18+

Фото по правилам

Фото по правилам

Александр Лапшин о том, что можно и что нельзя фотографировать в разных странах

Одна из самых главных вещей в любом путешествии — это, конечно же, фото- или видео-
камера. И это понятно — ведь прекрасные моменты отдыха так быстротечны, а сохранить их хочется навсегда. Да и будем откровенны, иногда так хочется похвастаться перед друзьями: «Это мы на море, а вот в горах, а тут мы дегустируем шампанское из старых погребов в древнем замке». А как приятно в тесном семейном кругу в морозный февральский день рассматривать фотографии, сделанные на солнечных пляжах Болгарии, Греции, Турции, Египта или ­Доминиканы!
 
Однако не стоит забывать, что существуют писаные и неписаные правила поведения фотографа, и в каждой стране они могут быть весьма неожиданными. Давайте познакомимся с ними поближе, чтобы из отпуска привезти не разбитую камеру, а яркие снимки и только позитивные ­впечатления.
 
Досье КС

Александр Лапшин — путешественник, автор блога puerrtto.livejournal.com
— На 7 апреля 2014 года налетал 508 950 миль (20 с половиной раз вокруг света)
— Совершил 436 перелетов
— Провел в воздухе 75 дней и 4 часа
— Побывал в 195 аэропортах 97 стран (всего посетил 108 стран)
— Самый протяженный перелет Москва — Нью-Йорк (4910 миль)
— Самый короткий перелет Хайфа — Тель-Авив (73 мили)
 
Как пользоваться фотокамерой, чтобы не попасть в камеру тюремную
Любое государство, будь то такие гиганты, как Россия, США или Канада либо совсем небольшие, как Израиль, Лесото или даже Монако имеют свои секреты и свою «паранойю» относительно фотографов, даже если они — всего лишь туристы, стремящиеся запечатлеть себя на фоне чего‑то ­оригинального.
 
Поэтому запомним несколько важных ­моментов:
  • не нужно фотографировать там, где висит табличка «No photo!». Иногда так хочется, на свой страх и риск — но вас предупредили, так что не удивляйтесь появлению полиции и возможным ­штрафам.
  • никогда не фотографируйте и не фотографируйтесь на фоне военных объектов, по крайней мере открыто и нарочито. В 99 % случаев вам придется как минимум объяснять неведомо откуда взявшейся полиции или даже местному аналогу КГБ, что вы ничего такого снять не хотели — вам же просто показалась необычной вот эта колючая проволока и какие‑то странные машинки, стоящие за ­ограждением.
  • всегда смотрите вокруг, перед тем как сделать «потрясающий кадр». В погоне за красивым объектом можно запросто провалиться в открытый люк или наступить на что‑нибудь ­малоприятное.
  • во всех государствах кроме военных есть еще и стратегические объекты: метро, железнодорожные станции, причалы, заводы, плотины. Поэтому, оказавшись в той или иной стране, обязательно поинтересуйтесь — можно ли сделать фото в данном ­месте.
  • во многих странах мира запрещено снимать правительственные здания: президентские дворцы и резиденции, конгресс-холлы, здания министерств и ведомств, суды. Можно нарваться на неприятные объяснения с полицией, а то и узнать, как выглядит местная тюрьма изнутри. В бедных странах еще и оберут как липку, лишив не только камеры, но и наличных ­денег.
  • не стоит фотографировать митинги, народные волнения, драки футбольных фанатов или просто группы лиц, которых в родном городе вы называете «гопниками» и обходите ­стороной. Мало того что полиция запросто может принять вас за участника потасовки, есть риск еще и получить тумаков от истинных зачинщиков ­«мероприятия».
  • не снимайте объекты, находящиеся в частной собственности, без ведома и разрешения хозяина. А ведь так часто нас тянет «сфоткать» тот симпатичный садик и это красивое крылечко. Только в Европе владельцы частной собственности могут натравить на «папарацци» полицию, а, скажем, в ЮАР — пару-тройку злых ­собак.
  • не фотографируйте, по крайней мере открыто и нарочито, женщин в арабских странах. Можно нарваться на весьма горячего арабского мужа, желающего почесать кулаки о незадачливого ­фотографа.
  • не нужно снимать без разрешения людей. Подумайте сами, было бы вам приятно стать «обезьянкой в зоопарке»? Наверное, нет. Точно такие же чувства испытывают и те, кого вы снимаете в упор и без их ­согласия.
  • Кроме того, у многих африканских народов существует поверье, что фотография забирает душу, а в странах ЕС, США или Канаде фотография человека без его согласия расценивается как преследование. В любом случае перспектива встречи с местным жрецом культа вуду или представителями правосудия (кто знает, что окажется лучше!), явно не прибавит путешествию положительных ­моментов.
Паранойя или объективная ­реальность?
Греция, Кипр, Израиль и Турция — что объединяет все эти страны? Не только море, солнце, прекрасные курорты и исторические памятники, но еще и непростые отношения с соседями. Поэтому меры безопасности здесь часто доведены до ­крайности.
 
Вот вам первый пример — Израиль. Это маленькое государство на Ближнем Востоке — рекордсмен не только по количеству достопримечательностей, но и, к сожалению, по количеству нерешенных межнациональных конфликтов. Соответственно, и службы безопасности там всегда находятся в состоянии повышенной боевой готовности, ожидая нападения террористов. По той же причине в стране много военных баз. Какой из этого вывод? Если вокруг объекта, который вы выбрали для съемки, есть забор (имеется в виду пограничный или забор военной базы: на них всегда есть таблички «Closed military area, photography is forbiden» — «закрытая военная зона, фотографирование запрещено»), лучше направьте объектив в другую ­сторону.
 
Также не стоит снимать военную технику, а равно и военнослужащих, по крайней мере без их разрешения. Многие, кстати, спокойно соглашаются позировать туристам, если, конечно, не находятся при исполнении служебных обязанностей. А вот пограничные переходы, аэропорты (особенно самолеты и взлетную полосу) фотографировать строго запрещено. В лучшем случае услышите громкие протестующие возгласы, но, скорее всего, придется побеседовать с представителем службы безопасности. Причем разговор будет долгим и очень ­неприятным.
 
Зато музеи (включая военные), парки, зоопарки, красивые дома можно фотографировать без ограничений, также ничего против фото не имеют работники торговых и развлекательных ­центров.
 
Особое отношение к съемкам у представителей религиозных конфессий. Ортодоксальные иудеи, например (а их очень даже хочется запечатлеть, ибо вид их совсем необычен), фотографироваться не любят. Кто‑то может просто закрыть лицо рукой, кто‑то будет громко и возмущенно кричать, а особо ретивые могут и плюнуть в незадачливого фотографа. Кстати, так же себя ведут и ярые последователи ислама. Ну а если вы будете нарочито фотографировать женщин в никабах (традиционная одежда женщин-мусульманок, оставляющая открытым только лицо или одни глаза), то скандала не избежать ­точно.
 
Христиане более лояльны к фотографам, если, конечно, туристы, а особенно туристки, посещающие главную христианскую святыню — Храм Гроба Господня в Иерусалиме, не пытаются запечатлеть себя в обнимку со священником. Не нужно этого делать, ведь этим вы оскорбляете духовное ­лицо.
 
Также нелепо и оскорбительно для служителей церкви и других посетителей выглядят девушки, которые в погоне за «лучшим» фото для «Одноклассников» кокетливо изгибают свой стан на фоне старинных фресок или алтарей, или юноши, сидящие с пивом на ступенях храма. Советую всем помнить об этом и вести себя ­прилично.
 
Кстати, подобные «фотоподвиги» ни в коем случае не стоит повторять и в Греции. Между прочим, греческие священнослужители могут за такое поведение и по шее туристу надавать. Также категорически запрещено позировать на фоне произведений искусства в музеях и галереях. Хотя в большинстве музеев фотосъемка разрешена (часто за пользование фотоаппаратом взимают дополнительную плату), но с условием: не допускается использование вспышки и штатива. А вот в Музее Акрополя в Афинах съемка запрещена во всех залах за исключением верхнего этажа, где выставлены скульптуры Парфенона. Также запрещено фотографировать в царских усыпальницах Вергины, находящихся в 13 км от Салоников. Яркий свет фотокамеры может повредить уникальные рисунки на стенах гробниц, а кроме того, работники музея справедливо опасаются, что при съемке залов музейного комплекса в руки грабителей может попасть не только изображение уникальных экспонатов, но и системы ­сигнализации.
 
А теперь снова вспомним о военных объектах. Если, прочитав выше рекомендации по Израилю, вы решили, что строже правил быть не может, то вы ошибаетесь. В Греции тоже ищут шпионов — турецких. И поэтому любой турист, который снимает военных, а также танки, самолеты и прочую технику, априори считается пособником вражеских спецслужб. А за это по законам Греции полагается тюремное заключение на срок до 20 лет. На деле, конечно же, никто вам 20 лет не присудит, но провести даже месяц в греческой тюрьме до суда (где вы получите в качестве наказания штраф) удовольствия не доставит. Даже если дело происходит, например, на авиашоу, а официального разрешения на съемку у вас нет, воздержитесь от желания пополнить семейных архив кадрами с изображением самолетов, ибо не раз уже любители «милитари» становились гостями греческих ­судов.
 
Ну а какова позиция турков по отношению к фотолюбителям? Собственно, такая же, как и у греков. Хочешь снимать море, парки, достопримечательности в Анталии, Бодруме, Мармарисе или в других городах — пожалуйста. Также совершенно не возбраняется фотографировать в салонах ­самолетов.
 
А вот от идеи устроить шутливую фотосессию на фоне памятника или портрета «отца турецкого народа» Мустафы Кемаля Ататюрка лучше сразу отказаться. Излишнее внимание к этим объектам (какими бы они ни казались несуразными и комичными) может быть неадекватно воспринято окружающими и ­полицией.
 
По той же причине не стоит фотографировать акции протеста, которыми Стамбул славится в последнее время: каждая сторона в пылу борьбы может принять вас за представителя враждебного лагеря. Последствия, думаю, представить ­несложно.
 
Ну и, конечно же, из списка любопытных объектов лучше сразу вычеркнуть всё, что связано с военными, особенно в пограничных районах Турции, примыкающих к Сирии и Ираку. Тут расчехленный фотоаппарат на военных действует как красная тряпка на быка. Вы же не хотите схлопотать несколько лет за ­шпионаж?
 
Кстати, подобная проблема существует и на Кипре. Маленький остров, разделенный после турецкой агрессии 1974 года на две части — греческую и турецкую, изобилует местами, напоминающими о противостоянии севера и юга. Самое известное из них — Вароша. До раздела острова здесь был прекрасный фешенебельный курорт, с 4–5‑звездочными отелями, на котором любили отдыхать звезды мирового кино. Но как только началось противостояние двух общин острова, греки-киприоты, владевшие большинством отелей, были вынуждены бежать от расправы со стороны киприотов-турков, которые населяли Фамагусту. Вароша же была объявлена закрытой военной зоной, обнесена забором и за 40 лет превратилась в город-­призрак.
 
Такие места как магнит притягивают любителей острых ощущений, которым мало сделать фотографию с далекого расстояния — им нужно обязательно попасть внутрь запретной зоны. А ведь город патрулируется военными, да еще и камеры по периметру ограждения установлены. Так что если вас поймают — а, скорее всего, так и будет, — придется провести несколько дней в местном СИЗО. А потом пообщаться с судьей — штраф за незаконное пребывание в закрытой зоне составляет как минимум $ 2000 (при их отсутствии заменяется тюремным заключением до 6 месяцев). Заодно лишитесь и своей камеры вкупе с содержимым вашего кошелька. Всё это познал на собственном опыте хороший друг автора этих строк. Поэтому лучше направьте энергию в мирное русло, а разрушенные строения оставьте для изучения археологам ­будущего.
 
Кстати, а может, вообще не ездить в страны, которые постоянно с кем‑то конфликтуют? Красивые фото можно и в Европе сделать. Однако и тут существуют ограничения для фотографов, правда, за решетку вы вряд ли угодите (надо сильно постараться), а вот прогнать вас из интересного места или оштрафовать вполне ­могут.
 
Что можно и что нельзя в Европе
Главная ловушка для фотографа в Великобритании, Франции, Германии и прочих странах Старого Света — тотальное «помешательство» на толерантности, правах собственности, свободе личности, авторском праве и коммерческой выгоде. Часто доходит до курьезов: например, в Лондоне запрещено делать фотографии Трафальгарской площади, Королевского парка и Парламента в коммерческих целях без наличия на то специального разрешения. А как определить, кто вы: фотограф-профессионал или просто любитель, пополняющий свой личный архив новыми впечатлениями? По мнению авторов запрета, это очень просто: если для съемки вы используете штатив, то вы явно делаете это с умыслом продать снимки и обогатиться, не заплатив налоги в английскую ­казну.
 
Во всей Европе запрещено без разрешения владельца фотографировать частные галереи и выставки — это является нарушением авторских прав. Вот и знаменитую брюссельскую скульптуру «Писающий мальчик» туристам нельзя снимать — тем самым они портят бизнес продавцам открыток, на которых изображен этот ­шедевр.
 
Похожий аргумент выдвигают и музеи, запрещающие съемку в своих залах (причем в данной ситуации они правы): автор за свой снимок может получить гонорар, а с музеем, который тратит немыслимые средства на покупку, хранение и реставрацию предметов искусства, явно делиться не будет. Кроме того, опять же, стоит позаботиться о красках на полотнах старых мастеров, которым вредят вспышки камер. Потому если в музее есть вывеска, что снимать запрещено, не нужно это делать ­назло.
 
Кстати, к слову о мальчиках и девочках, только уже настоящих, — категорически нельзя фотографировать несовершеннолетних без согласия их родителей. Да, дети сами лезут в кадр, однако старайтесь не «вестись» на детские шалости. Ведь родители юного дарования могут заподозрить, что фотография вовсе не случайна и имеет тайный и очень нехороший ­подтекст.
 
И вообще, фотографируя людей на улицах или в общественных местах, вспоминайте пример про «обезьянку в зоопарке», приведенный в начале ­статьи.
 
Также нельзя без разрешения фотографировать магазины, дома, машины, сады и любые другие объекты частной собственности. В Чехии, например, к таким объектам относятся супермаркеты и торговые ­центры.
 
Правда, из всякого правила есть исключение — если всё это попало в ваш объектив случайно, в качестве фона к окружающему пейзажу, то вступает в силу закон «открытая панорама». Поэтому в случае возникновения спорной или конфликтной ситуации объясняйте всё так: «Оно случайно в кадр попало, а мы снимали совсем другое!». Только внимательно проследите, чтобы на зданиях или других объектах не было знака «снимать нельзя», иначе вас точно признают ­виноватым.
 
Самое интересное, что при этом европейские авиакомпании разрешают фотографировать в салоне самолета, а железнодорожники ничего не имеют против фото в поездах — важно только помнить, что другие пассажиры имеют полное право не попадать в ваш семейный ­фотоархив.
 
Фотографируя ­фотографирующего…
Кстати, если вы были в Индии или подобных странах, то наверняка поймете тех европейцев, которые так рьяно защищают свою персону от чужих ­фотоаппаратов.
 
Вот идете вы по индийскому Тадж-Махалу или Калькутте, и вдруг с удивлением обнаруживаете, что ваша персона уже «поселилась» в десятке телефонов. Откуда у местного населения такая страсть запечатлевать каждого встреченного белого человека, доподлинно не ­известно.
 
При этом в Индии множество запретов на фотосъемку для туристов. В той же Калькутте строго запрещено снимать любые общественные здания (что под этим понятием подразумевается — неизвестно, но полицейские, похоже, причисляют к ним вообще все дома города), вокзал и главный мост города, Хавра. Видимо, кучи мусора и огромное количество оборванцев, живущих под мостом, являются важными стратегическими ­объектами.
 
И полиция ревностно следит за туристами, требуя точного исполнения сих дурацких правил. Ведь фраза «тут снимать нельзя, мы тебя арестуем» чаще всего дает серьезную прибавку к месячной зарплате стража порядка из кошелька туриста (с местных‑то «папарацци» взять ­нечего).
 
Кстати, фотограф-любитель действительно часто становится жертвой и не только полицейских. В Италии, Болгарии, Румынии врагами туристов вообще, и фотографов в частности, давно уже стали цыгане: то фотоаппарат из рук выхватят, то часть банды лезет в кадр и отвлекает, а другая в это время обчищает карманы — ведь руки у фотографа ­заняты.
В знаменитых кварталах «красных фонарей» в Голландии, которые уже давно приобрели статус достопримечательности, человек с камерой часто вызывает агрессию. Даже если ее владелец — разиня-турист, заблудившийся в незнакомом городе. Камеры часто ломают, а гостя выдворяют прочь, дабы не мешал работать. А в Таиланде, наоборот, — представители местного, так скажем, шоу-бизнеса достают туристов своим «сфотографируйся со мной, всего 500 бат (500 ­рублей)».
 
Поэтому, если вы отправляетесь в такие недружественные для фотографа места, запаситесь компактной и недорогой камерой. Да, качество снимков будет несколько хуже, зато они будут. Ну, а если фотоаппарат у вас всё же отберут, согласитесь, что лучше потерять дешевую мыльницу, чем дорогущую «зеркалку» с хорошей ­оптикой.
 
Ну, а главное — ищите для фотографий только красивые вещи. А армейцев, нищих и прочие «почту, телеграф и мосты» оставьте журналистам. В конце концов, темная и грязная сторона жизни — это их тяжелый и невкусный хлеб. А в отпуске для полного счастья нужен только праздничный ­пирог!

 

1909 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.