Подсели на колеса
Варвара Вишнякова о своем автопутешествии по Европе
По личному опыту могу сказать: самое важное в автопутешествии — это мужчина. Если, конечно, вы сама не водитель-дальнобойщик с двадцатилетним стажем, хорошо разбираетесь в устройстве автомобиля, отлично ориентируетесь по карте и при необходимости можете легко поменять колесо.
На самом деле, конечно, можно отправиться в подобную поездку и с подругами, если очень хорошо подготовиться. Однако стоит помнить: чем больше сотен километров отделяет вас от дома, тем более неуверенно вы себя чувствуете. Незнакомая местность, дороги, указатели на непонятном языке, люди, которые далеко не всегда могут поддержать беседу на элементарном английском — все это часто приводит к смятению и даже панике. Например, вы только что пересекли границу с Германией, заезжаете на первую попавшуюся заправку… а там все другое! Никто не может сказать, куда нести деньги, и неясно, как объяснить, сколько конкретно нужно литров бензина. И при этом вы не говорите на немецком, обслуживающий персонал — на английском, и уж тем более — на русском. В такой ситуации ничто так не успокаивает и не вселяет уверенность, как мужчина. На худой конец, всегда можно уткнуться ему в плечо и причитать: «Что же делать, что же делать?!»
Конечно, все не так страшно. Европейцы — довольно воспитанные и отзывчивые люди, всегда готовые помочь туристам. И даже если они не поймут вашего «плиз, ай нид хелп», всегда можно объяснить с помощью жестов, какое конкретно пирожное вы хотите, или спросить, где найти «фромажери» — сырную лавку.
Маршрут
Поездка длиной в несколько тысяч километров — это вам не за хлебушком съездить в соседний двор. Поэтому первое, что стоит сделать,— это рассчитать маршрут: сколько времени у вас в распоряжении, и сколько стран и/или городов вы намереваетесь посетить. Например, у нас с мужем было чуть больше недели отпуска вместе с выходными. Мы хотели побывать в Германии (навестить родственников в Дрездене), во Франции (развлечься в Диснейленде и отметить годовщину свадьбы в самом романтическом городе мира, а еще посетить виноградники близ Дижона), заехать в Бельгию, чтобы увидеть собственными глазами сказочный средневековый город Брюгге. Можно запланировать среднюю скорость, места ночевок, время на прохождение таможни, на сколько дней и в каком городе вы хотели бы остановиться. Наш маршрут получился таким: Москва — Варшава (1 ночь) — Дрезден (1 ночь) — Брюгге (2 ночи) — Париж (4 ночи) — Дижон (1 ночь) — Москва.
Также важно оценивать общий километраж поездки, чтобы заранее запланировать затраты на бензин. Для этого можно и нужно использовать так называемые сайты-планировщики. Самый популярный из них — www.maps.google.ru. Строишь маршрут, отмечаешь промежуточные точки, и — вуаля! — планировщик показывает общее расстояние, вы учитываете средний расход топлива на вашем автомобиле, умножаете на цену за литр и получаете сумму.
Сайты-планировщики: www.maps.google.ru, http://de.maps.yahoo.comНа ночь
Неплохо заранее задуматься и о ночлеге. Особенно — если в машине всего один водитель. Так, опытный автомобилист за день может проехать и тысячу километров, однако к вечеру сильно устанет. Мы хотели сэкономить по максимуму: взяли палатку, спальники и планировали ночевать в кемпингах — стоянках для ночлега автолюбителей, оборудованных кухней, душем и даже прачечной. Это не очень удобно. Во-первых, при подаче документов на визу все равно нужно иметь брони в отелях по маршруту следования. А во‑вторых, в Западной Европе в начале лета прохладно и дождливо. Поэтому лучше остановить свой выбор на небольших дорожных отелях, которые располагаются, как правило, на окраинах городов и стоят довольно дешево (от 1800 до 2500 рублей в сутки за номер для двоих). Такие отели находятся по всей Европе, так что можно забронировать номера в одной сети для всех пунктов вашего маршрута.
Сети недорогих дорожных отелей: http://www.etaphotel.com, www.hotelformule1.com База кемпингов: http://ru.camping.info/Виза
Главное при планировании подобной поездки — начать подготовку как можно раньше. Как только будет готов маршрут и забронированы отели — можно подавать документы на визу. Кстати, при путешествии на автомобиле получать ее не намного сложнее: достаточно к обычному комплекту документов добавить международную страховку Green card, которую можно приобрести в любой страховой компании, свидетельство о регистрации автомобиля, обычное водительское удостоверение и международное. Важный момент: даже если водитель один, пассажир также обязан включить документы на автомобиль с копией в свой пакет при подаче заявления. Настоятельно рекомендуется пройти техосмотр перед поездкой: проверить тормозные колодки, подвеску, фары и особенно стоп-сигнальные огни, поменять масло. Проследите, чтобы лобовое стекло было целым: из‑за трещин могут возникнуть проблемы на таможне.
Интересно, что при поездке на автомобиле из России в Европу границу вы будете пересекать, с большей вероятностью, в Польше, даже если едете, к примеру, в Париж. Так что визу можно оформлять в посольстве любых стран Шенгена, через которые планируете проезжать. Мы подали документы на визу во Францию, и буквально через неделю получили положительный ответ: это был наш первый «шенген», выданный на целых два месяца (хотя мы просили на 20 дней), с возможностью многократного въезда. При поездке в южную часть Европы опытные путешественники рекомендуют оформлять визу в Италию — как правило, там ее одобряют на полгода
Перечень документов для автомобиля на визу: — Green card — свидетельство о регистрации — водительское удостоверение — не забудьте сделать копии
Навигация
Если вы думаете, что с появлением электронных средств навигации жизнь путешественника значительно упростилась — то вы немного неправы. Конечно, благодаря «говорящему прибору» вы точно не заблудитесь. Но выбрать его и сделать так, чтобы он исправно работал,— задача, требующая особого труда и внимания.
Можно поступить просто: купить готовый навигатор с картами Европы в комплекте. Если же вы нечасто отправляетесь в такие путешествия и не видите необходимости выкладывать за навигатор от 3000 до 5000 рублей, но при этом у вас есть неплохой мобильный телефон с большим экраном — можно загрузить карты туда. Неплохо справятся с задачей навигационные системы Navitel. Если же у вас iPhone, то можете вообще не беспокоиться — разработчики предлагают столько красивых и эффективных приложений, что главная трудность будет заключаться в выборе цены и внешнего дизайна карт. Мы воспользовались навигационной программой в нашем смартфоне. Необходимо знать, что он не очень хорошо выдерживает длительное воздействие солнечных лучей через лобовое стекло, может перегреваться и выключаться. Поэтому стоит подумать, как уберечь гаджет и сделать путешествие более комфортным. Мы, к примеру, прятали смартфон от солнца под крышкой маленького бардачка, расположенного чуть справа от руля.
Сайты автомобильных навигационных систем: http://www.navitel.su/, http://www.garmin.ru/, http://www.tomtom.comСделай паузу
Опытные путешественники знают: если ехать далеко и долго — нужно свести к минимуму все остановки. Питание в пути — одна из тех вещей, на которую по неосмотрительности можно потратить непозволительно много времени. Поэтому лучше взять в дорогу большую упаковку воды без газа, вяленого мяса (жуется долго, трудно, но при этом достаточно сытно), энергетических батончиков или же, если вы заботитесь о фигуре,— орехов и сухофруктов. В общем — еды, которую при необходимости можно быстро достать с заднего сиденья, съесть, запить водой, и которая без проблем может долго храниться без холодильника.
Даже учитывая все эти сведения, не стоит «гнать», забывая об отдыхе. Очень рекомендую делать остановки как минимум раз в 2‑3 часа, выходить из машины, разминаться и потягиваться. Это полезно для водителя, концентрация внимания которого падает с каждой пройденной сотней километров.
Таможня дает добро
Если вы едете в Западную Европу из Москвы, ваш путь наверняка будет лежать через Белоруссию. Так что первую таможню предстоит пересечь спустя примерно 500 километров. Честно скажу — лично для меня этот процесс всегда волнительный: я постоянно переживаю, не забыла ли каких‑то документов, узнают ли меня таможенники по фотографии в паспорте… Однако таможня на границе с Белоруссией — понятие весьма условное: у нас упрощенный визовый режим. Вы узнаете, что оказались в другой стране только благодаря СМС-сообщению, присланному вашим сотовым оператором: «Добро пожаловать в Республику Беларусь!»
А вот пересекать границу с Евросоюзом — задача непростая. Прежде всего, поймите: таможенных пунктов чрезвычайно много, необязательно ехать в Брест, потому что он самый большой. Многие так и делают, и в итоге — многокилометровые очереди и часы потерянного времени. Почитайте на форумах, какие пункты ближе к вашему маршруту, и езжайте туда. Страх заблудиться на таможне — вполне естественный, но напрасный. Вам покажут, куда и когда нужно проезжать. Главное — обращать внимание на вывески на прохождение досмотра при въезде в страну. Как правило, есть отдельные коридоры для граждан Евросоюза, отдельные — для иностранцев. И еще, лучше сразу отправляться в так называемый «зеленый коридор», где не проводится тщательного досмотра. Если, конечно, вы не везете с собой вещей, подлежащих декларированию (большие суммы денег, спиртное, сигареты, предметы искусства и прочее). При особом везении можно пройти таможню буквально за 30‑40 минут. У нас ушло 2,5 часа — именно потому, что мы по невнимательности свернули в «красный коридор».
Москва — Варшава
Это расстояние мы преодолели за 16 часов, учитывая время, проведенное на таможне. В Варшаву приехали около 6 вечера. Заселились в отель, на ломаном английском кое‑как объяснив, что «ви хев резервейшн». Польский язык на слух кажется знакомым, однако, разобрать слова и понять смысл совершенно невозможно. Но, к счастью, в отелях и ресторанах понимают broken english. Если вам доведется остановиться в Варшаве ненадолго — обязательно попробуйте нежную телятину в медово-горчичном соусе. Этот вкус лично у меня навсегда останется символом «первой Европы». Мы прогулялись вдоль реки Вислы, поумилялись наличию велосипедных дорожек, переночевали в местном Etap Hotel, позавтракали и выехали в сторону Германии.
Варшава — Дрезден
Сразу после пересечения границы с Германией понимаешь, что в жизни до этого никогда не видел настоящих дорог: широкие, ровные, можно спокойно ехать со скоростью 200 км/ч (некоторые немцы так и делают), оборудованные стоянки, зоны отдыха, заправочные станции… А какие там, простите, туалеты! Они после каждого человека сами себя очищают — и внутри, и снаружи! Боюсь, так бы и осталось это чудо сантехники для меня самым ярким впечатлением, если бы вскоре мы не добрались до Дрездена. Это небольшой город, подвергшийся сильным бомбежкам во времена Второй мировой войны, был практически разрушен. Но его не сровняли с землей, а выстроили заново, с нуля. Аккуратно, как конструктор, восстановили разрушенные части. Сейчас, гуляя по историческому центру и оценивая архитектурные памятники, можно увидеть, что их стены разного цвета: зеленоватые — старые, и золотисто-песочные — новые, восстановленные.
Думаю, любой город Германии имеет свои достоинства. Но в какой бы вы ни отправились, помните: надо непременно поставить автомобиль на стоянку и пойти попробовать несколько сортов пива!
Дрезден — Брюгге
Когда‑то давно нас с мужем невероятно впечатлил фильм «Залечь на дно в Брюгге», и мы решили — непременно посетим этот город. На дорогу от Дрездена у нас ушел практически целый день — шутка ли, 800 километров. Кстати, мы волновались — есть ли таможенные пункты внутри самого ЕС, и не придется ли каждый раз останавливаться, проходить досмотр и объяснять, кто мы, откуда и с какой целью едем. Могу вас успокоить: на пути могут встретиться только большие указатели, что вы теперь в другой стране, и знаки, объясняющие скоростные ограничения. И всё. Ни души. Кажется, у них даже нет такого понятия, как дорожная полиция: за все две недели нас ни разу никто не остановил и не потребовал никаких документов. На трассах работают радары, и штрафы отправляют нарушителям прямо домой. Однако проявлять беспечность не стоит: если вы превысили скорость — протокол пришлют вам даже в Россию. И если вы его не оплатите, велика вероятность, что в Европу вас больше не пустят. К слову, желания «нарушать» и «подрезать» не возникает вовсе: разметка на дорогах создана, прежде всего, для комфорта автомобилистов, а водители очень спокойные. Вы никогда не увидите европейца, показывающего из окна неприличный жест или ругающегося на вас матом. Пожалуй, главная опасность состоит в том, что вы можете заснуть, преодолевая большую часть пути на круиз-контроле.
Брюгге — город, в котором действительно хочется «залечь на дно». Основанный в XI веке, он сохранил всю свою средневековую прелесть: каменную брусчатку, низкие мосты, милые домики с красной черепицей и несколько соборов. Первозданную тишину нарушают разве что крики лебедей, плавающих по каналам, или звон колоколов. Так что, если хочется почувствовать уединенность и умиротворение, стоит поехать именно сюда.
Брюгге — Париж
Многие в восторге от Парижа. Мои же отношения с ним оказались предопределены заранее: когда из тихого провинциального городка вроде Брюгге сразу попадаешь в Париж, то первое впечатление одно — шок! Мне даже показалось, что я снова вернулась в Москву: много людей, суета, мусор… Пожалуй, самый ценный совет, который я могу дать автомобилистам, собирающимся в Париж: оставьте свою машину на стоянке и гуляйте. Чтобы понять причину такой рекомендации, достаточно набрать в любой поисковой системе запрос «парковка в Париже», и вы увидите, как плотно там ставят автомобили. Зачастую даже впритык, а нередко могут и «подвинуть» кого‑то, наградив царапиной на бампере. Вряд ли захотите получить на свою подобный «парковочный трофей». Париж прекрасен тем, что по нему можно кататься на велосипедах и мопедах, взятых в аренду. Что и рекомендую сделать, ведь из окна автомобиля невозможно разглядеть кудри, шарфы (и носы) симпатичных французов.
Париж — Дижон
Составлять впечатление о Франции лишь по столице — непростительно глупо. Мы решили прокатиться на 600 километров юго-восточнее, в регион Бургундия. Поставили на навигаторе пометку «избегать платных дорог» и отправились изучать «истинную» Францию. Мы увидели узкие петляющие (но все равно в отличном состоянии) дороги, небольшие городки — едва ли на тысячу человек, каменные дома с поленницами, пастбища с коровами молочно-белого цвета. А недалеко от Дижона — виноградники. Буквально на 30‑50 километров от города простирается так называемая «бургундская винная дорога», вдоль которой располагаются фермерские хозяйства и стройными рядами тянутся вдаль посадки. Здесь трудно не сделать остановку, чтобы вдохнуть аромат прогретой солнцем земли и зелени. По пути обязательно стоит заехать в магазин и купить несколько бутылок бургундского вина (но не более трех литров на человека — иначе на таможне лишнее отнимут).
В Москву, в Москву!
Из Дижона мы не спеша двинулись домой — с небольшими остановками, чтобы перекусить напоследок «в Европе», и ночевками. Обратно до Москвы добрались примерно за три дня. Путешествие на автомобиле, конечно, требует больше времени, усилий и тщательной подготовки. Однако именно в такой поездке можно составить истинное впечатление о стране. Ведь вдали от популярных туристических маршрутов своими глазами можно увидеть «другую жизнь», оказаться в ней и прочувствовать ее по‑настоящему.
1463 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям