Культура для «чайников»
Лидия Ратниковао том, как сориентироваться в современном искусстве
Чтобы открыть для себя мир искусства, в первую очередь не нужно бояться открытий. Не стоит думать, что в 40 лет поздно начинать ходить по выставкам, смотреть авторское кино или посещать театр. Никто не требует от нас глубоких музыкальных познаний для того, чтобы пойти на концерт, никто не осудит за то, что нам непонятны работы современного художника. Культура — это в первую очередь необычные впечатления и способ узнать новое о себе и своем внутреннем мире. Наши эксперты помогут вам выбрать свой способ погружения в культурную жизнь города.
Вся жизнь — театр
Наш эксперт
Павел Руднев (Москва)
театральный критик, театральный менеджер, помощник художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова и ректора Школы-студии МХАТ по спецпроектам, кандидат искусствоведения
«Театр требует любви и доверия. А чувству, как известно, все возрасты покорны, поэтому открывать для себя театр никогда не поздно, — уверен Павел Руднев. — Театр действительно очень сильно изменился за последние годы. Когда вы идете на современное зрелище, нужно заранее отказаться от существующих представлений, канонов, примеров и кумиров. И изучить прежде всего те правила игры, по которым режиссер и артисты здесь и сейчас будут играть с аудиторией».Не ждите от театра, что он будет таким, как вам хочется, — это прямой путь к разочарованию. Будьте открыты новому. «Важно понимать, что кроме "классического" театра, где иллюстрируется произведение литературы, есть целая палитра театральных систем, — рассказывает Павел Руднев. — Есть интерпретационный театр, театр художника, есть современная хореография, документальный театр, есть новый цирк и новый театр кукол, и многое другое».
Помимо спектаклей, у театров существует множество проектов: встречи со зрителями, художественные читки пьес, режиссерские лаборатории. Здесь можно увидеть творческий процесс изнутри, задать вопросы, услышать разные мнения, познакомиться с новыми формами театра. Находить информацию о театре, его акциях и проектах проще всего в Интернете. «Те театры, которые хотят работать со зрителями, ведут активную работу в социальных сетях, на сайтах, вступают в диалог со зрителем. Сегодня это очень важно для театров — услышать аудиторию и что‑то рассказать ей, дать ключи для понимания современного искусства».
Изображение с воображением
Наш эксперт
Сергей Самойленко (Новосибирск)
искусствовед, журналист, критик
«Главное — перед классическим искусством не надо излишне благоговеть. А современную культуру — не надо бояться, — говорит искусствовед Сергей Самойленко. — Современное искусство гораздо проще классического, где важно знать кучу вещей об эпохе, исторических или библейских персонажах, понимать художественный контекст, символику. А для понимания, например, фоторабот группы "Синие носы" достаточно иметь здравый смысл, "незашоренный" взгляд и чувство юмора».Наш эксперт рекомендует начать с прочтения книги Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве». А затем идти в музеи, на выставки, перформансы, инсталляции. «Искусство лучше видеть в оригинале, — уверен Сергей Самойленко. — Эрмитаж, Русский музей, Московский музей современного искусства, Центр современного искусства "Винзавод", "Гараж", маленькие региональные музеи, выставки, которые случаются в каждом городе. Перед походом читайте анонсы, рецензии, чтобы иметь представление о том, что вы увидите».
Сергей Самойленко советует несколько хороших сериалов Би-би-си — «Как искусство изменило мир», «Частная жизнь шедевров» и фильмы об отдельных художниках и направлениях. По словам нашего эксперта, с современным искусством дело обстоит и проще, и сложнее одновременно. «Оно до сих пор непонятно большинству и вызывает гнев и возмущение. Главное, что надо понимать, — вот уже сто лет, как искусство отказалось от идеи прекрасного — этим занимаются мода, дизайн, глянцевые журналы, индустрия красоты. А художники ищут смыслы, тем или иным способом преображают действительность». Кто‑то изображает собаку, как Олег Кулик, другой закутывает здание Рейхстага, как Кристо, или разбрызгивает краску по холсту, как Поллок. «Вариантов не счесть. И все это — искусство. И в лучших своих образцах оно трогает, тревожит, пугает, восхищает, а главное — заставляет задумываться и по‑другому взглянуть на мир».
Эта музыка будет вечной
Наш эксперт
Марина Монахова (Новосибирск)
пресс-секретарь Новосибирской филармонии, музыковед
Классическая музыка не требует перевода и интерпретации, а главное, во всем своем многообразии представлена в каждом городе, где есть хотя бы небольшой концертный зал или филармония.
«Сейчас много размышляют о том, что эта форма старомодна, в ней нет жизни, — говорит Марина Монахова. — Но жизнь показывает, что классический концерт продолжает привлекать публику, а слухи о его смерти были преувеличены». Начать можно с программы вроде «популярной классики»: обычно в нее входит 5–9 произведений известных композиторов, которые вы наверняка где‑то слышали. В живом исполнении они покажутся вам еще более прекрасными и великими.
Также большинство концертных залов регулярно предлагают программы романсов и популярной советской музыки, здесь звучит джаз, эстрада — как в исполнении собственных музыкантов, так и приглашенных звезд. Можно начать с этого. «Периодически концерты проходят не в основном зале, а в фойе — и их атмосфера мало чем отличается от атмосферы модных европейских клубов», — рассказывает Марина Монахова.
Следите за репертуаром площадки, где вам однажды понравилось. Вы узнаете, как много интересных коллективов приезжает в ваш город с концертами самых разных жанров. И постепенно обнаружите, что «большая» музыка — вполне себе про вас.
Важнейшее из искусств
Наш эксперт
Василий Степанов (Санкт-Петербург)
кинокритик, шеф-редактор журнала «Сеанс»
По словам Василия Степанова, чтобы понять, куда двигаться, мало увидеть 250 лучших фильмов, по версии IMDB.com или Kinopoisk.ru. «Идеальный вариант — найти в мире кино своего проводника, мнению которого вы можете довериться». Выбор велик, от специализированных изданий «Сеанс», «Искусство кино», русского Hollywood Reporter до отделов культуры различных национальных газет.
По словам нашего эксперта, нельзя пренебрегать классикой — Ланг, Хичкок, Бергман, Герман, Феллини, Висконти, Годар, Трюффо, американский «Новый Голливуд» (Скорсезе, Эшби, Олтмен, Коппола). «Некоторые современные режиссеры являются одновременно и великими знатоками кино, — рассказывает Василий Степанов. — Я бы очень советовал открывать итальянское и американское кино вместе с Мартином Скорсезе, посмотрев два его документальных фильма "Мое путешествие по Италии" и "История американского кино с Мартином Скорсезе". Тем, кто хочет изучить немое кино, очень рекомендую два мини-сериала Кевина Браунлоу "Голливуд" и "Кино Европы: другой Голливуд". Никто до него не рассказывал о немом кино с таким жаром и обаянием».
«Существует мнение, что фестивальное кино — очень сложное, но это не так, — уверен наш эксперт. — Вы будете удивлены, насколько просты и эффектны бывают так называемые "высоколобые" фильмы. Пользуясь списками участников и призеров прошлых фестивалей, вы сможете как минимум сформировать плей-лист для домашнего кинотеатра. Но еще лучше смотреть кино там, где можно его потом обсудить. Это делают в киноклубах, на локальных фестивалях, неделях кино и прочих мероприятиях. К черту стеснительность! Смотрите, задавайте вопросы, будьте активны — никто не знает кино во всем его объеме, но постепенно у вас cложится своя картина мира. Появятся авторы, каждый фильм которых будет для вас событием».
Книжное дело
Наш эксперт
Елена Макеенко (Новосибирск)
главный редактор интернет-журнала Siburbia.ru, литературный критик, кандидат филологических наук
«Попробуйте сформировать свою собственную систему ориентиров, — говорит эксперт. — Можно отталкиваться от хороших издательств. Например, современную русскую прозу издает "Редакция Елены Шубиной", а качественные зарубежные детективы, прекрасные биографии или добротные романы с нетривиальным сюжетом — издательство Corpus. Как правило, у каждого издательства есть своя "генеральная линия", так что если вам понравилась какая‑то книга — посмотрите на логотип на корешке: скорее всего, в этой же серии вы найдете еще что‑нибудь хорошее».
Многие недооценивают пользу литературной критики, и напрасно. Критик, с которым у вас сходятся вкусы, — это, во‑первых, живой человек, а во‑вторых, специалист, который аргументированно расскажет вам, чего ждать от новой книги еще до ее появления в магазинах. Елена Макеенко советует обратить внимание на подборки, которые каждую пятницу делает Галина Юзефович на сайте meduza.io, а также на списки новых книг и рецензии на главные книжные премьеры, которые регулярно составляет портал «Афиша-Воздух».
По словам нашего эксперта, еще одним хорошим советчиком может стать продавец в книжном магазине, но если вам говорят «вот эту хорошо берут» или просто подводят к выкладке новинок — это не ваш вариант. «Не стесняйтесь описывать то, что вам нравится: "я люблю длинные семейные истории с любовными переживаниями и путешествиями", "мне нужно что‑нибудь с неожиданными поворотами сюжета, но без убийств", "я ищу историю о том, как человек изменил свою жизнь, но терпеть не могу длинных философских рассуждений"», — советует Елена Макеенко.
Кстати, многое из той же «школьной классики», которая, возможно, мешала вам радоваться жизни в детстве, сейчас может оказаться чудесным открытием («Анна Каренина», «Обрыв», «Идиот», «Отцы и дети» и другие).Культура дает нам возможность взглянуть на жизнь шире. Поэтому смело открываем афишу на ближайшие выходные и выбираем, куда отправиться в первую очередь.
3583 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям