18+

Сетевой кодекс

Сетевой кодекс

Сетевой кодекс

Екатерина Филипповао том, как личные социальные сети могут помочь или навредить карьере

Социальные сети. Если еще лет десять назад это словосочетание вызывало у большинства наших соотечественников искреннее недоумение, то сейчас оно прочно вошло в активный лексикон… Возможно, это станет для вас новостью, но странички в соцсетях нельзя расценивать исключительно как личное достояние. Ими, например, нередко интересуются работодатели, стремясь лучше узнать своего сотрудника — будущего или ­настоящего.

Наши эксперты

Евгения Сосина,

руководитель группы консультантов «АНКОР Медицина и фармация» по Западной Сибири

Евгения Ланичкина,

партнер рекрутинговой компании Antal Russia, Москва

Ольга Яковлева,

международное рекрутинговое агентство Kelly Services CIS, руководитель направления «Медицина/Фармацевтика» по Сибири и Дальнему Востоку

Надежда Кулыгина,

начальник отдела организации и мотивации труда Представительства ENTER engineering PTE.Ltd, член НП «Эксперты Рынка Труда», Москва

Игорь Заворин,

психолог, Новосибирск

Коварные сети

Почти у каждого человека, уже (или еще) умеющего ходить, заведена своя страничка на одном или сразу нескольких интернет-ресурсах. Наряду с профессиональными соцсетями (LinkedIn, Профессионалы.ru, «Мой круг») личные (Twitter, Facebook, «ВКонтакте» и др.) стали эффективным HR-инструментом. Они дают широкие возможности для поиска кандидатов, и этим всё чаще пользуются рекрутеры. Кроме того, виртуальные странички помогают составить полный портрет уже работающих ­сотрудников.

Неправильно было бы считать, что страничка в соцсети — это аналог личного дневника, лежащего в последнем ящике стола. Понятие публичного доступа никто не отменял: будьте готовы к тому, что ваши фото и записи может увидеть любой. «Не каждый "фильтрует" информацию, которую выкладывает в соцсети, — отмечает Евгения Ланичкина (Antal Russia). — Образно говоря, что у него в голове, то и на страничке "ВКонтакте"». Если вы заботитесь о своей репутации, нужно быть начеку даже в интернет-­пространстве.

«В первую очередь все обращают внимание на фотографии, — говорит Ольга Яковлева (Kelly Services CIS). — Не советую размещать кадры, где вы блистаете в купальниках или в откровенной одежде». Среди нежелательных моментов Ольга называет и статусы на тему личных переживаний: «Избегайте душевных излияний, которые могут смутить работодателя, — особенно этот совет касается представительниц прекрасного ­пола».

С помощью соцсетей часто «проверяют» кандидатов, уже прошедших собеседование. Бывает, что человек выглядит безупречно, но его более неформальный образ оказывается крайне ­отталкивающим.

Олег красноречиво рассказал о себе на собеседовании. Он был весьма убедителен и полагал, что должность уже его. Скрупулезный рекрутер решил напоследок ознакомиться с «соцстраничками» молодого человека. Увиденное его обескуражило: сразу на нескольких популярных сайтах Олег презентовал себя как ярого социопата. Для претендента на должность специалиста по связям с общественностью это был «приговор». Олегу пришлось искать место в другой ­компании.Психолог Игорь Заворин советует избегать постов с асоциальным наполнением и сводить к минимуму неоднозначную информацию: «Например, не стоит в графе "интересы" писать "путешествия в астральном мире". А вот умные публикации на тему саморазвития всегда ­выигрышны».

Если вы уже в команде, расслабляться тоже не стоит. Такие вещи, как снимки в стиле ню и шовинистские высказывания, могут поставить под удар даже самого квалифицированного сотрудника. Кроме того, не нужно критиковать в соцсетях своих коллег и начальство или выставлять их в компрометирующем ­свете.

социальные сети2.jpg

Рома был вполне дружелюбным юношей, на работе ни у кого и мысли не возникало назвать его провокатором. Всё изменилось после «легендарного» новогоднего корпоратива, на котором Рома сфотографировал, наверное, всех своих коллег. После праздника он разместил коллекцию непрезентабельных кадров на своей странице, сопроводив их язвительными подписями. Причем Рома дал альбому говорящее название — «Пришла пора сказать правду о каждом». После этого инцидента он стал изгоем в своем коллективе и через некоторое время, не выдержав прессинга, ушел из фирмы. Сейчас Рома благополучно работает в другой компании и предусмотрительно не берет фотоаппарат с собой на ­корпоративы.

Публикации в соцсетях могут сыграть против вас. Даже если, вовремя спохватившись, вы сразу удалите эксцентричные снимки и высказывания, их уже могут «перепостить» другие пользователи. Так опрометчивые публикации увековечиваются в ­сети.

С помощью НR-специалистов мы составили список основных «сетевых ­табу»:

Откровенные фото
Употребление нецензурных выражений
Пропаганда наркотиков, алкоголя, насилия
Резкая критика в сторону нынешнего/бывшего начальства, коллег, клиентов, конкурентов
Разглашение корпоративных секретов
Активное обсуждение своей личной жизни
Радикальные высказывания на тему религии и политики

Вместо детектора лжи

Еще один табуированный пункт — публикация информации, противоречащей данным в резюме (особенно если нестыковки касаются темы образования и опыта работы). Конечно, самый честный вариант — говорить правду и в виртуальной реальности, и в обыкновенной, тем более что благодаря соцсетям ваш обман может ­раскрыться.Ира очень понравилась рекрутеру на собеседовании. Ее практически зачислили в штат: улыбчивая девушка со знанием трех языков идеально подходила на должность. Ко всему прочему она была не замужем и, по ее признанию, даже не задумывалась о продолжении рода (по крайней мере, в ближайшем будущем). Каково же было удивление НР-специалиста, когда он увидел страничку Иры «ВКонтакте». Вся ее стена была увешана фотографиями младенцев и публикациями о будущем материнстве. Пометка «замужем» лишь подтвердила опасения рекрутера, а очаровательный статус «В ожидании маленького чуда» довершил картину. Стало очевидно: Ирина действительно не задумывается о рождении ребенка — она уже его ждет. Так что пути компании и Ирины ­разошлись.

Иногда беспечность в соцсетях может и вовсе стать причиной ­увольнения.Лида считалась хорошим сотрудником, а потому, когда она попросила о внеплановом отпуске, ей пошли навстречу. «Младшая сестренка заболела, и сейчас кроме меня за ней некому ухаживать», — при этих словах глаза Лиды были полны неподдельной печали, и ей, безусловно, поверили. Десять дней место Лиды пустовало. Вернулась девушка счастливая (сестренка выздоровела — отчего же не радоваться?!) и подозрительно загоревшая (за окном, кстати, был суровый февраль). На досуге просматривая аккаунты сотрудников, начальница обнаружила новую фотосессию на странице Лидочки. Девушка разместила красочные снимки из наисвежайшего греческого путешествия. Кроме того, она недальновидно прокомментировала фотографии, написав «Вот как надо работать в феврале», «Зимний отпуск — самый своевременный» и т. д. В общем, тайное стало явным, и Лида была вынуждена покинуть любимую ­организацию.

Может показаться, что нюансов и ловушек настолько много, что легче и вовсе не заводить странички в соцсетях, оставаясь чистым листом. Однако это не лучшая позиция: вы можете прослыть консерватором. Активные современные люди в большинстве своем имеют интернет-странички, обновляют их, хотя и не зацикливаются на этом процессе, отдавая предпочтение всё же реальной жизни, а не ­виртуальной.

Чтобы не скомпрометировать себя, можно ограничить доступ к своему профилю, однако такая сверхсекретность порой вызывает вопросы у работодателей (быть может, вам есть что скрывать?). Есть вариант создать сразу две странички на одноименном ресурсе — официальную под вашим настоящим именем и «подпольную», где вы будете функционировать под псевдонимом и публиковать совершенно любые фото, видео и т. д. Однако, выбрав путь двойного агента, будьте бдительны и сами не запутайтесь в своих ­амплуа.

Умная тактика

Соцсети необязательно ставят подножку, они также являются инструментом достижения успеха. Но, как известно, любой инструмент требует умелого обращения. «Если вы рассматриваете соцсети как платформу для формирования профессионального имиджа, подробно заполняйте данные об образовании, курсах, знании иностранных языков, дипломах и сертификатах, — советует Евгения Сосина («АНКОР Медицина и фармация»). — Желательно также стать подписчиком профессиональных групп и регулярно публиковать на своей странице интересные обзоры на темы по вашей ­специальности».

Евгения Ланичкина (Antal Russia) отмечает, что наемным работникам не стоит афишировать свой бизнес: «Работодатель заинтересован в вас как в сотруднике, а не как в предпринимателе, поэтому информация о собственном бизнесе может быть воспринята негативно». Евгения подчеркивает, что многое зависит от области, в которой работает человек: если речь идет о креативном директоре или фотографе, то они вполне могут превратить свои профили в своеобразные портфолио. Если же ваша профессия не подразумевает креатива, обратите внимание на ценности компании, в которой хотите работать, и при ведении страничек ориентируйтесь на ­них.

Хотя каждый случай индивидуален, существуют некие универсальные советы, помогающие выстроить удачный образ в соцсети. К примеру, Ольга Яковлева (Kelly Services CIS) советует размещать на страницах побольше позитивных постов.

социальные сети3.jpg

Депрессивные личности с готическим взглядом на жизнь будут приняты на ура разве что в ритуальных агентствах. В другие сферы угрюмых товарищей берут неохотно, ведь они могут заразить «хорошим настроением» остальных ­сотрудников.

Также эксперты не рекомендуют захламлять свою страницу многочисленными игровыми приложениями и тем более увлекаться ими в рабочие часы. Ответственно относитесь и к перечню сообществ, в которых состоите. Большое количество групп, посвященных оружию, ядам и т. д., введет в замешательство гостей странички, особенно если ваша специальность вполне мирная. А еще не забывайте периодически «следить» за своими друзьями: они могут отметить вас на каком‑нибудь сомнительном фото или оставить двусмысленный комментарий под вашей ­публикацией.

«Сетевые советы»от НR-­специалистов:

Не сидите в соцсетях круглосуточно: перманентный статус «онлайн» настораживает
Размещайте позитивные, мотивирующие посты
Следите за френдлентой: большое количество гномов и эльфов в списке друзей вызовет вопросы о вашей адекватностиВступайте в профессиональные группы
Размещайте публикации по своей специальности
Делайте свои анкеты информативными, рассказывайте о своих хобби, интересах — в ваших силах нарисовать привлекательный автопортрет
Если ищете работу, не стесняйтесь заявить об этом на страничке (но только в случае, если вы не работаете в данный момент у другого работодателя)
Следите за грамотностью речи (родной и иностранной)
Размещайте только качественные фото (особенно на аватар)
Не злоупотребляйте игровыми приложениями

Визитная карточка

Профиль в социальной сети — это своего рода визитная карточка. С помощью «правильно» организованных страничек вы можете заводить полезные знакомства, в том числе профессионального плана (причем не только в пределах родного ­города).Инга была одаренной девушкой, но при этом большой затворницей. К тому же она не особенно верила в свои способности и уже смирилась, что проведет молодость в не самом столичном городе и не на самой интересной работе. Поворотную роль в ее судьбе сыграла страничка в соцсети. Девушка вступила в одну из профориентированных групп и разместила там несколько своих публикаций, написанных еще в вузе. Ими очень заинтересовался куратор группы (как потом выяснилось, владелец довольно известной московской компании). Ему не просто понравились умные тексты девушки, он решил пригласить ее на собеседование. При реальном общении Инга лишь подтвердила свою компетентность. Всего после года работы на рядовых позициях девушка стала личным помощником директора, и теперь квартира в центре столицы уже не кажется ей пределом ­мечтаний.

Соцсети с их всеохватностью дарят отличные возможности тем, кто готов развиваться. Кстати, многие компании сегодня тоже заводят свои виртуальные странички, где можно отследить новости фирмы, узнать о вакансиях, различных семинарах и тренингах. Наконец, они дают шанс объективно оценить ту или иную организацию и познакомиться с гипотетическими ­коллегами.

Чтобы не отпугнуть работодателя своей не в меру эксцентричной страничкой, взгляните на нее со стороны. Попробуйте составить мнение о себе, исходя лишь из ваших публикаций и фото. Важно, чтобы получившийся портрет вызывал положительные эмоции, ведь иногда слишком откровенная аватарка или коллекция эксцентричных постов могут стоить ­работы.

2550 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.