«Пока мы меняем упаковку, они могут изменить всю индустрию»
Эксперты отрасли обсудили рост цен на лекарства в 2021 году, клиентские токены в системе МДЛП и внешнюю угрозу для игроков фармрынка
Десятый ежегодный международный форум «Фармапак» состоялся в Москве в конце апреля. В юбилейной встрече приняли участие представители фармсектора, эксперты-аналитики лекарственного рынка, регуляторы, специалисты по кадрам и преподаватели высшей школы. Три дня шла дискуссия о самых острых проблемах фармотрасли. Перемены в спросе — результат экономической ситуации в целом. Повышенный интерес со стороны нефармацевтического ритейла — итог того, что сегодня работа с лекарствами кажется одним из «островков стабильности». А цена препарата, подобно температуре у пациента, отражает целый ряд тенденций, на которые важно успеть обратить внимание. Как обстоят дела в фармотрасли — и что поможет ей лучше себя чувствовать в эпоху пандемии? Аналитические данные, интересные факты и мнения экспертов — в нашем обзоре форума.
Как сильно подорожали препараты
«Рынок растёт», «рынок падает», «рынок стагнирует»… Эти фразы регулярно слышат все, кто так или иначе работает с лекарственными препаратами. С изучения динамики фармрынка начался и форум «Фармапак-2021». В своём аналитическом отчёте директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева обратила внимание: за минувший год рублёвый рост фармацевтического рынка чуть‑чуть недотянул до 10 %-ной планки и составил 9,8 %. А вот в упаковках, напротив, отмечено падение — минус 4 %.
В начале 2021 года фармрынок России продолжает сжиматься в объёмах. Только за январь и февраль — минус 10 % в упаковках.
По данным экспертов, противоречие между рублями и упаковками говорит об одном: главный «драйвер роста» для фармы в 2020‑м — инфляция. На первый взгляд, её значения вполне приемлемы. 6,75 % — цифра не столь значительная, особенно в сравнении с гиперинфляцией девяностых. Но почему‑то сразу же вспоминается шутка про среднюю температуру по больнице.
Самые доступные по цене лекарства — не дороже 50 рублей за упаковку — подорожали на 27,7 %. Следующий ценовой сегмент (от 50 до 150 рублей) затронут инфляцией не так сильно: рост ценника — чуть менее 8 %. Ближе всего к «среднеарифметическому» параметру — диапазон от 150 до 500 рублей. В этом сегменте инфляция составила 6,6 %. А вот препараты ценой свыше пятисот рублей подорожали в среднем на 4 %.
Современная сфера лекарственного обращения существует в форме фармрынка. А значит, стоит вспомнить, что в основе любого рынка лежат три ключевых параметра — цена, спрос и предложение. По аналитическим данным видно, что события 2020‑го отразились на двух первых показателях. Что же с третьим?
О дефектуре и конкуренции
«Слово «дефектура» сегодня — одно из самых популярных в отрасли. В сложившейся ситуации очень помогло Постановление Правительства № 1771 от 31.10.2020» — отмечает директор департамента экономики здравоохранения фармацевтической компании «Р-Фарм» Александр Быков. Документ дал производителю лекарств ценную возможность — если возник риск дефектуры, можно обратиться с заявлением о повышении предельной отпускной цены. Осталось учесть ещё два фактора: удорожание субстанций (нередко импортируемых из‑за рубежа) и скачки валютных курсов (импорт — это не только АФИ, но также химреактивы и интермедиаты).
«Возможность собственного производства субстанций сейчас особенно важна» — подчёркивает Председатель совета директоров аналитической компании Enrollme Андрей Младенцев. Дело не только в росте цен — но и, в первую очередь, в самой возможности производить лекарственные средства с приемлемой рентабельностью. Пандемия изменила не отдельные рабочие моменты, а само представление об эффективных бизнес-моделях в целом. Например, о том, что «собственные АФИ — это затратно, и к тому же, фармсубстанции всегда доступны за рубежом».
Тенденция к удорожанию субстанций в самой известной стране-экспортере, Китае, возникла задолго до пандемии: уже в 2017–2018 гг. импорт АФИ из Поднебесной в нашу страну стал уменьшаться. Одна из причин — более строгие требования к производству этой продукции. Из-за сильного загрязнения окружающей среды многие китайские заводы закрылись или были перепрофилированы. Это был один из первых сигналов для российских производителей ЛС: пора обратить более пристальное внимание на производства полного цикла. В 2020‑м тренд набрал обороты и обозначился в виде дефектуры на целый ряд препаратов.
Сложнее всего в обстановке роста цен на субстанции приходится производителям ЖНВЛП, а также лекарств, наиболее доступных по цене (нередко это одни и те же наименования). отсутствие рентабельности заставляет повышать ценники или вовсе прекращать производство.
Любопытно сопоставить сегодняшнее положение дел с картиной трехлетней давности. По информации DSM Group, в 2018 году не дороже 50 рублей стоили 39,5 % упаковок приобретённых пациентами лекарств. То есть четыре упаковки из десяти. В 2020‑м — уже не четыре, а три. Снижение спроса на препараты по самой доступной цене при сегодняшней экономической ситуации предполагать сложно. А это означает: ресурсы производителей нередко близки к концу.
На исходе и резервы семейных бюджетов. В первые два месяца наступившего года падает спрос как на рецептурные, так и на безрецептурные препараты. Реализация первых сократилась на 8 %, а вторых — на целых 15 %. В пользу предположения о сокращении доходов населения говорит и то, что пациент чаще спрашивает крупные, экономичные упаковки лекарств — № 50 и больше.
Что поможет в такой ситуации представителям фармсектора?
«Первый из ответов: нужны системные меры поддержки. Ещё некоторые шаги производитель, дистрибьютор или аптека могут сделать сами, — обращает внимание Андрей Младенцев. Первый пункт — диверсификация портфеля. Для фармпредприятий может быть интересен, в частности, выпуск препаратов, связанных с реабилитацией пациентов, переболевших COVID-19, — то есть средств для лечения сердечно-сосудистых и иных осложнений».
Помимо диверсификации, понадобится профессионализм и умение работать в режиме неопределённости. Тем более сейчас, когда фармацевтической отраслью активно интересуются компании из других сфер.
«ИТ-гиганты очень быстро интегрируются в фарму, — констатирует управляющий директор Publicis ProHealth маркетолог Алина Черникова. — И пока мы меняем упаковку, они могут изменить всю индустрию».
Проблема заключается в том, что дистанционная торговля лекарствами, которая может представляться неаптечным интернет-ритейлерам обычным рабочим процессом, имеет массу своих нюансов. Как отмечает адвокат, партнёр юридической фирмы Brace, эксперт по правовому сопровождению фармдеятельности Роман Шабров, основными проблемными вопросами этого формата являются:
- информирование пациента;
- условия перевозки лекарственных средств;
- особенности хранения препаратов.
При этом в числе наиболее распространённых нарушений значатся такие причины, как отсутствие герметичной упаковки или термоконтейнера, необходимого для поддержания температурного режима.
Профессионализм — одна из главных гарантий безопасности. В случае с дистанционной продажей лекарств — речь о безопасности пациента.
Маркировка: не только лекарства, но и БАД
Темой ещё одного дня «Фармапак-2021» стала система МДЛП. И это неудивительно — уже с первого июля маркировка начнёт свою работу в штатном режиме, а ошибки в её процессах пока ещё присутствуют.
«Важна слаженная работа всех участников» — замечает Давид Перез Годиа, руководитель по управлению цепями поставок Merck Biopharma в России и странах СНГ. Ведь, например, если готов производитель, но не готов дистрибьютор, работа с маркировкой попросту не состоится. Однако на этапе фармпроизводства тоже остаются проблемы: до внедрения системы МДЛП для запуска серии лекарств в обращение хватало одной недели — а сейчас требуются четыре. «Задержки существенно влияют на производство, — обращает внимание эксперт. — Лекарство просто стоит и ожидает выпуска».
Анализу ошибок в процессах, связанных с работой системы, был посвящён целый ряд докладов. Среди сбоев важно отметить такие, как отказы со стороны ГИС МДЛП и невозможность отправить или сгенерировать следующий отчёт.
Директор по развитию информационных технологий «Промис» Андрей Коробов обратил внимание на проблему клиентского токена. Клиентский токен — это маркер безопасности, с помощью которого станция управления заказами идентифицирует производителя, дистрибьютора или аптеку. Создаётся такой маркер безопасности на основании данных клиентского устройства.
Клиентские токены могут быть статическими и динамическими — и в настоящее время идёт переход с первого типа на второй. Участники лекарственного обращения, не успевшие пройти эту процедуру до 1 июля текущего года, могут столкнуться с рядом проблем. Среди них, как отмечает эксперт:
- отсутствие возможности эмиссии кодов маркировки;
- невозможность отчитаться о завершении окончательного этапа упаковки серии по кодам маркировки, которые были эмитированы до вступления нововведений в силу;
- отсутствие возможности наносить маркировку вообще;
- остановка выпуска продукции.
И очень важно, чтобы для разрешения подобных вопросов имелись инструменты «ручного режима».
К счастью, есть надежда на продолжение применения некоторых форматов, существенно облегчающих работу в системе. Руководитель проекта «Фарма» ЦРПТ Егор Жаворонков отметил: «Упрощённую схему оприходования № 702 следует сохранить». «Если лекарство из Новосибирска едет в Магадан, не надо его останавливать», — подчеркнул эксперт. Схема помогает эффективной работе фармотрасли и защищает, в том числе, от таких проблем, как «пересорт».
Жаворонков рассказал и о ряде отчётов, которые система МДЛП предоставляет федеральным органам исполнительной власти. Например, аппарат Правительства РФ каждый день получает отчёты об онкологических и сердечно-сосудистых лекарственных препаратах, а также об общем числе документов, обработанных системой. В Росздравнадзор еженедельно даётся отчёт по остаткам следующих групп лекарств:
- онкологические и сердечно-сосудистые препараты;
- вакцины (против COVID-19 и клещевого энцефалита);
- препараты для лечения COVID-19;
- лекарства по программе «Семь высокозатратных нозологий».
В Минздрав в еженедельном режиме отправляются отчёты по вакцинам, по логистике и отпуску лекарственных препаратов, о подключении субъектов обращения и статистике выбытия, по динамике количества обращений в службу технической поддержки… Особенно интересна организация работы с вакцинами: в настоящее время налажено взаимодействие систем МДЛП и ЕГИСЗ, что даёт возможность сверки числа выбывших препаратов и фактически вакцинированных пациентов.
Сфера мониторинга движения фармацевтической продукции будет расширяться. Так, эксперт проектной группы маркировки БАД при Минпромторге России Антон Харитонов рассказал о начале эксперимента по нанесению кодов на биологически активные добавки. И уже по завершении форума — 4 мая, увидело свет Постановление Правительства РФ от 29.04.21 № 673 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации биологически активных добавок к пище». Этот документ утвердил перечень биодобавок, подлежащих маркировке в процессе экспериментального проекта.
Проблема фармацевтических кадров
Кадровый вопрос — вот что стало ключевой темой в итоговый день фармацевтического форума.
«Кадровая динамика в фармацевтической отрасли лучше, чем по рынку в целом, — сообщила руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. — В апреле 2020 года фармсектор «провалился» меньше, чем другие отрасли, а с января 2021‑го уже идёт рост».
В то же время не стоит «приравнивать к нулю» и фактор внешней среды. «Хотя фарма и стабильная, но она живёт в сегодняшнем мире», — подчёркивает партнёр компании Kontakt Intersearch Russia Юлия Забазарных. По мнению эксперта, сегодня специалисту фармотрасли, в особенности руководителю, жизненно важно развивать такие качества:
- гибкость;
- мультизадачность;
- способность быстро обучаться;
- умение решать сложные и нестандартные проблемы.
Способность обучаться не должна быть абстрактной: учиться новому в своей профессии, а также в смежных областях необходимо уже сейчас.
В этой связи вспоминается выступление ректора СПХФУ Игоря Наркевича на III Всероссийской GMP-конференции с международным участием. «Нельзя различать образование и подготовку кадров. Между этими понятиями нельзя ставить знак равенства! Ведь подготовка кадров — это более скоротечно, — говорил глава старейшего фармацевтического вуза страны ещё в 2018 г. — Тенденции развития отрасли надо улавливать заранее».
Профессор обращал внимание: фармацию нужно развивать бережно. Подход, перспективный в разрезе мгновения, может оказаться тупиковым в ближайшие несколько лет. И не только для конкретного предприятия, но и для отрасли в целом. А «морально устаревшая» дисциплина, напротив, через несколько лет оказывается в приоритете — но знания по ней уже в значительной мере утрачены.
«В английском языке есть выражение «helicopter view», то есть взгляд с вертолёта, — рассказывает Юлия Забазарных. — Важно посмотреть на картину в целом, увидеть её как бы с высоты, но полностью. И, поняв эту целостную картину, на ближайшие пять-десять лет просчитать все возможные варианты того, как поведёт себя рынок». Подобная стратегия мышления нужна сейчас любому специалисту — даже если он трудится не в крупной производственной компании, а в небольшой аптеке.
В завершение форума эксперты-участники вспомнили недавний случай. На одном из крупных фармацевтических мероприятий взял слово посетитель — представитель совершенно другой профессии.
«Ваши конкуренты не здесь, не в этом зале, — обратился он к специалистам фармсектора. — Ваши конкуренты — в других сферах. Те же банки и интернет-ритейл. Пока вы боретесь друг с другом — они вас съедят…». Хочется верить, что такой сценарий останется только в списке вероятных.
24 мая 2021
Текст: Катерина Алтайская
Фото: depositphotos.com
Выпуск: №208, май 20215179 просмотров
5179 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям