Самоповреждение или чудо?
Глеб Поспелов об истории и современном медицинском представлении о стигматах
На протяжении многих веков среди богословов, философов, медиков, верующих и атеистов кипят споры о том, что такое стигматы и какова их природа. Сам термин «стигматы» имеет греческое происхождение (stigmatos) и переводится как «знак», «пятно», «метка», «рана». Во времена Римской империи этим словом обозначалось клеймо на теле раба или преступника. Современное значение термина иное.
В настоящее время известно, что феномен стигматов существует и имеет под собой медицинскую основу. В этой статье рассмотрим стигматы с разных позиций, не ущемляя чувств сторонников и противников божественности этого феномена.
История стигматизма
Некоторые исследователи полагают, что первым стигматом был апостол Павел — автор «Деяний апостолов». В Послании к Галатам, 6:17 апостол Павел пишет: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Эти слова апостола можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. В любом случае это единственное упоминание о стигматизме периода раннего христианства. После этого более тысячи лет о появлении стигматов ничего не было известно.
Большинство историков религии придерживается иной точки зрения: первым человеком со стигматами был Франциск Ассизский — основатель монашеского ордена францисканцев. Как известно из его жизнеописания, за два года до смерти, в 1224 году, во время церковного праздника у него появились стигматы - раны на местах, которыми Христос был пригвожден к кресту. Факт наличия знаков Христовых на теле Франциска был подтвержден его личным биографом — францисканским монахом Томасом де Челано (Tomas de Celano) в его работе «Трактат о чудесах».
Цифры
Не существует однозначного ответа на вопрос: сколько за всю историю было носителей знаков страданий Христа? По разным оценкам исследователей этого явления, за последние 778 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев появления стигматов. 68 % носителей стигматов были католиками, обычно членами религиозных орденов, в частности, доминиканцами и францисканцами. Остальные — членами различных религиозных сект. 90 % стигматов зафиксировано у женщин. Явлению стигматизма подвластны все возрасты. Иногда они проявляются даже у детей. Пример: Клоретта Робинсон, афроамериканка из Окленда (США). В возрасте 10 лет у Клоретты на уроке религии из ступней, груди и лба пошла кровь. В ходе медицинского обследования было установлено, что девочка физически была абсолютно здорова, росла и воспитывалась в глубоко религиозной католической семье. Всё свободное время от приготовления уроков читала Библию.
Стигматы с внешними проявлениями
Встречаются наиболее часто. Могут иметь самые различные очертания и глубину. Летописи свидетельствуют, что стигматы бывают в виде наростов, синяков или пятен, глубоких, иногда сквозных кровоточащих ран на руках и ногах; ран на лбу, как от тернового венца; раны на боку под ребрами; отметины на плече от несения креста; иногда наблюдались следы бичевания, а также различного рода графические изображения, например, в форме креста на лбу. Есть примеры появления крестообразных рубцов на месте ранения копьем на правом или левом боку. Например, у известной ясновидящей Екатерины Эммерих (1744–1824) на груди с годами выступила своеобразная рана, напоминающая крест.
Стигматы внутренней локализации
В этом случае мы имеем дело с внутренними кровотечениями или появлением на внутренних органах отметин в виде религиозной символики. В исторических документах указывается, что в 1659 году, во время причастия некой Екатерины Савеллы, в церкви блеснули пять лучей, поразивших женщину. После отхода Савеллы в мир иной в 1691 году в присутствии духовенства было произведено официальное вскрытие, которое подтвердило наличие на сердце стигматов в виде пяти точек, образующих распятие. Наблюдаются такие явления редко и с точки зрения современной науки малодоказательны.
Незримые стигматы
Наименее доказуемый и реже всего признаваемый случай. Человек при этом жалуется на боли или разнообразные физические ощущения в «религиозно значимых» частях тела. Известна история Екатерины Сиенской (во время визита в Пизу, 1 апреля 1375 года) — будущая святая лишь испытывала острую боль на месте ран Христа. Интересно, что в 1471 году папа Сикст IV специальной буллой (основной средневековый папский документ) запретил писать ее изображения со стигматами по причине противостояния между францисканцами, отрицавшими ее стигматы, и доминиканцами, которые стигматы отстаивали. Папа Урбан VIII в 1630 году отменил этот запрет, указав, что стигматы в виде отметин на изображениях возможны, но они не должны кровоточить.
Католики за
В католицизме люди со стигматами почитаются как подвижники, особо ублажившие Создателя.Однако на протяжении всей истории феномена официальный Ватикан настороженно относится к фактам их появления. Официальный сайт Ватикана не предоставляет никакой информации о стигматах, их количестве и о самой процедуре канонизации таких лиц. Возникает вопрос: почему не все стигматы прошли процедуру канонизации? В разрозненных источниках в Интернете содержится информация, что после смерти стигмата до момента канонизации должно пройти иногда до 100 лет. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали за и против.
Например, итальянский историк Серджио Луццато предполагал, что падре Пио из Пьетрельчины (1887–1968, канонизирован как святой 16 июня 2002 г.) — последний из зарегистрированных людей со стигматами, — для их создания пользовался фенолом. Серджио приводил показания аптекарши, у которой он якобы его купил. Дело в том, что фенол, будучи крайне токсичным веществом с высокой проникающей активностью, — попадая на кожу, способен вызывать химические ожоги, которые могут перерасти в язвы. Свидетельство историка даже исследовалось Ватиканом, однако не было признано заслуживающим доверия. Агостино Джемелли, врач-францисканец, один из основателей Католического университета Святого Сердца, — называл отца Пио «невежественным, искалечившим себя психопатом, эксплуатирующим народную доверчивость».
Православные против
В отличие от католической, Русская Православная церковь к стигматам относится отрицательно. «Восточная» ветвь христианства, которая включает и православие, предполагает, что вектор мистического мировосприятия должен быть обращен прежде всего на внутренний мир верующего, где идет незримая борьба души с темными началами. При этом все внешние эффекты отходят на задний план, ибо не могут определять духовного выбора человека.
С точки зрения канонического православия, в появлении стигматов, которые являются просто механическим повторением ран Христовых, нет никакого смысла. Стигматы рассматриваются как вызов, проявление гордыни, чисто чувственное явление, не имеющее никакого отношения к Богу, а иногда просто как богохульство. Такая позиция имеет свое каноническое обоснование. Ученик Иоанна Златоуста, христианский святой Нил Синайский (Нил Постник) (ум. ок. 450), предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам-демонам».
Православие, в отличие от католицизма, в понятие «ношение язв Христовых» вкладывает совершенно другой смысл — символический. Ношение язв Христовых подразумевает:
- сердечную любовью к Богу;
- мученичество (например, у апостолов и христианских мучеников);
- добровольное самоумерщвление (заковывание себя железными поясами и веригами).
А медицина?
Являются ли стигматы болезнью? Поводом для анализа феномена стигматов со стороны психиатров и психологов послужили факторы, указывающие на взаимосвязь стигматов с особенностями человеческой психики:
Особенности расположения стигм
В ходе изучения было установлено, что у некоторых расположение ран на теле не совпадает с их расположением на теле Христа. В ряде случаев знаки располагались в «зеркальном» виде: раны, которые на Распятии изображены слева, у носящего стигматы проявлялись справа. Это означало, что восприятие было направлено непосредственно на конкретный зрительный образ (картина, распятие в храме), который находился перед верующим.
Механизм проявления
Была выявлена общая закономерность проявления феномена, которую условно можно назвать «триада стигма». Замечено, что алгоритм появления стигм не меняется из века в век. Он включает в себя следующую хронологическую последовательность: «религиозный экстаз — видения — стигматы».
С точки зрения современной психиатрии появление подавляющего большинства стигматов можно свести к трем причинам:
- истерическим;
- имитационным;
- интерпретативным.
Невропатические, или истерические
Кровоточивость неврогенного происхождения в ХХ веке изучали отечественные врачи-клиницисты, наиболее известным из которых является профессор Юрий Иванович Лорие (1959). Глубоко исследовал феномен «невротической кровоточивости» российский гематолог, член-корреспондент РАМН Зиновий Соломонович Баркаган.
У пациентов с этими расстройствами выделяются капельки крови из неповрежденной кожи или слизистых оболочек, возможны кровавые слезы, пот, спонтанные кровотечения из‑под ногтей, из надбровных дуг, ушной раковины, мочеиспускательного канала.
При сверхценной фиксации пациента на религиозной тематике — выделение крови из кожи происходит в тех местах, где, по преданию, при распятии Христа были вбиты гвозди. Судя по всему, таких больных можно в первую очередь отнести к истинным стигматам. Диагностировать эту патологию помогает расспрос самого обследуемого или знающих его лиц, констатация наличия психопатологических изменений личности, присутствие религиозного фанатизма у больного, наличие в катамнезе болезни «триада стигма».
Данные виды патологии на практике встречаются достаточно редко, поэтому патогенез недостаточно изучен. Клиницисты отмечают связь патологии с истероидными (конверсионными) реакциями и психопатизацией личности больного.
Кровоточивость зачастую прекращается спонтанно, даже на длительные сроки — и так же спонтанно возобновляется. При лечении стигматов методами современной медицины (переливания крови, плазмы, тромбоцитарной массы, кровезамещающих растворов) врачам практически не удавалось добиться улучшения в лечении кровоточащих ран: через некоторое время после терапии кровоточивость возобновлялась.
Имитационные, или синдром Мюнхгаузена
Это заболевание впервые было описано в 1951 году английским эндокринологом и гематологом Ричардом Ашером. Синдром получил название в честь известного мечтателя и фантазера, сочинителя невероятных историй барона Мюнхгаузена.
Суть заключается в том, что пациент искусственно вызывает кровотечение, имитирует его путем самоповреждения. Это расстройство объясняется как одно из проявлений истерического невроза или других нарушений психики. Больные могут имитировать склонность к кровоточивости приемом больших доз химических веществ и лекарственных средств, угнетающих активность свертывающей системы крови, путем повреждения слизистых оболочек или какими‑либо иными способами. При имитационной кровоточивости человек может провоцировать у себя вполне реальный и тяжелый геморрагический синдром.
В этом случае говорят о «псевдостигматах» — явлении, когда кровоточащие раны являются результатом имитации кровотечений.
Интерпретативные
Такие стигматы связаны с бредом религиозного содержания при тяжелых психических заболеваниях, например — шизофрении.Мне не раз приходилось сталкиваться со случаями, когда больной, высказывающий бредовые идеи религиозно-мистического содержания, получал какую‑то реальную физическую травму, однако истолковывал ее как «божий промысел или знак». Великолепно помню пациента, приятного, улыбчивого мужчину средних лет с окладистой бородой и добрыми лучистыми глазами. Больной с полной уверенностью называл себя Богом. На мой вопрос, как же он это понял, пациент с добрейшей улыбкой рассказывал:
— Представьте, захожу я в храм вечерком, после службы… Оглядываюсь, а повсюду — мой образ на меня же и глядит! И словно пение ангелов раздается в голове… А когда пришел домой — смотрю, а на лбу прыщ вскочил… и руки такие красные и почесываются… Я сразу понял, что это — знаки, как у Христа!..
Стигматы могут рассматриваться с точки зрения медицинской патологии или нормы. В медицинскую классификацию вполне укладываются почти все официально описанные случаи стигматов, в том числе признанные римско-католической церковью. Скажем, стигматизация Екатерины Сиеннской, как, впрочем, и большинство других эпизодов, с моей точки зрения, носит выраженный истерический характер. Существование стигматов как частного случая невротической кровоточивости дает нам, врачам, крайне важную информацию: влияние психики на тело в целом и систему крови в частности может быть намного больше, чем мы привыкли думать.
65892 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям