Аптечное пособие № 1
Самвел Григорян о самых спорных и важных нововведениях Правил надлежащей аптечной практики, утвержденных приказом 647 н от 31.08.2016 г.
Правила надлежащей аптечной практики, которые должны вступить в силу 1 марта, по всей вероятности, станут важнейшим отраслевым документом 2017 года. Это объемистый свод правил, которым будут постоянно пользоваться сотрудники аптек — от заведующих до первостольников. Какие нововведения в нем содержатся, разбирался наш аналитик Самвел Григорян.
9 января 2017 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало Приказ Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31.08.2016 г. «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». Приказ, а соответственно, и правила, вступает в силу с 1 марта текущего года.
Почему приказ 647н так важен для аптек? Потому что он утверждает свод правил, обязательных в аптечной работе, — пусть не всех, но очень многих. Другие приказы, законы и постановления он, конечно, не отменяет, но аккумулирует в себе многие их положения, которые теперь собраны в один нормативно-правовой акт.
Чего ожидать от появления НАП? Во-первых, Приказ № 647н для аптек и специалистов станет, скорее всего, наиболее используемым нормативно-правовым актом — такова уж закономерная судьба свода аптечных правил. Руководители аптек, первостольники, другие провизоры и фармацевты будут чаще всего листать именно его, чтобы уточнить, как принимать тот или иной товар, как консультировать посетителей, как организовать внутреннее делопроизводство и т. д. Иными словами, НАП, по всей вероятности, станет пособием № 1 в аптечной работе.
Во-вторых, НАП содержит новые нормы, рекомендации, которые, безусловно, отразятся на повседневной аптечной практике. В-третьих, НАП — это не только свод норм, но и в отдельных случаях детализация действий, процессов, механизмов аптечной работы. Например, в приказе 647н расписаны подробности приемочного контроля лекарственных препаратов и других групп товаров в аптеке.
Всё это вместе взятое, по идее, призвано облегчить аптечную работу. Сделаем первый обзор НАП и остановимся на некоторых новеллах и важных пунктах.
Международная панорама
Но сперва немного истории. А ей уже почти четверть века. В 1993 г. Международная фармацевтическая федерация (МФФ) разработала документ под названием Good Pharmacy Practice (GPP). На русский язык это переводится именно как «Надлежащая аптечная практика». Впоследствии дважды — в 1997 г. и 2011 г. — этот документ пересматривался и утверждался совместно МФФ и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Это не детальный текст о всех сторонах и процедурах аптечной работы, а именно общее руководство для разработки надлежащих практик в различных государствах, содержащее главные принципы профессии, можно сказать, ее философию. А уж национальные НАП/GPP должны идти от общего к частному, то есть быть более детальными, с учетом реалий и особенностей аптечной практики каждой страны.
Можно сделать предположение о двух причинах, из‑за которых принятие НАП в России (о необходимости документа говорили у нас уже четверть века), наконец, произошло. Во-первых, Минздрав и Росздравнадзор значительно активизировали свою работу по совершенствованию фармзаконодательства, по латанию его «дыр» — приказов стало разрабатываться больше. Во-вторых, это может быть связано с ЕАЭС. Наши партнеры по этой организации — в частности, Казахстан, Беларусь — уже имеют свои НАП. Это, вероятно, послужило подстегивающим фактором для разработки и принятия нашей Надлежащей практики, тем более что идет гармонизация фармзаконодательства в рамках ЕАЭС.
Восемь разделов
Если окинуть текст НАП взором с высоты, так сказать, птичьего полета, то можно заметить, что он структурирован следующим образом:
в первых двух разделах — общие положения и понятия (термины);
3‑й и 4‑й посвящены Системе менеджмента качества и процессам управления аптечной организацией;
5‑й освещает вопросы управления ее ресурсами (кадры, инфраструктура, оборудование и др.);
в 6‑м расписаны различные процессы жизненного цикла аптеки (закупка, приемка, хранение, реализация товара);
7‑й — проведение оценки деятельности аптечной организации, проще говоря, самоанализ;
и, как апофеоз, раздел 8 — неуклонное повышение результативности работы.
Во втором, терминологическом, разделе новшеств немного. Можно обратить отдельное внимание на определение фармацевтической услуги.
Это — услуга, оказываемая аптечной организацией и направленная на обеспечение потребностей потребителя в обеспечении лекарственными препаратами и иными товарами аптечного ассортимента, а также в получении потребителями и медицинскими работниками информации по их наличию, хранению и применению, в том числе в целях обеспечения ответственного самолечения.
Как видим, консультирование, согласно этому определению, является неотъемлемой частью фармуслуг. Также заслуживает внимания определение ответственного самолечения. Это разумное применение потребителем лекарственных препаратов, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики легких расстройств здоровья, до оказания медицинской помощи. Из него следует, что самостоятельное применение потребителем рецептурных препаратов, например, антибиотиков, является самолечением безответственным.
В ст. 2.4 НАП содержится определение «товаров аптечного ассортимента» — наконец‑то оно обрело правовое значение. Формально его можно назвать новшеством, но поскольку оно почти полностью повторяет п. 7. ст. 55 «Порядок розничной торговли» Закона «Об обращении лекарственных средств», где перечислены группы товаров, которые можно реализовывать аптечным организациям, то значение этого новшества не столь велико.
Что нового на витрине?
В разделе приказа, посвященном оборудованию и оформлению витрин в аптеке, опытный аптечный взгляд непременно выделит следующий фрагмент: «Рецептурные лекарственные препараты можно хранить на витринах, в стеклянных и открытых шкафах при условии отсутствия физического доступа к ним потребителей». Утверждение данной нормы приказом является новеллой.
Вряд ли приходится сомневаться, что она вызовет больше споров, чем другие положения НАП. Но факт остается фактом — если ничего не изменится, данная норма с 1 марта будет утверждена приказом.
В мировой практике существуют три модели отпуска-выкладки рецептурных препаратов. В одних государствах их отпускают строго по рецепту и на аптечные витрины вообще не выкладывают. В других — это уже совсем отчаянные места — нет строгости и ограничений ни в первом, ни во втором.
Логику подхода приказа № 647н к вопросу оформления витрин в аптеке можно назвать третьей моделью. При а) неукоснительном соблюдении правил отпуска рецептурных препаратов и б) гарантированном отсутствии доступа к ним на витрине потребителей допустить их витринную выкладку.
Упоминание же во фрагменте стеклянных и открытых шкафов направлено в том числе на то, чтобы аптеки не штрафовали за рецептурные препараты, лежащие на полках шкафов, расположенных за спиной первостольника и не имеющих выхода к аптечному залу, но обращенных к нему. Стеклянный «фасад» таких шкафов проверяющие зачастую считают витриной, поскольку он виден из зала — и, соответственно, предъявляют претензии.
Надо признаться, что автор этих строк является сторонником первой модели. Но правда и то, что для ее внедрения в нашей стране нужно еще много чего изменить в сфере здравоохранения, точнее, в порядке выписывания рецептов, доступности врачебного приема и многом другом. Так что теперь всё будет зависеть от того, насколько строго соблюдаются обязательные требования а) и б).
Вряд ли аптечные организации будут стремиться к расширению рецептурной выкладки — у большинства на это не хватит либо площадей, либо желания пререкаться с потребителями, увидевшими препарат на витрине и просящими/требующими отпустить его без рецепта.
Как принимать товар
Среди позитивных сторон Правил можно отметить доходчивую детализацию процесса приемки товара (ст. 6.2 приказа). В частности, подробно описан приемочный контроль — например, на какие детали вторичной и первичной упаковки, маркировки, сопроводительной документации следует обращать внимание.
Причем детали этого контроля расписаны не только для лекарственных препаратов и фармсубстанций, но и отдельно для БАД, продуктов лечебного, детского и диетического питания, парфюмерно-косметической продукции, предметов и средств по уходу за детьми, медицинских изделий, минеральных вод. Эту часть Правил можно распечатать отдельно и держать в качестве «подручного» пособия в зоне приемки товара. Чтобы фармацевт — время от времени обращая взгляд на этот текст приказа 647 н — мог вести в аптеке приемочный контроль каждой группы и единицы товара попунктно согласно статье 6.2 НАП.
Как консультировать
В начальном положении ст. 6.4 Правил указано, что реализация товара в аптечных организациях включает в себя не только их продажу и отпуск, но и оказание консультационных услуг, разумеется, в пределах компетенции фармработников. Выделим следующие положения этой статьи:
- по требованию потребителя работники аптеки обязаны ознакомить его с сертификатом соответствия или с декларацией о соответствии интересующей его продукции;
- продажу нелекарственных товаров аптечного ассортимента могут осуществлять специалисты, не имеющие фармобразования;
- для предоставления услуг по фармконсультированию и иных фармуслуг считается целесообразным выделить — путем нанесения яркой границы для ожидания, установкой специальных ограничителей, организацией сидячих мест и т. п. — зону для индивидуальной беседы.
Это, безусловно, правильное положение, поскольку каждый потребитель имеет право на приватную беседу по вопросам своего здоровья, в том числе с фармацевтом. Также очень правильно, что это положение не носит обязательного характера, ведь в условиях нашего законодательства и сложившейся аптечной практики далеко не в каждой аптеке выделение такой зоны является возможным, необходимым и целесообразным. В небольших объектах этому мешает малая площадь аптечного зала. А некоторые сетевые компании, наоборот, обладают достаточно большими площадями, где порой приватность индивидуальной беседы достигается и без обозначения отдельной зоны.
К статье 6.4 НАП имеется два приложения, касающиеся фармконсультирования и ответственного самолечения. Это минимальные схемы опроса в случаях, когда
а) клиент спрашивает препарат;
б) клиент нуждается в консультации по симптомам (то есть приходит в аптеку и для начала говорит первостольнику, что у него, например, болит голова, течет из носа, мучает кашель или першит в горле).
Но НАП не поясняет, к сожалению, где ее взять, желательно официально утвержденную. В связи с этим хотелось бы выразить пожелание, чтобы эти процедуры — в виде дополнительных приложений — включили в НАП как законодательно утвержденное пособие первостольнику по надлежащему консультированию.
В аптеках теперь будет представление
В статье 6.4 есть еще одно важное положение: фармработник должен приложить все усилия, чтобы у потребителя, принявшего решение о покупке препарата, было достаточное представление относительно его действия, способа и продолжительности применения, возможных побочных эффектов, противопоказаний, сочетаемости с пищей и другими препаратами, цены, правил хранения в домашних условиях, невозможности возврата препарата надлежащего качества, необходимости обращения к врачу, если симптомы не исчезнут, и т. д.
Понятно, что значительная часть этой информации передается потребителю вместе с инструкцией по применению. Но она как раз в данном фрагменте не упоминается, из‑за чего особенно «выпукло» встает вопрос: а что означает «приложить все усилия»? И как измерить, возникло ли у покупателя «достаточное представление» по перечисленным вопросам или нет?
Это всё очень расплывчатые субъективные формулировки, которые, похоже, дают проверяющим рычаг для наказания «на ровном месте». Первостольник может снабдить потребителя необходимой и достоверной информацией, может ответить на все его вопросы в рамках своей компетенции, но он не может отвечать за то, сложилось ли у того достаточное представление по конкретным вопросам. А вдруг потребитель не выспался сегодня? Вдруг он плохо слушал? Вдруг он вообще пришел в аптеку исключительно для того, чтобы предъявить претензии, воспользовавшись именно этим положением НАП?
Да и потом, если консультирование одного человека затянется до окончательного возникновения у того «полного представления», как быть со следующими в очереди, которые тоже имеют право на «полное представление», но у которых уже на это не останется сил? В этом вопросе, на наш взгляд, нужна точность формулировок с учетом интересов и одного конкретного потребителя, и других потребителей тоже.
***
Резюмируем: Приказ № 647н для аптек — очень важный нормативно-правовой акт, и вопросов к нему уже возникло немало. В ближайшее время мы зададим их Елене Неволиной, исполнительному директору Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», — она была одним из авторов текста НАП.
Официальную позицию Росздравнадзора о НАП вы сможете узнать на вебинаре начальника управления лицензирования и контроля соблюдения обязательных требований Росздравнадзора Ирины Крупновой, посвященном «Надлежащей аптечной практике». Он состоится в феврале, информация о нем вскоре появится в разделе вебинаров «Катрен-Стиль».
В заключение мы приглашаем читателей к обсуждению всех интересующих и волнующих вопросов Надлежащей аптечной практики на странице «Катрен-Стиль» «ВКонтакте».
30857 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям