Какой из вас фармацевт?
Екатерина Малинникова разделила сотрудников аптек на 7 типажей, подробно рассмотрев их достоинства и недостатки
Существует множество тренингов и книг, которые рассказывают о том, как определить психологический типаж покупателя и, зная его особенности, найти к нему индивидуальный подход. В этой статье провизор и бизнес-тренер Екатерина Малинникова предлагает разделить на типы не клиентов, а сотрудников аптек. Причем главным критерием здесь станут их базовые потребности, определив которые, руководитель сможет более эффективно выстроить модель управления. Екатерина выделяет 7 основных личных потребностей и соответствующих типажей.
Для удобства восприятия статья написана максимально схематично, чтобы в описанных типах читатель без труда узнал себя и своих сотрудников.
Знание личных потребностей человека поможет вам понять:
- мотивацию каждого сотрудника
- методы поощрения и штрафов
- способы управления фармацевтами
- как создать атмосферу доверия в коллективе
- как сделать работу в вашей аптеке желанной для каждого сотрудника
Также это поможет избежать таких ошибок в управлении, как:
- «слепое» безразличное управление коллективом, когда все равны
- ошибки при подборе персонала
- неправильная постановка задач
- потеря контроля над действиями подчиненных
- нарушение субординации, которое ведет к утрате авторитета руководителя
- недостаточное признание заслуг подчиненных перед организацией (особенно это касается «старых» работников)
1. ИМИДЖ
В каждом коллективе всегда найдется своя «звезда». Слово «звезда» очень точно описывает потребность в имидже. Такой сотрудник всегда выставляет наружу то, на что окружающие должны обратить внимание, как бы играет на публику.
И ему всегда важно:
- что о нем думают коллеги
- что о нем говорят покупатели
- какое впечатление он производит на окружающих
В работе такой сотрудник чаще проявляется как профессионал.
- делает грамотные рекомендации покупателям
- хорошо знает ассортимент аптеки и владеет техникой продаж
- такого сотрудника часто благодарят клиенты
- это всегда самый известный фармацевт в вашей аптеке
- его (или ее) одежда в идеальном состоянии
- любит похвалу и восхищение от коллектива, начальства и покупателей, поэтому старается быть всегда на высоте
- после обучения по какой‑либо торговой марке обычно приносит свои регалии в аптеку (сертификаты, подарки, призы) и хвастается
- обожает пафосные мероприятия, например, обучения и конференции с подарками
Мотивировать такого сотрудника нужно через похвалу.
- хвалите при всех, ругайте по отдельности! Не роняйте его имидж в глазах коллег
- замечайте заслуги и признавайте значимость такого сотрудника в коллективе, и он для вас горы свернет
- давайте возможность посещать светские мероприятия фармкомпаний
- если у вас несколько «звезд» в коллективе, то заведите доску почета «Лучший сотрудник месяца по продажам/обслуживанию/дисциплине», пусть посоревнуются. И им интересно, и в аптеке порядок.
Минусы:
- «звездная болезнь»
- возможная отстраненность от коллектива
- неподчинение начальству или самовольство
2. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Сотрудник с потребностью в самореализации — это полная противоположность потребности «Имидж», такому сотруднику не важно, что о нем думают окружающие, ему важно только то, что он думает о себе сам.
Ему важно в работе:
- получать моральное удовлетворение от работы
- переживать работу как свой личный опыт
В работе такой сотрудник проявляется как теоретик.
- он хочет постоянно учиться и достигать новых вершин в профессии
- для него теория важнее, чем практика
- он всегда углубленно изучает новый материал
Мотивировать такого сотрудника можно так:
- дарить ему книги, научные статьи, отправлять на конференции, дать возможность поучаствовать в вебинарах
- критика такого сотрудника должна быть конструктивной
- обязательно показывайте ему возможности для роста, ведь ему важно во всем получать свой личный опыт
- давайте ему возможность развиваться и показывайте, где и как в вашей аптеке это можно сделать
Минусы:
- увлеченность теорией и неразвитая практика (много знает, мало делает)
- низкая коммуникабельность
3. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Сотрудник с такой личной потребностью обычно всего боится и стремится обезопасить себя, поэтому ответственность часто перекладывает на других.
- ему важно обезопасить себя от гнева начальства и недовольства клиентов
- он боится жалоб и конфликтов с покупателями
- он боится нарушить правила, приказы, нормы отпуска и т. д., поэтому всё выполняет четко по инструкции
- при любой конфликтной ситуации всегда ссылается на кого‑то (начальство, закон и т. д.): «Я не виноват, это руководство так решило»
В работе такой сотрудник проявляется как послушный.
- он не способен брать на себя ответственность и всегда перекладывает ее на кого‑то другого, при этом выполняет свои обязанности четко по инструкции
- не склонен самостоятельно принимать решения, ему нужны готовые шаблоны
- не высказывает своего мнения, руководствуется мнением большинства
- часто рекомендует то, что считает проверенным, и не вызовет недовольства покупателя
- на мнение такого сотрудника можно и нужно влиять: не имея своего мнения, он легко примет ваше и будет работать по вашим правилам, вы можете из него слепить всё, что вам нужно
Мотивировать такого сотрудника не нужно, он и так боится вашего гнева.
- научите его работать четко по стандартам обслуживания
- дайте ему готовые решения или шаблоны поведения в сложной ситуации (проверки аптек, недовольный клиент, возврат товара)
И в результате послушный сотрудник будет долго и честно у вас работать.
Минусы:
- невысокая коммуникабельность
- боязливость
- чрезмерная осторожность
- отсутствие амбициозности в работе
4. КОМФОРТ
Основное желание такого сотрудника — это не напрягаться на работе. Поэтому на смене в аптеке часто читает книгу, пьет чай или бездельничает, создавая при этом эффект бурной деятельности. Знакомо? К сожалению, это достаточно частая личная потребность многих фармацевтов. Складывается она из нежелания что‑то менять в своей жизни и из‑за отсутствия личных интересов. Такой человек часто плывет по течению и не хочет развиваться.
В работе такому сотруднику важно:
- не перетруждаться и не выделяться из коллектива, чтобы к нему было меньше просьб и претензий
- спокойная рабочая смена без недовольства покупателей
- как можно меньше получать заданий от начальства
- рекомендации покупателям часто дает по привычке, особо не вникая в потребности покупателя: «хотите — берите, не хотите — не берите»
- всё делает медленно, чтобы не перетрудиться
- может позволить себе неопрятный внешний вид
- часто вместо консультации просто дает клиенту прочитать инструкцию по препарату
- ему лень выкладывать товар, протирать полки, клеить ценники, он просто создает вид, что делает это, или делает это нехотя, чтобы в следующий раз его об этом не просили
- если сотрудник более осознанный и понимает свою личную потребность в комфорте, то к работе подходит творчески — старается сделать все «нелюбимые» дела побыстрее, чтобы потом побольше отдохнуть
Мотивировать такого сотрудника можно только отдыхом и покоем.
- поощрять такого сотрудника обычно не за что
- при этом обратите внимание на то, что у него все‑таки получается делать хорошо, и похвалите за это
- понаблюдайте за тем, какая еще личная потребность есть у этого сотрудника, но выражена не так ярко, и действуйте через нее
- при серьезном конфликте обращайте внимание сотрудника на личную безопасность — угроза увольнения, штраф и т. д., ведь искать новую работу — это еще тяжелее и утомительнее, чем присутствовать на старой
- чаще показывайте ему выгоду от того, что он может сделать сейчас (например, если сейчас протрешь полки, то вечером этого делать уже не придется)
- подготовьте ему готовые схемы/шаблоны/памятки (всё, что облегчит повседневный труд) по стандартам работы, так ему будет легче выполнять ваши требования
- по возможности отсеивайте таких сотрудников уже на этапе собеседования
Минусы:
- лень
- нежелание выполнять свою работу качественно
- отсутствие видимой мотивации и целей в жизни
5. МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
Такому сотруднику важен материальный достаток, и он всё время стремится заработать как можно больше.
В работе ему важно:
- зарабатывать, поэтому он берет подработки или дополнительные смены в других аптеках
- может совмещать работу в 2 аптеках
- выполняет планы продаж, чтобы получить надбавку
- участвует во всех акциях аптеки, чтобы получить премию за продажи
- любит подарки и угощения от представителей, т. к. это возможность сэкономить
В работе он проявляется как усердный и целеустремленный
- готов выполнять любую работу за деньги
Поэтому управлять и мотивировать такого сотрудника очень просто — премии, бонусы, подарки.для него премия — лучшая похвала - оценит поездки на обучение за счет компании, особенно где можно хорошо поесть или выиграть ценный приз
- в качестве административного ресурса хорошо сработает штраф или лишение премии, такой урок сразу сделает сотрудника более дисциплинированным
Минусы:
- возможна финансовая нечистоплотность (при случае может украсть что‑то в своей же аптеке).
6. АЛЬТРУИЗМ
Сотруднику с такой потребностью очень важно помогать людям. Делает он это абсолютно даром, получая удовлетворение от каждого доброго поступка.
В работе такому сотруднику важно:
- ставить интересы других людей выше своих собственных
- помогать людям, поэтому и выбрал профессию фармацевта
- помогать всем, даже в ущерб себе (и коллегу подменит, и за кого‑то полки протрет в зале)
- если что‑то выиграет в аптечных акциях — отдаст тому, кому это нужнее
Управлять и мотивировать такого сотрудника нужно так:
- чаще используйте в своей речи при разговоре с ним слово «помощь». Например: «Нам нужно повысить выручку, для этого средний чек каждого фармацевта должен быть не менее 500 рублей. Этим ты здорово нам поможешь пережить трудные времена»
- похвала, подарки, образцы продукции ему не важны, но если это важно кому‑то из его близких, и вы это знаете, тогда используйте это как мотиватор: «Я знаю, твоя жена хочет пользоваться дорогой косметикой, у нас как раз акция: продай 10 упаковок крема N и получи упаковку этого же крема в подарок»
- такой сотрудник может выполнять план продаж, просто ему нужно объяснить, что, предлагая дорогие препараты, он также помогает своим покупателям, просто к каждому нужен индивидуальный подход, если человек может позволить себе дорогое лекарство, почему бы его не предложить?
Минусы:
- слишком много думает о других
- считает деньги в кармане покупателя и часто ориентирован на продажу более бюджетных препаратов
- не нацелен на увеличение выручки в аптеке
7. ОБЩЕНИЕ
Любит поболтать, причем это разговор ради разговора, никакой пользы и информативности такой разговор не несет.
Что важно такому сотруднику:
- пообщаться (даже не важно, с кем)
- обсудить последние новости
- рассказать СВОИ проблемы
В работе такой сотрудник может проявляться по‑разному: и как душа компании, и как человек, который надоел всем своим монологом, поэтому при управлении таким сотрудником важно:
- намеренно сокращать словесный поток сотрудника
- приучить его к лаконичности
- научить выделять главное в речи
- направлять его энергию и «талант общения» на общение с покупателем
Минусы:
- высокая болтливость и неумение держать язык за зубами
- неумение управлять своей речью и отслеживать свои мысли (этому вам придется обучать сотрудника)
Понаблюдайте за своими сотрудниками, отметьте качества, которые у них ярко выражены согласно приведенной классификации. Возможно, вы увидите в каждом фармацевте сразу несколько личных потребностей. Но помните: ведущая потребность, определяющая мотивацию человека в работе и жизни, всегда одна. Осмысление потребностей полезно и для первостольника, и для заведующего. Осознав их, руководитель сможет выстроить работу эффективнее и делегировать сотруднику те полномочия, с которыми он способен справиться. Что касается подчиненного, то знание потребностей начальника убережет его от возможных конфликтов и таким образом сделает работу спокойнее и комфортнее.
8291 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям