18+

Летим без проблем

Летим без проблем

Летим без проблем

Александр Лапшин о том, как пережить долгий перелет без вреда для здоровья

Еще каких‑нибудь сто лет назад время пути в далекие заморские земли составляло от нескольких дней до нескольких недель. А в наши дни даже самый длинный по протяженности перелет занимает менее 19 часов. Казалось бы, нужно радоваться достижениям инженеров и конструкторов, но «чудеса техники» имеют и обратную сторону: с природой, которая отвела человеку роль наземного существа, спорить непросто, и долгие перелеты обязательно сказываются на нашем ­­здоровье.Давайте посмотрим, какие невидимые враги притаились в салоне самолета и чем чреваты для нас их ­­«козни».

Досье КС

лапшин.png

Александр Лапшин

путешественник, автор блога puerrtto.livejournal.com

На 25 мая 2015 года налетал 630 327 миль (26 раза вокруг света)
— Совершил 546 перелетов
— Провел в воздухе 106 дней
— Побывал в 235 аэропортах 115 стран(всего посетил 116 стран)
— Самый протяженный перелет Москва — Нью-Йорк (4910 миль)
— Самый короткий перелет Хайфа — Тель-Авив (73 мили)

«Синдром эконом-класса»

Как правило, в самолете места делятся на две, а то и на три категории. Ближе к кабине пилота располагается бизнес-класс. Здесь предусмотрены более комфортные кресла (не более двух в одном ряду) и большие расстояния между рядами. В современных дальнемагистральных лайнерах кресла бизнес-класса легко трансформируются в кушетку, на которой можно проспать весь полет, как на обычной ­­кровати.

А вот пассажиры эконом-класса такого удовольствия лишены. Кресла тут гораздо уже, а расстояние между рядами такое, что любой человек, имеющий рост выше 160 см, чувствует себя великаном в кукольном домике. Более того, компа-нии-лоукосты, а также чартерные компании стремятся взять на борт как можно больше пассажиров, увеличивая количество кресел за счет… правильно, расстояния между ­­ними.

Кто‑то скажет: «Подумаешь, можно и потерпеть пару часов!». Но если в таком кресле безвылазно лететь из России в Таиланд, на Кубу или в Египет, то есть находиться в скрюченном положении от 5 до 12 часов, «неудобно» легко превращается в «опасно». Ведь именно в таких условиях нарушается венозное кровообращение в ногах, в результате чего в глубоких венах ног могут образовываться тромбы. Для большинства пассажиров это проходит без последствий, хотя наверняка многие из вас, особенно женщины, замечали, что после полета ноги отекают так, что сложно влезть в любимую обувь, а тяжесть в ногах держится еще около ­­суток.

Что ­­делать:

Чтобы выйти из самолета летящей походкой, а не на ватных ногах, нужно следовать нескольким простым ­­рекомендациям:

  • во время полета каждые 30–40 минут прогуливайтесь по салону ­­самолета;
  • не сидите с поджатыми ногами или в позе «нога на ногу» — так вы пережимаете артерии и способствуете еще большему застою крови в ­­ногах;
  • вытягивайте ноги, шевелите носками, делайте круговые движения или просто поболтайте ими в ­­воздухе;
  • на время полета перестаньте следовать моде. Самый лучший друг пассажира самолета — спортивный костюм или иная свободная одежда. Милым дамам лучше на время полета позабыть о модельной обуви: лучше провести 5–10 часов в кедах, зато потом весь отпуск щеголять в изящных босоножках, демонстрируя стройные ножки без единой синей ­­прожилки!

Безвоздушное пространство

Думаем ли мы о составе воздуха, которым дышим, идя по улице? Обращаем ли внимание на показатели атмосферного давления, слушая прогноз погоды? Как правило, в повседневной жизни эти два вопроса нас занимают редко. А вот в самолете эти моменты становятся ­­ключевыми!

Скачки давления дают о себе знать при наборе высоты — в виде ощущения «заложенных» ушей. Через пару часов полета начинает предательски скрести в горле и чесаться в носу, нас одолевает дремота, но полностью уснуть никак не удается. А через 4–6 часов полета мы чувствуем головную боль и такую усталость, как будто только что разгрузили грузовик с ­­арбузами.

Все эти симптомы могут свидетельствовать о том, что мы стали жертвами гипоксии — нехватки кислорода в крови. Возникает она из‑за того, что, во‑первых, в салоне самолета давление меньше, чем на земле (если точнее, оно как в горах на высоте 2500 метров), а во‑вторых, система кондиционирования «выжигает» кислород. В итоге, потребление кислорода организмом во время полета снижается в среднем на 10–12 %. Как следствие, сердце и легкие вынуждены работать в авральном режиме, чтобы наш мозг на время полета не сел на «голодный паек». Кроме того, от сухого кондиционированного воздуха пересыхают слизистые рта и носа — мы испытываем чувство заложенности носа и жажду. Даже здоровый человек после такого полета ощутит симптомы переутомления. Что касается пассажиров, имеющих проблемы с сердечно-сосудистой системой либо в недавнем прошлом перенесших операцию, они могут получить неприятные осложнения — вплоть до инсульта и ­­инфаркта.

Что ­­делать:

Как подготовиться к долгому перелету на самолете? Кислородную подушку, равно как вентилятор или увлажнитель воздуха, в самолет не пронесешь. Но кое‑что для спасения себя от обезвоживания и кислородного голодания сделать ­­можно:

  • пейте как можно больше жидкости во время полета. Лучше всего — обычную негазированную воду. А вот от услужливо предлагаемых стюардессами сладких газированных напитков и алкоголя лучше отказаться, иначе потеря необходимой организму жидкости только ­­усилится;
  • неплохо будет постоянно смачивать лицо и руки влажными салфетками или обычной ­­водой;
  • «народным» средством для спасения «кислородоголодающих» являются цитрусовые: возьмите с собой мандарин или апельсин, и вы увидите, как быстро наладится ваша жизнь в оставшиеся часы ­­полета.
Скачки давления дают о себе знать при наборе высоты — в виде ощущения «заложенных» ушей. Через пару часов полета начинает предательски скрести в горле и чесаться в носу, нас одолевает дремота, но полностью уснуть никак не ­­удается.

Главный враг пассажира

Самым главным врагом пассажиров, проводящих в воздухе не менее пяти часов, является… конечно же, скука! Наверняка вы замечали, что, когда нечем себя занять, неудобное кресло становится еще теснее и жестче, воздух — еще суше, а сидящие вокруг другие пассажиры кажутся исчадиями ада. Нервное напряжение растет с каждым часом полета, и если единственным вашим «развлечением» на борту станет принятие алкоголя, «взрыв» будет неизбежен. Кто‑то затаит обиду на все человечество и, приехав в отель в отвратительном настроении, весь отпуск будет «срываться» на родных и друзей. А кто‑то полезет в драку еще на борту и, будучи усмиренным экипажем, половину отдыха проведет в полицейском участке. Обидно? Не то ­­слово!

Наверняка вы замечали, что, когда нечем себя занять, неудобное кресло становится еще теснее и жестче, воздух — еще суше, а сидящие вокруг другие пассажиры кажутся исчадиями ­­ада.
­­Что ­­делать:

Лучшим решением будет отказаться от алкоголя и постараться скрасить себе полет иными подручными ­­средствами:

  • Как заранее подготовиться к длительному перелету на самолете? Обязательно проведите «предполетную подготовку»: в ручной клади, помимо паспорта, денег и прочих мелочей, должны быть интересная книжка, планшет или ноутбук с играми или фильмами. Не забудьте взять дополнительные батареи или просто как следует зарядить свои гаджеты, чтобы они не отключились на самом интересном ­­месте;
  • хорошим средством против скуки является путеводитель по той стране, в которую вы летите. Читая его, вы можете не только отвлечься от «жужжания» соседей, но и продумать свой маршрут на ближайшие две недели. А это значит, что, находясь на отдыхе, вам уже не нужно будет тратить на это драгоценное ­­время.

После полета

Наконец вы слышите шум выпускаемых шасси, а через несколько минут ваш самолет уже рулит по взлетно-посадочной полосе. И пусть в ушах еще звучит гул моторов: тяжелый перелет остался позади, а впереди — две недели счастья в виде моря, солнца, экзотической еды, ярких ­­праздников.

Чтобы отдых получился на все 100 %, а долгий перелет не оставил последствий, нужно сделать всего лишь три ­­вещи:

  1. Хорошо выспаться. По приезде в отель не спешите сразу же на пляж, экскурсии или в ночной клуб — лучше всё это проделать через пару дней «в полном расцвете сил». Иначе перегруженный организм обязательно сыграет с вами злую шутку: ОРЗ, тепловые удары, резкое снижение или повышение давления и изнуряющая мигрень — это лишь малая толика пакостей, которые он способен преподнести в качестве сюрприза в любой день ­­отпуска.
  2. Вкусно поесть. Чтобы победить кислородное голодание, наши сердце и легкие на протяжении всего полета вынуждены были работать в экстремальном режиме. Затраты энергии были колоссальные, а значит, надо срочно восполнить ресурсы: адрес ресторана или кафе, где подают вкусную пищу, по прибытии в аэропорт уже должен быть под рукой. Правда, на первых порах не рекомендуется увлекаться кулинарной экзотикой — лучше съесть что‑то знакомое и понятное, без лишних специй и неизвестных ­­соусов.
  3. Отказаться от нагрузок. Дайвинг, серфинг, походы в горы, сплав по рекам, теннис, волейбол и прочие подобные развлечения способны окончательно «добить» вымотанный полетом организм. Поэтому активные виды отдыха лучше заменить неспешным плаванием в бассейне и массажем, и уже на следующий день почувствовать себя совершенно новым человеком. Кстати, любителям позагорать тоже нужно взять себя в руки и первый день провести подальше от пляжа или хотя бы под зонтом: после тяжелой дороги так легко заснуть под горячими солнечными лучами, которые всего за час превратят вас в «вареного ­­рака».

К сожалению, медики пока не придумали чудесной таблетки, позволяющей в один момент избавиться от дискомфорта, связанного с долгим перелетом. Однако если следовать ряду нехитрых правил, можно значительно уменьшить его негативное влияние на организм. И тогда у вас хватит сил и энергии не только для того, чтобы провести отпуск максимально интересно и весело, увидев и успев все, о чем вы мечтали, но и для долгого обратного перелета ­­домой.

8009 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.