18+

Статьи — Журнал — Интервью экспертов

Андрей Лагвинович

Андрей Лагвинович – о мужском и женском в первостольниках и директорах

На должности директора аптеки и за первым столом мы привыкли видеть женщин, но Андрей Лагвинович – исключение из этого негласного правила: за годы своей карьеры он не только успел поработать первостольником, но и несколько лет успешно выполняет обязанности директора аптеки, являясь в настоящее время заведующим филиала №2 крупной ярославской аптечной сети «Аптекарь». Если начать разговор с того, что для мужчины это удивительная должность, Андрей Валерьевич пожмет плечами и скажет, что, по его мнению, соотношение мужчин и женщин в аптеке должно быть 1:1, то есть гармоничное, как и все в природе. Так что это интервью – о том, что такого в аптечном деле могут мужчины, чего не могут женщины, и наоборот.

КС: В детстве многие будущие медики «положили на алтарь науки» немало кузнечиков и лягушек. Было ли такое в Вашей биографии? Андрей: Нет. У меня в детстве такого не было. Но, так как мой отец был военным, мы много путешествовали, и я нередко оказывался в ситуации, когда кому-то была нужна медицинская помощь, а лекарств в аптечке был очень небольшой набор, и их приходилось как-то компоновать для помощи в каждом конкретном случае. Например, у ребенка моего дяди (они тогда жили в деревне в Костромской области) на губе была большая загноившаяся ссадина, и я в домашних условиях сделал мазь для заживления этой раны из таблеток стрептоцида и вазелина. Помогло, кстати. Притом достаточно быстро.

КС: В школе, наверное, химию любили? Андрей: Ну, отчего-то существует такое мнение, что те, кто работает в аптеке, обязательно в школе любили химию. Со мной совершенно не так – мне всегда больше нравилась анатомия (а позже – и клиническая фармакология). То есть мне всегда хотелось именно лечить людей, составлять лекарства так, чтобы они помогли человеку. Поэтому было необыкновенно интересно, когда в 8 классе летом у нас началась профориентация. Мы тогда жили в Улан-Удэ, и нас, школьников, отправили практиковаться в одну из больничных аптек: делали растворы, мази, фасовали порошки – все под присмотром, конечно. Мне там очень понравилось, и я стал мечтать о профессии провизора.

Досье КС:

Андрей Валерьевич Лагвинович Должность: заведующий аптекой «Аптекарь» №2 (Ярославль) Возраст: 39 лет Отдых: «Люблю спортзал, активный отдых на природе, если не хожу в баню раз в неделю, то чувствую себя неуютно. Такой, в общем-то, простой мужской отдых. Хотя иногда хочется просто выспаться, особенно по субботам» Жизненные приоритеты: «Сейчас мой главный приоритет – создание новой семьи и рождение второго ребенка»

КС: Как Вы пришли в профессию? Андрей: После школы я приехал поступать в Ярославский медицинский институт. Поступить с первого раза не получилось, пришлось сначала окончить училище. Теперь у меня два образования – фармацевт (среднее) и провизор (высшее). После этого я поработал в аптеке и первостольником, и менеджером, и занимался изготовлением лекарственных форм. А в 2000 году Светлана Анатольевна Агашина, мой бывший преподаватель в медицинской академии, предложила мне занять должность директора «Аптекаря» №4 в Ярославле, и в течение шести лет я занимал эту должность, а в 2006-м стал директором «Аптекаря» №2, где и работаю по сей день.

КС: Мужчина-первостольник – это большая редкость в наши дни. Андрей: Вы знаете, это не так давно в нашем сознании закрепилась мысль, что в аптеке за первым столом непременно должна стоять женщина – мы начинаем забывать, что раньше в аптеках на этой должности всегда работали мужчины. Все дело в том, что тенденция обращения в аптеку немного изменилась: когда очереди в лечебные учреждения были очень большими, люди шли в аптеку как к врачам, соответственно, в работе первостольника было больше импровизации, он играл роль врача-консультанта – проводил опрос, собирал анамнез. Для того чтобы подобрать, помочь, подсказать приходилось больше думать. Кроме того, аптек было меньше, чем сегодня, соответственно, каждая из них становилась семейной, что заставляло первостольника держать в памяти истории болезней всех членов семьи. Неудивительно, что мужчины тогда были более успешны в профессии – ведь такой подход к работе предполагает развитое логическое мышление, а оно более характерно для мужчин, нежели для женщин.

КС: Получается, женщины заняли место, ранее принадлежавшее мужчинам? Андрей: Сейчас, когда и лечебные учреждения доступны, и аптек много, в профессии ценится не столько умение мыслить аналитически, сколько быстрая реакция, умение внимательно слушать и хорошо ориентироваться в ассортименте. Представительницы слабого пола с этим прекрасно справляются. Но, опять же, не могу сказать, что теперь это чисто женская профессия, тем более что есть предпосылки к грядущему «равенству полов» в фармации: когда я поступал в институт, там было 5 или 6 мужчин на курсе, а сейчас на одном курсе медицинского может учиться 15–20 парней.

КС: С чем это, по-Вашему, связано? Андрей: Я думаю, все-таки с растущим интересом к работе. Раньше ассортимент был достаточно узкий, а сейчас просто огромный – нужно все уместить в голове, а потом еще и не запутаться в этом. Мужчин как раз это и привлекает – интересно разбираться, быть навигатором в мире лекарств.

КС: Есть ли особенности «мужского» и «женского» подхода к одной и той же работе? Андрей: У мужчин больше развита логика, и, соответственно, больше четкости в вопросах к клиенту – работа мужчины-первостольника направлена, в первую очередь, на определение потребностей. У женщин-первостольников больше развита интуиция, и они общаются преимущественно «на эмоциях». В нашей аптеке работа построена с учетом этого: у меня одна бригада женская, но мой заместитель и я присутствуем в аптеке практически всегда, а во второй бригаде есть мужчина. Так что, кто бы ни пришел в аптеку, он получит консультацию на том уровне, которого ожидает: более эмоциональным людям проще общаться с женщинами, а прагматичный человек, скорее всего, обратится к мужчине. Ну и, конечно, бывают такие деликатные проблемы, с которыми мужчины желали бы обращаться к мужчинам, а женщины – к женщинам, и это тоже надо учитывать.

КС: Когда Вы сами работали первостольником, какие впечатления от работы были у Вас? Андрей: Это работа и тяжелая, и интересная одновременно. Сначала мне казалось важным вникнуть в проблемы каждого жителя, который обратился в аптеку, то есть быть тем самым «семейным аптекарем», но потом началась перегрузка: понял, что где-то надо притормаживать, «скидывать» лишнюю информацию. Хотя, конечно, очень приятно, когда люди из того района, где я работал, просто приходят и говорят «спасибо, Вы мне так помогли!», а ты уже даже не помнишь, что посоветовал – этим мне и нравится работа первостольника. Но есть и минусы, конечно. Усвоив, насколько трудно простоять всю смену на ногах, я, будучи директором, заказал в свою аптеку мягкий пол за кассой, чтобы уменьшить нагрузку на ноги своих работников. Еще очень тяжело морально, ведь первостольник ежедневно пропускает через себя боль и негатив людей.

КС: И как справляться с последствиями такой моральной нагрузки сотрудников? Психолога приглашать? Андрей: Чаще всего, я и выступаю в роли психолога: когда выдается свободная минутка, стараюсь развеселить сотрудников, рассказать что-то смешное. Посмеялись – полегче стало. Если встречается конфликтный пациент, сотрудники обязательно подходят ко мне, рассказывают об этом (они уже так привыкли). Мы с ними обсуждаем ситуацию, и весь негатив уходит. Я стараюсь настраивать людей, чтобы они этот негатив не пропускали через себя, а старались поделиться: не держали его в себе, не переживали, не расстраивались, а подошли, рассказали, обсудили, если надо – поплакали, и дальше пошли работать.

КС: Но опять же – женщине легче поплакать, покричать. А как быть с разгрузкой мужчинам, которых с детства учат, что плакать и кричать – признак слабости? Андрей: Здесь помогает просто беседа. Мужчине необязательно плакать – иногда достаточно выговориться. И вот здесь как раз хорошо, что я, директор аптеки, – мужчина: со мной можно и крепкого словца не стесняться, если уж очень все достало.

КС: А к женщинам-руководителям как относитесь? Андрей: Мой непосредственный руководитель, Светлана Анатольевна Агашина, является для меня практически идеалом, потому что она сочетает и мужские, и женские качества руководителя. То есть логику и тактичность мужчин с интуицией и обаянием женщины. Именно поэтому, я думаю, наша фирма так успешно и развивается.

КС: Какие качества Вы цените в сотрудниках? Андрей: В первую очередь, высокий профессионализм. Второе – коммуникабельность, способность уживаться с коллегами и работать всем вместе. И третье – целеустремленность, то есть направленность коллектива на улучшение работы аптеки.

КС: Что Вы делаете для поддержания здорового микроклимата в коллективе? Андрей: Чтобы люди были дружны, я стараюсь составить смены, учитывая эмоциональную и психологическую совместимость сотрудников. Если вдруг возникает ситуация непонимания, обиды, моя задача – быстро на нее воздействовать, не допустив «возгорания». Если конфликт все-таки возникает, предлагаю коллегам самим разобраться, поговорить, но под моим присмотром: надо, чтобы этот конфликт решился сразу, нельзя его запускать, позволять обрастать слухами и сплетнями. Что касается дисциплины – в сети существует и система поощрений, и система штрафов, но тут очень важно личностное общение: если сотрудники уважают (а еще лучше – любят) руководителя, то вопрос о поддержании дисциплины на повестке дня вообще отсутствует, поэтому я стараюсь поддерживать в коллективе дружелюбное отношение к себе.

КС: Коллеги рассказали, что Вы можете самостоятельно приехать в «Катрен» за товаром, если покупатель в торговом зале ждет заказа. Какие обязанности Вы, как руководитель, предпочитаете выполнять сами, а какие делегируете? Андрей: Я стараюсь не вмешиваться в должностные обязанности сотрудников – как сказал один из моих прошлых заместителей, «не надо забирать хлеб первостольника». Если заведующий постоянно выходит в отдел и указывает, кому что делать, а то и пытается помочь работникам с их прямыми обязанностями – он как минимум мешает работать, как максимум – напрочь убивает инициативу. Другое дело, что иногда приходится брать на себя решение неординарных вопросов, чтобы не отвлекать своих сотрудников от того, что они должны делать на рабочем месте. Те же самые поездки за товаром – я более мобилен, не привязан к месту, соответственно, я могу съездить, привезти товар, чтобы первостольник мог его продать и увеличить оборот. Или, допустим, заканчивается разменная монета – или недосмотрели, или люди с утра идут с тысячными купюрами – в этом случае я тоже не считаю для себя зазорным сходить в банк или подойти к водителям маршрутных автобусов и разменять деньги. Считаю, что в аптеке все должно быть четко распределено, а то, что вне плана, должен решать заведующий, чтобы люди чувствовали себя спокойно и не дергались по пустякам.

КС: Удается ли дома оградить себя от рабочих проблем, или все равно прокручиваете работу в голове? Андрей: Лет пять назад я и в выходные переживал, как там у меня что: давал свой сотовый сотрудникам, чтобы звонили в любое время, постоянно жил работой. А потом, особенно когда у меня родился сын, приоритеты изменились: пришло осознание того что дом – это дом, а работа – это работа. А вначале-то казалось, что снимешь руку с пульса – и без тебя всё рухнет.

КС: Наверное, это общая проблема руководителей: сложно подавить чувство собственной незаменимости. Андрей: Да, как раз этот момент был у меня на протяжении лет пяти, потом как-то само собой отношение поменялось. Я считаю, моя задача, как руководителя, – делегировать свои обязанности, тщательно подбирая людей для их исполнения, чтобы можно было собственную работоспособность направлять именно на тот участок работы, который требует продвижения. Например, когда осваиваешь новый фронт работ – да, надо напрячься, а когда работа аптеки налажена, надо вовремя прекратить наращивать обороты и дать работать другим. Научить, показать объяснить – и быть уверенным, что человек может тебя заменить, и не надо этого бояться. Не надо все на себе тащить, иначе, когда постоянно на нервах, идет слишком быстрое изнашивание организма – кому это надо. Я два дня спокойно отдыхаю и уверен в том, что когда сотрудники видят отдохнувшего, полностью уверенного в себе директора, в них самих вселяется дух уверенности, удачи и успеха.

КС: Как Вы проводите свободное время? Андрей: Мое любимое времяпрепровождение – это общение с сыном. Роме три года, и он любит путешествовать со мной на машине куда угодно – и по Ярославской области, и к родственникам в Кострому или Череповец, он у меня мальчик очень общительный. Для меня ребенок – это всё. Самое главное, чтобы он был рядом со мной, тогда я отдыхаю полностью. Когда он впервые пришел ко мне в аптеку, то сам нашел мое кресло и уселся в него. Поэтому я теперь думаю, что готовлю заместителя.

КС: В преддверии праздников, хочется задать вопрос: как Вы в своем коллективе отмечаете 8 Марта? Андрей: Празднование 8 Марта происходит у нас, как правило, на работе, поэтому мы, мужчины, стараемся своими силами придумать культурную программу для девушек – с песнями, анекдотами, стихами, поздравлениями. Но, по моему мнению, 8 Марта – все-таки домашний праздник, ведь самые любимые для женщины люди все-таки ждут ее дома. Так что моя задача, как руководителя, – сказать своим сотрудницам добрые слова, поздравить, развеселить, настроить на романтический лад и отправить домой – к любимым мужьям, друзьям и детям.

0 0 лайков 244 просмотра

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте по теме

Светлана Воронцова: «Аптечный бизнес — это игра»

Директор сети аптек «Апельсин» о правильном позиционировании и продвижении аптек

0 комментариев 0 лайков 2015 просмотров

Случай из студенчества: мороз крепчал, раздали апельсины

Гузель Фаттахова, заведующая аптекой из Башкортостана, о самом запомнившемся эпизоде студенческой молодости

0 комментариев 0 лайков 1189 просмотров

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Отменить

Не вижу картинку