Все проверки в одном месте
Через два месяца в России заработает единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий — что это такое и чем он полезен аптекам
С 1 июля 2021 года в РФ начнёт функционировать единый федеральный реестр проверок. Благодаря этому процедуры и сведения, связанные с их подготовкой, проведением, результатами и последствиями, станут намного более прозрачными и доступными для самих проверяемых. Правительство РФ опубликовало Постановление от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий…». В сегодняшней статье мы изучим этот документ, чтобы понять, как он изменит жизнь аптек.
Новое постановление возникло не на пустом месте. До этого тема единого реестра проверок имела законодательное отражение в трёх документах:
- в статье 13.3 «Единый реестр проверок» Закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая действует с 2015 г.,
- в статье 19 Закона от 31.07.2020 № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который пока ещё не вступил в силу,
- в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».
Без занесения в реестр проверка незаконна
Перечисленные нормативно-правовые акты подготовили почву для появления Постановления № 604, наделив Правительство РФ соответствующими полномочиями в отношении единого реестра контрольных мероприятий (то есть, проверок), сокращённо ЕРКМ. Отметим, что Постановление № 604 вступит в силу 1 июля 2021 г., одновременно с Законом № 248‑ФЗ.
В свою очередь, в статье 19 этого закона указаны цели ведения ЕРКМ:
- Учёт проводимых профилактических, контрольных и надзорных мероприятий и специальных режимов госконтроля;
- Учёт принятых мер по пресечению нарушений обязательных требований и устранению их последствий;
- Учёт действий и решений контрольных органов, их должностных лиц при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в предыдущем пункте;
- Обеспечение взаимодействия контрольных органов и органов прокуратуры в рамках планирования, согласования и проведения мероприятий.
Кроме того, часть 3 статьи 19 Закона № 248‑ФЗ определяет, что оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура РФ. Очень важный принцип заключён в 4‑й части этой статьи: если сведения о конкретном контрольном мероприятии на момент его начала в реестре отсутствуют, то его проведение не допускается (иными словами, является незаконным).
Добавим, что информация, которая не внесена в единый реестр проверок (и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения), не может использоваться проверяющими в целях принятия решений при осуществлении госконтроля и муниципального контроля (норма части 5 статьи 19 Закона № 248‑ФЗ).
На примере этих важных норм можно убедиться, что приобретение знаний о едином реестре проверок принесёт аптечным работникам практическую пользу. Её мы подытожим в конце статьи.
Что внесут в реестр
Итак, Постановление № 604 устанавливает Правила (порядок) формирования и ведения ЕРКМ. Прежде всего, следует отметить, что этот реестр является федеральной государственной информационной системой (ФГИС). Он должен включать в себя сведения о проводимых профилактических и контрольных мероприятиях, а также специальных режимах госконтроля, которые указанные в приложении Постановления. Разумеется, в реестре следует зафиксировать также меры контрольных органов по пресечению нарушений обязательных требований и устранению их последствий. Остальными сведениями, которые должны быть внесены в реестр, являются:
- акты контрольных мероприятий;
- решения контрольного органа, принятые по результатам проверок, и сведения об их исполнении проверенными организациями (лицами);
- ход и результаты согласования органами прокуратуры плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, внесение в него изменений, а также ход и результаты согласования органами прокуратуры внеплановых проверок;
- привлечение к ответственности по результатам проверок — обязательно с указанием структурных единиц (пункт, часть, статья, закон / постановление / приказ) нормативно-правовых актов, устанавливающих ответственность за выявленное нарушение, вида назначенного наказания, его размера, а также данных лица, привлечённого к ответственности;
- жалобы проверенных на решения контрольных органов, статус и результат их рассмотрения.
Таблица с подробностями
Приложение к Постановлению № 604, то есть, к «Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий», о котором мы обмолвились выше, заслуживает отдельного внимания. Оно оформлено в виде таблицы.
К примеру, первый столбец озаглавлен «Вид сведений». Там содержатся, в частности, сведения о контролируемом лице, объекте контроля, основании проведения мероприятия, виде контроля и его номере, предмете проведения мероприятия, его дате, и т. д. Заголовок второго столбца — «Срок внесения». В нём указывается, в какой момент или в какой срок тот или иной вид сведений должен быть внесён в ЕРКМ.
Приведём несколько примеров. Название органа, проводящего проверку, должно быть внесено в реестр в момент согласования плана проведения контрольных мероприятий (если речь идёт о плановой проверке) или не позднее начала проведения мероприятия (если оно внеплановое). Такие же сроки установлены для многих других видов сведений, в частности — для информации об объектах контроля, об их отнесении к той или иной категории риска или классу опасности, о согласовании проведения проверки с прокуратурой, об отнесении контролируемого лица к субъектам малого и среднего бизнеса, об основаниях проведения проверки, и т. д.
Актирование результатов проверки должно быть отображено в ЕРКМ почти немедленно. Дата и номер акта, а также должностные лица, проводившие проверку и подписавшие акт. Выявленные нарушения с отдельным указанием нормативных актов и их структурных единиц, содержащих нарушенные обязательные требования, факты устранения нарушений в ходе проверки, а также сведения об ознакомлении контролируемого лица с результатами мероприятия (то есть, актом) или о его отказе в ознакомлении — всё это должно появиться в едином реестре проверок не позже 1 дня с момента составления акта. Такой же срок установлен для внесения в ЕРКМ всего комплекса информации, касающегося решений контрольного органа, принятых по результатам проверки.
Паспорт и номер проверки
Каждой записи в реестре проверок присваивается отдельный учётный номер, он же номер электронного паспорта контрольного мероприятия (НЭПКМ). Он не может быть изменён и не может использоваться повторно. Пункт 8 Постановления № 604 содержит пояснения о том, как он формируется, и что означают те или иные его цифры. НЭПКМ содержит 20 цифр.
- Первые две цифры — это код региона по месту издания приказа (распоряжения) о проведении проверки.
- Третья и четвёртая означают год её проведения (точнее, последние две цифры года).
- Следующие три цифры НЭПКМ это номер вида контроля.
- За ними следует номер контрольного органа, осуществляющего проверку, состоящий из пяти цифр.
- Восемь последних цифр НЭПКМ представляют собой порядковый номер проверки.
Добавим, что представление об НЭПКМ и значении его цифр может понадобиться работникам аптечных организаций и ИП в ходе поиска информации об интересующем их контрольном мероприятии.
Реестры и цифры
Добавим, что номер вида контроля и номер контрольного органа вносятся на основании справочника видов контроля, который формируются в автоматическом режиме из видов контроля, внесённых в единый реестр видов контроля (ЕРВК). Он, кстати, заработает тоже с 1 июля 2021 г. (введённый в действие Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 г. № 528), и его не следует путать с единым реестром контрольных мероприятий (ЕРКМ).
В ЕРВК будут указаны все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней с их описаниями. В нём также можно будет найти сведения о том, какие контрольные органы осуществляют тот или иной вид контроля. Взаимосвязь ЕРКМ с ЕРВК, а также с информационными системами различных ведомств позволит гармонизировать содержащуюся в них информацию, сделать её единообразной.
Подчеркнём, что информация из ЕРВК, так же, как и из ЕРКМ, будет доступна в интернете. На сайте Правительства РФ отмечается, что это позволит проверяемым «посмотреть подробное описание каждого вида контроля, а также узнать, с какой периодичностью будут осуществляться проверки в отношении их бизнеса».
Год реестров
Но вернёмся к таблице единого реестра контрольных мероприятий. В её третьем столбце указано, каким образом тот или иной вид сведений оказывается в реестре. Например, номер электронного паспорта проверки, о котором мы говорили выше, присваивается автоматически, а наименование контрольного номера, вид контроля и контрольного мероприятия извлекаются из ЕРВК. Другой пример: сведения о контролируемом лице заполняются путём внесения в реестр проверок его ИНН или основного государственного регистрационного номера (ОГРН, в случае ИП — ОГРНИП).
В четвёртом столбце отмечен статус отображения той или иной информации в публичном доступе. Предусмотрено три режима доступности информации реестра проверок: режим 1 — видна всем; режим 2 — видна только контролируемому лицу; режим 3 — не видна до окончания проверки, но после её завершения видна всем. Соответственно, в той или иной строке четвёртого столбца стоит одна из этих цифр.
Наконец, пятый столбец содержит пометку, касающуюся внесения данных в единый реестр проверок. Если в соответствующей строке этого столбца стоит цифра «1», значит без указанных данных сохранение информации в реестре невозможно. Цифра же «2» означает, что данные вносятся при их наличии.
Хотелось бы выделить ещё два обстоятельства. Во-первых, для того, чтобы получить доступ к единому реестру проверок, контролируемым лицам (в нашем случае работникам аптечных организаций) придётся авторизоваться. Во-вторых, внесение сведений в ЕРКМ производится во взаимодействии с другими государственными информационными системами.
Поясним на примерах. Сведения об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства формируются во взаимодействии с единым реестром этих субъектов. Здесь уместно упомянуть также о взаимодействии единого реестра проверок с реестром обязательных требований. Что касается последнего, то эта тема регулируется ещё одним свежим Постановлением Правительства РФ, от 06.02.2021 г. № 128.
В общем, 2021 год войдёт в историю отечественной фармы как год появления множества реестров. Попугай пирата Флинта вместо своей привычной речёвки про пиастры нынче кричал бы: «Реестры! Реестры!».
Подытожим
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, которой придерживается правительство, процесс проведения проверок становится намного более прозрачным и документированным. По сути, с 1 июля его можно будет отслеживать онлайн. Что это даёт контролируемым лицам (аптекам)?
Во-первых, без внесения соответствующих сведений в ЕРКМ проверка незаконна. В случае внеплановой проверки это должно быть сделано не позднее начала проведения мероприятия, в случае плановой — на этапе его согласования. Так что, прежде чем приступить к взаимодействию с проверяющими, загляните в реестр проверок. Кроме того, изучите содержание контрольных записей вашего контрольного мероприятия. Если обнаружите в них неточности, недостатки, нарушения сроков, это может сыграть роль в случае обжалования результатов проверки. Иными словами, ЕРКМ — это удобный способ в сжатые сроки получить информацию о ходе и результатах контрольного мероприятия, и, при необходимости, защитить свои права. Напомним, что вся эта система реестров начнёт действовать с 1 июля 2021 г., до которого осталось совсем немного времени.
15054 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям