18+

Всё на своих местах

Всё на своих местах

Всё на своих местах

Главные правила размещения товара на витринах в аптеке — как повысить продажи и не нарушить правила хранения

Эффективных продаж не может быть без должного представления товара. Однако аптека — это не магазин, а значит, нельзя просто взять и использовать все приёмы классического мерчандайзинга, свойственные остальным объектам розничной торговли. Выкладка аптечных товаров должна быть точной, чтобы с одной стороны привлечь внимания покупателя, а с другой — не нарушить законодательство. Наша статья посвящена тому, как сделать витрины вашей аптеки более привлекательными для клиентов и в перспективе увеличить продажи.

Виды выкладки товара в аптеке

Среди всех возможных видов выкладки товара, следует отметить наиболее подходящие варианты для аптек:

«Горизонтальная» — товары представлены по всей длине полки. Разделение по видам происходит по уровню полок. Например, на одной полке представлен ассортимент косметических товаров по уходу за волосами, на второй — по уходу за лицом, на третьей — косметика для тела и так далее. Также разделения полок можно делать по брендам.

«Вертикальная» — способ выкладки, при котором однородный товар расположен в несколько рядов по вертикали сверху вниз.

«Блочная» — это когда товары выкладываются группой, сформированной в единый «блок». Например, по производителю, бренду или терапевтической группе. В первую очередь такой тип будет актуален для аптек с открытой выкладкой, поскольку оформленные в одном стиле упаковки создают контрастное пятно, которое привлекает внимание покупателей.

Стоит помнить, что при выкладке на витрине лекарственных препаратов их можно объединять только по фармакологическим группам и способам введения. Потому что витрина может расцениваться как место хранения, а значит нужно соблюдать требования Правил надлежащей практики хранения. Более подробно об этом мы расскажем далее.

Правила оформления витрин в аптеке

Вне зависимости от выбранного типа выкладки, следует помнить об общих правилах грамотного представления товаров аптечного ассортимента. Например, распределение товара по высоте. Традиционно выделяется несколько уровней, на которых расположены товары:

  • Уровень ног, расстояние от пола примерно 0,2–0,6 метра. Это объёмные товары, надписи на упаковках которых хорошо видны и которые легко найти. Например, это могут быть подгузники для детей.
  • Нижний уровень рук, расстояние от пола 0,6–0,9 метра. Здесь стоит располагать перевязочные средства и парафармацевтику.
  • Верхний уровень рук, расстояние от пола 0,9–1,1 метра. На этом уровне целесообразно размещать сезонные товары (например, противопростудные ЛС или средства от аллергии), а также те, на которые действует какая‑либо рекламная акция.
  • Уровень глаз, расстояние 1,1–1,7 метра. Также известная как «золотая полка», поскольку она считается самой прибыльной. На ней лучше всего представить товары, которые могут стать импульсивной покупкой. Например, новинки или товары, на которые сейчас большая скидка. Выгоднее всего размещать там актуальные аптечные товары для женщин.

    Хороший пример такой продукции — средства для депиляции.

605x273_Velvet_3_depilatory_ creames.jpg
  • Доступная ценовая категория.
  • Гладкая кожа с первого применения, безболезненны и приятны в использовании.
  • Бережный уход и защита, кремы минимизируют риск воспаления.
  • Кремы содержат натуральные ингредиенты, в частности масло органы, ромашку, бисаболол.
  • Производитель — компания, известная на рынке России более 25 лет.
  • Уровень «шляпы», расстояние выше 1,7 метра. На такой высоте следует опять же размещать товары с большой упаковкой, которые заметны издалека. Например, это могут быть медицинские изделия в объёмных картонных коробках. Также на верхней полке можно продублировать товары с нижнего уровня для лучшей заметности.

При выкладке в аптеке следует соблюдать основной принцип — товары необходимо располагать в порядке возрастания цены слева направо. Поскольку именно так движется внимание посетителя аптеки. Не выкладывайте на витрины ЛС из самой низкой ценовой категории. Во-первых, место на витринах не безгранично, а во‑вторых такие препараты всё равно найдут своего покупателя.

Кроме этого, следует помнить о том, что более дорогие товары следует размещать ближе к покупателю, а дешёвые — дальше. Чем ближе к человеку будет расположен нужный ему товар, тем быстрее он его заметит.

Всегда следите за актуальностью POS-материалов на витрине и рядом с ней. Воблеры, наклейки, промо-стойки и другие рекламные материалы помогают привлечь внимание и повысить продажи. Однако, если на них или рядом с ними выложены другие бренды или группы товаров, то это может сформировать у покупателя впечатление малого ассортимента в аптеке.

Также очень важным правилом грамотной выкладки товара в аптеке является актуальность. Следите за движением спроса в вашей аптеке и своевременно убирайте с полок наименее продаваемые товары, заменяя их более популярными.

Выкладки открытого и закрытого типа

В аптеках с выкладкой открытого типа с большой площадью целесообразно будет использовать приёмы с массовой выкладкой — «блочный» тип, а также приём с выкладкой большого количества экземпляров одного и того же товара. Это создаёт у покупателя впечатление широкого ассортимента в аптеке, а также «доступности» этого конкретного товара, а значит и выгодной стоимости. Также в аптеках открытого типа можно использовать любые другие способы представления товаров, например, на специальных стойках или в отдельно оформленных корзинках.

Аптекам с выкладкой закрытого типа следует ограничить представление товаров не более, чем двумя одинаковым упаковками — иначе драгоценное пространство будет растрачено иррационально. Кроме этого, на закрытых витринах обилие одного и того же товара может создать противоположное впечатление — о скудном ассортименте.

При расположении товара в аптеке с выкладкой закрытого типа также следует помнить о том, что «стоячие» упаковки всегда более выгодно смотрятся в глазах покупателя, чем лежачие. Чтобы грамотно организовать пространство на витрине можно использовать специальные «ступени» или «горки». Такой способ выкладки визуально увеличивает пространство, а также позволяет соблюсти правило о представлении более дорогих товаров ближе к покупателю.

Практически одинаковым для всех типов аптек выглядит оформления прикассовой зоны. Это отличное место для эффективных импульсивных покупок. Здесь следует располагать компактные товары в небольших упаковках. Немаловажное значение имеет и дизайн — чем он более яркий и броский, тем больше шансов, что его заметит покупатель.

Во время ожидания в очереди покупатель может вспомнить о необходимости купить какое‑либо нужное средство. Кроме этого, хорошим приёмом может стать выкладка товара с маленькой ценой, который можно предложить приобрести на сдачу — гематоген или аскорбинка. Также, в наше время актуальным является расположение возле кассы средств защиты от коронавирусной инфекции — масок и дезинфицирующей продукции.

Рубрикация

Грамотно составленная рубрикация — залог не только хорошей навигации по ассортименту аптеки и торговому залу, но и средство увеличения продаж. Рубрикаторы должны быть яркими и заметными — шрифт букв следует выбирать высотой не менее 2–3 сантиметров, а также контрастным с фоном. Не следует использовать курсив или изощрённые графические шрифты — название рубрикатора должны быть хорошо читаемым для каждого покупателя.

Что касается названий рубрик, то здесь не стоит углубляться в точности терминологии. Указатели вроде «бета-адреноблокаторы» или «ингибиторы АПФ» будут понятны специалистам, однако рядового покупателя могут сбить с толку. В это же время не следует слишком упрощать названия, например, использовать категории «От головы», «От живота». Следует остановиться на чём‑то среднем: «Косметика», «Товары для детей», «Противопростудные средства», «Обезболивающие» и так далее.

При размещении рубрикаторов в верхней части витрин по возможности следует использовать их подсветку люминесцентными лампами. Яркое, но не ослепляющее освещение не только привлечёт внимание и позволит найти нужный товар, но и в целом создаст должную атмосферу в аптеке.

Важным элементом является размещение в торговом зале рубрикаторов лицом к покупателю. Разделы аптеки должны быть хорошо заметны сразу со входа, чтобы направить клиента к нужному товару. Также при переоформлении витрин не забывайте об актуальности разделов в вашей аптеке — на полке или гондоле всегда должно быть представлено то, что на указателе.

Выкладка БАД и лекарственных средств

При выкладке лекарственных препаратов в аптеке, следует помнить, что витрины считаются местом хранения, а значит при их расположении необходимо соблюдать требования Правил надлежащей практики хранения (Приказ Минздрава от 31 августа 2016 г. № 646н) и Правил надлежащей аптечной практики (Приказ Минздрава от 31 августа 2016 г. № 647н).

В первую очередь это касается группировки лекарственных средств — их нужно объединять по одинаковым физико-химическим свойствам, фармакологическим группам и способам введения. Между разными группами препаратов на витринах следует иметь ярко выраженные разделители или размещать их на разных полках, чтобы не вызывать лишних вопросов у проверяющих.

Ещё один важный момент — светочувствительные препараты. Препараты, которые по инструкции требуют защиты от воздействия прямых солнечных лучей, должны храниться в помещениях или специально оборудованных зонах, обеспечивающих такую защиту. Это указание относится не только к первичной, но и ко вторичной упаковке, поскольку по правилам требования к хранению распространяется на весь лекарственный препарат в целом. Поэтому, чтобы избежать конфликтных ситуаций при проверках, такие ЛС не следует выкладывать в общий доступ.

Следующий момент касается выкладки рецептурных лекарственных препаратов. Правила надлежащей аптечной практики прямо не запрещают размещение таких ЛС в торговом зале, при соблюдении отсутствия доступа к ним со стороны покупателей, например, за закрытой витриной. Однако, размещение рецептурных ЛС может быть истолковано как их реклама, что является нарушением законов № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и № 38‑ФЗ «О рекламе». Поэтому мы советуем отказаться от выкладки таких препаратов на всеобщее обозрение.

Что касается биологически активных добавок, то при оформлении витрины в аптеке следует запомнить главное правило — их нужно размещать отдельно от лекарственных препаратов. При выкладке БАД их целесообразно группировать по назначению — средства для поддержания фигуры, иммунитета или других функций организма.

Также можно использовать объединение по бренду — товары, оформленные в одной цветовой гамме, привлекут внимание покупателей. Ещё один приём, способствующий повышению продаж — выделение БАД растительного происхождения на отдельную витрину. При этом к травяным сборам и экстрактам растений в выкладку можно добавить тематически схожие товары, например, специальное ЗОЖ-питание или натуральную косметику.

Места для выкладки товаров

Ещё одним секретом успеха при оформлении витрин и выкладке товара является непосредственный выбор должного расположения. В каждой аптеке есть «удачные» места, способствующие повышению спроса и выручки, а также «холодные» зоны, товары в которых не пользуются особой популярностью.

Как уже было отмечено выше, внимание покупателя движется как при чтении книги — слева направо. Таким же образом человек зачастую и перемещается по торговому залу — по часовой стрелке. Поэтому товары, расположенные справа от входа, зачастую, не имеют большой популярности. Это же касается и местоположения товаров на полке — начало и конец витрины, как правило, остаются вне зоны наблюдения покупателя.

Также следует помнить о высоте расположения товаров. «Золотая полка» на уровне глаз — «горячая» зона, а значит — залог отличных продаж. Чем ниже товар на витрине, тем меньше шансов, что на него обратит внимание посетитель аптеки. Именно поэтому на нижнем уровне следует размещать хорошо читаемые объёмные упаковки — чтобы они были более заметными. Следует отказаться от размещения ниже уровня пояса товаров, для ознакомления с которыми покупателю придётся приседать, чтобы прочитать упаковку. На среднем уровне следует выкладывать дешёвые ходовые товары, пользующиеся спросом.

Ещё одна не самая удачная зона для расположения товаров — это место за спиной покупателя после входа. Клиент может просто не обратить на неё внимания. Поэтому на этих стеллажах или витринах не следует размещать популярные товары, формирующие выручку аптеки.

И ещё раз стоит упомянуть прикассовую зону — это отличный способ привлечь внимание покупателя к акциям и скидкам, действующим в данный момент в аптеке, а также прекрасное место для формирования импульсивной покупки на которую покупатель изначально не рассчитывал.

Не забывайте, что на «Катрен-Стиль» также есть отдельный раздел, посвящённый грамотной выкладке в аптеке, где более подробно расписаны правила оформления витрин для конкретных видов товаров, например, косметики или зубных паст.

29747 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте по теме