Непрерывное фармобразование: опять зачетка
Елена Неволина и Мария Литвинова отвечают на вопросы фармацевтов и провизоров об аккредитации и непрерывном фармацевтическом образовании
Одни фармспециалисты уже вступили в систему непрерывного фармобразования (НФО), другим это еще предстоит. В большинстве своем и первые, и особенно вторые мало осведомлены о нем в подробностях. Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная фармацевтическая палата» (НФП), и Мария Литвинова, заместитель исполнительного директора Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» и заместитель исполнительного директора НФП, любезно согласились прояснить некоторые вопросы НФО для читателей «Катрен-Стиль».
Но прежде немного общей информации о месте НФО в процедурах аккредитации. До 1 января 2016 г. фармработники допускались к профессиональной деятельности (на пятилетний срок) через процедуру сертификации специалиста, необходимым условием для которой являлось прохождение обучения на цикле повышения квалификации. И так каждые 5 лет.
После этой даты в РФ постепенно внедряется другая процедура допуска к профессиональной деятельности — аккредитация специалиста. В частности, через нее начиная с 2016 г. проходят выпускники фармвузов. Освоение программы высшего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) «Фармация» (уровень специалитета) еще не дает им право на работу по специальности. Для этого выпускник должен пройти также первичную аккредитацию специалиста, которая дает допуск к профессиональной деятельности на 5 лет.
Чтобы по истечении этого срока продолжить работать по специальности следующие 5 лет, необходимо пройти еще одну аккредитацию (реаккредитацию). Так вот, допуск к ней возможен только после получения непрерывного фармобразования в течение этих самых 5 лет между одной аккредитацией и следующей.
НФО проходит не по общему для всех плану, а по индивидуальному, который формируется самим фармспециалистом. Для поддержки процедур непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМиФО) Минздравом РФ запущен специальный портал edu.rosminzdrav.ru. На нем можно не только ознакомиться с информацией об НФО, но и завести личный кабинет, чтобы из него формировать этот самый индивидуальный план.
КС: Как в настоящее время соотносятся системы сертификации и аккредитации?
Елена Неволина: Действительно, у нас на сегодняшний день пока еще функционируют две системы. Одна старая — условно говоря, подтверждение квалификации один раз (одним компактным курсом) в 5 лет и получение сертификата специалиста.
Но можно выбрать и новую систему аккредитации, с непрерывным фармацевтическим образованием. Кроме выпускников 2016 г. и последующих лет, в нее включаются лица, получившие сертификат специалиста после 1 января 2016 г.
То есть нужно зайти на сайт edu.rosminzdrav.ru и там определиться: либо выбрать пока старую систему — этот классический «одноразовый» 144‑часовой цикл обучения/повышения квалификации…
КС: …возможность выбора старой системы предоставляется в последний раз?
Елена Неволина: …согласно плану-графику Минздрава о переходе на систему аккредитации, — да, в последний раз… либо (второй вариант) вступить в НФО.
КС: Прежде чем приступить к разговору о деталях НФО: в чем, на ваш взгляд, преимущество системы аккредитации перед системой сертификации и, соответственно, НФО перед разовым циклом повышения квалификации?
Мария Литвинова: В первую очередь в актуализации по времени. Сертификат сейчас в какой‑то степени превратился в формальность. Обучение в рамках сертификационного цикла происходит всего один раз в 5 лет, а проверяющие могут прийти в аптеку в любой момент.
А что делают проверяющие — они, по сути, проверяют наличие у руководителя и работников аптечной организации актуальных, а не устаревших (со времени прохождения сертификационного обучения) знаний, иначе говоря, знаний, которые необходимы сегодня, сейчас. Вот, например, вышли новые приказы, вот изменились правила отпуска лекарственных препаратов — это всё профессиональные знания, которые следует пополнять вовремя и постоянно, а не раз в несколько лет.
Елена Неволина: Да, за 5 лет отраслевая нормативная база и, соответственно, аптечная практика могут развиваться очень динамично, претерпеть большие изменения. И специалист, только что получивший сертификат, может выпасть из этой динамики, что скажется на его профессиональных знаниях, навыках и качестве работы аптечной организации.
КС: Я выделил из ваших комментариев следующие преимущества системы аккредитации: первое — ее актуальность, которая выражается в непрерывном характере профессионального образования…
Мария Литвинова: можно сказать, постоянном…
КС: …да, постоянном; и вытекающее из первого второе преимущество — бо̒льшая практичность системы аккредитации по сравнению с формальностью системы сертификации.
Елена Неволина: Совершенно верно. Система аккредитации более гибкая; она направлена на решение сиюминутных проблем. По мере возникновения профессиональных вопросов специалист может сразу найти себе образовательное мероприятие или программу, которые помогут эти вопросы решить.
КС: В ходе НФО специалисты получают зачетные единицы, число которых равно количеству академических часов обучения. Имеется ли полная ясность в вопросе о том, сколько этих единиц должен набрать фармспециалист за 5 лет?
Елена Неволина: Не менее 250 академических часов в течение 5 лет непрерывного образования, причем с ежегодным распределением равными долями, то есть не менее 50 академических часов в год.
КС: НФО включает два больших компонента: 1) дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (назовем их просто «программами», или «программами НФО») и 2) образовательные мероприятия. Каково распределение часов между ними?
Елена Неволина: При планке 250 часов — то есть 50 часов ежегодно — время распределяется таким образом. Не менее 14 часов должен составлять второй компонент «образовательные мероприятия». Это семинары, конференции, симпозиумы, мастер-классы, в том числе проводимые с использованием дистанционных технологий, то есть вебинары, другие дистанционные образовательные модули и курсы.
И, соответственно, не менее 36 часов должно составлять освоение первого компонента, который я бы назвала составляющей классического образования, поскольку речь идет о повышении квалификации в образовательной организации (потому оно и оценивается бо̒льшим количеством зачетных единиц, чем второй компонент).
Кстати, текущая редакция Закона «Об образовании» предписывает не менее 50 % (там фигурирует именно «не менее») этих образовательных компонентов проводить дистанционно — то есть не менее 18 из 36 часов (1‑й компонент), и не менее 7 из 14 часов (2‑й компонент). Подчеркну, более 50 % — может быть, а вот менее 50 % — нет. Данная норма касается и 144‑часового цикла в рамках старой сертификационной модели.
КС: То есть, исходя из «буквы» данной нормы, это может быть и 60 %, и 80 %, и вплоть до 100 %?
Елена Неволина: Теоретически, да. Если воспринимать данную норму буквально, то всё образование в рамках НФО или пока еще действующего сертификационного цикла может проводиться на дистанционной основе.
КС: Раз уж вы снова упомянули сертификационный цикл… Долго ли сохранится эта двойственность, одновременное функционирование двух систем, сертификации и аккредитации?
Елена Неволина: На сегодняшний день однозначно ответить на ваш вопрос вряд ли возможно. Причина кроется в том, что эта двойственность исходит из действующего законодательства. В частности, в Законе № 323‑ФЗ («Об основах охраны здоровья граждан в РФ») имеются нормы, касающиеся как, например, сертификата специалиста, так и аккредитации, а также необходимости освоения профессиональных образовательных программ не реже одного раза в 5 лет. Если исходить из этого, то на сегодняшний день обе системы имеют право на существование, и старая сохраняется на неопределенный период.
Однако, если в Закон № 323‑ФЗ будут внесены изменения, которые соответствуют плану-графику Минздрава поэтапного перехода на аккредитацию, то тогда с 1 января 2021 г. все провизоры и фармацевты перейдут на новую систему и старая, сертификационная, перестанет применяться вообще.
КС: Поскольку план НФО является индивидуальным, то фармспециалист сам выбирает, какие образовательные модули ему интересны?
Елена Неволина: Совершенно правильно. Кстати, те самые 36 часов по первому компоненту НФО многие вузы предоставляют в виде 18‑часовых модулей. Так что необязательно проходить весь этот компонент в одном месте. Фармспециалист может посмотреть все программы и выбрать те из них, которые его больше всего интересуют. Скажем, 18 часов в одном вузе, и еще 18 — в другом. К сожалению, на меньшее количество часов делить нельзя.
Мария Литвинова: Я хотела бы здесь добавить, что образовательные модули должны в будущем составляться не абсолютно произвольно, а в соответствии с рекомендациями, которые разрабатываются и будут разрабатываться, в частности, Национальной фармацевтической палатой. Чтобы оставаться в системе НФО, они должны соответствовать разработанной методике.
Вообще, наша задача — чтобы всё, что в фарме связано со словом «образование», было структурировано, и не было того хаоса, который мы сейчас порой наблюдаем. С этой точки зрения можно положительно оценить организацию профессионального образования на вашем сайте www.katrenstyle.ru, способность вашей команды слышать, исправлять, соответствовать. Вы люди слышащие. К сожалению, не все работают так же ответственно.
Есть большая и важная тема, которая на сегодняшний день выпадает из образовательного поля. Это фармконсультирование. По действующей программе непрерывного образования фармкомпании не имеют права обучать по своим препаратам, а сфера лекарственного обращения устроена так, что без этих знаний невозможно надлежащее качество отпуска (в первую очередь консультирования при отпуске). Этого требуют интересы потребителей.
Поэтому мы разработали методику фармконсультирования. Она принята в рамках Национальной фармацевтической палаты, и в ближайшее время будет доведена — как добровольно-рекомендательная — в том числе до поставщиков образовательных услуг.
КС: Давайте поговорим о первом опыте применения НФО. Приходилось слышать разные, в том числе не самые позитивные отклики. Кто‑то говорил о чехарде с начислением зачетных единиц/академических часов — вы упомянули чуть раньше, что с количеством необходимых часов пока существует неясность. Кто‑то сетовал на проблемы с возможностью получения зачетных единиц после прохождения вебинаров, и так далее.
Елена Неволина: Что скрывать, к 2016 г. у нас ни вузы, ни профессиональное сообщество, к сожалению, не были в полной мере готовы к надлежащему включению в новую систему аккредитации и, в частности, к НФО. Поэтому так получилось, что в том году у фармспециалистов просто физически не было возможности набрать ежегодные 50 зачетных единиц. Провизоры в этом недоборе не виноваты.
Кстати, могу пояснить, откуда взялась эта цифра. В году чуть больше 50 недель — и она была установлена из расчета приблизительно 1 академический час образования в неделю.
Были также случаи, когда некоторые специалисты не поняли, как правильно оформить зачетные единицы. Они посещали образовательные мероприятия, получали свидетельства и хранили их у себя дома, без открытия личного кабинета на портале НМиФО. В итоге получается, что ходить‑то на эти мероприятия они ходили, а зарегистрировать себя в системе — не зарегистрировали. И проверить их присутствие, тем более внести данные задним числом в личный кабинет, скорее всего, нельзя.
Думаю, это произошло во многом из‑за недостаточной информационной работы в рамках НФО, то есть и здесь я бы не стала однозначно винить самих специалистов. Можно привести примеры, когда человек окончил в 2016 г. фармвуз, получил свидетельство об аккредитации, но то, что он сразу после этого должен был включиться в процесс повышения квалификации в рамках НФО — просто не знал.
КС: Согласно упомянутой вами выше норме Закона «Об образовании» дистанционные виды образовательной активности — в частности вебинары — должны составлять не менее 50 % образовательного компонента. Вообще, со стороны складывается ощущение о большой популярности такого формата, как вебинар в рамках НФО. Так ли это?
Елена Неволина: Безусловно. Оперативность отклика на актуальные отраслевые темы, относительная техническая простота организации, отсутствие необходимости тратить время и средства на проезд — эти и другие преимущества делают вебинар очень популярным форматом непрерывного образования.
При условии соблюдения планки «не менее 14 часов» по компоненту «образовательные мероприятия» специалист абсолютно свободен в выборе в пользу дистанционных (вебинар) или традиционных семинаров, конференций, мастер-классов и т. д. Можно только порекомендовать ему посещение мероприятий по актуальным и разнообразным темам, чтобы он мог получить как можно больше актуальных знаний.
КС: В заключение о новогоднем… С 1 января 2018 г. на систему аккредитации переходят и лица, которые освоят после этой даты программы среднего фармобразования. Будет ли какая‑либо существенная разница между НФО для провизоров и НФО для фармацевтов?
Елена Неволина: Если брать систему аккредитации с ее этапами — тестирование, решение ситуационных задач, оценка практических навыков — то будет. Если же брать конкретно НФО, то я пока не берусь ответить на данный вопрос однозначно. Но предположу, что одни и те же образовательные модули могут предназначаться как для образования провизоров, так и фармацевтов, поскольку наше законодательство, к сожалению, предъявляет во многом одинаковые или схожие требования к работникам, имеющим высшее и среднее фармобразование.
КС: Следовательно, не исключено, что провизоры и фармацевты будут посещать одни и те же мероприятия НФО. Спасибо!
24 декабря 2017
Текст: Самвел Григорян
Фото: www.istockphoto.com
Выпуск: №167, декабрь 201714638 просмотров
14638 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям