18+

На месте не сидится

На месте не сидится

На месте не сидится

Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности — обзор научной литературы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности считается довольно частым нейробиологическим расстройством среди детей и подростков. Это заболевание затрудняет социальную адаптацию ребёнка в обществе, что сказывается на его дальнейшей способности нормально жить и работать. Чтобы купировать симптомы болезни и облегчить адаптацию детей в социуме практикующие врачи постоянно задаются вопросом, какую тактику лечения выбрать, какие препараты имеют наибольший терапевтический эффект и легче переносятся. В третьем номере журнала «Интерактивная наука» за 2021 год вышла научная статья «Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности» за авторством И. В. Дубатовой, А. В Анцыборова и В. Г. Заики. Мы предоставляем вам её краткий обзор — надеемся, она поможет нашим читателям в работе и позволит актуализировать знания по заявленной теме.

ВНИМАНИЕ: Информация, изложенная в этой статье, предназначена для фармацевтических и медицинских работников и предполагает исключительно профессиональное использование полученных данных. Описание свойств препаратов, приведённое в этом материале, не должно служить поводом для самолечения!

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое расстройство, которое выявляется у большого количества детей, подростков и взрослых по всему миру [1]. В прошлом столетии благодаря проведению множества исследований была создана надёжная научная база, облегчающая современное понимание причин, распространённости и тактики терапии СДВГ [2].

По данным Американской медицинской ассоциации за 1998 год, СДВГ считается самой изученной болезнью с убедительными научными данными в сравнении с другими схожими заболеваниями [3]. Авторы практического руководства по детской и подростковой психиатрии Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP) редакции 2007 года, пишут о том, что клиницисты во всём мире считают СДВГ первичным нейробиологическим расстройством, которое может спровоцировать у детей, подростков и взрослых нарушения различной степени тяжести [4]. Биологическую основу СДВГ подтверждают нейропсихологические, нейровизуальные и генетические исследования [5].

Научно доказано, что при СДВГ дефицит исполнительного функционирования, реакций торможения, концентрации внимания, рабочей памяти и способности к планированию связаны с определёнными областями головного мозга [6]. В ходе исследований выявлено, что у детей с СДВГ в среднем объём мозга меньше, по сравнению с пациентами контрольной группы того же возраста [7, 8]. В некоторых научных источниках описаны меньшие размеры мозжечка наряду с уменьшением общего объёма мозга [9–11].

Статистика СДВГ

Главной причиной развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности считается генетическая предрасположенность. Частота наследования составляет 72 % [12]. У ребёнка с СДВГ, согласно научным данным, родители страдают этим заболеванием от 2 до 8 раз чаще. С такой же частотой могут болеть СДВГ братья и сёстры [13].

На основании научных данных, частота возникновения СДВГ составляет 3–7 % [14]. По некоторым источникам распространённость этой болезни в популяции достигает 7–12 % [15, 16].

Независимо от того, что диагноз СДВГ ставят зачастую детям 7–10 лет, первые признаки заболевания можно увидеть уже с 3‑летнего возраста [17]. Эпидемиологические исследования показали, что 2–6 % дошкольников соответствуют критериям диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности [18, 19]. Если диагноз поставлен детям в раннем возрасте, то в 60–85 % случаев присутствовала клиника СДВГ и в подростковом возрасте, которая соответствовала диагностическим критериям [18, 19]. У 60 % пациентов проявления СДВГ можно наблюдать и во взрослом возрасте [20–22].

Дифдиагноз СДВГ

Дифференциальный диагноз СДВГ необходимо проводить с другими коморбидными расстройствами тщательнейшим образом, учитывая все факторы. Чтобы не ошибиться во время постановки диагноза СДВГ, нужно правильно оценивать поведенческий рисунок в соответствии возрастом ребёнка [23]. Авторы обращают внимание на то, что некоторые состояния могут иметь схожую с СДВГ клинику:

  • умственная отсталость;
  • нарушение способности к обучению;
  • различные нарушения развития;
  • патологии слуха и зрения;
  • соматические заболевания, такие как гипертиреоз, отравление солями тяжёлых металлов, парциальные комплексные припадки и др. [24, 25].

Причиной нарушения внимания, гиперактивности и импульсивности могут быть депрессивные состояния, тревожные расстройства, употребление ПАВ, биполярное расстройство в детском и подростковом возрасте [26, 27].

Чтобы правильно ставить диагноз, были разработаны диагностические критерии СДВГ. Они требуют, чтобы у ребёнка младше 7 лет присутствовали минимум 6 из 9 симптомов, которые говорят о нарушении внимания или гиперактивности или импульсивности. СДВГ ставят, если симптоматика приводит к нарушению адаптации в обществе, затруднению обучения и других видов деятельности [28, 29].

Проявления, последствия и риски СДВГ в зависимости от возраста:

  • дошкольники — подвержены риску возникновения академических, социальных, поведенческих и семейных проблем [30, 31];
  • школьники — имеют проблемы в общении со сверстниками, часто конфликтуют с детьми и родителями, плохо учатся [35];
  • подростки — в большей степени злоупотребляют алкоголем и ПАВ, чаще заражаются половыми инфекциями, рано беременеют [36].

Среди детей с СДВГ чаще регистрируются несчастные случаи, травмы [32, 33], внешняя агрессия [34]. Две трети детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания имеют хотя бы одно психиатрическое заболевание [37].

Статистика сочетаний СДВГ с другими патологиями:

  • 31 % детей и подростков имеют чистый СДВГ;
  • 40 % — СДВГ+ оппозиционно-вызывающее расстройство;
  • 38 % — СДВГ + тревожные расстройства или расстройства настроения;
  • 14 % — СДВГ+ поведенческие расстройства, возникающие в возрасте до 18 лет [38–40].

Терапия СДВГ

В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик [41, 42]. Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты [43]. Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно [44, 45]. Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста [46, 47].

Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ [48]:

  1. Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
  2. Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
  3. Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
  4. Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
  5. После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
  6. Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.

AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста [49].

Препараты первой линии при СДВГ

Многие исследования указывают на то, что фармакотерапия всё‑таки является первой линией лечения СДВГ [50–54]. Данные исследований, начиная с 1930 гг., подтверждают эффективность психостимуляторов в лечении СДВГ [55–61]. База данных, подтверждающая безопасность и эффективность этих лекарственных средств у детей с СДВГ, неуклонно растёт, причём опыт использования психостимуляторов имеется как у детей школьного и подросткового возраста, так и у дошкольников [56, 62–64].

Медикаменты, одобренные в разных странах для терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности [53, 74–77]:

  • Метилфенидат (не зарегистрирован в РФ);
  • d-Метилфенидат (не зарегистрирован в РФ);
  • Амфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
  • d-Амфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
  • Лиздексамфетамин (не зарегистрирован, запрещён в РФ);
  • Атомоксетин (зарегистрирован в РФ);
  • Гуанфацин (зарегистрирован в РФ);
  • Клонидин (зарегистрирован в РФ).

В последние годы возросло количество публикаций, которые подтверждают эффективность медикаментов, не относящихся к группе психостимуляторов [65–68]. После проведения исследований было выяснено, что атомоксетин давал клинический эффект сопоставимый с “классическими” психостимуляторами, одобренными FDA в терапии СДВГ [69–71]. В результате было выявлено, что клинический эффект атомоксетина составляет 0,62, а это средний показатель относительно клинических эффектов психостимуляторов 0,91 (короткого действия) и 0,95 (пролонгированные) [72, 73].

Психостимуляторы при СДВГ

В мировой практике психостимуляторы считаются лекарствами первой линии при лечении больных с СДВГ. Статистика эффективности:

  • у 75 % детей есть реакция на любой препарат из группы психостимуляторов;
  • у 80–90 % больных при последовательном назначении двух психостимуляторов наблюдается положительный эффект от лечения [78, 79].

За рубежом оптимальным на сегодняшний день считается назначение лекарственных средств с пролонгированным действием [80]. Конечно, для некоторых пациентов используют сочетание препаратов короткого и длительного действия, но они назначаются индивидуально и в адекватной дозе с учётом переносимости. Почти все психостимуляторы, разрешённые сегодня в мире для терапии СДВГ, являются производными либо метилфенидата, либо амфетамина, которые усиливают нейротрансмиссию дофамина и, в меньшей степени, норэпинефрина [81].

Согласно исследованиям, которые проводились среди детей, подростков и взрослых с диагнозом СДВГ, у 65–75 % больных во время лечения наблюдалась положительная динамика от использования психостимуляторов, по сравнению с 4–30 % у пациентов, получавших плацебо [82, 83].

Многолетний научный опыт показывает, что метилфенидат короткого действия хорошо переносится и даёт хороший клинический эффект. В рандомизированном исследовании участвовали 579 детей в возрасте от 7 до 9 лет с сочетанным вариантом СДВГ (дефицит внимания + гиперактивность). Дозы метилфенидата подбирались с учётом данных оценочных шкал, которые составляли родители и учителя, а также индивидуального профиля переносимости:

  • 1 группа (только лекарственная терапия) — средняя доза 32,1±15,4 мг/кг/сут.
  • 2 группа (фармакотерапия + психотерапия) — 28,9±13,7 мг/кг/сут [84].

Данные исследований говорят о более медленном клиренсе от однократного приёма метилфенидата у детей в возрасте 4–5 лет по сравнению со школьниками [85].

Переносимость психостимуляторов зависит от возраста. Чем младше ребёнок, тем больше вероятность побочных эффектов со стороны психики [86–88]. Поэтому пациентам дошкольного возраста, страдающих СДВГ, требуется медленное титрование дозировок, тщательное наблюдение за плазменной концентрацией действующего вещества и меньшие дозировки психостимуляторов [89, 90].

Нежелательные эффекты от использования психостимуляторов

Почти все психостимуляторы имеют схожие побочные проявления [91]. Общими для всех препаратов этой группы являются:

  • увеличение времени латентности сна;
  • снижение аппетита;
  • снижение массы тела;
  • головные боли;
  • нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта;
  • изменения в сердечно-сосудистой системе (нарушения сердечного ритма и АД).

У детей раннего возраста возможны такие нарушения, как эмоциональная гиперестезия или «раздражительная слабость» [92]. Согласно исследованиям, которые проводились на протяжении нескольких лет, дети, получавшие терапию от СДВГ, на 20 % чаще посещали отделение неотложной терапии и на 21 % чаще обращались к кардиологу по поводу нарушений сердечной деятельности [43].

Данные исследования Gould et al., (2009) показывают, что частота внезапной смерти у детей и подростков, страдающих СДВГ, сопоставима с таковым у общей популяции. За 1992–2005 гг. было зарегистрировано 11 случаев внезапной смерти [93]. Согласно методу «случай-контроль» проводилось сравнение между:

  • 564 сообщениями о внезапной смерти пациентов в возрасте от 7 до 19 лет;
  • и смертельными случаями 564 пациентов того же возраста, погибших вследствие дорожно-транспортного происшествия.

Соотношение шансов 7,4, доверительный интервал 95 % (CI) 1,4–74,9) [93].

Чтобы избежать внезапной смерти и других побочных эффектов, Американская ассоциация педиатров (АAP) рекомендует:

  • тщательно проводить обследование до начала лечения больных с СДВГ;
  • собирать подробный анамнез (судороги, болезни сердца, несчастные случаи в семье и так далее).

Помимо этого, перед терапией психостимуляторами необходимо провести ЭКГ [94].

В следующей статье мы продолжим тему лечения СДВГ у детей, рассмотрим применение атомоксетина, альфа2‑агонистов, а также продолжительность лечения и сложности фармакотерапии. Следите за публикациями на нашем сайте!

Источники

  1. Pliszka, S. R. Is There Long-Term Benefit from Stimulant Treatment for ADHD? American Journal of Psychiatry.- 2019.-Vol.176(9). – p.685–686
  2. Lenzi F. et al. Pharmacotherapy of emotional dysregulation in adults with ADHD: a systematic review and metaanalysis //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2018. -Vol. 84. -p. 359–367
  3. Goldman L. S. et al. Diagnosis and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in children and adolescents // Jama. – 1998. – Vol. 279. – №. 14. -p. 1100–1107
  4. Pliszka S. et al. Practice parameter for the assessment and treatment of children and adolescents with attentiondeficit/hyperactivity disorder //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2007. – Vol. 46. – №. 7. -p. 894–921
  5. Aksoy U. M. What does current Literature tell us for the aetiology of ADHD? //Klinik Psikofarmakoloji Bulteni. – 2018. -Vol. 28. -p. 313–314
  6. Sokunbi M. O. Children with ADHD exhibit lower fMRI spectral exponent than their typically developing counterparts. – Organisation for Human Brain Mapping (OHBM), USA., 2018
  7. Sen B. et al. A general prediction model for the detection of ADHD and Autism using structural and functional MRI// PloS one. – 2018. -Vol. 13. – №. 4. -p. e0194856
  8. Semrud-Clikeman M. et al. Regional volumetric differences based on structural MRI in children with two subtypes of ADHD and controls //Journal of attention disorders. – 2017. -Vol. 21. – №. 12. – p. 1040–1049
  9. Wyciszkiewicz A., Pawlak M. A., Krawiec K. Cerebellar Volume in Children with Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) Replication Study //Journal of child neurology. – 2017. -Vol. 32. – №. 2. -p. 215–221
  10. Shaw P. et al. 99. A Large-Scale Study of Cortical and Cerebellar Morphology in ADHD across the Life span: An ENIGMA-ADHD Collaboration //Biological Psychiatry. – 2017. – Т. 81. – №. 10. -p. S41-S42
  11. Jagger-Rickels A. C., Kibby M. Y., Constance J. M. Global gray matter morphometry differences between children with reading disability, ADHD, and comorbid reading disability/ADHD //Brain and language. – 2018. – Vol. 185. -p. 54–66
  12. Azeredo A., Moreira D., Barbosa F. ADHD, CD, and ODD: Systematic review of genetic and environmental risk factors //Research in developmental disabilities. – 2018. -Vol. 82. -p. 10–19
  13. van Lieshout M. et al. The course of neurocognitive functioning and prediction of behavioral outcome of ADHD affected and unaffected siblings //Journal of abnormal child psychology. – 2019. -Vol. 47. – №. 3. -p. 405–419
  14. Stein D. S., Harstad E. B., Barbaresi W. J. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) //Care of Adults with Chronic Childhood Conditions. – Springer, Cham, 2016. -p. 39–51
  15. dos Santos Nobre J. P. et al. Characterization of Epidemiological ADHD Studies: A Systematic Review //Psychology. – 2017. -Vol. 8. – №. 03. -p. 412
  16. Bob P., Konicarova J. Definition, Diagnosis and Epidemiology of Attention Deficit and Hyperactivity Disorder // ADHD, Stress, and Development. – Springer, Cham, 2018. -p. 1–10
  17. O’Neill S. et al. Preschool predictors of ADHD symptoms and impairment during childhood and adolescence // Current psychiatry reports. – 2017. -Vol. 19. – №.12. -p. 95
  18. Coghill D. et al. The Age of Onset of Attention-Deficit Hyperactivity Disorder //Age of Onset of Mental Disorders. – Springer, Cham, 2019. -p. 217–236
  19. Becker K. et al. Individualized stepwise adaptive treatment for 3–6-year-old preschool children impaired by attentiondeficit/hyperactivity disorder (ESCA preschool): study protocol of an adaptive intervention study including two randomised controlled trials within the consortium ESCA life //Trials. – 2020. -Vol. 21. – №. 1. - p. 1–19
  20. Wender P. H., Tomb D. A. ADHD: A guide to understanding symptoms, causes, diagnosis, treatment, and changes over time in children, adolescents, and adults. – Oxford University Press, 2016
  21. Daly B. P., Nicholls E., Brown R. T. ADHD in Adults. – Hogrefe Publishing, 2016
  22. Semeijn E. J. et al. Lifetime stability of ADHD symptoms in older adults //ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. – 2016. -Vol. 8. – №. 1. -p. 13–20
  23. Fisher T. et al. ADHD in the aging population: a new differential diagnosis?//Harefuah. – 2019. -Vol. 158. – №. 6. -p. 347
  24. Gunes S. Diagnostic confounding: is it absence epilepsy or ADHD? //Dusunen Adam The Journal of Psychiatry and Neurological Sciences. – 2017. -Vol. 30. –№. 4. -p. 391
  25. Drechsler R. et al. ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents //Neuropediatrics. – 2020. – С. Epub ahead of print
  26. Ryder J. G., Silva J. M. Mood Disturbance in ADHD Due to a General Medical Condition //Moodiness in ADHD. – Springer, Cham, 2018. -p. 25–38
  27. Paucke M. et al. Attention deficit-hyperactivity disorder (ADHD) and comorbid mental disorders: ADHD-specific self-rating scales in differential diagnostics //Der Nervenarzt. – 2018. -Vol. 89. – №. 11. -p. 1287–1293
  28. Young J. L., Goodman D. W. Adult attention-deficit/hyperactivity disorder diagnosis, management, and treatment in the DSM-5 era //The primary care companion for CNS disorders. – 2016. -Vol. 18. – №. 6
  29. Rigler T. et al. New DSM-5 criteria for ADHD-Does it matter? //Comprehensive psychiatry. – 2016. -Vol. 68. -p. 56–59; Bange F. ADHD: current diagnostic criteria //Médecine thérapeutique/Pédiatrie. – 2016. -Vol. 19. – №. 3. -p. 191–194
  30. Tamm L., Epstein J. N., Becker S. P. A preliminary investigation of reaction time variability in relation to social functioning in children evaluated for ADHD //Child neuropsychology. – 2019. -Vol. 25. – №. 7. -p. 885–898
  31. Zhao X. et al. Family burden of raising a child with ADHD //Journal of Abnormal Child Psychology. – 2019. -Vol. 47. – №. 8. -p. 1327–1338
  32. Wolff S. et al. Accident patterns in trauma surgery patients with and without self-reported ADHD //Journal of neural transmission. – 2019. -Vol. 126. – №. 9. -p. 1163–1173
  33. Kittel-Schneider S. et al. Prevalence of ADHD in accident victims: results of the PRADA study //Journal of clinical medicine. – 2019. -Vol. 8. – №. 10. -p. 1643
  34. Mogavero F., Jager A., Glennon J. C. Clock genes, ADHD and aggression //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2018. -Vol. 91. -p. 51–68
  35. Eadeh H. M. et al. Longitudinal evaluation of the role of academic and social impairment and parent-adolescent conflict in the development of depression in adolescents with ADHD //Journal of child and family studies. – 2017. -Vol. 26. – №. 9. -p.2374–2385
  36. Barkley R. A., Fischer M. The Milwaukee Longitudinal Study of Hyperactive (ADHD) Children //Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Adult Outcome and Its Predictors. – 2017. -p. 63
  37. Bendiksen B. et al. Co-occurrence of ODD and CD in preschool children with symptoms of ADHD //Journal of attention disorders. – 2017. – Vol. 21. – №. 9. -p.741–752
  38. Harvey E. A., Breaux R. P., Lugo-Candelas C. I. Early development of comorbidity between symptoms of attentiondeficit/hyperactivity disorder (ADHD) and oppositional defiant disorder (ODD) //Journal of abnormal psychology. – 2016. - Vol. 125. – №. 2. -p. 154
  39. Baweja R., Waxmonsky J. G. Treatment Implications for ADHD Youth with Mood and Anxiety Comorbidity // Current Treatment Options in Psychiatry. – 2018. - Vol. 5. – №. 1. -p. 73–97
  40. Sadek J. ADHD and Conduct Disorder (CD) //Clinician’s Guide to ADHD Comorbidities in Children and Adolescents. – Springer, Cham, 2019. – p. 47–59
  41. Zuddas A. et al. ADHD treatment //Oxford Textbook of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. – 2018. -p. 379
  42. Ramsay J. R. The relevance of cognitive distortions in the psychosocial treatment of adult ADHD //Professional Psychology: Research and Practice. – 2017. -Vol. 48. – №. 1. -p. 62
  43. Kamimura-Nishimura K. I., Brinkman W. B., Froehlich T. E. Strategies for improving ADHD medication adherence// Current Psychiatry. – 2019. – Vol. 18. – №.8. -p. 25
  44. Feldman M. E., Charach A., Bélanger S. A. ADHD in children and Youth: Part 2-Treatment //Paediatrics & Child Health. – 2018. – Vol. 23. – №. 7. -p. 462–472.
  45. Hechtman L., Pliszka S. R. New Findings from the Multimodal Treatment of ADHD (MTA) Study Follow-up //66th Annual Meeting. – AACAP, 2019
  46. Young C. A. AAP updates ADHD treatment guidelines //Pharmacy Today. – 2019. -Vol. 25. – №. 12. -p. 22
  47. Wolraich M. L. et al. ADHD diagnosis and treatment guidelines: a historical perspective //Pediatrics. – 2019. -Vol. 144. – №. 4. -p. e20191682
  48. Zappitelli M. Management of ADHD. – 2019
  49. Coelho L. F. et al. Group cognitive behavioral therapy for children and adolescents with ADHD //Psicologia: Reflexãoe Crítica. – 2017. -Vol. 30
  50. Jansen M. NPs’ use of guidelines to diagnose and treat childhood ADHD //The Nurse Practitioner. – 2019. -Vol. 44. – №. 7. – p. 37–42
  51. Iacobucci G. ADHD: methylphenidate should be first line drug treatment in children, review confirms// British Medical Journal. – 2018.-Vol. 362.-№34.-p.30
  52. Arnett A., Stein M. Refining treatment choices for ADHD //The Lancet Psychiatry. – 2018. -Vol. 5. – №. 9. -p. 691–692
  53. Mattingly G. W., Wilson J., Rostain A. L. A clinician’s guide to ADHD treatment options //Postgraduate medicine. – 2017. -Vol. 129. – №. 7. -p. 657–666
  54. Courtabessis E. et al. Clinical factors associated with decision to recommend methylphenidate treatment for children with ADHD in France //European child & adolescent psychiatry. – 2018. -Vol. 27. – №. 3. -p. 367–376
  55. Ornoy A., Spivak A. Cost effectiveness of optimal treatment of ADHD in Israel: a suggestion for national policy // Health economics review. – 2019. -Vol. 9. – №.1. -p. 24
  56. Pelham W. E. et al. The effectiveness of short-and long-acting stimulant medications for adolescents with ADHD in a naturalistic secondary school setting //Journal of attention disorders. – 2017. -Vol. 21. – №. 1. -p. 40–45
  57. Vallejo Valdivielso M. et al. Effect of stimulant medications on intelligence quotient scores in a Spanish sample of children and adolescents with ADHD //European Neuropsychopharmacology. -2019. -Vol. 29. -p. S435-S435
  58. Cortese S. Debate: are stimulant medications for attention-deficit/hyperactivity disorder effective in the long term? // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2019. -Vol. 58. – №. 10. -p. 936
  59. Stevenson R. D., Wolraich M. L. Stimulant medication therapy in the treatment of children with attention deficit hyperactivity disorder //Pediatric Clinics of North America. – 1989. -Vol. 36. – №. 5. -p. 1183–1197
  60. Frankenberger W., Lozar B., Dallas P. The use of stimulant medication to treat Attention Deficit Hyperactive Disorder (ADHD) in elementary school children //Developmental Disabilities Bulletin. – 1990
  61. Millichap J. Stimulant Medication for ADHD //Pediatric Neurology Briefs. – 1990. -Vol. 4. – №. 7
  62. Clavenna A., Bonati M. Safety and Tolerability of Medications for ADHD //Pharmacovigilance in Psychiatry. – Adis, Cham, 2016. -p. 233–253
  63. Kataoka S. H. ADHD among US children and adults: increasing access to care //Psychiatric Services. – 2016. -Vol. 67. – №. 9. -p. 937–937
  64. Greydanus D. E., Cates K. W., Sadigh N. Adverse effects of stimulant medications in children and adolescents: focus on drug abuse //International journal of adolescent medicine and health. – 2019. -Vol. 31. – №. 4
  65. Kattura R. S., Crismon M. L. Clinically significant interactions with stimulants and other non-stimulants for ADHD// Applied Clinical Pharmacokinetics and Pharmacodynamics of Psychopharmacological Agents. – Adis, Cham, 2016. -p. 535– 549
  66. Dittmann R. W. et al. Non-stimulants in the treatment of ADHD //Oxford Textbook of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. – 2018. -p. 393
  67. Markowitz J. S., Yu G. Stimulants and other non-stimulants for attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD) //Applied Clinical Pharmacokinetics and Pharmacodynamics of Psychopharmacological Agents. – Adis, Cham, 2016.-p. 303–327
  68. Nageye F., Cortese S. Beyond stimulants: a systematic review of randomised controlled trials assessing novel compounds for ADHD //Expert review of neurotherapeutics. – 2019. -Vol. 19. – №. 7. -p. 707–717
  69. Hennissen, L., Bakker, M. J., Banaschewski, T., Carucci, S., Coghill, D., Danckaerts, M., Dittmann, R. W., Hollis, C. P., Kovshoff, H., McCarthy, S., et al. Cardiovascular effects of stimulant and non-stimulant medication for children and adolescents with ADHD: A systematic review and meta-analysis of trials of methylphenidate, amphetamines and atomoxetine. // CNS Drugs. -2017.- Vol.31.- №3.- p.199–215
  70. Ravishankar V. et al. The efficacy of atomoxetine in treating adult attention deficit hyperactivity disorder (ADHD): A meta-analysis of controlled trials //Asian Journal of Psychiatry. – 2016. -Vol. 24. -p. 53–58
  71. Gayleard J. L., Mychailyszyn M. P. Atomoxetine treatment for children and adolescents with Attention-Deficit/ Hyperactivity Disorder (ADHD): a comprehensive meta-analysis of outcomes on parent-rated core symptomatology// ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. – 2017. -Vol. 9. – №. 3. -p. 149–160
  72. Rezaei G. et al. Comparative efficacy of methylphenidate and atomoxetine in the treatment of attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: A systematic review and meta-analysis //Medical journal of the Islamic Republic of Iran. – 2016. -Vol. 30. -p. 325
  73. Childress A. C. A critical appraisal of atomoxetine in the management of ADHD //Therapeutics and clinical risk management. – 2016. -Vol. 12. -p. 27
  74. Kemper A. R. et al. Attention deficit hyperactivity disorder: Diagnosis and treatment in children and adolescents. – 2018
  75. Panther S. G. et al. Off-label prescribing trends for ADHD medications in very young children //The Journal of Pediatric Pharmacology and Therapeutics. – 2017. -Vol. 22. – №. 6. -p. 423–429
  76. Singh J. Pharmacotherapeutic options for attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) //International Journal of Research in Medical Sciences. – 2017. -Vol. 5. – №. 11. -p. 4677
  77. Brinkman W. B., Froehlich T. E., Epstein J. N. Medication for Adolescents with ADHD //ADHD in Adolescents: Development, Assessment, and Treatment. – 2019. -p. 391
  78. Rajeh A. et al. Interventions in ADHD: A comparative review of stimulant medications and behavioral therapies //Asian journal of psychiatry. – 2017. -Vol. 25. - p. 131–135
  79. Corkum P. et al. The Effects of Extended-Release Stimulant Medication on Sleep in Children with ADHD //Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2020. -Vol. 29. – №. 1. -p. 33
  80. Fosco W. D. et al. Baseline performance moderates stimulant effects on cognition in youth with ADHD //Experimental and clinical psychopharmacology. – 2020.
  81. Caye A. et al. Treatment strategies for ADHD: An Evidence-based guide to select optimal treatment //Molecular Psychiatry. – 2019. -Vol. 24. – №. 3. -p. 390–408
  82. Greenhill L. L. et al. Trajectories of growth associated with long-term stimulant medication in the multimodal treatment study of attention-deficit/hyperactivity disorder //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2019
  83. Pliszka, S. R. ADHD and Anxiety: Clinical Implications// Journal of Attention Disorders- 2019.-Vol. 23(3) – p. 203–205
  84. Yarmolovsky J. et al. Hot executive control and response to a stimulant in a double-blind randomized trial in children with ADHD //European archives of psychiatry and clinical neuroscience. – 2017. -Vol. 267. – №. 1. -p. 73–82
  85. Childress A. et al. Single-dose pharmacokinetics of HLD200, a delayed-release and extended-release methylphenidate formulation, in healthy adults and in adolescents and children with attention-deficit/hyperactivity disorder //Journal of child and adolescent psychopharmacology. – 2018. -Vol. 28. – №. 1. -p. 10–18
  86. Pozzi M. et al. Adverse drug events related to mood and emotion in paediatric patients treated for ADHD: A metaanalysis //Journal of affective disorders. – 2018. - Vol. 238. -p. 161–178
  87. Waxmonsky J. G., Wilens T. New Research on the Assessment and Management of the Adverse Events with Central Nervous System Stimulants for the Treatment of ADHD in Children //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2018. -Vol. 57. – №. 10. -p. S278
  88. Faraone S. V. et al. Practitioner Review: Emotional dysregulation in attention-deficit/hyperactivity disorder-implications for clinical recognition and intervention //Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2019. -Vol. 60. – №. 2. -p. 133–150
  89. Hall C. L. et al. The challenges of implementing ADHD clinical guidelines and research best evidence in routine clinical care settings: Delphi survey and mixedmethods study //BJPsych open. – 2016. -Vol. 2. – №. 1. -p. 25–31
  90. Taylor E. ADHD Medication in the Longer Term //Zeitschrift für Kinder-und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie. – 2019
  91. Inglis S. K. et al. Prospective observational study protocol to investigate longterm adverse effects of methylphenidate in children and adolescents with ADHD: The Attention Deficit Hyperactivity Disorder Drugs Use Chronic Effects (ADDUCE) study//BMJ open. – 2016. -Vol. 6. – №. 4
  92. Krinzinger H. et al. Neurological and psychiatric adverse effects of long-term methylphenidate treatment in ADHD: A map of the current evidence //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2019. -Vol. 107. -p. 945–968
  93. Gould M. S. et al. Sudden death and use of stimulant medications in youths //American Journal of Psychiatry. – 2009.- Vol. 166. – №. 9. -p. 992–1001
  94. Crevier-Quintin E. et al. American Academy of Pediatrics ADHD Clinical Practice Guidelines: Where is the» Neuro» in this Neurobehavioral Disorder? – 2019

1897 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.