Государственные VS. частные
Частная медицина в России пока мало распространена и обслуживает узкую прослойку населения. По данным 2008 года аналитической компании BusinesStat, доля частных клиник в России не превышает 5-10% от их общего количества, а 70% всех российских коммерческих медицинских учреждений находится в Москве.
Лариса Ракитина (Санкт-Петербург) — на протяжении 13 лет — хирург стационара, затем поликлиники, ныне врач-эксперт страховой компании
Частная медицина в России пока мало распространена и обслуживает узкую прослойку населения. По данным 2008 года аналитической компании BusinesStat, доля частных клиник в России не превышает 5-10% от их общего количества, а 70% всех российских коммерческих медицинских учреждений находится в Москве.
Мнение, что в частной клинике работать во всех отношениях приятнее, чем в государственном лечебном учреждении, широко распространено в народе, да и среди самих докторов устроиться туда считается большой удачей. Однако в действительности все не так однозначно. Представление о том, что евроремонт, кожаные диваны, бесплатные бахилы и вежливые улыбающиеся регистраторы коммерческих клиник гарантируют отличные условия работы и высокий профессионализм коллег — не более чем иллюзия. У работы в частных структурах есть свои недостатки, а в государственных — определенные преимущества. Давайте сравним особенности работы в частных и государственных клиниках.
Зарплата
Первое, что приходит на ум, — уровень заработной платы. Конечно, финансовая составляющая очень важна. В последние годы, по данным агентства «РБК. Рейтинг» совместно с проектом «Улов-Умов», профессия врача не покидает десятку самых низкооплачиваемых специальностей в стране, что заставляет людей работать на полторы-две ставки и по совместительству. Соответственно, остается меньше времени на самообразование и повышение квалификации, да и просто на жизнь. Бонусы и поощрения по результатам работы практически отсутствуют, материальных стимулов для повышения качества работы и квалификации почти нет, исключая незначительное повышение оклада при повышении категории. И, увы, в проводимых и готовящихся реформах бюджетного здравоохранения и системы ОМС никаких тенденций к изменению этой ситуации не наблюдается.
В частной медицине зарплаты в целом выше, но формируются они иначе. Система материального стимулирования, как правило, ориентирована на результат. Общая сумма складывается из относительно небольшого оклада (а иногда окладная часть и вовсе отсутствует) и процента от месячной выручки клиники, которая не всегда стабильна, особенно в небольших частных медцентрах. Кроме того, очевидно, что месячная выручка не зависит напрямую от работы конкретного доктора, поскольку он не может лично влиять на ценовую политику учреждения, пациентопоток и многие другие факторы. И, несмотря на мизерные зарплаты в государственных учреждениях, было бы ошибкой полагать, что все хорошие специалисты спешат уйти в коммерческие клиники. Не секрет, что доктора со стажем, званиями и репутацией получают в конвертах от благодарных больных не меньше, а то и больше, чем их коллеги из частного сектора в виде зарплаты. Кроме того, для врача с опытом, который уже представляет интерес для частного работодателя, работа в госструктуре зачастую не является единственной. Такие специалисты устраиваются в частные клиники консультантами, и частным клиникам это тоже удобно, поскольку взять узкого специалиста на полную ставку без возможности обеспечить его полноценным потоком пациентов экономически невыгодно. А так проблема решается «малой кровью».
И, наконец, есть немало примеров, когда люди дополнительно занимаются коммерческой деятельностью, не связанной с медициной, пользуясь плюсами официальной работы в государственной сфере одновременно с финансовыми преимуществами частного предпринимательства.
Условия труда
Работник государственного учреждения в социальном плане более защищен, чем сотрудник частной организации, и это несомненный плюс. Преимущества и недостатки работы в частной и муниципальной клинике подробно представлены в виде таблицы.
| Государственное ЛПУ | Частная клиника |
Трудоустройство | согласно Трудовому кодексу | по договору |
Социальная защищенность | госслужащего сложно уволить | договор может быть расторгнут по желанию владельца клиники |
Социальные гарантии | оплачиваемый больничный лист и отпуск | больничный и отпуск оплачиваются не всегда |
Повышение квалификации | бесплатно (за счет работодателя), с определенной периодичностью. Но выбирать циклы или получить другую специализацию по желанию нельзя. | работодатель оплачивает не всегда |
График работы | отсутствует возможность выбирать более приемлемый график работы, кроме установленного в учреждении | гибкий график для врачей, имеющих высокую квалификацию и являющихся ценными сотрудниками |
Карьерный рост | в основном является результатом длительного монотонного труда. Претендовать на ведущие должности, придя в учреждение в возрасте 23–24 лет, можно лишь к 35–40 годам. | как правило, возможностей карьерного роста нет. Можно 20 лет проработать на ставке семейного врача и с нее же уйти на пенсию. |
Дополнительные блага, которые работодатель предоставляет сотрудникам по собственной инициативе и за свой счет | отсутствуют | обычно присутствует льготное обслуживание сотрудников и их родственников в данной клинике, иногда организуется питание на рабочем месте и т.д. |
Необходимо добавить, что лучше работать там, где хорошо налажена организация лечебно-диагностического процесса. А это не всегда зависит от того, частная это клиника или государственная. Талантливые администраторы встречаются и в госучреждениях. Другое дело, что коммерческие клиники уделяют вопросам менеджмента и маркетинга больше внимания, что неудивительно — от этого напрямую зависит их благополучие и выживание.
Временной фактор
Врачи государственных поликлиник работают в условиях жесткого дефицита времени. Терапевту выделяется двенадцать минут на прием пациента. За это время довольно сложно качественно собрать анамнез и уделить больному достаточно внимания. В частных клиниках врач может принимать пациента от тридцати минут до часа, что, безусловно, отражается на качестве диагностики — при детальном осмотре пациента можно выявить заболевание на ранней стадии, а при беглом — затруднительно.
Кроме того, врач, работающий в муниципальном ЛПУ, обязан заполнять огромное количество разнообразной медицинской документации, заниматься подготовкой и проведением клинико-экспертных комиссий (не имеющих никакого отношения ни к экспертизе, ни к клинике), писать отчеты, участвовать в бесконечных конференциях и собраниях. В результате, собственно на медицину почти не остается времени. В частных клиниках сотрудники этих «радостей» лишены и имеют возможность не только уделять больше времени пациентам, но и постоянно знакомиться с современной литературой по специальности, повышая свой профессиональный уровень.
Контингент
Пациенты государственных и коммерческих учреждений отличаются друг от друга. К услугам коммерческой медицины обращаются люди, готовые инвестировать деньги в здоровье, ценящие свое время, претендующие на высокий уровень сервиса и имеющие достаточный уровень дохода. Как правило, это работающие граждане молодого или среднего возраста — те, у кого есть деньги, но нет лишнего времени.
У посещающих районные поликлиники, как правило, наоборот, — времени достаточно, зато с финансами туго. Основной контингент госучреждений — пенсионеры и бюджетники, чей менталитет всячески сопротивляется мысли о том, что за медицинские услуги приходится платить, а также неработающие граждане, часто не вполне социализированные. В муниципальной поликлинике пациентов часто интересуют не знания и профессиональный уровень врача, а возможность выписки им бесплатных рецептов или выдачи больничного листа.
На вопрос, с кем приятнее работать, трудно ответить однозначно. Хамов достаточно и в той, и в другой среде. С обеспеченными гражданами в целом работать проще — врач свободнее в выборе методов диагностики и лечения. Кроме того, такие пациенты зачастую более жизнерадостны и благополучны, что делает работу с ними более приятной.
Однако есть один нюанс. Несмотря на то что главное отличие коммерческих учреждений от государственных — это уровень сервиса, пациенты почему-то считают, что в частной клинике не только нет очередей, но и лечат там на порядок лучше, чем в муниципальной. То есть если заплатил деньги — должен поправиться вследствие самого факта обращения. Поэтому отсутствием немедленного положительного результата лечения они часто недовольны. А недовольство пациентов в частных учреждениях обычно имеет достаточно неприятные последствия для врача, в первую очередь, финансовые — администрация может оштрафовать врача за жалобу, поступившую от пациента, не всегда учитывая ее обоснованность.
Определенная часть пациентов обращается к частной медицине в поисках хорошего отношения и требует индивидуального подхода к себе. Само собой разумеется, что врач должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и оказывать пациенту и «сервисные услуги общения» — вести себя предельно корректно, вежливо и предупредительно, всегда быть готовым не просто поставить диагноз, но и уделить достаточно времени, поговорить. Не всякому доктору, особенно с большим стажем работы в муниципальном учреждении, такое общение дается легко.
Сложные и непонятные пациенты бывают и в частных, и в государственных клиниках, поэтому врач может оказаться в затруднительной ситуации независимо от места работы. Но если есть неясность в вопросах диагностики или лечения — в госучреждении всегда можно посоветоваться и проконсультироваться со старшими товарищами, работающими «через стенку». В коммерческих же клиниках специалисты обычно «штучные», то есть представлены в единичном экземпляре, и подобной возможности просто нет.
Техническое оснащение
В рекламе коммерческих клиник может эксплуатироваться информация о том, что оборудование здесь лучше, чем в государственных учреждениях. Эти представления идут из тяжелых 90-х годов, когда они часто соответствовали действительности.
Сейчас оснащение государственных учреждений (по крайней мере, крупных диагностических центров) существенно улучшилось, и ситуация превратилась в противоположную. Частным клиникам очень непросто угнаться за государством, учитывая запредельную стоимость современного медицинского оборудования и длительные сроки его окупаемости. Высокотехнологичная медицинская помощь не может быть частной. По последнему слову техники оснащены только единичные негосударственные клиники. Конечно, это в большей степени касается сложной аппаратуры, такой, как компьютерные и ЯМР-томографы, например. Более простые устройства — аппараты УЗД или фиброгастроскопы — в частных клиниках, как правило, более современные, чем в государственных, да и работают они там с меньшей нагрузкой, соответственно, и изнашиваются медленнее. Однако на современном этапе развития медицины их применения часто недостаточно для точной диагностики заболевания.
И здесь мы подходим к довольно неприятному аспекту работы в сфере коммерческой медицины. Приобретая дорогостоящее оборудование для лечения или диагностики конкретного заболевания, клиника, естественно, хочет, чтобы оно окупилось и начало приносить прибыль как можно быстрее. Соответственно, именно этот метод навязывается пациентам, хотя в каждом отдельном случае могут существовать и другие способы — проще, дешевле и эффективнее. В худшем случае руководство клиники начинает «давить» на доктора, принуждая его «раскручивать» больных, фактически навязывая им ненужные дорогостоящие исследования и анализы, что для многих врачей тяжело и неприемлемо в моральном плане.
Не для всех
Даже при большом желании не каждая врачебная специальность позволяет работать в частной системе. Психиатрия, онкология и фтизиатрия, например, у нас находятся исключительно в ведении государства. Льготное получение пенсии по ряду специальностей возможно только для работающих в государственном учреждении. Врачам хирургических специальностей и реаниматологам в частной медицине трудно найти применение. Частные клиники редко занимаются тяжелыми больными, спектр хирургических вмешательств достаточно узок и примитивен. Тяготеющим к «большой медицине» в рамках коммерческой клиники может стать скучно.
Это же касается и научной деятельности. Несмотря на то что руководители частных медучреждений могут говорить о широких возможностях для научных исследований, вряд ли коммерческая клиника горит желанием финансировать фундаментальную науку — дорого и перспективы окупаемости туманные.
Молодым сотрудникам после института трудно устроиться в коммерческие клиники. Претендовать на должность там могут врачи со стажем не менее 7-8 лет, выпускник мединститута или интернатуры как квалифицированный специалист не рассматривается. Критерии профессионального отбора включают также знание иностранных языков, рекомендации и знакомства. Вот пример требований к соискателю должности заведующего отделением педиатрии в одной из частных клиник Санкт-Петербурга:
- Высшее медицинское образование, специализация в области «Общая педиатрия»
- Стаж работы по специальности не менее 10 лет
- Свободное владение английским языком
- Широкие профессиональные связи в педиатрии
- Желательно кандидат медицинских наук
- Организация педиатрической помощи в стационаре и на дому
- Высокая мотивация и огромное желание работать и развивать педиатрическое направление крупной частной клиники
Казалось бы, работа в частной сфере все же имеет больше плюсов. Тем не менее, немалый процент врачей сознательно продолжает работать в госучреждениях за свои бюджетные зарплаты. Мотивы у них разные.
1. Поскольку частные клиники не берут молодых специалистов на работу, многие идут работать в государственные структуры, чтобы набраться профессионального опыта и обзавестись необходимыми связями, приобретая в результате конкурентоспособность. Должность в муниципальном учреждении воспринимается как трамплин для дальнейшего перехода в сферу частной медицины, работа в которой считается вершиной карьерного роста. 2. Кого-то не устраивает распространенная в частной сфере бизнес-логика — заработать как можно больше (иногда и путем навязывания клиенту дорогостоящих услуг). 3. Есть и те, кто в силу особенностей характера не хочет и не может что-то радикально в жизни менять, пугаясь перспективы все начать сначала. 4. Разумеется, есть энтузиасты и фанаты своего дела, работающие там, где работают, исключительно из-за любви к своей профессии, и верящие, что скоро все изменится к лучшему.
В итоге
Уровень профессионализма врача определяется призванием, приверженностью своему делу, образованием и опытом. Настоящие специалисты, где бы они ни работали — в государственной клинике или в частной — делают это одинаково хорошо, несмотря на все недостатки той или другой системы. Сделать какой-либо вывод относительно того, где работать лучше — совершенно невозможно, потому что: а) у каждого человека свои приоритеты и б) одна клиника (частная и даже государственная) не похожа на другую. А потом выбирать все равно придется самостоятельно, возможно, путем проб и ошибок.
41375 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям