Кажется, дорого
Самвел Григоряно том, как покупатели будут контролировать цены на лекарства
Наш эксперт
Елена Неволина
исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» (Москва)
Через «Наш город»
В разгар лета 2015 года у москвичей появилась возможность сообщать через интернет-портал «Наш город» о завышенных ценах на лекарства. Новость об открытии «Карты проблемных аптек» распространило информационное агентство ТАСС. На карте предполагается отмечать аптеки, в которых на основании результов проведенной по сообщениям москвичей проверки будут выявлены факты превышения предельных розничных цен на лекарственные препараты перечня ЖНВЛП.
Одно из предназначений портала — предоставление гражданам возможности сигнализировать городским властям о «нарушении». Слово «нарушение» взято здесь в кавычки, потому что рядовой житель города не уполномочен выносить вердикт о том, имело оно место или нет — это компетенция судебных и частично контролирующих органов.
Ключевой вопрос, который возникает при ознакомлении с информацией о новой возможности для населения, — как покупатель определит, что цена на тот или иной препарат в аптеке завышена? В ходе ответа вырисовывается «карта проблемных точек» нововведения.
Реестр, где все есть
После того как предельные цены производителей на препараты перечня ЖНВЛП регистрируются, они подлежат включению в государственный реестр (ст. 62 ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств»). Этот реестр можно найти на официальном сайте Минздрава РФ www.grls.rosminzdrav.ru.
Согласно упомянутой статье 62, реестр содержит зарегистрированные предельные отпускные цены производителей в рублях, но в нем, конечно, не указаны предельные розничные цены того или иного препарата. Это и невозможно, ведь оптовые и розничные надбавки регулируются на уровне субъектов РФ.
Где же в таком случае аптечному посетителю взять эти предельные розничные цены, чтобы при необходимости провести сравнение и понять, превышена предельная розничная цена или нет? Москвичи, так же как и жители других субъектов РФ, могут найти их на сайте своего департамента здравоохранения. Оттуда можно скачать файл в виде табличного списка. Столбцы этой таблицы содержат: МНН включенных в него препаратов перечня ЖНВЛП, торговое наименование, лекарственную форму и количество единиц во вторичной упаковке; указание владельца регистрационного удостоверения, его номер, дату регистрации и штрих-код препарата; предельную отпускную цену производителя в рублях, величины предельных оптовых и розничных надбавок, предельные оптовые и розничные цены — в рублях, с НДС и без.
Информация в аптечном зале
На аптеки, согласно действующему законодательству, не возлагается обязанность держать в зале информацию о предельных розничных ценах. Во всяком случае на это указывает пункт 10 «Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП» (Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 865).
В нем говорится о том, что в аптечных организациях — в доступной для всех форме и с учетом группировки по МНН — размещается информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей. Указания размещать также информацию о предельных розничных ценах в данном постановлении нет.
Применим всю эту реальность к конкретному потребителю, услышавшему по телевизору о возможности сигнализировать о лекарственных ценах и через несколько дней или недель после этого отправившемуся в аптеку. Он хочет приобрести или уже приобрел необходимое лекарство, однако у него имеется вопрос, не завышена ли в данном случае цена.
Разумеется, он не посещал перед походом в аптеку сайт Департамента здравоохранения и не изучал огромную (более 21 тыс. позиций) таблицу препаратов перечня ЖНВЛП с их предельными ценами. Ведь потребитель почти всегда стремится к простоте, и превращать обыкновенную покупку в сложную исследовательскую работу с потерей драгоценного времени он не склонен. Среди информации аптечного зала к его услугам — в полном соответствии с п. 10 упомянутых Правил — сведения только о предельных отпускных ценах производителя.
Два пути
В такой ситуации у посетителей аптеки есть два пути действий. Первый можно назвать неконструктивным и эмоциальным. Выбравший этот путь покупатель, как правило, не видит разницы между словами «высокий» и «завышенный (с нарушением)» применительно к цене лекарства. Тем более что «высокий» — понятие относительное; есть множество препаратов, которые будут дороги даже в том случае, если аптеки их будут отпускать с нулевой или отрицательной наценкой.
Можно предположить, что такой потребитель по возвращении домой просигнализирует через портал «Наш город» о якобы имеющем место завышении цен, без приложения к своему заявлению подтверждающих оснований. Будет ли подобный голословный сигнал рассматриваться и может ли он стать поводом для проведения проверки — вопрос к инициаторам нововведения.
Представим, что мы имеем дело с более ответственным потребителем, который предпочтет прежде убедиться, что нарушение ценообразования имеет место, и только потом заявить о нем. Это означает, что ему придется самостоятельно рассчитать предельную розничную цену — отталкиваясь от предельной отпускной производителя, информация о которой имеется в аптечном зале, или от фактической отпускной, если она не совпадает с предельной.
Трудности расчета
Трудности потребителя на этом пути перечисляет Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства«Аптечная гильдия». Оценивая нововведение в целом положительно, она допускает, что его продуктивному осуществлению может помешать сложность системы ценообразования на ЖНВЛП.
По мнению Елены Неволиной, покупатель в таком случае для начала должен понимать, что такое МНН, какие в рамках конкретного МНН могут быть торговые наименования и не путать препараты разных лекарственных форм, дозировок и производителей, которых может быть очень много. Например, по МНН «цефазолин» в реестре имеется около ста записей — порошок 1 г во флаконах номером 1, 5, 10, 50, 100. Елена Неволина также отмечает, что если аптека по назначению врача разделила большую упаковку (в отношении которой указана предельная цена производителя) и отпустила выписанное число флаконов — в отдельных случаях и при соблюдении определенных условий это разрешено, — то потребитель должен сделать правильный пересчет.
Следующая проблемная точка — вопрос НДС. Многие организации, являющиеся малыми предприятиями, применяют специальные налоговые режимы. В Москве распространены упрощенная и патентная системы налогообложения (УСН и ПСН). При их применении организация освобождена от уплаты НДС, и в этом случае — обращает внимание Елена Неволина — у нее порядок ценообразования в соответствии с методикой Федеральной службы по тарифам отличается от порядка, применяемого аптекой, находящейся на общем режиме налогообложения.
Это, кстати, отражено в регулярно публикуемом и обновляемом Департаментом здравоохранения города государственном реестре, о котором мы говорили выше. В нем указаны предельная оптовая и розничная цены без НДС и с НДС. Получается, что, кроме умения учитывать НДС при ценообразовании на лекарственные препараты, рядовой покупатель должен также узнать у сотрудника аптечной организации, какой режим налогообложения она применяет.
Производители лекарств зачастую продают их дешевле зарегистрированной предельной цены. Разницу между ней и фактической отпускной ценой призводителя также необходимо учитывать в процессе расчета. Чтобы это сделать, нужно запросить у аптеки приходные документы, но разве покупатель имеет на это полномочия?
Ну и, наконец, чтобы вычислить порог розничной цены на необходимый ему препарат, покупатель должен знать действующие в его субъекте федерации — в данном случае в Москве — предельные величины оптовых и розничных надбавок. А это не две, а минимум шесть цифр, поскольку они отличаются для препаратов ценовых групп до 50 руб., от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. Зададим риторический вопрос: многие ли потребители осведомлены об этих надбавках, их размерах?
Проверки на эмоциях
Сможет ли и захочет ли покупатель сделать все эти расчеты? Вряд ли. А если кто‑то и попытается, то может запутаться или ошибиться в вычислениях. Получается, что нововведение — в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день — скорее, побуждает потребителя реагировать эмоциально и сообщать о «завышении», не имея достаточных оснований утверждать, что оно действительно имеет место.
Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», предполагает, что в этих условиях на первый план может выйти такой фактор, как субъективное восприятие цены покупателем, когда человеку просто показалось, что дорого или стало дороже.
Например, для препаратов перечня ЖНВЛП стоимостью свыше 500 руб. в Москве действует 15 %-ная планка предельной розничной надбавки. Предположим, что ранее аптека по причине конкуренции наценивала только 10%. А затем — из‑за роста расходов — стала применять 15 %-ную надбавку. С точки зрения законодательства это повышение не означает «превышение», но весьма вероятно, что покупатель данного препарата расценит его именно так. И может просигнализировать об этом в Интернете, в результате чего аптека получит проверку «ни за что».
Карты аптек
Вопросы возникают и в отношении «карты проблемных аптек». Намеренных нарушений правил ценообразования в аптечной среде немного. Чаще встречаются ненамеренные, малозначительные эпизоды — по какой‑то одной позиции недоглядели, где‑то неверно округлили, не уследили за обновлением постоянно меняющегося реестра.
Включение по такому «ненамеренному» поводу в «карту проблемных аптек», которую в прессе уже назвали «черным списком», — слишком сильная мера, несоразмерная допущенной оплошности, которую трудно исключить при работе с десятками тысяч позиций реестра. Даже с учетом того, что создатели портала обещают удаление аптечного объекта с «проблемной карты» в случае, если в течение месяца не поступит повторных сообщений о превышении предельной розничной цены (надеемся, речь опять же идет о подтвержденных, а не голословных сообщениях).
Если сигнал подтверждается и превышение цены действительно имеет место, аптечная организация несет административную ответственность и попадает на «проблемную карту». А в обратном случае? Если нововведение носит объективный и беспристрастный характер, то почему бы не сделать на том же портале «карту прилежных аптек», в отношении которых имевшие место сигналы не подтвердились? Что является хорошей новостью для портала, его посетителей, всех жителей города — обнаружение или, наоборот, отсутствие нарушений? От ответа на этот вопрос зависит конструктивность и продуктивность нововведения.
5144 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям