18+

Зарплата врача: эволюция

Зарплата врача: эволюция

Зарплата врача: эволюция

Алексей Панов о том, как меняется система оплаты труда у врачей

Досье КС

Алексей Валентинович Панов

юрист, управляющий ООО «Центр медицинского права», руководитель Омского регионального отделения МОО «Ассоциация медицинских юристов», заместитель председателя Отделения Общественного совета по защите прав пациентов при управлении Росздравнадзора по Омской области

От ЕТС к компенсационным и стимулирующим выплатам

Многие врачи-бюджетники еще помнят времена, когда их ставки и оклады устанавливались на основе единой тарифной сетки (ЕТС), предусматривались доплаты (за ночное время, разделение на смены, совмещение) и надбавки (за продолжительность непрерывной работы, работу в сельской местности и др.). Основным нормативным актом был приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавший до 2008 года во всех регионах страны. Отменили документ, когда государство признало систему оплаты труда бюджетников устаревшей, неэффективной и взамен ей ввело новую, согласно которой заработок должен зависеть от конкретного личного участия врача в работе бюджетного лечебно-профилактического учреждения.

Для перехода на новую систему оплаты труда в 2008 году были созданы новые правила, одинаково действующие на всей территории страны. В их основе соответствие базовых окладов профессиональным квалификационным группам; повышение уровня зарплаты и учет личного вклада медиков в эффективную работу поликлиник и стационаров.

Согласно бюджетному посланию президента России Федеральному собранию в августе 2008 года, реформа оплаты труда — эффективный инструмент повышения качества бесплатных социальных услуг, в том числе медицинских. Добиться этого повышения качества можно с помощью стимулирующих и компенсационных выплат, которые оценят личный вклад врачей и среднего персонала в деятельность медучреждений. В последующих бюджетных посланиях новая система оплаты за реальный результат также позиционировалась как средство повышения качества медуслуг.

zp_vrachey_small.png

Мотивировать работников должны были компенсационные и стимулирующие выплаты (Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»). В список стимулирующих включались выплаты за интенсивность и высокие результаты, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы (выслугу лет), а также премиальные по итогам работы. Компенсационные выплаты учитывали труд в тяжелых, вредных или опасных условиях, в местностях с особыми климатическими условиями, сверхурочную и ночную работу.

Несмотря на реформирование системы оплаты труда зарплата медработников продолжала оставаться низкой в сравнении со средней (по экономике). Поэтому врачи и медсестры покидали муниципальное и государственное здравоохранение, усиливая и без того существовавший кадровый голод.

Майские указы президента

На форуме медработников в 2011 году председатель Правительства РФ Владимир Путин заявил: «Зарплаты многих медработников едва превышают прожиточный минимум. И такое отношение к врачу в свою очередь оборачивается низким качеством медицинской помощи — совершенно очевидный факт. Очевидно также и то, что затягивать преобразования в здравоохранении, брать паузу, ссылаясь на кризис, временные трудности, конечно же, невозможно... В течение ближайших двух лет в отечественном здравоохранении должны произойти серьезные изменения».

В 2012 году, будучи президентом РФ, Владимир Путин издал так называемые майские указы. В одном из них (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики») говорилось о принятии до декабря 2012 года программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда бюджетников со сосредоточением на качественных характеристиках труда.

Программа принималась в том числе и для сохранения кадров: согласно ей к 2018 году средняя зарплата врачей должна увеличиться на 200% от средней в соответствующем регионе.

Рост зарплат: у главврача — на 80%, у врача — лишь на 5%

Несмотря на трудовые договоры и положения об оплате труда, принятые во всех бюджетных учреждениях здравоохранения, стимулирующие выплаты начислялись во многом субъективно — на усмотрение руководителей медицинских организаций, которые себя при этом не обижали.

Проверка районных больниц Челябинской области выявила, что в каждой из них темпы роста зарплаты главврачей и управленческого персонала превышали рост заработка других медработников. В Южноуральской горбольнице оплата труда главврача выросла за год на 80%, административно-управленческого персонала — на 38%, среднего медперсонала — на 9%, а врачей — всего на 5%. Зарплата младшего медперсонала и вовсе снизилась на 2%. Аналогичные примеры характерны для многих регионов России.

su.urbc.ru

Видимо, поэтому в 2012 году в бюджетном послании президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013–2015 годах» появилось понятие «эффективный контракт», который должен был четко определять условия оплаты труда и соцпакет работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. В 2012 году зарплата в бюджетном здравоохранении и впрямь стала расти, однако переход на одноканальное финансирование вызвал ее снижение уже в первые месяцы 2013 года. Поэтому последовали массовые жалобы медицинских работников в федеральный Минздрав.

Снова проявилась практика так называемого «самостимулирования» администраций медицинских учреждений. В некоторых регионах Северного Кавказа, Центрального, Приволжского федеральных округов Минздравом России были выявлены случаи, когда треть всего фонда оплаты труда в конкретном учреждении шла на администрацию, а выплаты обычным врачам и медсестрам составляли очень незначительные суммы.

Правительству есть над чем работать

Совместные усилия губернаторов и Минздрава России всё же переломили ситуацию: в 2013 году зарплата врачей стала расти. Президент Путин не оставлял без внимания то, как выполняются его майские указы: рост средней зарплаты работников социальной сферы вошел в отчетные показатели губернаторов.

В ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года президент подчеркнул, что врач должен понимать, по каким принципам оплачивается его работа.

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год». В частности, рекомендовалось перераспределить средства в структуре оплаты труда медиков-бюджетников таким образом, чтобы значительно увеличить должностные оклады.

На майском заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу показателей социально-экономического развития Владимир Путин привел данные за 2013 год. Так, при средней зарплате по стране (по экономике) в 29,9 тыс. рублей врачи стали получать более 42 тысяч. Однако президент обратил внимание на то, что за такую зарплату им приходится трудиться на полторы, а то и на две ставки. Значит, несмотря на положительные тенденции, правительству есть над чем поработать.

Работа правительства РФ в этом направлении началась: председатель Дмитрий Медведев на встрече с активом Единой России в Йошкар-Оле летом 2014 года заявил, что готов дать поручение о пересмотре соотношения базовой и стимулирующей части зарплаты медработников.

Добровольно-принудительные рекомендации

Обещания премьера не разошлись с делом: осенью 2014 года на сайте Минздрава России публикуется письмо министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медработников». В документе сказано:

«В большинстве субъектов РФ сложилась неоптимальная структура зарплаты медработников, приводящая к значительной как межрегиональной, так и внутрирегиональной дифференциации зарплаты работников одних и тех же медицинских специальностей и типов учреждений.

В целях сохранения кадрового потенциала отрасли, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских организациях <...> полагаем целесообразным провести в субъектах РФ работу по совершенствованию систем оплаты труда медработников, направленную на внедрение новых подходов к формированию гарантированной части зарплаты, сбалансировав долю тарифной части заработка и иных выплат таким образом, чтобы 55–60% зарплаты направлялось на выплаты по окладам, 30% — на стимулирующие <...>, 10–15% — на компенсационные выплаты».

www.robprzrf.ru

Это обращение министра здравоохранения РФ к губернаторам фактически подтвердило несостоятельность ранее введенной системы оплаты труда.

Как следует из письма, в первом полугодии 2014‑го зарплаты врачей одной квалификации в зависимости от региона составляли от 25 до 114 тыс. рублей. Происходило это в основном из‑за разницы в размере окладов. К примеру, оклад врача первой квалификации в Карачаево-Черкесии составлял 3,5 тысячи рублей, в Московской области — 12 тысяч.

К негативным последствиям, говорится в письме Скворцовой, привел и значительный, не всегда обоснованный разрыв между зарплатой руководителей и работников медучреждений. Так, зарплата иных главврачей более чем в 10 раз превышала зарплаты их подчиненных.

В некоторых регионах выплаты из фондов оплаты труда по окладам составляют лишь 30%, на компенсационные выплаты приходится 20%, зато на стимулирующие — 50. Для того чтобы изменить ситуацию, Минздрав рекомендует губернаторам усовершенствовать оплату труда медиков так, чтобы на оклады приходилось 55—60%, на компенсационные выплаты — 10–15, а на стимулирующие — за конкретные результаты работы — 30%.

Письмо министра здравоохранения РФ не является нормативно-правовым актом, обязательным для исполнения, поскольку регионы самостоятельно решают вопросы оплаты труда бюджетников. Однако с учетом того, что задача совершенствования оплаты труда поставлена руководством страны, она, несомненно, будет решаться «добровольно- принудительно».

Всем ли врачам выгодно предложение Минздрава?

Сейчас, когда базовые оклады врачей составляют очень маленькую часть итоговой зарплаты, главврачи и завотделениями могут манипулировать подчиненными с помощью стимулирующих выплат. В частности, заставлять их больше работать — за себя и «за того парня» — для затыкания кадровых дыр, которые образовались явно не по вине медиков.

Если базовые оклады станут достойными, надавить на врачей станет гораздо сложнее, поскольку теперь уже они сами смогут решать, давать ли согласие на подработку.

Важно понимать, что объем средств на зарплату в здравоохранении не поменяется. Ее источники — средства ОМС, бюджетное финансирование и платные медицинские услуги. То есть произойдет простое перераспределение в структуре зарплаты с индексацией, предусмотренной майским указом президента и программой, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190‑р («Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»).

Трудовые договоры обновятся с 2015 года

Фразу из процитированного выше письма министра здравоохранения РФ: «информацию о проводимой в регионе работе в части совершенствования структуры зарплаты <...> представить в Минздрав России в месячный срок» можно и нужно понимать как обязательную для исполнения. Поэтому по всей России в органах здравоохранения сейчас кипит работа. Бухгалтеры и экономисты анализируют фактическую структуру зарплаты, юристы готовят нормативные акты, которые изменят принципы установления компенсационных и стимулирующих выплат, базовых окладов.

В настоящее время трудовые договоры с врачами уже оформлены, при изменении структуры зарплаты в документы необходимо будет внести изменения. Это повлечет большой объем бумажной работы. Подобный процесс — дело небыстрое, бюрократизация нашей чиновничьей системы не позволяет вносить изменения оперативно.

Фактически обновление трудовых договоров произойдет, вероятно, не раньше января 2015 года (чтобы новый календарный год начался с новой структурой зарплаты). Воронежнская область и Краснодарский край уже провели изменения, остальным придется подтягиваться.

Убежден, инициативу Вероники Скворцовой следует поддержать — базовый оклад должен соответствовать сложности и качеству труда врачей. Правда, и самим врачам следует помнить: увеличивая базовый оклад, государство имеет полное право повысить требования к качеству их работы. Думаю, что на этом процесс реформирования оплаты труда бюджетников не закончится, впереди «эффективные контракты». Но это уже тема для другой статьи...

3939 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментировать
Читайте по теме