Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности — обзор научной литературы
Синдром дефицита внимания и гиперактивности считается довольно частым нейробиологическим расстройством среди детей и подростков. Это заболевание затрудняет социальную адаптацию ребёнка в обществе, что сказывается на его дальнейшей способности нормально жить и работать. Чтобы купировать симптомы СДВГ и облегчить адаптацию детей в социуме практикующие врачи постоянно задаются вопросом, какую тактику лечения выбрать, какие препараты имеют наибольший терапевтический эффект и легче переносятся. В третьем номере журнала «Интерактивная наука» за 2021 год вышла научная статья «Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности» за авторством И. В. Дубатовой, А. В Анцыборова и В. Г. Заики. Мы предоставляем вам её краткий обзор — надеемся, она поможет нашим читателям в работе и позволит актуализировать знания по заявленной теме.
ВНИМАНИЕ: Информация, изложенная в этой статье, предназначена для фармацевтических и медицинских работников и предполагает исключительно профессиональное использование полученных данных. Описание свойств препаратов, приведённое в этом материале, не должно служить поводом для самолечения!
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ADHD) — это нейробиологическое расстройство, которое выявляется у большого количества детей, подростков и взрослых по всему миру [1]. В прошлом столетии благодаря проведению множества исследований была создана надёжная научная база, облегчающая современное понимание причин, распространённости и тактики терапии СДВГ [2].
По данным Американской медицинской ассоциации за 1998 год, СДВГ считается самой изученной болезнью с убедительными научными данными в сравнении с другими схожими заболеваниями [3]. Авторы практического руководства по детской и подростковой психиатрии Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP) редакции 2007 года, пишут о том, что клиницисты во всём мире считают СДВГ первичным нейробиологическим расстройством, которое может спровоцировать у детей, подростков и взрослых нарушения различной степени тяжести [4]. Биологическую основу СДВГ подтверждают нейропсихологические, нейровизуальные и генетические исследования [5].
Научно доказано, что при СДВГ дефицит исполнительного функционирования, реакций торможения, концентрации внимания, рабочей памяти и способности к планированию связаны с определёнными областями головного мозга [6]. В ходе исследований выявлено, что у детей с СДВГ в среднем объём мозга меньше, по сравнению с пациентами контрольной группы того же возраста [7, 8]. В некоторых научных источниках описаны меньшие размеры мозжечка наряду с уменьшением общего объёма мозга [9–11].
Статистика СДВГ
Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % [12]. У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры [13].
На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % [14]. По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % [15, 16].
Независимо от того, что диагноз СДВГ (ADHD) ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно увидеть уже с 3‑летнего возраста [17]. Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности [18, 19]. Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям [18, 19]. У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте [20–22].
Дифдиагноз СДВГ
Дифференциальный диагноз СДВГ необходимо проводить с другими коморбидными расстройствами тщательнейшим образом, учитывая все факторы. Чтобы не ошибиться во время постановки диагноза СДВГ, нужно правильно оценивать поведенческий рисунок в соответствии возрастом ребёнка [23]. Авторы обращают внимание на то, что некоторые состояния могут иметь схожую с СДВГ клинику:
- умственная отсталость;
-
нарушение способности к обучению;
-
различные нарушения развития;
-
патологии слуха и зрения;
-
соматические заболевания, такие как гипертиреоз, отравление солями тяжёлых металлов, парциальные комплексные припадки и др. [24, 25].
Причиной нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности могут быть депрессивные состояния, тревожные расстройства, употребление ПАВ, биполярное расстройство в детском и подростковом возрасте [26, 27].
Чтобы правильно ставить диагноз, были разработаны диагностические критерии СДВГ. Они требуют, чтобы у ребёнка младше 7 лет присутствовали минимум 6 из 9 симптомов, которые говорят о нарушении внимания или гиперактивности или импульсивности. СДВГ ставят, если симптоматика приводит к нарушению адаптации в обществе, затруднению обучения и других видов деятельности [28, 29].
Проявления, последствия и риски СДВГ в зависимости от возраста:
- дошкольники — подвержены риску возникновения академических, социальных, поведенческих и семейных проблем [30, 31];
-
школьники — имеют проблемы в общении со сверстниками, часто конфликтуют с детьми и родителями, плохо учатся [35];
-
подростки — в большей степени злоупотребляют алкоголем и ПАВ, чаще заражаются половыми инфекциями, рано беременеют [36].
Среди детей с СДВГ чаще регистрируются несчастные случаи, травмы [32, 33], внешняя агрессия [34]. Две трети детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания имеют хотя бы одно психиатрическое заболевание [37].
Статистика сочетаний синдрома дефицита внимания и гиперактивности с другими патологиями:
- 31 % детей и подростков имеют чистый СДВГ;
-
40 % — СДВГ+ оппозиционно-вызывающее расстройство;
-
38 % — СДВГ + тревожные расстройства или расстройства настроения;
-
14 % — СДВГ+ поведенческие расстройства, возникающие в возрасте до 18 лет [38–40].
Терапия СДВГ
В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик [41, 42]. Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты [43]. Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно [44, 45]. Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста [46, 47].
Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ [48]:
- Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
-
Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
-
Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
-
Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
-
После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
-
Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.
AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста [49].
Препараты первой линии при СДВГ
Многие исследования указывают на то, что фармакотерапия всё‑таки является первой линией лечения СДВГ [50–54]. Данные исследований, начиная с 1930 гг., подтверждают эффективность психостимуляторов в лечении СДВГ [55–61]. База данных, подтверждающая безопасность и эффективность этих лекарственных средств у детей с СДВГ, неуклонно растёт, причём опыт использования психостимуляторов имеется как у детей школьного и подросткового возраста, так и у дошкольников [56, 62–64].
Медикаменты, одобренные в разных странах для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности [53, 74–77]:
- Метилфенидат (не зарегистрирован в РФ);
-
d-Метилфенидат (не зарегистрирован в РФ);
-
Амфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
-
d-Амфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
-
Лиздексамфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
- Атомоксетин (зарегистрирован в РФ);
-
Гуанфацин (зарегистрирован в РФ);
-
Клонидин (зарегистрирован в РФ).
В последние годы возросло количество публикаций, которые подтверждают эффективность медикаментов, не относящихся к группе психостимуляторов [65–68]. После проведения исследований было выяснено, что атомоксетин давал клинический эффект сопоставимый с “классическими” психостимуляторами, одобренными FDA в терапии СДВГ [69–71]. В результате было выявлено, что клинический эффект атомоксетина составляет 0,62, а это средний показатель относительно клинических эффектов психостимуляторов 0,91 (короткого действия) и 0,95 (пролонгированные) [72, 73].
Психостимуляторы при СДВГ
В мировой практике психостимуляторы считаются лекарствами первой линии при лечении больных с СДВГ. Статистика эффективности:
- у 75 % детей есть реакция на любой препарат из группы психостимуляторов;
-
у 80–90 % больных при последовательном назначении двух психостимуляторов наблюдается положительный эффект от лечения [78, 79].
За рубежом оптимальным на сегодняшний день считается назначение лекарственных средств с пролонгированным действием [80]. Конечно, для некоторых пациентов используют сочетание препаратов короткого и длительного действия, но они назначаются индивидуально и в адекватной дозе с учётом переносимости. Почти все психостимуляторы, разрешённые сегодня в мире для терапии СДВГ, являются производными либо метилфенидата, либо амфетамина, которые усиливают нейротрансмиссию дофамина и, в меньшей степени, норэпинефрина [81].
Согласно исследованиям, которые проводились среди детей, подростков и взрослых с диагнозом СДВГ, у 65–75 % больных во время лечения наблюдалась положительная динамика от использования психостимуляторов, по сравнению с 4–30 % у пациентов, получавших плацебо [82, 83].
Многолетний научный опыт показывает, что метилфенидат короткого действия хорошо переносится и даёт хороший клинический эффект. В рандомизированном исследовании участвовали 579 детей в возрасте от 7 до 9 лет с сочетанным вариантом СДВГ (дефицит внимания + гиперактивность). Дозы метилфенидата подбирались с учётом данных оценочных шкал, которые составляли родители и учителя, а также индивидуального профиля переносимости:
- 1 группа (только лекарственная терапия) — средняя доза 32,1±15,4 мг/кг/сут.
-
2 группа (фармакотерапия + психотерапия) — 28,9±13,7 мг/кг/сут [84].
Данные исследований говорят о более медленном клиренсе от однократного приёма метилфенидата у детей в возрасте 4–5 лет по сравнению со школьниками [85].
Переносимость психостимуляторов зависит от возраста. Чем младше ребёнок, тем больше вероятность побочных эффектов со стороны психики [86–88]. Поэтому пациентам дошкольного возраста, страдающих СДВГ, требуется медленное титрование дозировок, тщательное наблюдение за плазменной концентрацией действующего вещества и меньшие дозировки психостимуляторов [89, 90].
Нежелательные эффекты от использования психостимуляторов
Почти все психостимуляторы имеют схожие побочные проявления [91]. Общими для всех препаратов этой группы являются:
- увеличение времени латентности сна;
-
снижение аппетита;
-
снижение массы тела;
-
головные боли;
-
нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта;
-
изменения в сердечно-сосудистой системе (нарушения сердечного ритма и АД).
У детей раннего возраста возможны такие нарушения, как эмоциональная гиперестезия или «раздражительная слабость» [92]. Согласно исследованиям, которые проводились на протяжении нескольких лет, дети, получавшие терапию от СДВГ, на 20 % чаще посещали отделение неотложной терапии и на 21 % чаще обращались к кардиологу по поводу нарушений сердечной деятельности [43].
Данные исследования Gould et al., (2009) показывают, что частота внезапной смерти у детей и подростков, страдающих СДВГ, сопоставима с таковым у общей популяции. За 1992–2005 гг. было зарегистрировано 11 случаев внезапной смерти [93]. Согласно методу «случай-контроль» проводилось сравнение между:
- 564 сообщениями о внезапной смерти пациентов в возрасте от 7 до 19 лет;
-
и смертельными случаями 564 пациентов того же возраста, погибших вследствие дорожно-транспортного происшествия.
Соотношение шансов 7,4, доверительный интервал 95 % (CI) 1,4–74,9) [93].
Чтобы избежать внезапной смерти и других побочных эффектов, Американская ассоциация педиатров (АAP) рекомендует:
- тщательно проводить обследование до начала лечения больных с СДВГ;
-
собирать подробный анамнез (судороги, болезни сердца, несчастные случаи в семье и так далее).
Помимо этого, перед терапией психостимуляторами необходимо провести ЭКГ [94].
В следующей статье мы продолжим тему лечения СДВГ у детей, рассмотрим применение атомоксетина, альфа2‑агонистов, а также продолжительность лечения и сложности фармакотерапии. Следите за публикациями на нашем сайте!
Источники
- Pliszka, S. R. Is There Long-Term Benefit from Stimulant Treatment for ADHD? American Journal of Psychiatry.- 2019.-Vol.176(9). – p.685–686
- Lenzi F. et al. Pharmacotherapy of emotional dysregulation in adults with ADHD: a systematic review and metaanalysis //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2018. -Vol. 84. -p. 359–367
- Goldman L. S. et al. Diagnosis and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents // Jama. – 1998. – Vol. 279. – №. 14. -p. 1100–1107
- Pliszka S. et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with attentiondeficit/hyperactivity disorder //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2007. – Vol. 46. – №. 7. -p. 894–921
- Aksoy U. M. What does current Literature tell us for the aetiology of ADHD? //Klinik Psikofarmakoloji Bulteni. – 2018. -Vol. 28. -p. 313–314
- Sokunbi M. O. Children with ADHD exhibit lower fMRI spectral exponent than their typically developing counterparts. – Organisation for Human Brain Mapping (OHBM), USA., 2018
- Sen B. et al. A general prediction model for the detection of ADHD and Autism using structural and functional MRI// PloS one. – 2018. -Vol. 13. – №. 4. -p. e0194856
- Semrud-Clikeman M. et al. Regional volumetric differences based on structural MRI in children with two subtypes of ADHD and controls //Journal of attention disorders. – 2017. -Vol. 21. – №. 12. – p. 1040–1049
- Wyciszkiewicz A., Pawlak M. A., Krawiec K. Cerebellar Volume in Children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) Replication Study //Journal of child neurology. – 2017. -Vol. 32. – №. 2. -p. 215–221
- Shaw P. et al. 99. A Large-Scale Study of Cortical and Cerebellar Morphology in ADHD across the Life span: An ENIGMA-ADHD Collaboration //Biological Psychiatry. – 2017. – Т. 81. – №. 10. -p. S41-S42
- Jagger-Rickels A. C., Kibby M. Y., Constance J. M. Global gray matter morphometry differences between children with reading disability, ADHD, and comorbid reading disability/ADHD //Brain and language. – 2018. – Vol. 185. -p. 54–66
- Azeredo A., Moreira D., Barbosa F. ADHD, CD, and ODD: Systematic review of genetic and environmental risk factors //Research in developmental disabilities. – 2018. -Vol. 82. -p. 10–19
- van Lieshout M. et al. The course of neurocognitive functioning and prediction of behavioral outcome of ADHD affected and unaffected siblings //Journal of abnormal child psychology. – 2019. -Vol. 47. – №. 3. -p. 405–419
- Stein D. S., Harstad E. B., Barbaresi W. J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) //Care of Adults with Chronic Childhood Conditions. – Springer, Cham, 2016. -p. 39–51
- dos Santos Nobre J. P. et al. Characterization of Epidemiological ADHD Studies: A Systematic Review //Psychology. – 2017. -Vol. 8. – №. 03. -p. 412
- Bob P., Konicarova J. Definition, Diagnosis and Epidemiology of Attention Deficit and Hyperactivity Disorder // ADHD, Stress, and Development. – Springer, Cham, 2018. -p. 1–10
- O’Neill S. et al. Preschool predictors of ADHD symptoms and impairment during childhood and adolescence // Current psychiatry reports. – 2017. -Vol. 19. – №.12. -p. 95
- Coghill D. et al. The Age of Onset of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder //Age of Onset of Mental Disorders. – Springer, Cham, 2019. -p. 217–236
- Becker K. et al. Individualized stepwise adaptive treatment for 3–6-year-old preschool children impaired by attentiondeficit/hyperactivity disorder (ESCA preschool): study protocol of an adaptive intervention study including two randomised controlled trials within the consortium ESCA life //Trials. – 2020. -Vol. 21. – №. 1. - p. 1–19
- Wender P. H., Tomb D. A. ADHD: A guide to understanding symptoms, causes, diagnosis, treatment, and changes over time in children, adolescents, and adults. – Oxford University Press, 2016
- Daly B. P., Nicholls E., Brown R. T. ADHD in Adults. – Hogrefe Publishing, 2016
- Semeijn E. J. et al. Lifetime stability of ADHD symptoms in older adults //ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. – 2016. -Vol. 8. – №. 1. -p. 13–20
- Fisher T. et al. ADHD in the aging population: a new differential diagnosis?//Harefuah. – 2019. -Vol. 158. – №. 6. -p. 347
- Gunes S. Diagnostic confounding: is it absence epilepsy or ADHD? //Dusunen Adam The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. – 2017. -Vol. 30. –№. 4. -p. 391
- Drechsler R. et al. ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents //Neuropediatrics. – 2020. – С. Epub ahead of print
- Ryder J. G., Silva J. M. Mood Disturbance in ADHD Due to a General Medical Condition //Moodiness in ADHD. – Springer, Cham, 2018. -p. 25–38
- Paucke M. et al. Attention deficit-hyperactivity disorder (ADHD) and comorbid mental disorders: ADHD-specific self-rating scales in differential diagnostics //Der Nervenarzt. – 2018. -Vol. 89. – №. 11. -p. 1287–1293
- Young J. L., Goodman D. W. Adult attention-deficit/hyperactivity disorder diagnosis, management, and treatment in the DSM-5 era //The primary care companion for CNS disorders. – 2016. -Vol. 18. – №. 6
- Rigler T. et al. New DSM-5 criteria for ADHD-Does it matter? //Comprehensive psychiatry. – 2016. -Vol. 68. -p. 56–59; Bange F. ADHD: current diagnostic criteria //Médecine thérapeutique/Pédiatrie. – 2016. -Vol. 19. – №. 3. -p. 191–194
- Tamm L., Epstein J. N., Becker S. P. A preliminary investigation of reaction time variability in relation to social functioning in children evaluated for ADHD //Child neuropsychology. – 2019. -Vol. 25. – №. 7. -p. 885–898
- Zhao X. et al. Family burden of raising a child with ADHD //Journal of Abnormal Child Psychology. – 2019. -Vol. 47. – №. 8. -p. 1327–1338
- Wolff S. et al. Accident patterns in trauma surgery patients with and without self-reported ADHD //Journal of neural transmission. – 2019. -Vol. 126. – №. 9. -p. 1163–1173
- Kittel-Schneider S. et al. Prevalence of ADHD in accident victims: results of the PRADA study //Journal of clinical medicine. – 2019. -Vol. 8. – №. 10. -p. 1643
- Mogavero F., Jager A., Glennon J. C. Clock genes, ADHD and aggression //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2018. -Vol. 91. -p. 51–68
- Eadeh H. M. et al. Longitudinal evaluation of the role of academic and social impairment and parent-adolescent conflict in the development of depression in adolescents with ADHD //Journal of child and family studies. – 2017. -Vol. 26. – №. 9. -p.2374–2385
- Barkley R. A., Fischer M. The Milwaukee Longitudinal Study of Hyperactive (ADHD) Children //Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Adult Outcome and Its Predictors. – 2017. -p. 63
- Bendiksen B. et al. Co-occurrence of ODD and CD in preschool children with symptoms of ADHD //Journal of attention disorders. – 2017. – Vol. 21. – №. 9. -p.741–752
- Harvey E. A., Breaux R. P., Lugo-Candelas C. I. Early development of comorbidity between symptoms of attentiondeficit/hyperactivity disorder (ADHD) and oppositional defiant disorder (ODD) //Journal of abnormal psychology. – 2016. - Vol. 125. – №. 2. -p. 154
- Baweja R., Waxmonsky J. G. Treatment Implications for ADHD Youth with Mood and Anxiety Comorbidity // Current Treatment Options in Psychiatry. – 2018. - Vol. 5. – №. 1. -p. 73–97
- Sadek J. ADHD and Conduct Disorder (CD) //Clinician’s Guide to ADHD Comorbidities in Children and Adolescents. – Springer, Cham, 2019. – p. 47–59
- Zuddas A. et al. ADHD treatment //Oxford Textbook of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. – 2018. -p. 379
- Ramsay J. R. The relevance of cognitive distortions in the psychosocial treatment of adult ADHD //Professional Psychology: Research and Practice. – 2017. -Vol. 48. – №. 1. -p. 62
- Kamimura-Nishimura K. I., Brinkman W. B., Froehlich T. E. Strategies for improving ADHD medication adherence// Current Psychiatry. – 2019. – Vol. 18. – №.8. -p. 25
- Feldman M. E., Charach A., Bélanger S. A. ADHD in children and Youth: Part 2-Treatment //Paediatrics & Child Health. – 2018. – Vol. 23. – №. 7. -p. 462–472.
- Hechtman L., Pliszka S. R. New Findings from the Multimodal Treatment of ADHD (MTA) Study Follow-up //66th Annual Meeting. – AACAP, 2019
- Young C. A. AAP updates ADHD treatment guidelines //Pharmacy Today. – 2019. -Vol. 25. – №. 12. -p. 22
- Wolraich M. L. et al. ADHD diagnosis and treatment guidelines: a historical perspective //Pediatrics. – 2019. -Vol. 144. – №. 4. -p. e20191682
- Zappitelli M. Management of ADHD. – 2019
- Coelho L. F. et al. Group cognitive behavioral therapy for children and adolescents with ADHD //Psicologia: Reflexãoe Crítica. – 2017. -Vol. 30
- Jansen M. NPs’ use of guidelines to diagnose and treat childhood ADHD //The Nurse Practitioner. – 2019. -Vol. 44. – №. 7. – p. 37–42
- Iacobucci G. ADHD: methylphenidate should be first line drug treatment in children, review confirms// British Medical Journal. – 2018.-Vol. 362.-№34.-p.30
- Arnett A., Stein M. Refining treatment choices for ADHD //The Lancet Psychiatry. – 2018. -Vol. 5. – №. 9. -p. 691–692
- Mattingly G. W., Wilson J., Rostain A. L. A clinician’s guide to ADHD treatment options //Postgraduate medicine. – 2017. -Vol. 129. – №. 7. -p. 657–666
- Courtabessis E. et al. Clinical factors associated with decision to recommend methylphenidate treatment for children with ADHD in France //European child & adolescent psychiatry. – 2018. -Vol. 27. – №. 3. -p. 367–376
- Ornoy A., Spivak A. Cost effectiveness of optimal treatment of ADHD in Israel: a suggestion for national policy // Health economics review. – 2019. -Vol. 9. – №.1. -p. 24
- Pelham W. E. et al. The effectiveness of short-and long-acting stimulant medications for adolescents with ADHD in a naturalistic secondary school setting //Journal of attention disorders. – 2017. -Vol. 21. – №. 1. -p. 40–45
- Vallejo Valdivielso M. et al. Effect of stimulant medications on intelligence quotient scores in a Spanish sample of children and adolescents with ADHD //European Neuropsychopharmacology. -2019. -Vol. 29. -p. S435-S435
- Cortese S. Debate: are stimulant medications for attention-deficit/hyperactivity disorder effective in the long term? // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2019. -Vol. 58. – №. 10. -p. 936
- Stevenson R. D., Wolraich M. L. Stimulant medication therapy in the treatment of children with attention deficit hyperactivity disorder //Pediatric Clinics of North America. – 1989. -Vol. 36. – №. 5. -p. 1183–1197
- Frankenberger W., Lozar B., Dallas P. The use of stimulant medication to treat Attention Deficit Hyperactive Disorder (ADHD) in elementary school children //Developmental Disabilities Bulletin. – 1990
- Millichap J. Stimulant Medication for ADHD //Pediatric Neurology Briefs. – 1990. -Vol. 4. – №. 7
- Clavenna A., Bonati M. Safety and Tolerability of Medications for ADHD //Pharmacovigilance in Psychiatry. – Adis, Cham, 2016. -p. 233–253
- Kataoka S. H. ADHD among US children and adults: increasing access to care //Psychiatric Services. – 2016. -Vol. 67. – №. 9. -p. 937–937
- Greydanus D. E., Cates K. W., Sadigh N. Adverse effects of stimulant medications in children and adolescents: focus on drug abuse //International journal of adolescent medicine and health. – 2019. -Vol. 31. – №. 4
- Kattura R. S., Crismon M. L. Clinically significant interactions with stimulants and other non-stimulants for ADHD// Applied Clinical Pharmacokinetics and Pharmacodynamics of Psychopharmacological Agents. – Adis, Cham, 2016. -p. 535– 549
- Dittmann R. W. et al. Non-stimulants in the treatment of ADHD //Oxford Textbook of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. – 2018. -p. 393
- Markowitz J. S., Yu G. Stimulants and other non-stimulants for attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) //Applied Clinical Pharmacokinetics and Pharmacodynamics of Psychopharmacological Agents. – Adis, Cham, 2016.-p. 303–327
- Nageye F., Cortese S. Beyond stimulants: a systematic review of randomised controlled trials assessing novel compounds for ADHD //Expert review of neurotherapeutics. – 2019. -Vol. 19. – №. 7. -p. 707–717
- Hennissen, L., Bakker, M. J., Banaschewski, T., Carucci, S., Coghill, D., Danckaerts, M., Dittmann, R. W., Hollis, C. P., Kovshoff, H., McCarthy, S., et al. Cardiovascular effects of stimulant and non-stimulant medication for children and adolescents with ADHD: A systematic review and meta-analysis of trials of methylphenidate, amphetamines and atomoxetine. // CNS Drugs. -2017.- Vol.31.- №3.- p.199–215
- Ravishankar V. et al. The efficacy of atomoxetine in treating adult attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): A meta-analysis of controlled trials //Asian Journal of Psychiatry. – 2016. -Vol. 24. -p. 53–58
- Gayleard J. L., Mychailyszyn M. P. Atomoxetine treatment for children and adolescents with Attention-Deficit/ Hyperactivity Disorder (ADHD): a comprehensive meta-analysis of outcomes on parent-rated core symptomatology// ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. – 2017. -Vol. 9. – №. 3. -p. 149–160
- Rezaei G. et al. Comparative efficacy of methylphenidate and atomoxetine in the treatment of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: A systematic review and meta-analysis //Medical journal of the Islamic Republic of Iran. – 2016. -Vol. 30. -p. 325
- Childress A. C. A critical appraisal of atomoxetine in the management of ADHD //Therapeutics and clinical risk management. – 2016. -Vol. 12. -p. 27
- Kemper A. R. et al. Attention deficit hyperactivity disorder: Diagnosis and treatment in children and adolescents. – 2018
- Panther S. G. et al. Off-label prescribing trends for ADHD medications in very young children //The Journal of Pediatric Pharmacology and Therapeutics. – 2017. -Vol. 22. – №. 6. -p. 423–429
- Singh J. Pharmacotherapeutic options for attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) //International Journal of Research in Medical Sciences. – 2017. -Vol. 5. – №. 11. -p. 4677
- Brinkman W. B., Froehlich T. E., Epstein J. N. Medication for Adolescents with ADHD //ADHD in Adolescents: Development, Assessment, and Treatment. – 2019. -p. 391
- Rajeh A. et al. Interventions in ADHD: A comparative review of stimulant medications and behavioral therapies //Asian journal of psychiatry. – 2017. -Vol. 25. - p. 131–135
- Corkum P. et al. The Effects of Extended-Release Stimulant Medication on Sleep in Children with ADHD //Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2020. -Vol. 29. – №. 1. -p. 33
- Fosco W. D. et al. Baseline performance moderates stimulant effects on cognition in youth with ADHD //Experimental and clinical psychopharmacology. – 2020.
- Caye A. et al. Treatment strategies for ADHD: An Evidence-based guide to select optimal treatment //Molecular Psychiatry. – 2019. -Vol. 24. – №. 3. -p. 390–408
- Greenhill L. L. et al. Trajectories of growth associated with long-term stimulant medication in the multimodal treatment study of attention-deficit/hyperactivity disorder //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2019
- Pliszka, S. R. ADHD and Anxiety: Clinical Implications// Journal of Attention Disorders- 2019.-Vol. 23(3) – p. 203–205
- Yarmolovsky J. et al. Hot executive control and response to a stimulant in a double-blind randomized trial in children with ADHD //European archives of psychiatry and clinical neuroscience. – 2017. -Vol. 267. – №. 1. -p. 73–82
- Childress A. et al. Single-dose pharmacokinetics of HLD200, a delayed-release and extended-release methylphenidate formulation, in healthy adults and in adolescents and children with attention-deficit/hyperactivity disorder //Journal of child and adolescent psychopharmacology. – 2018. -Vol. 28. – №. 1. -p. 10–18
- Pozzi M. et al. Adverse drug events related to mood and emotion in paediatric patients treated for ADHD: A metaanalysis //Journal of affective disorders. – 2018. - Vol. 238. -p. 161–178
- Waxmonsky J. G., Wilens T. New Research on the Assessment and Management of the Adverse Events with Central Nervous System Stimulants for the Treatment of ADHD in Children //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2018. -Vol. 57. – №. 10. -p. S278
- Faraone S. V. et al. Practitioner Review: Emotional dysregulation in attention-deficit/hyperactivity disorder-implications for clinical recognition and intervention //Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2019. -Vol. 60. – №. 2. -p. 133–150
- Hall C. L. et al. The challenges of implementing ADHD clinical guidelines and research best evidence in routine clinical care settings: Delphi survey and mixedmethods study //BJPsych open. – 2016. -Vol. 2. – №. 1. -p. 25–31
- Taylor E. ADHD Medication in the Longer Term //Zeitschrift für Kinder-und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie. – 2019
- Inglis S. K. et al. Prospective observational study protocol to investigate longterm adverse effects of methylphenidate in children and adolescents with ADHD: The Attention Deficit Hyperactivity Disorder Drugs Use Chronic Effects (ADDUCE) study//BMJ open. – 2016. -Vol. 6. – №. 4
- Krinzinger H. et al. Neurological and psychiatric adverse effects of long-term methylphenidate treatment in ADHD: A map of the current evidence //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2019. -Vol. 107. -p. 945–968
- Gould M. S. et al. Sudden death and use of stimulant medications in youths //American Journal of Psychiatry. – 2009.- Vol. 166. – №. 9. -p. 992–1001
- Crevier-Quintin E. et al. American Academy of Pediatrics ADHD Clinical Practice Guidelines: Where is the» Neuro» in this Neurobehavioral Disorder? – 2019
зарегистрированным пользователям