человека в пышной мантии, увешанного роскошными украшениями. Впрочем, эту и другие привилегии еще нужно было заслужить: до получения диплома помощник фармацевта, в отличие от своего учителя, был обязан носить на работе неприглядный кожаный фартук, а парадную одежду мог надевать только по праздникам. Но даже при этом студент не имел права пудрить волосы, как того требовала средневековая ­мода.

Сугубо мужской профессией фармация оставалась вплоть до середины XIX века. К моменту прихода в аптеки женщин взгляды на спецодежду кардинально изменились: роскошь в ней уступила место функциональности и ­практичности.

Зато после вручения магистерского диплома новоиспеченный фармацевт не только получал долгожданную мантию, возможность пудрить шевелюру или надевать парик, но даже обретал право носить шпагу и трость. С этого времени аптекаря нельзя было называть на «ты», а при обращении следовало использовать слово ­«господин».

А вот о женской аптечной моде этого времени сказать ровным счетом нечего. Ее просто не существовало: к обучению в университетах прекрасных дам в те времена еще не ­допускали.

Эпоха халатов

халаты2.png
Эмансипация отрасли практически совпала по времени с введением в медицинскую практику белого халата. Из соображений антисептики такую форму одежды полевым хирургам во время Крымской войны (1853–1856) предложил использовать английский врач-гигиенист Джозеф Листер. Халаты не сразу стали белыми и поначалу имели довольно ограниченный обиход — повсеместное распространение они получили только в 20‑х годах прошлого столетия. Позже, когда образ человека в белом уже стойко ассоциировался с надеждой на спасение, к врачам присоединились и сотрудники ­аптек.

Такая форма одежды с небольшими вариациями в нашей стране была отраслевым стандартом весь советский период — и жива до сих пор. Как вспоминает заведующая аптекой сети «Ноль-Боль» Елена Зяблова, основу униформы провизора в позднесоветские времена составляли классический белый халат и медицинский колпак: «Каких‑либо иных требований к внешнему виду не предъявлялось. Честно говоря, халат не обязательно было даже гладить. Но женщины не были бы женщинами, если бы не стремились выглядеть хорошо! Поэтому мы с коллегами регулярно крахмалили свою униформу, чтобы она не теряла опрятного вида и всегда производила впечатление на ­посетителей».

Однако в медицинской среде белые халаты уже давно подвергаются критике. Многие врачи жалуются на то, что в халате жарко, его неудобно носить и к тому же он является переносчиком разнообразных инфекций. В России первыми от белого халата в пользу спецбрюк и рубах отказались врачи скорой ­помощи.

Взамен для медиков наукой давно разработаны специальные кровоотталкивающие ткани, костюмы с бактерицидными свойствами и многое другое. И хотя перед провизорами вопрос безопасности стоит не так остро, белый халат постепенно уходит и из аптек. Во многих сетях он давно уступил место костюмам, состоящим из нескольких предметов одежды (брюки, юбки, блузы, ­колпаки).

«Такая униформа гораздо практичнее, — считает Елена Зяблова, — ведь провизору приходится довольно много двигаться, в том числе добираться до высоких полок. Все это не очень удобно делать в сковывающем движения халате. Поэтому в нашей сети халаты не использовались никогда, хотя я знаю, что в других аптеках они еще встречаются. С момента открытия мы носим белые брюки и блузы. По ним сотрудников наших аптек всегда можно отличить от коллег из других сетей. За прошедшие годы менялся фасон нашей одежды, ткань, а вот цветовая гамма всегда оставалась ­неизменной».

лиманова.png

Татьяна Лиманова

менеджер проекта «Катрен-Стиль медицинская ­одежда»:

Еще 15 лет назад ассортимент медицинской одежды был ограничен не только выбором моделей, но и отсутствием разнообразных тканей. Халаты шились из бязи и дешевой смесовой ткани. Сегодня выбор материалов позволяет создавать как бюджетные, так и элитные коллекции одежды. Появились профессиональные ткани с эффектом «стретч», которые дают дополнительный комфорт. Большая цветовая палитра воодушевляет дизайнеров на оригинальные сочетания. В изделиях стали широко использовать металлическую фурнитуру — молнии, пуговицы, кнопки. Теперь перед фармацевтами стоит непростая задача — выбрать себе понравившуюся ­модель

Блеск и нищета корпоративных стандартов

Сегодня рынок фармацевтической одежды очень разнообразен. Только в России сейчас работает несколько десятков предприятий разной величины, специализирующихся на производстве униформы для медиков и ­фармацевтов.

«Когда в 1997 году мы открыли первую аптеку, никакой униформы еще не было, — вспоминает начальник отдела персонала аптечной сети «Максавит» Наталья Лаптева. — Но уже в 2000‑м, когда сеть насчитывала 5 точек, был введен стандарт внешнего вида и появилась корпоративная одежда. Форму старались сделать современной, красивой и в то же время обращали внимание на состав материала, чтобы провизорам было удобно и комфортно работать. С тех пор она неоднократно совершенствовалась и сегодня основана на корпоративных цветах нашей сети — красном и белом. Для заведующих предусмотрен халат белого цвета с красной окантовкой по воротнику, карманам и рукавам. Костюм первостольников и таксировщиков состоит из белой куртки с таким же кантом и красных брюк. Обязательным элементом униформы является вышитый на кармане логотип ­компании».

Но если для фармацевтов главным критерием в одежде является удобство, то их работодателей зачастую гораздо больше интересует цена, делится своими наблюдениями директор компании-производителя медицинской одежды «МедиХаус» Валерий Поляков: «Обычно фармкомпании не вкладываются в дорогую одежду, предпочитая бюджетные варианты. Индивидуальные заказы на разработку одежды для конкретной сети — сегодня большая редкость, чаще аптеки довольствуются конвейерной штамповкой, максимум — берут что‑то из средней ценовой категории и просят нанести свой логотип или подобрать брендовые цвета. Больше в этом заинтересованы некрупные компании, гиганты с огромным штатом на одежде предпочитают экономить, сосредотачиваясь на совершенствовании ­сервиса».

халаты3.png
Правда, такая политика работодателя далеко не всегда устраивает самих провизоров. Как рассказал Валерий Поляков, по этой причине аптекари иногда покупают униформу за свой счет, так как просто не могут работать в том, что им выдали. Кстати, именно из‑за экономности фармбизнеса, по словам эксперта, о моде в этом сегменте спецодежды говорить пока не приходится: «В этом фармацевты отличаются от медработников. Во-первых, в больницах и поликлиниках персонал обычно не так жестко ограничен фирменным стилем или дресс-кодом. А во‑вторых, зарплата специалистов среднего и высшего звена дает им возможность самовыражаться через костюм. Униформу некоторые медики меняют раз в полгода. Приходят и спрашивают, что у нас появилось интересного. Таких людей нужно удивлять, поэтому все серьезные производители имеют широкий модельный ряд: укороченные, длинные костюмы, одежду со вставками, разные по фасонам и цвету брюки, юбки и ­прочее».

А как у ­них?

Открывая сайт практически любого американского производителя униформы, вы сталкиваетесь с такими моделями, о существовании которых в России многие даже не слышали. Трудно представить себе отечественного врача или аптекаря, облаченного в спецодежду, усеянную крупными кружками или бабочками. «В Америке действительно любят различные диковинки: узоры, принты, нестандартную расцветку, — подтверждает Валерий Поляков. — Но, как показывает практика, все равно большая часть специалистов выбирает проверенные временем ­фасоны».

Аналогичные модные тенденции прослеживаются и в Европе. Там к разработке медицинской униформы часто привлекают именитых дизайнеров, и новые коллекции выходят регулярно: один крой халата сменяет другой, изменяются размеры шапочек и колпаков, конфигурация рукавов, а в палитру добавляются новые цвета. Об отдельной моде для фармацевтов при этом говорить не приходится — им предлагают выбирать из того же многообразия, что и врачам, либо заказывать индивидуальный ­пошив.

Как и американцы, европейские разработчики подходят к своему делу с юмором: нередко халаты врачей там украшают изображения скелетов, медицинских инструментов (такие принты доктора используют как знаки различия) и даже популярных ­мультперсонажей.

3930 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.