18+

Категорийный подход

Категорийный подход

Юлия Егорова о том, как подготовиться к получению категории

Юлия Егорова (Москва) — врач отделения анестезиологии-реанимации клиники фтизиопульмонологии ПМГУ им. Сеченова. По второму высшему образованию — ­юрист.

Проблема оценки профессионализма врача, несомненно, существует с момента возникновения медицинской помощи как таковой. Как пациенту отличить хорошего врача от плохого? Как работодателю выбрать действительно высококлассного специалиста, и на основании чего этому специалисту требовать оплаты своего труда? Попытки ответить на эти вопросы предпринимались разные: системы отзывов и рейтинговых оценок, статистические показатели, присвоение должностей и званий, работа профессиональных медицинских ассоциаций. Ни один из этих способов не достиг стопроцентной эффективности. Возможно потому, что требования пациентов, коллег, работодателей и государства настолько многочисленны и разнообразны, что совершенно невозможно составить из них какую‑то единую систему. Однако есть фактор, который все‑таки служит определенным ориентиром для всех заинтересованных ­сторон.

 

Категории в СССР

В советской медицине, начиная с шестидесятых годов прошлого века, для оценки качества работы врачей была принята система профессиональных категорий. Наиболее ранним документом на эту тему является «Положение об аттестации врачей-специалистов» 1964 года, в котором установлены первая и высшая врачебные категории. Получение и продление категорий было делом добровольным, но государство неплохо стимулировало этот процесс материально — высшая категория приносила врачу до 30 % оклада. По этой же причине категория была достаточно эффективным рычагом управления: её могли лишить не только за дефекты работы, но и за дисциплинарные нарушения. Аттестационные комиссии тогда были немногочисленны, состояли из профессорско-преподавательского состава медицинских учебных заведений и функционировали на республиканском уровне. Система категорий и работа комиссий, очевидно, удовлетворила руководство, потому что к семидесятому году была расширена нормативная база аттестации, введена вторая профессиональная категория, а также аттестация среднего медперсонала. Появились региональные, областные и городские аттестационные комиссии, и получение категории стало более доступным. С 80‑ых годов система расширилась ещё больше, и Минздравом были предприняты меры для внедрения не только добровольной, но и обязательной аттестации по направлению руководства. Идея в целом неплохая, но, во‑первых, врачей аттестовали на основе представленных руководством бумаг (документов, характеристики и статистических показателей работы), и, во‑вторых, решение о профессиональном соответствии специалиста принималось в отсутствии самого специалиста, что нивелировало все плюсы системы и превращало ее из профессиональной оценки в административный инструмент. В 1995 году приказом Минздрава обязательная аттестация была отменена как не вполне отвечающая демократическим принципам, но ей на смену пришла та система сертификатов специалистов, с которой мы работаем ­сейчас.

 

Категории в РФ

Стоит отметить, что система профессиональных квалификационных категорий — порождение командно-административной системы экономики и управления. Присвоение категории, строго говоря, не зависело от уровня профессиональных навыков, здесь оценивались стаж, характеристика руководства и отчёт, проверка которого не подразумевалась. Нисколько не удивительно, что с разрушением командно-административной системы управления и внедрением рыночной экономики эта система стала выглядеть довольно странно. С экономической точки зрения неразумно платить специалисту больше только за то, что он подаёт отчеты и проходит собеседования в какой‑либо комиссии. Тем более, что требования к работе аттестационных комиссий четко сформулированы не были. Несмотря на это, квалификационные категории продолжали существовать, как способ получить некоторые доплаты для врачей государственных медицинских ­учреждений.

Государство со своей стороны также поддерживало категории как доплатами, так и изданием нормативных документов. До недавнего времени действовал Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2001 г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий». Значительных изменений по сравнению с документами 1995 года в нём не случилось, сохранялась неопределенность в работе аттестационных комиссий и возможность большого их количества. Основными принципами присвоения категории оставались оценка отчёта и собеседование. Всё это время получение категорий было мероприятием рутинным и особой сложности для врачей не ­представляло.

Кроме того, к получению категорий стимулируют лицензионные требования к медицинским учреждениям, которые предписывают наличие в штате врачей первой и высшей категории. Практический смысл этого требования неясен, так как врач, не проходивший аттестации на категорию, имеет полное право оказывать медицинскую помощь согласно своей специализации, никаких дополнительных прав категория не даёт. По сути, это законодательное принуждение частных работодателей или самих специалистов оплачивать повышение квалификации в государственных учебных учреждениях и проходить подтверждение ­категории.

 

Категории с 2011 года

15 октября 2011 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011 N 808н «О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками» вместе с «Положением о порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками». Приказ гораздо более полон и подробен по сравнению с прошлыми документами. Система аттестационных комиссий по нему сохраняется, но их состав и работа регламентированы более ­четко.

Основное изменение в работе аттестационных комиссий заключается в том, что экспертная группа представляет рецензию на отчет специалиста. Рецензия должна отражать владение современными методами диагностики и лечения, адекватным квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам второй, первой и высшей категорий; участие специалиста в работе научного общества или профессиональной медицинской ассоциации; наличие публикаций и печатных работ; продолжительность и сроки последнего повышения квалификации; формы самообразования, используемые специалистом; соответствие объема теоретических знаний, фактически выполняемых диагностических и лечебных практических навыков квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам по заявленной квалификационной ­категории.

Слухи о том, что категорию теперь нужно подтверждать только в Министерстве здравоохранения в Москве, широко распространенные в последнее время в медицинском сообществе, — неверны. Возможно, они возникли из‑за того, что раньше состав и работа комиссии определялись органом, при котором она создавалась, а по новому приказу комиссия формируется из экспертных групп (соответствующих направлениям, по которым осуществляются квалификационные процедуры) и Координационного комитета. Нет уверенности, что во всех регионах уже успели сформировать комиссии должным образом, поэтому не исключено, что кому‑то пришлось обращаться в Центральную аттестационную комиссию при Министерстве здравоохранения. И даже эта проблема решаема, поскольку теперь предусмотрены выездные заседания аттестационных комиссий на основании ходатайств ­организаций.

 

В связи с тем, что на рассмотрение документов выделено больше времени, теперь нужно подавать документы не за три, а за четыре месяца до окончания пятилетнего срока действия категории. Поданная документация рассматривается в течение месяца, далее экспертная комиссия имеет не более 14 дней на подготовку рецензии. Поэтому уведомление о дате заседания аттестационной комиссии врачу поступит примерно через полтора месяца после подачи ­документов.

На заседании комиссия проводит тестирование и собеседование, после чего выносится решение о присвоении или продлении квалификационной категории либо об отказе. Чтобы обжаловать решение комиссии в тридцатидневный срок нужно подать заявление с обоснованием причин несогласия 1) в органы, при которых созданы аттестационные комиссии и 2) в Центральную аттестационную ­комиссию. Как и прежде, выделяются вторая, первая и высшая категории. При этом вторая может быть присвоена при стаже работы по специальности не менее 3 лет. Первая — при стаже не менее 7 лет для специалистов с высшим образованием и не менее 5 лет — со средним. Высшая — не менее 10 лет для специалистов с высшим образованием и не менее 7 лет — со ­средним.

Формулировка «при присвоении квалификационных категорий используется следующая последовательность: вторая, первая, высшая» не даёт нам чёткого понимания является ли необходимым последовательное получение категорий., или важнее соответствие врача указанным в приказе требованиям о стаже. Надо полагать, что по этому поводу должны последовать какие‑либо ­разъяснения.

 

Готовим документы

Стоит иметь в виду, что пока работа по новому приказу не налажена, работники аттестационных комиссий весьма трепетно относятся к каждой мелочи в оформлении, и известны случаи, когда отчёты, характеристики и квалификационные листы приходилось неоднократно переделывать. Чтобы этого избежать, изучим требования к документации на данный момент. Список необходимых документов несколько изменился. Вот как он приведен в новом ­приказе:

• заявление специалиста на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывается квалификационная категория, на которую он претендует, наличие или отсутствие ранее присвоенной квалификационной категории, дату ее присвоения, личная подпись специалиста и дата (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему ­Положению); • заполненный в печатном виде квалификационный лист, заверяемый отделом кадров (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему ­Положению); • отчет о профессиональной деятельности специалиста, согласованный с руководителем организации и заверенный ее печатью, и включающий анализ профессиональной деятельности за последние три года работы — для специалистов с высшим профессиональным образованием и за последний год работы — для работников со средним профессиональным образованием с их личной подписью. Отчет должен содержать выводы специалиста о своей работе, предложения по улучшению организации оказания и качества медицинской помощи населению. Отчет должен содержать достоверные данные в описании работ, выполненных специалистом, рационализаторских предложений, патентов. В случае отказа руководителя медицинской организации в согласовании отчета о профессиональной деятельности специалиста руководитель выдает письменное разъяснение о причинах отказа, которое прилагается к остальной экзаменационной ­документации; • копии документов об образовании (диплом, удостоверение, свидетельства, сертификаты специалиста и другие документы), трудовой книжки, заверенные в установленном ­порядке; • в случае смены фамилии, имени, отчества — копия документа, подтверждающего факт смены фамилии, имени, ­отчества; • копию удостоверения о присвоении квалификационной категории (при наличии) или копию приказа о присвоении квалификационной ­категории.

Обратите внимание, предоставляемые копии документов об образовании должны быть заверены, и требуется копия трудовой книжки. Аттестационный лист теперь называется квалификационным, образец его дан в приложении № 2 к Положению. Обязательно требуется распечатать его на двух листах с двух сторон. Внимательно проверьте, соответствуют ли названия предыдущих мест работы записям в трудовой книжке, учтены ли смены названий организаций. Там же, в приложениях, приводятся примеры заявлений в аттестационную ­комиссию.

Составление и оформление отчёта — центральный момент подготовки к аттестации, потому что, к тому моменту как специалист сможет дать комиссии какие‑то пояснения относительно своей деятельности, рецензия (а, возможно, и другая документация) уже будет ­готова.

 

Рекомендации к подготовке отчета

Основываясь на рекомендациях преподавателей циклов усовершенствования, методичках и собственном опыте и опыте коллег, я могу дать следующие ­советы:

1. Отчет следует начать с краткой автобиографической справки, с упоминанием образования, дополнительного образования, основных профессиональных достижений. Здесь же можно упомянуть научную работу, если таковая проводилась, знание языков, ­публикации.

2. Далее, опять же кратко, следует охарактеризовать лечебное учреждение, в котором специалист работает на момент получения категории. Достаточно будет данных по профилю учреждения, количеству коек, основным видам оказываемой медицинской помощи. После чего нужно в нескольких словах охарактеризовать своё структурное подразделение и его работу за отчетный ­период.

3. Основной частью отчета является рассказ о личной работе врача. Тут стесняться не стоит. Нужно охарактеризовать контингент пациентов, разделение его по половозрастным, нозологическим и прочим категориям. Также следует описать методы диагностики, включая и новейшие, указать, в каких из них врач в данных условиях нуждается и причины, по которым они до сих пор не внедрены. Кроме этого, отражается лечебная работа с анализом летальности, приводятся сведения о новых препаратах и методах лечения, появившихся за отчетный период, результатам их применения. В этой части можно привести достойные внимания клинические случаи, желательно также с применением современных методов диагностики и лечения. Особо стоит подчеркивать научные и технические новшества, внедренные в повседневную работу. Также в этой части отчета можно более подробно осветить научную работу, в которой принималось участие, организационно-методические успехи, участие в конференциях, проходивших в течение отчетного периода, и ­прочее.

4. Приказ требует наличия в отчете выводов о проделанной работе, и этому разделу следует уделить особое внимание — то же самое сделает экспертная комиссия. Выводы должны содержать резюме проделанной работы и организационно-методические предложения по улучшению качества медицинской ­помощи.

5. К отчету будет полезно приложить копии собственных публикаций, списки изученной литературы, программы конференций с указанием выступления специалиста с ­докладом.

6. Документы, подаваемые на аттестацию, должны быть сброшюрованы или переплетены. Наиболее практичным вариантом может быть папка-скоросшиватель. Подать их в такой же папке, но в отдельных файлах будет уже ­неправильно.

 

Резюме

В принятом законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебные категории напрямую не упоминаются, но говорится о замене системы выдачи сертификатов на аттестацию и лицензировании медицинской деятельности. Пока разумно остановиться на выводе, что новый приказ действует, и категории не отменяются. Будет ли наличие категории как‑то способствовать аттестации и лицензированию в дальнейшем, до опубликования Минздравом подзаконных актов, точно выяснить невозможно. И самое главное — на данный момент аттестация на категорию добровольная и необязательная, то есть можно запастись терпением. Есть вероятность, что к 2015 году будет окончательно сформирована система аттестации и лицензирования медицинских работников, и станет ясно, есть ли в ней место квалификационным ­категориям.

4413 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать
Читайте по теме