Встарину люди, не зная истинных причин возникновения болезней, зачастую давали им красивые поэтические названия. Согласитесь, «синдром проклятия Ундины» звучит гораздо романтичнее, чем «центральный синдром сонного апноэ», а «грудная жаба» намного образнее безликой «стенокардии». «Антонов огонь» тоже звучит впечатляюще, но что скрывается за этим пламенным образом?
Картина преступления
Раньше так называли заболевания разной этиологии, при которых болят, изменяют цвет и даже некротизируются конечности. Некоторую неопределенность это название сохраняет и до сих пор: разные словари и справочники считают «антонов огонь» синонимом и рожистого воспаления, и газовой гангрены, а иногда и любого нарушения трофики нижних конечностей.
Однако при глубоком изучении истории вопроса обнаруживается, что «антонов огонь» — это совершенно конкретное заболевание, в наши дни крайне редкое, но в прошлом принимавшее характер эпидемии. Чтобы сохранить интригу повествования и детективный интерес коллег, не буду пока раскрывать карты и называть эту болезнь ее современным именем.
Расскажу сначала, как ее описывали первоисточники.
История заболевания – «Антонов огонь»
Упоминания об эпидемиях страшной болезни — «скрытом огне», охватывающем конечности и постепенно убивающем пораженного, — встречаются у средневековых летописцев начиная с 10 века. Хронист Сигеберт Жамблузский так описывает эпидемию 1090 года в Западной Лотарингии: «Многие гнили заживо под действием "священного огня", который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние» [1].
Заболевшие испытывали жгучие боли в конечностях, парестезии, зуд, онемение. Считалось, что излечить недуг помогают мощи святого Антония — христианского отшельника, жившего в 3–4 веке. Этот святой был официальным покровителем больных «горячкой», и «священный огонь» получил название «антонов». Появился даже монашеский орден святого Антония, специализировавшийся на исцелении от этой болезни (кстати, орден существует и до сих пор).
Другое употреблявшееся в Европе название заболевания — «корчи ведьмы» — связано с его нервно-психическими проявлениями. Говоря современным языком, у заболевших наблюдались спутанность сознания, эпизоды психоэмоционального возбуждения, галлюцинозы, тонические судороги. Вспышки таинственной болезни преследовали Европу веками, происходили они в районах с влажным и прохладным климатом — Германии, Швеции, Франции, Голландии, России — и чаще случались в голодные, неурожайные годы. Смертность от «огня святого Антония» была сопоставима со смертностью от чумы. Например, эпидемия 922 года на юго-западе Франции, в Аквитании, унесла жизни 40 тысяч человек [2].
Рассматривая многофигурные композиции средневековых художников, например Иеронима Босха или Питера Брейгеля-Старшего, невольно обращаешь внимание на большое количество персонажей с недостающими конечностями. Конечно, при тогдашнем уровне медицины вряд ли многие оставались в живых после травматической или хирургической ампутации, но более вероятно, что мы видим людей, перенесших сухую гангрену конечностей с самоампутацией. И их количество поистине впечатляет.
Улики собраны или выявление причин «Антонова огня»
К концу 17 века накопились кое‑какие сведения об «антоновом огне». Было известно, что:
- болезнь возникала в сельской местности, преимущественно среди бедного населения, которое в больших количествах употребляло в пищу ржаной хлеб;
- среди людей, пивших воду из одного источника, заболевали не все;
- болели обычно семьями, причем соседи заболевшей семьи оставались здоровыми, и это практически исключало инфекционную природу заболевания.
В 1670 году французский врач Луи Тулье обратил внимание на то, что широко распространенный в те времена паразит ржи — спорынья (грибок Claviceps purpurea) — использовался в акушерстве и при передозировке вызывал судороги, расстройство кровооб-ращения и диспепсию. Проанализировав имевшиеся данные и собственные наблюдения, Тулье сделал вывод, что причина «антонова огня» — употребление в пищу муки, смолотой из зараженного спорыньей зерна.
Теория Тулье хорошо согласуется с известными сегодня фактами. Так, в летописях первые упоминания об «Антоновом огне» относятся к началу средних веков, то есть к 10 веку, — времени, с которого в Европе культивируется рожь. Наибольшее число заболеваний отмечалось в неурожайные годы, когда в пищу шел каждый колосок. Часто рожь собирали до момента созревания, то есть в период максимальной ядовитости спорыньи. Кроме того, спорынья лучше развивается при повышенной влажности, и это объясняет, почему в дождливые года было больше заболевших.
Кроме того, в монастырях ордена святого Антония бывали случаи исцеления, хотя лечение состояло в молитвах и смазывании пораженных членов свиным жиром. Не потому ли болезнь отступала, что в монастыре пациент ел хлеб из другой, незараженной, муки?
Теория Тулье находит косвенные подтверждения и в мире животных. Спорынья поражает не только рожь, но и многие дикорастущие злаки. Следовательно, животные тоже страдают эрготизмом. В случаях их отравления отмечаются те же формы заболевания, что и у людей, — нарушения нервной системы, некрозы клювов, копыт, пятачков, хвостов, ушей. Страдающие эрготизмом животные отбрасывают копыта в буквальном смысле — и, может быть, именно благодаря этому появилось известное образное выражение?
Однако гениальное открытие Тулье, связавшее «огонь святого Антония» с употреблением недоброкачественного хлеба, не было принято современниками, и соответствующих выводов никто не сделал. Заболеваемость пошла на убыль только лет через сто благодаря повсеместному вытеснению ржи картофелем и развитию сельского хозяйства — хлеборобы научились очищать зерна от рожков спорыньи.
Преступник найден? «Антонов огонь» может быть вызван…
Сейчас известно, что основа химического строения алкалоидов спорыньи (эрготамина, эргометрина и алкалоидов группы эрготоксина) — это производное индола (лизергиновая кислота). Отравление алкалоидами спорыньи вследствие потребления муки из пораженной этим грибком ржи или передозировки содержащих их препаратов носит название «эрготизм» (от фр. ergot — спорынья).
Возбудитель эрготизма – обыкновенная рожь
Алкалоиды спорыньи действуют как адреноблокаторы и в токсических дозах негативно влияют на центральную нервную систему, сердечно-сосудистую систему и желудочно-кишечный тракт. Симптомы эрготизма проявляется диспепсией, парестезиями, расстройствами речи, подергиваниями отдельных мышечных групп, в тяжелых случаях развиваются бред и тонические судороги. Смертельная доза отравления спорыньей — около 5 грамм.
Симптомы эрготизма
Также может развиваться токсический ангиотрофоневроз: вследствие сосудосуживающего действия эрготамина возникает стойкий спазм дистальных сосудов конечностей, затем присоединяются инфильтрация эндотелия и тромбозы. Клинически наблюдается цианоз, а затем бледность пальцев, кистей и стоп, появляются парестезии, снижается чувствительность, образуются некрозы по типу сухой и реже влажной гангрены.
Лечение эрготизма
Специфической терапии отравления алкалоидами спорыньи нет, лечение состоит в симптоматической терапии и, главное, в прекращении поступления яда в организм.
В наше время случаи отравления алкалоидами спорыньи, тем более массовые, не регистрируются. Принято считать, что последняя в истории эпидемия эрготизма случилась в 1951 году во Франции после смешивания доброкачественной и зараженной спорыньей муки. Пострадало триста человек, зафиксировано 5 летальных исходов. Правда, есть мнение, что это было отравление не спорыньей, а соединениями ртути, которыми обрабатывали зерно.
Возможно, но не наверняка
Таким образом, при сопоставлении исторических сведений о страданиях пораженных «антоновым огнем» с известными современной науке составляющими клинической картины эрготизма складывается мнение, что это одно и то же заболевание.
Во-первых, поведенческие нарушения, возбуждение, галлюцинации, о которых рассказывают исторические источники, соответствуют некоторым клиническим проявлениям отравления спорыньей.
Во-вторых, сухая гангрена выглядит именно как обугленная головешка, и в рассказах о «черных, как уголь, сожженных членах» можно усмотреть гангренозную форму эрготизма, при которой происходит нарушение трофики конечностей вплоть до развития гангрены.
В-третьих, для конвульсивной формы эрготизма характерны тонические судороги разных групп мышц, в том числе сгибателей конечностей, и здесь трудно не вспомнить знаменитую «пляску святого Витта» — массовое явление во времена Средневековья (хотя есть и другие версии, объясняющие, что это такое).
И, наконец, существует даже смелая и неоднозначная гипотеза, согласно которой множество эпизодов явного массового умопомешательства и психозов в истории европейских народов — крестовые походы, религиозные войны, охота на ведьм — это проявления эрготизма в психотической форме [3].
Но все же нельзя утверждать, что «антонов огонь» — это эрготизм в чистом виде. Все приведенные выше рассуждения не могут претендовать на абсолютную истину. Мы не располагаем бесспорными доказательствами: результатов патолого-анатомических и токсикологических исследований умерших от «огня святого Антония» у нас нет. И если сомнений в том, что «антонов огонь» — это гангренозная форма эрготизма, почти не возникает, то вряд ли можно утверждать, что именно спорынья была чуть ли не локомотивом кровавой средневековой истории.
Организаторами и фанатичными участниками Первого крестового похода (1096 год) стали бедные крестьяне из сильно пострадавших от эпидемии «антонова огня» районов на востоке Франции и западе Германии [2].
Психоделическая революция или альтернативное применение спорыньи
Был еще один период в истории человечества, когда имело место массовое употребление производных лизергиновой кислоты. В 1938 году швейцарский фармаколог Альберт Хофманн, работая над препаратами против маточных кровотечений, занимался исследованиями эрготамина. Одним из синтезированных им веществ стал диэтиламид лизергиновой кислоты, или ЛСД-25 (напомню, что лизергиновая кислота — основа химического строения алкалоидов спорыньи). В 1943 году Хофманн случайно обнаружил яркий галлюциногенный эффект ЛСД и его способность изменять мировосприятие. Препарат стали использовать в психиатрической практике, и постепенно он приобрел большую популярность как средство «расширения сознания». В 50–60‑е годы 20 века увлечение ЛСД приняло массовый характер, особенно в США. Последствия бесконтрольного употребления галлюциногенов оказались неприятно разнообразными и часто непредсказуемыми, в итоге эти препараты были запрещены практически во всех странах.
Можно было бы предположить, что прием ЛСД будет иногда сопровождаться эрготизмом, однако случаев развития этой болезни на фоне систематического приема ЛСД почти не зафиксировано. В базе данных медицинских и биологических публикаций Pubmed есть только одно сообщение о наблюдении периферической ишемии нижних конечностей после приема ЛСД [4]. В русскоязычных источниках интересный случай развития острой ишемии верхней конечности после приема ЛСД описывает токсиколог Шаварш Мелконян [5]. Правда, подтверждения, что ангиотрофоневроз у пациентки был следствием именно употребления ЛСД, нет, токсикологический анализ биосред на ЛСД не проводился.
Таким образом, развитие эрготизма как синдрома на фоне приема ЛСД — огромная редкость, практически казуистика. Видимо, эрготамин спорыньи и синтезированное на его основе вещество действуют по‑разному. Тем не менее фармакологические механизмы и развивающаяся при воздействии ЛСД клиническая картина до настоящего времени четко не описаны, хотя этому галлюциногену посвящено большое количество специальной литературы, множество исследований и наблюдений.
Если все‑таки проводить параллель отравления ЛСД с эрготизмом, можно предположить, что отравление спорыньей протекает столь же многовариантно и выявить его закономерности так же трудно.
Это предположение может объяснять путаницу и массу темных пятен в нашем понимании сущности «антонова огня» — загадочного заболевания с многовековой историей.
Своими глазами
Вряд ли современным врачам выпадет возможность наблюдать классический «огонь святого Антония», но кто не знает прошлого, тот не ведает будущего, поэтому наш экскурс в историю «антонова огня» может принести пользу. Например, неудержимые химики изобретут еще какое‑нибудь эдакое вещество.
1.Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., «Прогресс», 1992.
2.Э. Поньон. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. М. 1999.
3.Д. Абсентис «Христианство и спорынья»
4.Raval M. V., Gaba R. C., Brown K., Sato K. T., Eskandari M. K. Percutaneous transluminal angioplasty in the treatment of extensive LSD-induced lower extremity vasospasm refractory to pharmacologic therapy
5.Ш. Л. Мелконян. Редкий клинический случай развития эрготизма после приема LSD с коротким историческим обзором проблемы
Также для написания статьи были использованы материалы:
зарегистрированным пользователям