18+

«PROекции будущего»: считаем деньги

«PROекции будущего»: считаем деньги

«PROекции будущего»: считаем деньги

Обзор конференции фармработников: «старение профессии» первостольника, доля маркетинговых контрактов в выручке и аптека, которая зарабатывает больше всех в России

13 и 14 сентября в Сочи проходила конференция участников фармацевтического рынка «PROекции будущего», организованная компанией Bionika Media и изданием «Фармацевтический вестник». Своеобразным девизом мероприятия стала фраза: «О тех, кто выжил, — о том, как они это сделали». Аналитики рынка, руководители аптечных сетей, дистрибьюторы и производители обсудили многие экономические аспекты фармацевтической товаропроводящей цепочки в России. Участников конференции ждали интересные отчеты, острые дискуссии по проблемным темам и мнения лидеров рынка. Мы побывали на этом мероприятии и сделали для вас краткий отчет по самым интересным для первостольника моментам, прозвучавшим в залах «PROекций будущего».

Общее состояние рынка

По данным аналитической компании AlphaRM за первое полугодие 2018 года, объем розничного аптечного рынка России в ценах конечного потребителя достиг 590 млрд рублей, или 3,7 млрд упаковок. По сравнению с первой половиной 2017 года, рынок вырос на 8 % в рублях и на столько же — в упаковках. Среди товаров аптечного ассортимента наибольший рост показывают БАДы (+12 % в рублях). Лекарства выросли на 10 %, а остальные товары — на 1 %. В упаковках картина схожа, только на первом месте с двенадцатью процентами находятся ЛС. Позиции дженериков неуклонно укрепляются. Так, по итогам полугодия, их доля в упаковках достигла 79,5 %, а в рублях — 59,8 % ото всего объема рынка.

Самым «денежным» месяцем для российских аптек в 2018 году стал март. При этом в целом за полугодие розничные продажи конечным потребителям в аптеках составили только 72,2 % от общего объема рынка. Остальные 27,8 % взял на себя государственный бюджет: 16,5 % — льготное обеспечение ЛС, 7,8 % — клинический сегмент и 3,5 % — целевой сегмент.

Первые и последние

Специалисты AlphaRM также выяснили, какая из российских аптек за первое полугодие 2018 года заработала больше всех, а какая — меньше всех. По данным аналитиков, рекордсменом по объему продаж стала аптека «Эркафарм ГК/Озерки» в Санкт-Петербурге с показателем 241 миллион 360 тысяч рублей (около 40 млн в месяц). Антирекорд поставила аптека ООО «Стрелец» из села Боровское Курганской области с выручкой всего 180 тысяч рублей.

Если же рассматривать регионы в целом, то самая высокая среднемесячная выручка на одну аптеку зафиксирована также в Санкт-Петербурге — 3 млн 683 тыс. рублей, в то время как самая низкая — в Чеченской республике (427 тысяч рублей).

По величине среднего чека, согласно данным AlphaRM, лидирует московская АС «Здоров. Ру» с показателем 1342 рубля 71 копейка. Самый маленький средний чек найден в нижегородской сети аптек «Поволжье-Фарм» — 184 рубля 10 копеек.

Кто за первым столом?

По данным аналитического агентства Ipsos Comcon на весну 2018 года, 97 % первостольников в российских аптеках — женщины и лишь 3 % — мужчины. Главный тренд последних 8 лет, продолжившийся и в 2018 году, — рост доли первостольников старше 42 лет (растут две возрастные категории: 42–51 и 52–61 год). При этом ощутимо снижается доля возрастной группы 22–31 год.

Помимо общего «старения профессии», аналитики отмечают интересную тенденцию — молодые фармацевты зачастую выбирают сетевые аптеки. Так, возрастная категория сотрудников 22–31 год является лидирующей в сетевых аптеках, занимая 36 % от общего числа работников. В несетевых аптеках самая массовая возрастная группа — 42–51 год (30,5 %). Первостольников среднего возраста (32–41 год) в сетевых аптеках 21,8 %, а в несетевых — 27,7 %.

Покупатели и продажи

Возможной причиной интереса молодых провизоров к аптечным сетям является их лучшее экономическое положение. Так, по данным агентства Ipsos Comcon, плотность потока покупателей снижается во всех аптеках, но в сетях этот процесс идет значительно медленнее. В своем исследовании аналитики выделили несколько групп плотности покупательского потока и отслеживали долю каждой группы год к году. За три года (с весны 2015 года по весну 2018 года) группа «150 и менее человек в сутки» выросла с 35,7 % до 50,1 %, а группа «251–340 человек в сутки» сократилась с 15,4 % до 10,9 %. Однако указанная статистика актуальна только для сетевых аптек — у одиночных дела обстоят несколько хуже. Так, группа «150 минус» за 3 года выросла с 48 % до 61,6 %, а группа «251–340» сократилась с 10,7 % до 6,2 %.

Кроме того, по данным на весну 2018 года, средний чек в сетевых аптеках составляет 464 рубля, в то время как в несетевых — 386 рублей. Более того, по наблюдениям аналитиков, средний чек в АС растет год к году значительно динамичней, чем в аптеках-одиночках.

Также Ipsos Comcon регулярно опрашивает аптеки на предмет изменения прибыльности. В этом отношении в АС и несетевых аптеках наблюдаются противоположные тренды. Так, осенью 2017 года (последние актуальные данные) 38,8 % респондентов из сетевых аптек отметили, что прибыль за последний год «значительно уменьшилась», а 41,9 % признались, что прибыль в целом выросла. В несетевом сегменте вариант «Значительно уменьшилась» выбрали 61,2 % опрошенных, а рост прибыли отметили лишь 22,2 % респондентов.

Маркетинговые контракты

По данным Ipsos Comcon, 54 % опрошенных менеджеров аптек признались, что используют в своей работе маркетинговые контракты. Причем, если аптека или АС выбирает эту модель бизнеса, то реализует ее по полной — в среднем портфель маркетинговых контрактов включает 23 компании-производителя.

Средняя доля маркетинговых контрактов в обороте аптеки составляет 42 %, а доля в прибыли — 40 %.

Прогноз рынка

В завершение отобразим видение экспертов рынка относительно будущего отрасли. Согласно прогнозу аналитиков AlphaRM, российский фармрынок завершит 2018 год с показателями 890 миллиардов рублей и 4,7 млрд упаковок. По сравнению с прошлым годом, прирост составит 8 % и 7 % соответственно. В качестве основных драйверов коммерческого (не государственного) сегмента рынка в краткосрочной перспективе специалисты называют восстановление потребительского спроса, инфляционный рост цен и амортизацию затрат на внедрение маркировки.

4213 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать