18+

Кажется, дорого

Кажется, дорого

Кажется, дорого

Самвел Григоряно том, как покупатели будут контролировать цены на лекарства

Есть новость для московских аптек. В контролирующих инстанциях и раньше недостатка не было, а теперь к ним добавятся еще несколько миллионов потенциальных проверяющих. Звучит фантастично, и в этой новости присутствует, конечно, доля преувеличения. Но есть в ней и сермяжная ­правда.

Наш эксперт

Елена Неволина

исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» (Москва)

Через «Наш город»

В разгар лета 2015 года у москвичей появилась возможность сообщать через интернет-портал «Наш город» о завышенных ценах на лекарства. Новость об открытии «Карты проблемных аптек» распространило информационное агентство ТАСС. На карте предполагается отмечать аптеки, в которых на основании результов проведенной по сообщениям москвичей проверки будут выявлены факты превышения предельных розничных цен на лекарственные препараты перечня ­ЖНВЛП.

Интернет-портал «Наш город» создан для выстраивания диалога между жителями Москвы и городским руководством. Москвичи могут получать на нем информацию о деятельности органов исполнительной власти, оставлять свои предложения, сообщать о проблемах, а после подтверждать или опровергать ответы чиновников об их ­устранении.

Одно из предназначений портала — предоставление гражданам возможности сигнализировать городским властям о «нарушении». Слово «нарушение» взято здесь в кавычки, потому что рядовой житель города не уполномочен выносить вердикт о том, имело оно место или нет — это компетенция судебных и частично контролирующих ­органов.

Ключевой вопрос, который возникает при ознакомлении с информацией о новой возможности для населения, — как покупатель определит, что цена на тот или иной препарат в аптеке завышена? В ходе ответа вырисовывается «карта проблемных точек» ­нововведения.

Реестр, где все есть

После того как предельные цены производителей на препараты перечня ЖНВЛП регистрируются, они подлежат включению в государственный реестр (ст. 62 ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств»). Этот реестр можно найти на официальном сайте Минздрава РФ www.grls.rosminzdrav.ru.

Согласно упомянутой статье 62, реестр содержит зарегистрированные предельные отпускные цены производителей в рублях, но в нем, конечно, не указаны предельные розничные цены того или иного препарата. Это и невозможно, ведь оптовые и розничные надбавки регулируются на уровне субъектов ­РФ.

Предельные розничные цены на конкретный лекарственный препарат отличаются в зависимости от республики, области или ­края.

Где же в таком случае аптечному посетителю взять эти предельные розничные цены, чтобы при необходимости провести сравнение и понять, превышена предельная розничная цена или нет? Москвичи, так же как и жители других субъектов РФ, могут найти их на сайте своего департамента здравоохранения. Оттуда можно скачать файл в виде табличного списка. Столбцы этой таблицы содержат: МНН включенных в него препаратов перечня ЖНВЛП, торговое наименование, лекарственную форму и количество единиц во вторичной упаковке; указание владельца регистрационного удостоверения, его номер, дату регистрации и штрих-код препарата; предельную отпускную цену производителя в рублях, величины предельных оптовых и розничных надбавок, предельные оптовые и розничные цены — в рублях, с НДС и ­без.

Информация в аптечном зале

На аптеки, согласно действующему законодательству, не возлагается обязанность держать в зале информацию о предельных розничных ценах. Во всяком случае на это указывает пункт 10 «Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП» (Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 г. № 865).

В нем говорится о том, что в аптечных организациях — в доступной для всех форме и с учетом группировки по МНН — размещается информация о зарегистрированных предельных отпускных ценах производителей. Указания размещать также информацию о предельных розничных ценах в данном постановлении ­нет.

Применим всю эту реальность к конкретному потребителю, услышавшему по телевизору о возможности сигнализировать о лекарственных ценах и через несколько дней или недель после этого отправившемуся в аптеку. Он хочет приобрести или уже приобрел необходимое лекарство, однако у него имеется вопрос, не завышена ли в данном случае ­цена.

Разумеется, он не посещал перед походом в аптеку сайт Департамента здравоохранения и не изучал огромную (более 21 тыс. позиций) таблицу препаратов перечня ЖНВЛП с их предельными ценами. Ведь потребитель почти всегда стремится к простоте, и превращать обыкновенную покупку в сложную исследовательскую работу с потерей драгоценного времени он не склонен. Среди информации аптечного зала к его услугам — в полном соответствии с п. 10 упомянутых Правил — сведения только о предельных отпускных ценах ­производителя.

Два пути

В такой ситуации у посетителей аптеки есть два пути действий. Первый можно назвать неконструктивным и эмоциальным. Выбравший этот путь покупатель, как правило, не видит разницы между словами «высокий» и «завышенный (с нарушением)» применительно к цене лекарства. Тем более что «высокий» — понятие относительное; есть множество препаратов, которые будут дороги даже в том случае, если аптеки их будут отпускать с нулевой или отрицательной ­наценкой.

Можно предположить, что такой потребитель по возвращении домой просигнализирует через портал «Наш город» о якобы имеющем место завышении цен, без приложения к своему заявлению подтверждающих оснований. Будет ли подобный голословный сигнал рассматриваться и может ли он стать поводом для проведения проверки — вопрос к инициаторам ­нововведения.

Представим, что мы имеем дело с более ответственным потребителем, который предпочтет прежде убедиться, что нарушение ценообразования имеет место, и только потом заявить о нем. Это означает, что ему придется самостоятельно рассчитать предельную розничную цену — отталкиваясь от предельной отпускной производителя, информация о которой имеется в аптечном зале, или от фактической отпускной, если она не совпадает с ­предельной.

Трудности расчета

Трудности потребителя на этом пути перечисляет Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства

«Аптечная гильдия». Оценивая нововведение в целом положительно, она допускает, что его продуктивному осуществлению может помешать сложность системы ценообразования на ­ЖНВЛП.

По мнению Елены Неволиной, покупатель в таком случае для начала должен понимать, что такое МНН, какие в рамках конкретного МНН могут быть торговые наименования и не путать препараты разных лекарственных форм, дозировок и производителей, которых может быть очень много. Например, по МНН «цефазолин» в реестре имеется около ста записей — порошок 1 г во флаконах номером 1, 5, 10, 50, 100. Елена Неволина также отмечает, что если аптека по назначению врача разделила большую упаковку (в отношении которой указана предельная цена производителя) и отпустила выписанное число флаконов — в отдельных случаях и при соблюдении определенных условий это разрешено, — то потребитель должен сделать правильный ­пересчет.

Следующая проблемная точка — вопрос НДС. Многие организации, являющиеся малыми предприятиями, применяют специальные налоговые режимы. В Москве распространены упрощенная и патентная системы налогообложения (УСН и ПСН). При их применении организация освобождена от уплаты НДС, и в этом случае — обращает внимание Елена Неволина — у нее порядок ценообразования в соответствии с методикой Федеральной службы по тарифам отличается от порядка, применяемого аптекой, находящейся на общем режиме ­налогообложения.

Это, кстати, отражено в регулярно публикуемом и обновляемом Департаментом здравоохранения города государственном реестре, о котором мы говорили выше. В нем указаны предельная оптовая и розничная цены без НДС и с НДС. Получается, что, кроме умения учитывать НДС при ценообразовании на лекарственные препараты, рядовой покупатель должен также узнать у сотрудника аптечной организации, какой режим налогообложения она ­применяет.

Производители лекарств зачастую продают их дешевле зарегистрированной предельной цены. Разницу между ней и фактической отпускной ценой призводителя также необходимо учитывать в процессе расчета. Чтобы это сделать, нужно запросить у аптеки приходные документы, но разве покупатель имеет на это ­полномочия?

Ну и, наконец, чтобы вычислить порог розничной цены на необходимый ему препарат, покупатель должен знать действующие в его субъекте федерации — в данном случае в Москве — предельные величины оптовых и розничных надбавок. А это не две, а минимум шесть цифр, поскольку они отличаются для препаратов ценовых групп до 50 руб., от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. Зададим риторический вопрос: многие ли потребители осведомлены об этих надбавках, их ­размерах?

Проверки на эмоциях

Сможет ли и захочет ли покупатель сделать все эти расчеты? Вряд ли. А если кто‑то и попытается, то может запутаться или ошибиться в вычислениях. Получается, что нововведение — в том виде, в котором оно существует на сегодняшний день — скорее, побуждает потребителя реагировать эмоциально и сообщать о «завышении», не имея достаточных оснований утверждать, что оно действительно имеет ­место.

Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия», предполагает, что в этих условиях на первый план может выйти такой фактор, как субъективное восприятие цены покупателем, когда человеку просто показалось, что дорого или стало ­дороже.

Смущает, что граждан призывают сигнализировать о превышениях, но не предваряют этот призыв рассказом о том, как можно установить, что оно имеет место, с приложением справочной информации. Ведь если потребитель в какой‑то, даже небольшой степени становится участником команды контроля лекарственных цен, ему необходимо приобрести хотя бы минимальные знания о предмете ­контроля.

Например, для препаратов перечня ЖНВЛП стоимостью свыше 500 руб. в Москве действует 15 %-ная планка предельной розничной надбавки. Предположим, что ранее аптека по причине конкуренции наценивала только 10%. А затем — из‑за роста расходов — стала применять 15 %-ную надбавку. С точки зрения законодательства это повышение не означает «превышение», но весьма вероятно, что покупатель данного препарата расценит его именно так. И может просигнализировать об этом в Интернете, в результате чего аптека получит проверку «ни за ­что».

Карты аптек

Вопросы возникают и в отношении «карты проблемных аптек». Намеренных нарушений правил ценообразования в аптечной среде немного. Чаще встречаются ненамеренные, малозначительные эпизоды — по какой‑то одной позиции недоглядели, где‑то неверно округлили, не уследили за обновлением постоянно меняющегося ­реестра.

Включение по такому «ненамеренному» поводу в «карту проблемных аптек», которую в прессе уже назвали «черным списком», — слишком сильная мера, несоразмерная допущенной оплошности, которую трудно исключить при работе с десятками тысяч позиций реестра. Даже с учетом того, что создатели портала обещают удаление аптечного объекта с «проблемной карты» в случае, если в течение месяца не поступит повторных сообщений о превышении предельной розничной цены (надеемся, речь опять же идет о подтвержденных, а не голословных ­сообщениях).

Если сигнал подтверждается и превышение цены действительно имеет место, аптечная организация несет административную ответственность и попадает на «проблемную карту». А в обратном случае? Если нововведение носит объективный и беспристрастный характер, то почему бы не сделать на том же портале «карту прилежных аптек», в отношении которых имевшие место сигналы не подтвердились? Что является хорошей новостью для портала, его посетителей, всех жителей города — обнаружение или, наоборот, отсутствие нарушений? От ответа на этот вопрос зависит конструктивность и продуктивность ­нововведения.

5046 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.