18+

Apteka.ru

онлайн-преимущество аптечных сетей

Запущенный меньше года назад сервис Apteka.ru стремительно набирает обороты. Количество посетителей портала и объем заказов ежемесячно удваиваются, а число партнеров растет. Вскоре Apteka.ru превратится в глобальный российский сервис заказа лекарственных средств, став конкурентным преимуществом не только для компании «Катрен», но и для аптек-партнеров проекта. Руководитель Apteka.ru Анатолий Тенцер рассказал, как партнеры зарабатывают на новом сервисе и какие перспективы его ­развития.

 

 

— Расскажите, в чем выгода для аптек от сотрудничества с Apteka.ru?
— Суть сервиса в том, что посетитель сайта Apteka.ru заказывает товары на сайте и выбирает, в какой аптеке из списка партнеров ему удобно получить заказ. Мы доставляем заказ в аптеку на следующий рабочий ­день.
 
Главной выгодой для аптеки является привлечение дополнительных покупателей. Сделав заказ через сайт, человек гарантированно придет за ним в аптеку-партнер, а сделав несколько заказов, — привыкнет ходить именно в эту ­аптеку.
 
Маржа аптеки от продажи заказа невелика, в среднем 5–7 %. Она зависит от города, в котором расположена аптека, и конкретной ситуации. При этом маржа достаточна, чтобы продажа была выгодной и финансово. Затраты аптеки на продажу медикаментов зависят не столько от товарооборота, сколько от количества выбитых чеков. Чем мельче заказы, тем дороже они обходятся — для обслуживания торгового зала нужно больше фармацевтов, касс и т. д. При этом средний чек в обычной аптеке составляет 250–300 рублей, при наценке 30 % аптека имеет 70–90 рублей с чека. Через портал Apteka.ru проходят в основном крупные покупки, средний чек у нас составляет 1200–1500 рублей, при марже 6 % прибыль составит те же 70–90 рублей. Так что с этой точки зрения покупатель с Apteka.ru не менее выгоден, чем обычный посетитель. К тому же клиент рассчитывается с аптекой в тот же день, а аптека с компанией «Катрен» — в соответствии со своей отсрочкой платежа (один-два месяца), что дает дополнительный денежный ­поток.
 
— Есть ли возможность у аптек заниматься дополнительным продвижением своих ­товаров?
— Конечно! Когда заказ приходит в «Катрен», мы автоматически отправляем уведомление в аптеку о содержимом заказа и времени доставки. Таким образом, аптека знает, за чем именно придет покупатель, и фармацевт может предложить клиенту сопутствующие товары с обычной для аптеки ­наценкой.
 
При этом аптека зарабатывает без всякого риска — если товар не забрали в течение нескольких дней, его просто возвращают обратно на склад «Катрен». Впрочем, уровень возвратов по нашим заказам сейчас едва достигает 1 %.
 
— Не составляет ли сервис Apteka.ru конкуренцию обычным ­аптекам?
— Мы уверены, что Apteka.ru охватывает специфическую аудиторию, которая часто просто недоступна обычным аптекам. Эти люди не любят ходить по аптекам, они похожи на покупателей магазинов-дискаунтеров — готовы потратить больше времени, но заказать сразу всё необходимое и при этом сэкономить. Организация такого рода торговли весьма специфичная, тут нужна другая система управления торговыми запасами, другая организация торгового зала и т. п. Для обычных аптек это означает полную реорганизацию бизнеса. Мы же помогаем зарабатывать на таких покупателях, и при этом работать по классической ­схеме.
 
На портале Apteka.ru достаточно много покупателей, которые заказывают десятки товаров. К примеру, при подготовке к рождению ребенка покупатель заказывает сразу и гигиенические товары для ребенка, и косметику для малыша и мамы, и игрушки, и детское питание и много чего еще. В обычной аптеке его придется обслуживать целый час, и всего необходимого может не оказаться в ассортименте. Или, к примеру, подготовка к отпуску, когда клиент собирает аптечку всего необходимого в путешествие. Клиент хочет подробно изучить инструкции, сравнить цены — это слишком затратно по времени для фармацевта, а на портале клиент может сделать это ­самостоятельно.
 
Кроме того, случаются действительно крупные заказы, которые обычные аптеки просто неспособны обработать. Недавно у нас медицинское учреждение закупило 50 тонометров. В обычной аптеке такой заказ не мог быть выполнен, а в этом случае оплата все равно прошла через ­аптеку.
 
 В разных регионах России уже работают интернет-аптеки. Опишите, в чем преимущество Apteka.ru перед другими ­порталами?
— Наше главное отличие в том, что мы являемся не конкурентом, а партнером для аптек. Сейчас все интернет-аптеки делятся на три категории. Первая — это онлайн-витрины уже работающих аптечных сетей. Они работают на конкретную сеть, привлекая клиентов. За редким исключением эти интернет-магазины очень маленькие из‑за малого количества точек выдачи, обороты у таких витрин небольшие, вкладывать деньги в их глобальное продвижение не рентабельно, скорее, это имиджевый проект для аптечных ­сетей.
 
Вторая, самая опасная категория, — сайты, которые торгуют без аптек. Качество их продукции никому не известно — не имея ни одной аптеки в составе компании, вообще непонятно, на основании какой лицензии они торгуют, кто выписывает чек и кому отправлять претензии. Фактического местоположения компании у таких сайтов часто нет, контролирующие органы их проверить не могут. Такие участники рынка дискредитируют саму идею и могут отпугнуть ­покупателей.
 
Отдельной категорией можно выделить Apteka.ru. Мы не составляем конкуренции аптекам, постоянно расширяем количество точек выдачи и гарантируем качество товара. Наше существенное отличие — отсутствие доставки на дом. Как минимум это незаконно — передача медикаментов должна осуществляться в помещении, имеющем лицензию на розничную торговлю лекарствами. За счет этого мы приводим клиента в аптеку и оказываем ему сервис высокого ­уровня.
 
Необходимо понимать, что независимо от нашего желания интернет-торговля будет развиваться. В 2012 году рынок интернет-торговли медикаментами составил 2,1 млрд рублей и вырос на 30 %. В наших силах сейчас выстроить цивилизованную систему, включающую в себя традиционные аптеки и гарантирующую покупателю качество лекарств, в противном случае интернет-торговля всё равно будет расти, но уже как конкурент для аптек и источник опасных для здоровья ­лекарств.
 
— Как растет популярность сервиса Apteka.ru?
— Статистика быстро меняется. Если в январе у нас было около тысячи заказов, то уже в апреле — свыше 8 тысяч. Проект развивается очень быстро, каждый месяц идет рост в 1,5–2 раза, быстро растет посещаемость сайта. В наших планах до конца года — увеличить посещаемость портала до 1 млн посетителей в месяц, которые будут совершать несколько десятков тысяч заказов в крупных городах. Мы вкладываем в рекламу сайта крупные инвестиции, чтобы сделать портал привычным для жителей ­России.
 
— Сколько партнеров проекта Apteka.ru среди городских аптек? Планируете ли увеличивать их ­количество?
По всей России среди партнеров Apteka.ru более 2500 аптек. Покрытие некоторых городов обеспечено полностью. Мы планируем до конца 2013 года подключить до 10 тысяч аптек в России. Главное требование к партнеру — отсутствие просроченной задолженности по работе с «Катрен». У нас есть автоматические механизмы, благодаря которым аптека, превысившая лимит задолженности, не может получать товар. Отгрузки приостанавливаются, поэтому заказы на эту аптеку никак не могут быть исполнены. Так что мы готовы работать со всеми ответственными аптеками, для которых сервис Apteka.ru может стать существенным конкурентным ­преимуществом.
 
Валентина Смагина
Директор компании «Фарм-Мед», г. Новосибирск
В нашей компании работает две аптеки: в городе Обь и Советском районе Новосибирска. Мы подключили обе аптеки к сервису Apteka.ru примерно 2 месяца назад, и первые результаты не заставили себя долго ждать. Всего за пару месяцев мы стали обрабатывать 5–7 заказов в день. Не скрою, примерно треть покупателей раньше ходили к нам и покупали товары с аптечной накруткой, а сейчас заказывают через портал. Но примерно 70 % людей — новые покупатели. Некоторые даже не знали, что рядом с их домом есть аптека. Так было в Оби, где наш аптечный пункт стоит не в самом оживленном месте, есть конкуренты, поэтому некоторые покупатели о нашей аптеке просто не знали. Подключившись к сервису Apteka.ru, мы смогли раскрутить эту точку продаж. Чаще всего клиенты, которые пришли к нам за заказом с Apteka.ru, возвращаются снова через этот же сервис. Но постепенно они привыкают покупать сопутствующие товары, а также медикаменты, требующие специальных условий доставки и хранения (которых нет в каталоге Apteka.ru). При этом я не вижу особой разницы между объемами покупок в аптеках и на сайтах. Лето — традиционно низкий сезон для аптечного бизнеса. Думаю, что в летние месяцы поток клиентов с портала Apteka.ru будет стабильным, но невысоким. А вот с осени пойдет существенный ­рост.

 

16046 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.