18+

Все проверки в одном месте

Все проверки в одном месте

Все проверки в одном месте

Через два месяца в России заработает единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий — что это такое и чем он полезен аптекам

С 1 июля 2021 года в РФ начнёт функционировать единый федеральный реестр проверок. Благодаря этому процедуры и сведения, связанные с их подготовкой, проведением, результатами и последствиями, станут намного более прозрачными и доступными для самих проверяемых. Правительство РФ опубликовало Постановление от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий…». В сегодняшней статье мы изучим этот документ, чтобы понять, как он изменит жизнь аптек.

Новое постановление возникло не на пустом месте. До этого тема единого реестра проверок имела законодательное отражение в трёх документах:

  • в статье 13.3 «Единый реестр проверок» Закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которая действует с 2015 г.,
  • в статье 19 Закона от 31.07.2020 № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», который пока ещё не вступил в силу,
  • в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».

Без занесения в реестр проверка незаконна

Перечисленные нормативно-правовые акты подготовили почву для появления Постановления № 604, наделив Правительство РФ соответствующими полномочиями в отношении единого реестра контрольных мероприятий (то есть, проверок), сокращённо ЕРКМ. Отметим, что Постановление № 604 вступит в силу 1 июля 2021 г., одновременно с Законом № 248‑ФЗ.

В свою очередь, в статье 19 этого закона указаны цели ведения ЕРКМ:

  1. Учёт проводимых профилактических, контрольных и надзорных мероприятий и специальных режимов госконтроля;
  2. Учёт принятых мер по пресечению нарушений обязательных требований и устранению их последствий;
  3. Учёт действий и решений контрольных органов, их должностных лиц при проведении мероприятий и принятии мер, указанных в предыдущем пункте;
  4. Обеспечение взаимодействия контрольных органов и органов прокуратуры в рамках планирования, согласования и проведения мероприятий.

Кроме того, часть 3 статьи 19 Закона № 248‑ФЗ определяет, что оператором единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий является Генеральная прокуратура РФ. Очень важный принцип заключён в 4‑й части этой статьи: если сведения о конкретном контрольном мероприятии на момент его начала в реестре отсутствуют, то его проведение не допускается (иными словами, является незаконным).

Добавим, что информация, которая не внесена в единый реестр проверок (и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения), не может использоваться проверяющими в целях принятия решений при осуществлении госконтроля и муниципального контроля (норма части 5 статьи 19 Закона № 248‑ФЗ).

На примере этих важных норм можно убедиться, что приобретение знаний о едином реестре проверок принесёт аптечным работникам практическую пользу. Её мы подытожим в конце статьи.

Что внесут в реестр

Итак, Постановление № 604 устанавливает Правила (порядок) формирования и ведения ЕРКМ. Прежде всего, следует отметить, что этот реестр является федеральной государственной информационной системой (ФГИС). Он должен включать в себя сведения о проводимых профилактических и контрольных мероприятиях, а также специальных режимах госконтроля, которые указанные в приложении Постановления. Разумеется, в реестре следует зафиксировать также меры контрольных органов по пресечению нарушений обязательных требований и устранению их последствий. Остальными сведениями, которые должны быть внесены в реестр, являются:

  • акты контрольных мероприятий;
  • решения контрольного органа, принятые по результатам проверок, и сведения об их исполнении проверенными организациями (лицами);
  • ход и результаты согласования органами прокуратуры плана проведения плановых проверок на очередной календарный год, внесение в него изменений, а также ход и результаты согласования органами прокуратуры внеплановых проверок;
  • привлечение к ответственности по результатам проверок — обязательно с указанием структурных единиц (пункт, часть, статья, закон / постановление / приказ) нормативно-правовых актов, устанавливающих ответственность за выявленное нарушение, вида назначенного наказания, его размера, а также данных лица, привлечённого к ответственности;
  • жалобы проверенных на решения контрольных органов, статус и результат их рассмотрения.

Таблица с подробностями

Приложение к Постановлению № 604, то есть, к «Правилам формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий», о котором мы обмолвились выше, заслуживает отдельного внимания. Оно оформлено в виде таблицы.

К примеру, первый столбец озаглавлен «Вид сведений». Там содержатся, в частности, сведения о контролируемом лице, объекте контроля, основании проведения мероприятия, виде контроля и его номере, предмете проведения мероприятия, его дате, и т. д. Заголовок второго столбца — «Срок внесения». В нём указывается, в какой момент или в какой срок тот или иной вид сведений должен быть внесён в ЕРКМ.

Приведём несколько примеров. Название органа, проводящего проверку, должно быть внесено в реестр в момент согласования плана проведения контрольных мероприятий (если речь идёт о плановой проверке) или не позднее начала проведения мероприятия (если оно внеплановое). Такие же сроки установлены для многих других видов сведений, в частности — для информации об объектах контроля, об их отнесении к той или иной категории риска или классу опасности, о согласовании проведения проверки с прокуратурой, об отнесении контролируемого лица к субъектам малого и среднего бизнеса, об основаниях проведения проверки, и т. д.

Актирование результатов проверки должно быть отображено в ЕРКМ почти немедленно. Дата и номер акта, а также должностные лица, проводившие проверку и подписавшие акт. Выявленные нарушения с отдельным указанием нормативных актов и их структурных единиц, содержащих нарушенные обязательные требования, факты устранения нарушений в ходе проверки, а также сведения об ознакомлении контролируемого лица с результатами мероприятия (то есть, актом) или о его отказе в ознакомлении — всё это должно появиться в едином реестре проверок не позже 1 дня с момента составления акта. Такой же срок установлен для внесения в ЕРКМ всего комплекса информации, касающегося решений контрольного органа, принятых по результатам проверки.

Паспорт и номер проверки

Каждой записи в реестре проверок присваивается отдельный учётный номер, он же номер электронного паспорта контрольного мероприятия (НЭПКМ). Он не может быть изменён и не может использоваться повторно. Пункт 8 Постановления № 604 содержит пояснения о том, как он формируется, и что означают те или иные его цифры. НЭПКМ содержит 20 цифр.

  1. Первые две цифры — это код региона по месту издания приказа (распоряжения) о проведении проверки.
  2. Третья и четвёртая означают год её проведения (точнее, последние две цифры года).
  3. Следующие три цифры НЭПКМ это номер вида контроля.
  4. За ними следует номер контрольного органа, осуществляющего проверку, состоящий из пяти цифр.
  5. Восемь последних цифр НЭПКМ представляют собой порядковый номер проверки.

Добавим, что представление об НЭПКМ и значении его цифр может понадобиться работникам аптечных организаций и ИП в ходе поиска информации об интересующем их контрольном мероприятии.

Реестры и цифры

Добавим, что номер вида контроля и номер контрольного органа вносятся на основании справочника видов контроля, который формируются в автоматическом режиме из видов контроля, внесённых в единый реестр видов контроля (ЕРВК). Он, кстати, заработает тоже с 1 июля 2021 г. (введённый в действие Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 г. № 528), и его не следует путать с единым реестром контрольных мероприятий (ЕРКМ).

В ЕРВК будут указаны все виды контроля федерального, регионального и муниципального уровней с их описаниями. В нём также можно будет найти сведения о том, какие контрольные органы осуществляют тот или иной вид контроля. Взаимосвязь ЕРКМ с ЕРВК, а также с информационными системами различных ведомств позволит гармонизировать содержащуюся в них информацию, сделать её единообразной.

Подчеркнём, что информация из ЕРВК, так же, как и из ЕРКМ, будет доступна в интернете. На сайте Правительства РФ отмечается, что это позволит проверяемым «посмотреть подробное описание каждого вида контроля, а также узнать, с какой периодичностью будут осуществляться проверки в отношении их бизнеса».

Год реестров

Но вернёмся к таблице единого реестра контрольных мероприятий. В её третьем столбце указано, каким образом тот или иной вид сведений оказывается в реестре. Например, номер электронного паспорта проверки, о котором мы говорили выше, присваивается автоматически, а наименование контрольного номера, вид контроля и контрольного мероприятия извлекаются из ЕРВК. Другой пример: сведения о контролируемом лице заполняются путём внесения в реестр проверок его ИНН или основного государственного регистрационного номера (ОГРН, в случае ИП — ОГРНИП).

В четвёртом столбце отмечен статус отображения той или иной информации в публичном доступе. Предусмотрено три режима доступности информации реестра проверок: режим 1 — видна всем; режим 2 — видна только контролируемому лицу; режим 3 — не видна до окончания проверки, но после её завершения видна всем. Соответственно, в той или иной строке четвёртого столбца стоит одна из этих цифр.

Наконец, пятый столбец содержит пометку, касающуюся внесения данных в единый реестр проверок. Если в соответствующей строке этого столбца стоит цифра «1», значит без указанных данных сохранение информации в реестре невозможно. Цифра же «2» означает, что данные вносятся при их наличии.

Хотелось бы выделить ещё два обстоятельства. Во-первых, для того, чтобы получить доступ к единому реестру проверок, контролируемым лицам (в нашем случае работникам аптечных организаций) придётся авторизоваться. Во-вторых, внесение сведений в ЕРКМ производится во взаимодействии с другими государственными информационными системами.

Поясним на примерах. Сведения об отнесении юридических лиц и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства формируются во взаимодействии с единым реестром этих субъектов. Здесь уместно упомянуть также о взаимодействии единого реестра проверок с реестром обязательных требований. Что касается последнего, то эта тема регулируется ещё одним свежим Постановлением Правительства РФ, от 06.02.2021 г. № 128.

В общем, 2021 год войдёт в историю отечественной фармы как год появления множества реестров. Попугай пирата Флинта вместо своей привычной речёвки про пиастры нынче кричал бы: «Реестры! Реестры!».

Подытожим

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, которой придерживается правительство, процесс проведения проверок становится намного более прозрачным и документированным. По сути, с 1 июля его можно будет отслеживать онлайн. Что это даёт контролируемым лицам (аптекам)?

Во-первых, без внесения соответствующих сведений в ЕРКМ проверка незаконна. В случае внеплановой проверки это должно быть сделано не позднее начала проведения мероприятия, в случае плановой — на этапе его согласования. Так что, прежде чем приступить к взаимодействию с проверяющими, загляните в реестр проверок. Кроме того, изучите содержание контрольных записей вашего контрольного мероприятия. Если обнаружите в них неточности, недостатки, нарушения сроков, это может сыграть роль в случае обжалования результатов проверки. Иными словами, ЕРКМ — это удобный способ в сжатые сроки получить информацию о ходе и результатах контрольного мероприятия, и, при необходимости, защитить свои права. Напомним, что вся эта система реестров начнёт действовать с 1 июля 2021 г., до которого осталось совсем немного времени.

7531 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
comments powered by HyperComments