18+

Pharmastrategies — 2020: в ожидании бури

Pharmastrategies — 2020: в ожидании бури

Pharmastrategies — 2020: в ожидании бури

На отраслевом саммите в Москве участники рынка и эксперты отрасли подвели итоги работы и обсудили главные угрозы 2020 года

Со 2 по 4 октября в Москве проходил отраслевой саммит Pharmstrategies — 2020. За 3 дня на нем побывали сотни представителей аптечных сетей, производителей медизделий, ЛС и БАД, а также дистрибьюторов и органов власти. Аналитики презентовали им свои предварительные отчеты за 2019 год и прогнозы на следующий 2020 год. Главным драйвером фармацевтического рынка в 2019 году эксперты назвали государственные закупки, а на розничном коммерческом рынке отметили рост продаж рецептурных препаратов. Также участники мероприятия активно обсуждали три события, которые сильно изменят рынок в 2020 году и, возможно, приведут к закрытию некоторых аптек. Речь идет о старте ИС «Маркировка», отмене ЕНВД и возможной легализации интернет-торговли лекарственными препаратами. Эти и другие тренды рынка, а также интересные цифры и мнения — в нашем репортаже с саммита.

2 октября — II Международная конференция «Что происходит на рынке медизделий?»

Первый день саммита был посвящен медицинским изделиям. Ситуацию на рынке в своем докладе описал генеральный директор компании «Медрелис» Юрий Матвиенко. По его словам, всего в РФ на 2017 год (последние данные статистики) работало 1939 компаний-производителей медицинских изделий. Из них 70 % — это микропредприятия с оборотом до 120 миллионов рублей в год, на которых трудится около 20 000 человек. Средняя валовая выручка одной такой компании — 29 млн. 570 тыс. рублей в год, средняя рентабельность продаж — 8,5 %, а средняя чистая прибыль — всего 2,5 миллиона рублей в год.

При этом эксперт отметил, что сама по себе большая доля малых предприятий — это неплохо. В странах с развитой экономикой доля таких компаний на рынках медизделий достигает 80–90 %. Однако, количество микропредприятий на российском рынке медизделий постепенно уменьшается — так, с 2014 по 2017 год их число снизилось с 1422 до 1357 (— 4,5 %).

По словам Юрия Матвиенко, у микропредприятий не хватает собственных денег на развитие, а федеральные меры поддержки медицинской промышленности им попросту недоступны. Например, условием для получения средств по программе Фонда развития промышленности «Комплектующие изделия» является стоимость проекта от 62,5 млн. рублей. Очевидно, что при среднем годовом обороте менее 30 млн. рублей микропредприятия не могут даже и мечтать о попадании в программу. Другая программа ФРП «Проекты развития» требует от участника проект стоимостью от 100 млн. рублей, а для возмещения части затрат на производство по постановлению Правительства РФ от 1 октября 2015 г. № 1048 необходимо показать суммарную выручку за несколько лет не менее 100 млн. рублей. Единственный приведенный докладчиком позитивный пример — это программа ФРП «Лизинг», стоимость проекта в которой начинается от 20 млн. рублей.

При этом, по словам Юрия Матвиенко, государство продолжает «закручивать гайки». Так, в правительстве идет разработка новой методики определения стоимости платы за испытания медизделий (МИ) при госрегистрации. Согласно ей, технические испытания на неактивных и не имплантируемых МИ подорожают с 269 тыс. до 514 тыс. рублей, а токсикологические испытания МИ, контактирующих с неповрежденной кожей и слизистыми — с 316 тыс. до 450 тыс. рублей. Также, по словам эксперта, в скором времени все предприятия должны будут внедрить Систему менеджмента качества (СМК). Ее внедрение обойдется в среднем в 500 тыс. рублей, инспектирование (раз в 3 года) будет стоить от 672 тыс. до 1,9 млн. рублей, а поддержание силами предприятия инженера по СМК на окладе 50 тыс. рублей в месяц на руки выльется в сумму около 900 тыс. в год. По подсчетам Юрия Матвиенко, всего дополнительно из кармана производителя предлагается «взять» от 2,6 до 4,3 млн. в год.

В качестве альтернативы эксперт предложил обратиться к опыту стран с развитой экономикой. Например, в США и Сингапуре медизделия с самым низким классом опасности выводятся на рынок вообще без регистрации, в уведомительном порядке.

В ходе дальнейших дискуссий посетители конференции также обсудили проблему сроков регистрации МИ. В нормативных документах указан срок в 50 дней, однако фактически регистрация даже простого МИ низкого класса опасности занимает в среднем 300 дней.

Из числа позитивных трендов на рынке МИ участники конференции обсудили введение Каталога товаров, работ и услуг (КТРУ) для госзакупок. По словам представителя Минфина Виктории Цыбульской, внедрение КТРУ в сравнении с традиционным ОКПД сделало ситуацию более прозрачной — требования к участникам аукционов стали более подробными и понятными.

3 октября — XI Международная конференция «Что происходит на фармацевтическом рынке?»

Второй день саммита начался с подробных отчетов аналитиков фармрынка. Так, по данным руководителя по развитию бизнеса агентства IQVIA Антона Каляпина, в 2019 году произошел взрывной рост продаж оригинальных инновационных препаратов — за первые 7 месяцев их продажи выросли на 12 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Произошло это, в первую очередь, благодаря госзакупкам. В рамках того же тренда аналитики IQVIA отмечают существенный рост продаж рецептурных ЛС в рублях (+12 % за 7 месяцев) на фоне стагнации продаж ОТС-препаратов (рост 2 % в рублях за 7 месяцев).

В итоге, благодаря госсегменту, общий рост рынка составил 16 % в рублях, в то время как розничный рынок в отдельности вырос всего на 5–6 %. По данным агентства, причинами роста сегмента госзакупок стала новая онкологическая программа, появление новых орфанных препаратов, а также корректировка фаз закупок.

Если рассматривать именно розничный рынок ЛС (продажи в аптеках), то и здесь даже имеющуюся скромную рублевую динамику обеспечили в основном Rx-препараты. При этом, с ОТС-сегментом все значительно сложнее: уже третий год подряд существенно не растут продажи традиционного драйвера розничного рынка — противопростудных ЛС. Более того, в натуральном выражении (в упаковках) продажи ОТС-препаратов и вовсе снизились на 1 % в сравнении с 7‑ю месяцами 2018 года.

Генеральный директор Alpharm Research & Marketing Анна Ермолаева согласилась с коллегой из IQVIA в том, что драйвером рынка в 2019 году стал госсектор. По ее данным, объем фармацевтического рынка за 8 месяцев 2019 года составил 916 млрд. руб. (+12 % к аналогичному периоду прошлого года, АППГ) или 3,68 млрд. упаковок (+2 %). При этом, в 2019 году впервые за последние 10 лет доля ритейла от общего объема рынка в денежном выражении упала ниже 70 % и составила 66,4 % (остальное — госсектор).

По данным эксперта, рост продаж в госсегменте составил +30 % к АППГ, а в ритейле — всего лишь 5 %.

Рассматривая розничный фармацевтический рынок в отдельности, аналитики Alpharm также отмечают существенный рост продаж рецептурных ЛС (+20 % к АППГ в рублях, +14 % — в упаковках) на фоне сокращения спроса на ОТС-препараты (— 8 % в рублях и –6 % в упаковках). Кроме этого, судя по отчету Alpharm, аптеки научились продавать дорогие БАДы — при снижении объемов продаж в упаковках на 1 % этот сегмент аптечного ассортимента показал резкий рост продаж в рублях (+14 %). Также наблюдается интересная ситуация с категорией «Прочий ассортимент», в которую аналитики включают медизделия и всё, что не относится к ЛС и БАД (косметика, лечебное питание и пр.). За 8 месяцев 2019 года эта категория выросла на 19 % в упаковках и на 2 % — в денежном выражении.

Также Анна Ермолаева поделилась данными статистики по количеству аптек в России. По итогам 8 месяцев 2019 года в РФ насчитывается 66,5 тыс. аптечных учреждений, что на 2 % больше в сравнении с АППГ. Средний прирост числа аптек месяц к месяцу составил 106 учреждений. Лидерами по приросту стали сети «Магнит», «Ригла», «Вита», Имплозия» и «Планета здоровья».

Ситуация с величиной среднего чека в разных частях страны оказалась принципиально разной. Среди регионов наибольшим приростом среднего чека могут похвастаться Республика Тыва (+14 %, 415 рублей), Приморский край (+14 %, 499 рублей) и Самарская область (+13 %, 449 рублей). Напротив, самое сильное снижение среднего чека зафиксировано в Ханты-Мансийском АО (— 17 %, 465 руб.), Ненецком АО (— 17 %, 461 руб.) и в Тюменской области (— 15 %, 453 руб.).

Помимо этого, Анна Ермолаева отметила еще два примечательных тренда. Первый — бурный рост интернет-заказов товаров аптечного ассортимента (+72 % в 2018 году по отношению к 2017 г.). Для сравнения, общий рост розничного рынка за этот период составил 7 %, то есть в 10 раз меньше. Второй тренд — это резкое падение средней аптечной наценки в начале 2019 года: если в декабре 2018 года средняя наценка колебалась в районе 28 %, то в январе 2019 года она упала до 13 % и с тех пор не поднималась даже до 20 %.

После выступления аналитиков, которое заняло первую половину конференции, участники мероприятия обсуждали опыт отдельных компаний и динамику государственного регулирования фармацевтической отрасли. В связи с этим интересное мнение высказал депутат Госдумы РФ, член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. По его словам, у фармотрасли есть одна существенная проблема — большое количество регуляторов, которые нередко не могут прийти к консенсусу. В самих же нормативно-правовых актах существует большое количество так называемых «отсылочных норм» — когда вместо подробного описания «как надо, и как не надо» в законе есть лишь ссылка на другой документ. Айрат Фаррахов уточнил, что на сегодняшний момент депутаты держат курс на создание законов «прямого действия».

Самой «горячей» темой дня ожидаемо стала маркировка ЛС. Заместитель генерального директора компании Stada CIS Иван Глушков рассказал о том, что 15 октября состоится особое слушание в Правительстве РФ, на котором будет обсуждаться вопрос о сроках старта обязательной маркировки ЛС. Напомним, что участие в системе МДЛП станет обязательным для всех без исключения участников оборота ЛС с 1 января 2020 года. Однако, в профессиональной среде ходят слуху о том, что старт обязательной маркировки перенесут с 1 января на более поздний срок из‑за низкого уровня готовности многих аптек и больниц. Именно этот вопрос и будет обсуждаться на слушании в Правительстве. По словам Ивана Глушкова, даже если сроки не перенесут, 1 января ничего особенного на фармрынке не произойдет, потому что в товаропроводящей цепочке присутствуют большие запасы немаркированных препаратов. Но по ходу того, как эти запасы будут уменьшаться, ситуация будет ухудшаться. Причем, по мнению эксперта, больше всего пострадают пациенты, которые не получат необходимых ЛС. Он уточнил, что основной риск сбоев в работе системы кроется не в производителях или дистрибьюторах, которые в большинстве своем уже готовы к рабочему (не экспериментальному) старту системы МДЛП, а в аптеках и ЛПУ. Иван Глушков рассказал, что в России около 260 тыс. мест использования ЛС, каждое из которых должно быть подключено к «Маркировке», а регистраторы выбытия (устройства для чтения кодов) «только начали рассылать».

Также эксперт убежден, что для рынка никакой пользы от «Маркировки» не будет. Более того, оператор МДЛП не намерен давать производителям доступ к статистике движения ЛС, хотя, по словам Ивана Глушкова, изначально предварительные договоренности такого рода были.

«По сути, мы на свои деньги создали гигантский фискальный механизм. И данные из него будет использовать ФНС, чтобы нас же и проверять», — резюмировал эксперт.

4 октября — XIII Аптечный саммит «Развитие фармацевтического ритейла в России и СНГ»

Участники саммита продолжили обсуждать тему маркировки ЛС и на третий день мероприятия. Подробные разъяснения о том, что необходимо сделать аптекам, дал директор оператора фискальных данных OFD.ru Антон Румянцев.

По его словам, руководство аптеки должно предпринять три шага:

  • Первый — зарегистрироваться в системе «Честный знак». Для регистрации нужна усиленная квалифицированная цифровая подпись, оформленная на руководителя организации в соответствии с ЕГРЮЛ.

  • Второй — обновить кассовое программное обеспечение и приобрести 2D-сканер.

  • Третий — подключить ОФД, интегрированный в информационную систему МДЛП.

Также Антон Румянцев привел актуальную статистику подключения к системе МДЛП на начало октября:

— 26387 зарегистрированных участников (чуть менее половины всех аптек);

— 33 млн. упаковок промаркировано;

— 7635 лекарственных препаратов заведено в систему.

Помимо маркировки, участники конференции обсуждали и будущую экспансию e-commerce-гигантов на фармацевтический рынок. Помимо «Яндекса» (проект «Беру») и Ozon, о подобных намерениях заявил сервис AliExpress. Менеджер по развитию бизнеса AliExpress Анастасия Лысикова рассказала, что компания ждет принятия закона о дистанционной торговле ЛС и уверила собравшихся, что современный клиент омниканален (многоканален — прим. ред.), а это значит, что онлайн-торговля не способна «убить» офлайн-торговлю лекарственными препаратами. Она также отметила, что для AliExpress Россия станет первой страной, где будет реализован фармацевтический онлайн-проект.

По словам Анастасии Лысиковой, в интернет-магазине Tmall, на базе которого будет строиться торговля лекарственными препаратами, бесплатная доставка действует при сумме покупки от 1500–2000 рублей. Продавец открывает свой магазин на платформе, берет на себя всю контентную составляющую, а также контролирует цены и запасы товара. Внесенные покупателем деньги «замораживает» платформа, человек забирает товар в пункте выдачи, а затем платформа перечисляет деньги продавцу за вычетом своей комиссии. Доставку оплачивает либо сам продавец, либо «перекладывает» ее на покупателя.

Если интернет-гигант AliExpress и вправду запустит фармацевтический проект, то конкурировать он будет в большей степени с региональными сетями — по словам Анастасии Лысиковой, в регионах России присутствие компании сильней, чем в Москве и Санкт-Петербурге.

8238 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.