Top.Mail.Ru

18+

Вузы и кадры: почему нельзя терять фармацевтическую магистратуру

Вузы и кадры: почему нельзя терять фармацевтическую магистратуру

Вузы и кадры: почему нельзя терять фармацевтическую магистратуру

Обзор секции о высшем фармацевтическом образовании, организованной в конце мая на конференции «ФармМедОбращение»

Вопрос о подготовке кадров актуален всегда. Особенно для наукоёмких сфер, к числу которых принадлежит и фармация. Главное здесь — найти баланс между традициями и инновациями и, успешно развивая новые направления, не «сбросить с платформы современности» те знания и навыки, без которых специалист перестаёт быть специалистом.

Основные вызовы времени, с которыми сталкиваются профильные вузы, и возможные ответы на них обсудили участники секции «Состояние и перспективы высшего фармацевтического образования в России», проведённой в ходе XXVII Всероссийской конференции «ФармМедОбращение-2025». Подробнее — в нашем сегодняшнем репортаже.

Приглашение к диалогу о кадровом дефиците

Перед началом дискуссии со сцены конференц-зала было зачитано письмо профессиональных фармацевтических ассоциаций, адресованное профильным университетам. Аптечные объединения обратились к высшей школе с просьбой о сотрудничестве по решению кадрового вопроса — ведь сегодня в фармации острейший дефицит специалистов.

Фармассоциации сообщили, что готовы регулярно давать информацию о том, какие специалисты, с какими компетенциями и в каком количестве нужны отраслевым предприятиям для полномасштабного функционирования и развития, а ещё предложили вузам вместе проанализировать кадровые запросы отрасли — чтобы помочь и подготовке молодых кадров, и обеспечению их трудоустройства.

Представители высшей школы постарались прокомментировать инициативу аптечного сообщества.

Покидают ли профессию молодые специалисты?

Несколько предложений по решению кадровых задач сформулировал ректор Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета Игорь Наркевич в своём докладе «Фармацевтическое образование — 2040». Название было выбрано не случайно: университетам всегда нужно смотреть в будущее — чтобы понять, что ждёт сегодняшних первокурсников в те дни, когда они получат дипломы и в полной мере войдут в профессиональную жизнь.

Целесообразность такого подхода не раз подтверждалась на практике. Вот лишь один из примеров: когда стартовала программа «Фарма–2020», в отрасли кратно выросла потребность в специалистах по фармаконадзору и по управлению качеством. И те, и другие вакансии должны быть укомплектованы профильными кадрами с высшим образованием — а именно провизорами.

Вот и первый вызов времени: аптечные организации теряют «монополию» на трудоустройство выпускников фармфакультетов. Нет, молодые специалисты не уходят из профессии — они покидают лишь розничный сегмент обращения лекарственных препаратов.

Эксперт провёл детальный анализ распределения «провизорских» вакансий по сферам специализации (по состоянию на май 2025 г.). Выяснилось, что в 67 % случаев дипломированные провизоры требуются аптекам, в 19 % — в сфере маркетинга, рекламы и связей с общественностью, а ещё в 5 % — в области науки и образования. Выпускникам фармфакультетов были предложены и такие вакансии, как специалист по фармаконадзору, технолог, инженер по качеству, специалист по сертификации/регистрации.

Тенденция закономерна, ведь благодаря «Фарме–2020» начался бурный рост национальной фармпромышленности. Были организованы и профориентационные студенческие конкурсы для фармацевтических факультетов. Отсюда новая задача для профессорско-преподавательского состава: сформировать максимально широкий спектр знаний у будущих специалистов — ведь в течение жизни профессиональные траектории могут меняться.

«Фарма-2030»: фармация остаётся в приоритете

Новая стратегия развития отрасли тоже делает акцент на подготовку специалистов. Как отметила директор Института фармации имени А. П. Нелюбина Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Галина Раменская:

  • ранее при разработке программы «Фарма–2030» предметом внимания являлась подготовка научных, технологических и производственных кадров для отечественной фармотрасли;
  • сегодня специальность «Фармация» (для высшего и среднего образования) стала одним из приоритетных направлений модернизации и технологического развития национальной экономики;
  • а завтра фармацевтическое образование должно обеспечить квалифицированными кадрами все сферы разработки, производства, изготовления и реализации лекарственных средств с учётом современных вызовов.

Эксперт рассказала об опросе, который Институт недавно провёл среди сотрудничающих с ним аптечных организаций. Большинство участников ответили, что аптеки испытывают дефицит в кадрах с высшим фармобразованием. Какие именно кадры будут нужны не только сегодня, но и в среднесрочной перспективе? «Провизоры» — сообщили более 80 % респондентов. «Медицинские маркетологи» и «провизоры-менеджеры» — прокомментировали примерно 25 % опрошенных (на этот вопрос была возможность дать несколько вариантов ответа).

Выраженный кадровый дефицит (25 % и выше) был отмечен в целом ряде случаев:

  • заведующих аптеками не хватает 20 процентам участников опроса;
  • провизоров-аналитиков — 35 %;
  • провизоров-технологов — 45 %;
  • провизоров — уже 58 %.

Кроме того, большинство респондентов уверены: в ближайшие 5–6 лет на фармпредприятиях вырастет необходимость в специалистах с высшим профильным образованием.

Ещё в одном опросе приняли участие уже не практикующие, а будущие фармацевтические специалисты — 335 студентов 4 и 5 курсов Сеченовского Университета, Казанского госмедуниверситета и Курского госмедуниверситета, обучающиеся по специальности «Фармация».

На вопрос «Где вы хотели бы работать?» 35 % ответили — «на фармацевтическом производстве», 20 % затруднились с ответом, ещё 16 % собираются стать сотрудниками аптек. Примерно каждый десятый планирует связать свою жизнь с профильными регуляторными органами или научными учреждениями — 10 % и 9 % соответственно.

Важно отметить: о стремлении прийти работать на аптечные предприятия будущие специалисты сегодня говорят чаще, чем ещё несколько лет назад. Здесь уже можно говорить о формировании определённой тенденции.

Да, был период, когда престиж профессий провизора и фармацевта снизился очень сильно, но, в том числе благодаря вниманию к проблеме и её обсуждению, он вновь начал подниматься, комментирует Галина Раменская. Свою роль здесь играют и те научные проекты, которые предлагают вузам сами аптеки, включая аптеки производственные. Это показывает студентам, что аптечные организации продолжают жить и не опустились на уровень торговли.

Фармацевтическое студенчество в цифрах

По вопросу предложения профильных кадров «в общем и целом» Игорь Наркевич привёл следующие данные:

  • 16 693 студента в нашей стране обучаются фармации по программам высшего образования (52 % из них — за счёт федерального бюджета). Больше всего будущих провизоров в московских вузах — их 2460. На втором месте по данному показателю Ставрополье (1579 студентов), третье место поделили Пермь и Санкт-Петербург (1 334–1 336 студентов);
  • 52 706 студентов учатся на фармацевтов, т. е. осваивают программы среднего профессионального образования (18,5 % из них — на базе вузов, 81,5 % — в средних специальных учебных заведениях). В 88 % случаев обучение оплачивают физические или юридические лица. При этом медико-фармацевтические колледжи действуют в 79 регионах России. Больше всего будущих фармацевтов в Краснодарском крае и Волгоградской области — 4038 и 2564 соответственно.

Что касается целевого приёма (в котором сегодня часто видят инструмент решения кадровых вопросов), его доля для программ фармацевтического образования достаточно невелика. Она значительно ниже, чем на медицинские специальности — в среднем более чем в 5–6 раз. Это неудивительно, ведь большинство аптек не государственные, а коммерческие.

Из всех этих цифр можно сделать вывод: справиться с кадровым дефицитом в аптеках могут помочь средние специальные учебные заведения — с учётом интереса к профессии фармацевта (о чем говорит, в том числе, доля обучающихся на платной основе), количества студентов и распределения по регионам. В то же время профессия провизора остаётся особенно значимой для выпускников: именно она даёт возможность наиболее полного знакомства с фармотраслью — и выбора того пути, где знания и способности конкретного специалиста будут максимально востребованы.

Тренды–2040: к чему готовиться фармпрому и аптеке?

Ещё один вызов времени, как предполагает ректор СПХФУ, — это устойчивые изменения в характере и условиях труда фармработников и других специалистов отрасли.

Для отечественного фармпрома, например, в ближайшие 15 лет вероятны такие тренды:

  • востребованность специалистов по сертификации и регистрации;
  • переход к полному циклу производства;
  • рост числа промышленных площадок;
  • подъём инвестиций в научно-исследовательские центры и лаборатории;
  • тесное сотрудничество бизнеса с научными институтами и вузами;
  • акцент на разработку инноваций внутри страны, с господдержкой;
  • введение более строгих норм качества для лекарственных препаратов.

Что касается «трендов-2040» для аптек, то часть их мы наблюдаем уже сегодня:

  • дальнейшая консолидация аптечных сетей;
  • централизованное управление аптечными сетями;
  • развитие омниканальных аптек (сочетающих классическую фармдеятельность с интернет-сегментом);
  • внедрение электронных рецептов;
  • прогнозирование спроса и оптимизация логистики с применением ИИ и «больших данных»;
  • создание централизованных высокотехнологичных производственных аптек при крупных медцентрах, специализирующихся на персонализированной медицине или радиофармпрепаратах;
  • расширение и правовое закрепление одного из ключевых понятий фармдеятельности — термина «фармацевтическое консультирование».

Эксперт прогнозирует и возможность изменения кадрового запроса для ряда профессий. Например, востребованность медпредставителей к 2040 г. может снизиться в силу спада необходимости в визитах «в поле» и роста цифровых каналов коммуникации. А вот потребность в таких кадрах, как:

  • инженер по качеству;
  • специалист по клинисследованиям;
  • специалист по сертификации/регистрации;
  • специалист по оценке технологий здравоохранения и доступу на рынок;
  • специалист по «электронной коммерции» (для интернет-аптек);
  • аналитик данных в фармации;
  • химик-специалист по контролю качества биопрепаратов;
  • специалист по регуляторике и фармправу в новых технологиях,

напротив, может возрасти. Это связано с развитием национального фармпрома и его научно-исследовательской составляющей, а также с продолжающимся внедрением цифровых технологий в практику медицины и фармации. К тому же, провизор — специалист действительно универсальный, обладающий широчайшим спектром профессиональных знаний.

Завтрашний день фармации: какой может стать отрасль через 15 лет?

В заключение своего доклада Игорь Наркевич представил примерную модель высшего фармацевтического образования в 2040 году — и сравнил её с основными потребностями аптеки и промышленности.

Для вузов предложен, в частности, такой компонент — одновременная с теоретическим обучением практическая подготовка студентов в аптеках и медорганизациях, научно-исследовательских лабораториях и на фармацевтических предприятиях. Отмечена и возможность узкой специализации в области разработки и производства лекарств, управления фармдеятельностью, контроля качества лекарственных препаратов.

Сама «модель–2040» выстроена ступенчато. С первого по третий курс — базовая подготовка специалистов с высшим фармацевтическим образованием, а по её завершении — аттестация провизора-стажёра. Студенты, успешно завершившие три курса фармфакультета, смогут быть:

  • в аптеках — провизорами-стажёрами (эту должность рекомендуется ввести в действующую номенклатуру) и фармацевтами;
  • на заводах и в лабораториях — лаборантами-химиками, лаборантами-микробиологами и аппаратчиками.

На четвёртом и пятом курсе подготовка планируется уже специализированная и одновременно практическая. Для дипломированного провизора предложены такие специальности, как:

  • руководитель группы аптек;
  • руководитель фармацевтического склада;
  • специалист по лицензированию;
  • специалист по фармаконадзору;
  • специалист по регистрации лекарственных препаратов;
  • химик (химик-аналитик);
  • специалист отдела контроля качества;
  • провизор-аналитик и провизор-технолог;
  • координатор клинисследований;
  • лаборант-исследователь;
  • младший научный сотрудник;
  • специалист в области фарммаркетинга.

Следующая ступень — ординатура, для выпускников которой приведены ещё несколько профессий:

  • фармакогенетик;
  • провизор-технолог радиофармпрепаратов;
  • специалист по фармацевтическому праву и регуляторике в новых технологиях;
  • специалист по оценке технологий здравоохранения и доступу на рынок;
  • аналитик данных в фармации;
  • специалист по контролю качества биопрепаратов;
  • ведущий инженер по качеству,

а также должности высшего менеджмента в фармацевтической отрасли. Возможно, предложенная модель кому‑то покажется дискуссионной, но она заставляет задуматься.

Noli nocere

«Меняться нам надо осторожно и аккуратно, — обращает внимание ректор СПХФУ. — Очень просто, сократив курс и преподавателей, можно уничтожить школу. Нашему университету 105 лет, Институту фармации КГМУ — 50 лет. А многих фармкомпаний из 90‑х уже нет». Поэтому в процессе трансформации образования важно придерживаться медицинского принципа «не навреди».

И, как отметила руководитель Росздравнадзора Алла Самойлова, необходимо, чтобы «медицина была не отдельно, и фармация была не отдельно — а все мы были вместе. Наша фармотрасль сегодня должна быть передовой и покрыть потребности нашего здравоохранения».

Чем помогает наука современной аптеке?

«Есть ли будущее у фармацевтических профессий? Безусловно, есть! Вспомним, в частности, приказ Минтруда России от 30.12.2022 г. № 831, где в числе самых перспективных специальностей среднего профобразования, в пункте 59, отмечен и фармацевт», — комментирует Екатерина Лоскутова, заведующая кафедрой управления и экономики фармации Медицинского института РУДН.

В то же время, если речь идёт все‑таки о трансформации обучения, то данный процесс должен отвечать нескольким важным условиям:

  • быть полезным для общества;
  • быть научно обоснованным;
  • иметь практическую направленность;
  • повышать самостоятельность студентов, развивая их творческий потенциал и критическое мышление.

Так с течением времени и появляются новые дисциплины: «Фармконсультирование», «Надлежащая аптечная практика», «Фармакоэкономика», «Фармацевтический маркетинг», «Фармацевтическая логистика», «Фармаконадзор» …

При этом научные исследования остаются полезными не только для гипотетических «аптек будущего», но и для реальной современной аптеки. Их результаты можно применять для совершенствования НАП и СОП, участия фармработников в профилактике заболеваний и обеспечении здорового образа жизни, оптимизации фармконсультирования и развитии остальных задач фармдеятельности. В качестве примера эксперт привела несколько тем недавно защищённых диссертаций:

  • «Организационно-методические подходы к управлению качеством фармацевтических услуг на региональном фармацевтическом рынке», Клименкова А. А. (Иркутск);
  • «Совершенствование системы управления качеством и безопасностью обращения лекарственных средств в медицинских организациях, оказывающих стационарную помощь», Каракозова В. В. (Тюмень);
  • «Разработка системы менеджмента качества аптечной организации на основе надлежащей аптечной практики и международных стандартов», Стрелков В. В. (Санкт-Петербург);
  • «Пути совершенствования профессиональной деятельности фармацевтических специалистов в направлении профилактики заболеваний», Скворцова М. В. (Ярославль);
  • «Разработка мультифункционального подхода к фармацевтическому консультированию на амбулаторном этапе терапии сердечно-сосудистых заболеваний», Соболева М. С. (Хабаровск).

Впрочем, данные научных изысканий могут помочь не только представителям регуляторных органов и руководителям аптечных организаций, но и всем дипломированным провизорам — независимо от того, в каком сегменте отрасли (включая, в том числе, разработку новых лекарств) они трудятся. Здесь интересны уже другие примеры диссертаций:

  • «Методические подходы к фармацевтической разработке и внедрению в производство нового лекарственного средства», Цыпкина А. В. (Москва);
  • «Разработка направлений повышения доступности лекарственных средств в Республиках Кыргызстан и Татарстан с использованием методологии ВОЗ/HAI», Раззакова Ч. М. (Москва);
  • «Обоснование подходов к совершенствованию процедуры репортирования о случаях нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов в странах ЕАЭС», Егиазарян Е. А. (Москва);
  • «Разработка комплементарных механизмов регулирования сферы обращения лекарственных средств для ветеринарного применения», Дельцов А. А. (Москва).

Достижения фармацевтической науки, вместе с другими факторами, могут серьёзно влиять на содержание обучения по специальности «Фармация», формируя новую структуру учебных планов путём включения новых дисциплин в базовую и вариативную часть. Новые дисциплины и результаты научных исследований позволяют фармацевтическим организациям использовать эти достижения для оптимизации своей деятельности, а фармацевтическим специалистам — быть востребованными на различных предприятиях системы обращения лекарственных средств.

Возможности диалога: так ли далеки друг от друга теория и практика?

«Задача фармацевтического образования — не подготовка работников аптеки, а подготовка специалистов отрасли», — комментирует Владимир Лужанин, ректор Пермской фармацевтической академии. Включая, например, инженеров-технологов, специалистов в области разработки, специалистов по контролю качества… Если не подумать над этой задачей своевременно, велик риск упустить ряд ценнейших возможностей.

Что касается диалога науки, высшей школы и практики, то одним из его примеров уже стал созданный в 2022 г., к 85‑летию ПГФА, Пермский центр кластерного развития фармотрасли. В него вошли региональные университеты и органы власти, предприятия фармпрома, аптеки и аптечные сети. Одновременно в академии был открыт факультет промышленной фармации.

Одно из важных направлений работы кластерного центра — разработка научно-технологической продукции. А это:

  • новые запатентованные молекулы с установленной биологической активностью — «кандидаты в лекарства»;
  • лабораторные и промышленные регламенты получения фармсубстанций (путём химсинтеза или выделения из природного сырья);
  • мелкие серии опытно-промышленных образцов фармпродукции;
  • техническое обоснование и разработка лекарственных форм активных фармсубстанций;
  • доклинические испытания субстанций и опытно-промышленных образцов фармпродукции (протоколы оценки безопасности и эффективности);
  • контроль качества фармпродукции в ходе её жизненного цикла — от разработки до реализации.

Пермская научная школа — прежде всего, школа химического синтеза, напоминает эксперт. И именно в этой сфере кластер ведёт обеспечение трансфера технологий фармацевтической разработки и производства из научно-образовательной сферы в предпринимательскую. Результат такой деятельности — расширение номенклатуры отечественной продукции, включая оригинальные препараты, что необходимо и для лекарственного суверенитета России.

Помимо работы с промышленностью, кластер плотно сотрудничает с представленными в регионе аптечными сетями и производственной аптекой (хоть и крупной, но всё же единственной на весь Пермский край):

  • для фармацевтов и провизоров подготовлена 21 методическая рекомендация по фармацевтическому консультированию и информированию;
  • что касается экстемпоральных препаратов, здесь разработан целый ряд методических указаний: для врачей — по применению лекформ аптечного изготовления, для аптек — по изготовлению и контролю качества лекформ в аптечных условиях. В этих документах описано более 250 лекарственных форм;
  • кроме того, проведено 29 испытаний по изучению стабильности препаратов аптечного изготовления.

Магистратура — «мостик» между отраслью, вузами и наукой

Что касается оперативного реагирования высшей школы на кадровые запросы фармсектора, здесь действенные методы есть уже сегодня. «Известная всем фраза „кадры решают всё“ в нашей сфере очень актуальна, — подчёркивает заместитель директора Института трансляционной медицины и биотехнологии Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Наталья Пятигорская. — Но как мы можем быстро реагировать на запросы отрасли? Быстрой реакцией может быть такой инструмент, как магистратура».

Например, в помощь развитию фармпрома в 2016 г. в «первом мёде» появилась магистратура по промышленной фармации. Она оказалась интересна не только работодателям, но и самим выпускникам: до 2025 г. учебную программу полностью освоили 270 специалистов. Перспективны и другие фармацевтические магистратуры, и сейчас, в период реформы образования, данный формат важно сохранить — чтобы не разрушить «мостик» между отраслью, работодателями, вузами и наукой. Причём не только в медико-фармацевтической сфере.

Самой же фармотрасли нужно много специалистов с разными задачами. Здесь особенно важна смежность, междисциплинарность, возможность расширения кругозора и освоения новых дисциплин — в том числе для тех, кто окончил специалитет не по фармации, а по «соседним» специальностям (например, медицине или химии). Данный подход, в том числе, обеспечивает целенаправленную подготовку высококвалифицированных кадров — и позволяет создавать профили под разные сегменты профессиональной деятельности в фармацевтическом секторе.

К тому же, выпускники-магистры востребованы и в других, близких к фармпрому, областях — химической технологии, медицинской и ветеринарной промышленности. Ведь «ядро» учебной программы по промфармации — единое для промышленности на основе наук о жизни: в него входят основы регуляторной науки (включая блок по биоэтике и профессиональной этике), основы менеджмента качества и отраслевых надлежащих практик, фармакология, управление проектами (с учётом специфики отрасли), лидерство и проектирование научных исследований.

«Вузы как магистратура должны быстро реагировать на отраслевые изменения, — убеждена Наталья Пятигорская. — Не случайно этот формат выбирают те, кто уже работает в отрасли. Но, начав ощущать нехватку знаний и при этом не желая отрываться от практики, с удовольствием восполняет их и продолжает профессионально совершенствоваться».

Не только конструкция, но и содержание

Для максимально эффективной подготовки нужна возможность поступления в магистратуру абитуриентов со смежным высшим образованием (а не только фармацевтическим). Полезно увеличить и количество часов контактной работы со студентами (не только для очной, но и для очно-заочной формы обучения).

Почему зашёл разговор именно о магистратуре? К сожалению, в процессе намеченной образовательной реформы данный вид обучения может исчезнуть. И вот почему.

В процессе реформирования возможны:

  • замена связки «бакалавриат-магистратура» на связку «специалитет — специализированное высшее профессиональное образование (СВПО)» (магистратура, ординатура, аспирантура, ветеринарная интернатура);
  • унификация преподавания общих дисциплин;
  • ограничение количества университетов, ведущих программы специализированного высшего образования;
  • ограничение образовательных программ на платной основе;
  • предполагается сохранить не связанные с начальным высшим образованием только магистратуры по менеджменту и педагогические магистратуры.

Вывод здесь, увы, неутешителен: фармацевтические магистратуры могут не вписаться в новую образовательную систему — и потому окажутся вычеркнутыми из жизни. А ведь для обучения первостепенно именно содержание учебных программ и наличие хороших баз практики. Всё это важно сохранить даже при «нетипичной» организационной конструкции. И как быть тем студентам-бакалаврам, которые вот-вот получат дипломы?

Если фармацевтических магистратур не будет, «мы сами себя лишим быстрого реагирования на запросы отрасли», — предостерегает Наталья Пятигорская. Поможет ли это достижению целей национального лекарственного суверенитета?

Автор статьи
Екатерина Алтайская
Филолог, журналист
Медицинский журналист

790 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.