18+

Больше не торговцы

Больше не торговцы

Больше не торговцы

Маркировка и отмена ЕНВД в 2020 году могут вылиться для аптек в лишение статуса предприятий розничной торговли и специальных режимов системы налогообложения

C 1 января 2020 года маркировка станет обязательной для всех лекарственных препаратов и всех субъектов лекарственного обращения. Пока же на добровольной основе продолжается ограниченный экспериментальный период ее внедрения и использования. Этот период «обкатки» выявил немало организационных и технических проблем, но сегодня речь пойдет не о них. Возникла другая проблема, имеющая отношение ко многим участникам фармритейла, — а именно к тем, кто применяет УСН в торговле медикаментами. Скоро может вступить в силу нововведение, согласно которому аптеки и организации, реализующие товары, подлежащие маркировке, не смогут применять эти системы налогообложения. Речь идет о законопроекте, публичное обсуждение которого проходило с 15 марта по 4 апреля 2019 года на специальном правительственном портале.

Аптека и налоговая математика

Начнем с предисловия, которое поможет понять суть планируемых изменений в законодательстве. Специальные налоговые режимы — это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов. Им посвящена отдельная статья Налогового кодекса РФ — № 18. Согласно части 2 этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся, в частности, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН, она же «упрощенка»), патентная система налогообложения (ПСН) и др. Добавим, что каждому из этих режимов посвящена еще и отдельная глава Налогового кодекса (главы 26.2, 26.3 и 26.5 соответственно).

Есть обстоятельства, которые важно отметить с самого начала. Во-первых, для аптек активно применяют специальные системы налогообложения. То есть число затронутых нововведением участников рынка будет велико. Во-вторых, ввиду особенностей этих режимов их применяют именно малые и средние аптечные структуры, а не крупные сети.

Смысл специальных налоговых режимов в том, чтобы заменить список того, какие налоги платит аптека, одной выплатой, а также упростить контакты со взимающими их государственными структурами, что особенно хлопотно и накладно для небольших предприятий. Например, в случае с «упрощенкой» целый ряд налогов, сборов и обязательных взносов (включая взносы на пенсионное и медицинское страхование) заменяются на один налог. Это либо 6 % с дохода, либо 15 % с прибыли, если объектом налогообложения является доход, уменьшенный на величину расходов. Аптеки, находящиеся на УСН, в подавляющем большинстве своем применяют второй вариант, потому что средняя наценка у них невелика, расходы огромны, и в случае 6 %-ной схемы они просто очень быстро «вылетят в трубу».

Многие из единичных аптек, а также аптечных предприятий, включающих 2–3 аптечных объекта, организованы не юридическими лицами, а индивидуальными предпринимателями (ИП). Так проще вести делопроизводство, платить налоги и т. д. Упомянутую выше патентную систему могут применять только ИП, причем только те из них, у которых не больше 15 наемных работников, а годовой доход не превышает 6 млн руб. В единичных аптечных предприятиях, основанных ИП, большего числа работников и большего дохода обычно и не бывает. У таких организаций немало преимуществ: вместо обычных налогов на ПНС аптеки платят определенный процент (6 %, кроме отдельных случаев) от потенциально возможного дохода, который устанавливается органами власти субъектов РФ; уплачивают также обязательные страховые взносы, но не вносят налоговых деклараций и могут не вести бухгалтерский учет.

В рамках системы ЕНВД налоговая ставка может составлять от 7,5 % до 15 % от налоговой базы, и этот налог также заменяет ряд налогов и сборов. Что касается налоговой базы, то она вычисляется довольно сложным путем, так что в дебри этой налоговой математики мы вдаваться не будем. Те, кто применяет ЕНВД, хорошо о них осведомлены, а для остальных в свете планируемых изменений это сейчас неактуально. Важно другое — разобраться, может ли аптека применять ЕНВД в 2020 году после вступления в силу тех изменений, о которых говорилось в начале статьи.

Отпуск лекарств — больше не розничная торговля

Законопроект под тривиальным названием «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ…» (далее — «Законопроект») был опубликован для публичного обсуждения 15 марта 2019 года. 4 апреля обсуждение закончилось, и сейчас документ проходит этап подготовки заключения об ОРВ (оценке регулирующего воздействия). После этого его отправят на рассмотрение в Правительство РФ.

В чем же суть предлагаемых изменений? В Налоговом кодексе есть статья 346.27, 12‑й абзац которой содержит определение «розничной торговли». Приведем его (с некоторыми сокращениями).

Розничная торговля — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация:

— подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6–10 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса…;

— товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети);

— передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукция собственного производства (изготовления).

Реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится в целях настоящей главы к розничной торговле.

То, что отпуск как безрецептурных, так и рецептурных лекарств на сегодняшний день относится к розничной торговле, за исключением тех случаев, когда речь идет о бесплатном/льготном отпуске, мы хорошо помним. Теперь же Законопроект предлагает внести в определение «розничной торговли» — после слов «не относится реализация» — следующий текст:

— «товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками».

Аналогичное изменение планируется внести в подпункт 1 пункта 3 статьи 346.43, поэтому не будем на нем останавливаться отдельно. Результатом этих изменений, по всей вероятности, станет следующее: с 1 января 2020 г. реализация лекарственных препаратов розничной торговлей с точки зрения закона являться не будет, так как ЛС с этой же даты подлежат обязательной маркировке.

О ЕНВД и патенте можно забыть

Теперь самое главное — почему это изменение приведет к тому, что с 2020 года применение системы ЕНВД и патента в аптеках, организациях и ИП, занимающихся фармдеятельностью, будет недоступно.

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, что пункт 2 статьи 346.43 Налогового кодекса содержит перечисление видов предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы, а пункт 2 статьи 346.26 — то же самое применительно к системе ЕНВД. В обоих случаях в отдельных подпунктах упоминается розничная торговля, с определенными ограничениями и пояснениями (например, система ЕНВД неприменима, если торговый зал аптеки превышает 150 м2, но такой огромный аптечный зал большая редкость).

Аптечные организации и фармацевтические ИП применяют (пока) эти два налоговых режима именно на основании того, что их деятельность в плане реализации и отпуска лекарственных препаратов и прочих товаров аптечного ассортимента соответствует определению «розничной торговли». И только в той части, в которой соответствует. Например, те аптечные структуры, которые практикуют льготный/бесплатный отпуск (не относящийся на данный момент, как отмечено выше, к розничной торговле), в этой части своей деятельности ЕНВД и ПНС применять не имеют возможности.

С 1 января 2020 г., когда все лекарственные препараты и все субъекты их обращения вольются в систему обязательной маркировки, их реализация/отпуск, согласно новой редакции 12‑го абзаца статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, розничной торговлей считаться не будет, так что ЕНВД и ПНС можно будет, проще говоря, помахать ручкой.

Такое толкование предлагаемых изменений подтверждает пояснительная записка к Законопроекту. В ней есть такой фрагмент: «Предлагается внести изменения в пункт 23 статьи 346.26 и пункт 6 статьи 346.45 Кодекса, устанавливающие, что налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие единый налог на вмененный доход и (или) патентную систему налогообложения, утрачивают право на применение указанных специальных налоговых режимов при осуществлении реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Остается «упрощенка»

Иначе обстоит дело с УСН для аптек в 2020 году. Условием ее применения не является, в частности, осуществление такого вида деятельности, как «розничная торговля». На «упрощенку» переходят, рассчитывая не превышать количества наемных работников, годовой доход, остаточную стоимость основных средств и др.

Например, средняя численность работников не должна быть больше 100 человек (см. подпункт 3.15 статьи 346.12 Налогового кодекса). А согласно пункту 2 той же статьи, аптека имеет право платить налоги по УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором она подает уведомление о переходе на «упрощенку», ее доходы не превысили 112,5 млн руб. Добавим, что эти доходы определяются в соответствии со статьей 248 Кодекса. Остаточная стоимость основных средств, переходящих на УСН, не должна превышать 150 млн руб. Очень многие средние и небольшие структуры фармритейла соответствуют этим требованиям.

Следовательно, с 1 января 2020 г. «упрощенка» останется единственной системой налогообложения из трех, какие используют сегодня аптеки, и которую они смогут применять и дальше. Что будут делать те, кто работает по системе ЕНВД или находится на патентном налогообложении, пока известно только им самим, да и то не всем. Не исключено, что нововведение приведет к уменьшению количества одиночных аптек, возглавляемых профессионалами, и «расчистке места» для крупных сетевых структур, которые из‑за своих размеров и объемов специальные налоговые режимы не применяют. Вряд ли это является целью инициаторов Законопроекта, но может стать его последствием. Так ли это или нет, покажет смена налогового режима аптек в начале 2020 года, когда маркировка станет обязательной.

23126 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.