18+

Андрей Ахантьев: «Чтобы влиять на процесс, надо быть в нем!»

Андрей Ахантьев: «Чтобы влиять на процесс, надо быть в нем!»

Андрей Ахантьев: «Чтобы влиять на процесс, надо быть в нем!»

Директор по экономической безопасности «ГЕРОФАРМ» делится опытом по внедрению маркировки лекарств на производстве

В течение последних двух лет журнал «Катрен-Стиль» пристально следит за реализацией пилотного проекта «Маркировка лекарственных средств». Совместно с Росздравнадзором (и будучи его официальным информационным партнером) мы посвятили этому проекту немало статей и провели 10 вебинаров, на которых специалисты Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы и «ЦентрИнформ» отвечали на вопросы о маркировке, возникавшие у производителей и представителей аптек. Сегодня своим опытом с представителями фармацевтической отрасли делится Андрей Ахантьев, директор по экономической безопасности «ГЕРОФАРМ», руководитель проекта по маркировке.

КС: Расскажите, пожалуйста, какие преимущества для производителя лекарственных препаратов дает система маркировки?

Андрей Ахантьев: Мы активно участвуем в деятельности рабочей группы Росздравнадзора и, по сути, стояли у истоков проекта в 2016 году. Если говорить о преимуществах, то однозначно, что приоритет для любой фармацевтической компании — обеспечение потребителей качественными лекарственными препаратами. По сути, самая главная задача, которую решает вся система, — не допустить контрафакта на рынок.

Кроме того, в дальнейшем мы как производитель ожидаем от проекта доступа к информации, которая будет нам полезна в аналитических и маркетинговых исследованиях. Например, нас интересует статистика продаж. Используя ее, мы сможем точно наблюдать за распространением нашей продукции. Подобную информацию сейчас мы приобретаем у дистрибьюторов или у маркетинговых агентств, а по замыслу проекта такие данные производитель сможет получать из информационной системы абсолютно бесплатно.

Следующий момент: маркировка в не столь отдаленной перспективе станет обязательным международным требованием GMP. Проект по маркировке лекарственных препаратов уже несколько лет реализуется за рубежом. В связи с этим экспортный потенциал российских препаратов может напрямую зависеть от скорости включения производителей в проект.

Еще один плюс эксперимента заключается в корректировках государственных реестров. Например, мы периодически сталкиваемся с несовершенством Государственного реестра лекарственных средств. Поэтому, внося актуальные корректировки, мы тем самым приближаемся к созданию удобных информационных справочников. Это будет полезно не только производителям.

Также хотелось бы отметить развитие компетенций IT-персонала компании в процессе работы над проектом. Разработка и доработка специального программного обеспечения была реализована собственными специалистами нашей компании.

КС: Какую информацию (на текущий момент) получает производитель из системы маркировки?

Андрей Ахантьев: На сегодняшний день у производителей есть только сведения о собственных внесенных данных в систему. На последнем заседании рабочей группы глава Росздравнадзора Михаил Альбертович Мурашко пообещал, что ко второму чтению законопроекта об обязательной маркировке будут внесены соответствующие правки в нормативные документы, конкретизирующие объем и порядок получения производителями информации о движении своих продуктов.

Сейчас законопроект носит довольно «рамочный» характер и содержит ссылки на подзаконные акты, устанавливаемые Правительством. Мы надеемся, что в скором времени они будут более детально прописаны.

КС: Как введение маркировки повлияло на рабочий процесс компании? Сколько кадровых единиц теперь завязаны на маркировку, сколько времени тратится?

Андрей Ахантьев: Мы имели хорошие стартовые условия, поскольку у нас высокий уровень автоматизации производства. Упаковочная линия и системы управления предприятием работают практически полностью в автоматическом режиме, вплоть до агрегации. Поэтому мы исходили из следующих моментов: подбирали оборудование, которое позволяет как маркировать, так и не маркировать продукцию, и при этом может быть легко установлено на нашу линию. По сути, на рабочий процесс это практически не повлияло. Инсталляция оборудования на линию заняла буквально два дня. На скорости работы производственной линии это также практически не отразилось.

Специалисты IT департамента «ГЕРОФАРМ» подготовили систему управления таким образом, чтобы она могла верифицировать присваиваемые упаковкам коды и, соответственно, могла их хранить, агрегировать и в дальнейшем конвертировать в файлы необходимого формата для обмена с информационной системой «Маркировка».

Дополнительных сотрудников мы под реализацию этого проекта не набирали. Команда была создана из того штата, который у нас уже был в наличии, привлечение каких‑либо сторонних специалистов, за исключением работ по установке оборудования по сериализации, не потребовалось.

КС: В какую сумму вашей компании обошлось внедрение маркировки на производство?

Андрей Ахантьев: Мы оцениваем оборудование автоматической линии и подготовку программного обеспечения примерно в 10–12 миллионов рублей. В дальнейшем мы оснастим необходимым оборудованием остальные линии производства «ГЕРОФАРМ». Но объем выпускаемой продукции там меньше и они работают в полуавтоматическом режиме, поэтому мы планируем уложиться в 3–5 миллионов.

КС: Расскажите про текущее состояние рынка вендоров. Как другим производителям выбрать подходящее оборудование для участия в проекте?

Андрей Ахантьев: Сейчас существует очень большой спрос на приобретение оборудования для маркировки. В прошлом году, когда мы занимались поиском оборудования, на рынке были предложения только от зарубежных компаний. В частности, мы приобрели немецкое оборудование. Но сейчас появились российские производители. Образцы отечественного оборудования уже можно посмотреть на различных профильных выставках. Оно позволяет работать как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режимах. Поэтому заинтересованным компаниями я бы рекомендовал посещение профильных мероприятий, где можно вживую ознакомиться с тем, что сейчас представлено на рынке.

Сегодня иностранные производители ставят довольно жесткие условия по стоимости и срокам оборудования. Они понимают, что находятся в своего рода «монопольном» положении. Но в ближайшее время ситуация изменится и на рынке оборудования можно ожидать высокий уровень конкуренции.

КС: С какими трудностями могут столкнуться производители, которые только подключаются к проекту маркировки?

Андрей Ахантьев: Невозможно оценить финансовые возможности и техническое обеспечение каждого конкретного производителя, поэтому здесь будет всё индивидуально. Но могу сказать, что все трудности преодолимы. Вначале нам тоже казалось, что это всё будет тяжело, но на самом деле нет. Главное, заниматься делом. Тем более что регуляторы и разработчики системы всегда идут навстречу участникам.

Мы больше трудностей испытали не с внедрением или настройкой оборудования, а непосредственно с регистрацией в информационной системе «Маркировка». Сложности были в несогласованности госреестров, в частности, с отсутствием адресов производственных площадок в Федеральной информационно-адресной системе (ФИАС). В основном возникшие проблемы удалось решить.

Конечно, есть некоторые сложности. Но для этого и проводится пилотный проект, чтобы выявить их на ранних этапах. Поэтому чем больше производителей сейчас подключатся к эксперименту, тем быстрее система сможет избавиться от изъянов.

Строго говоря, подключаться нужно было еще вчера. Вот многие сейчас задаются вопросом «А вот как это сделать?», «А почему вот это вот так?». Ну так, господа, почему вы не участвовали в проекте раньше? Может быть, тогда бы и другие условия были бы сформированы, какие‑то требования были изменены. Все почему‑то сидят и чего‑то ждут, не пытаясь участвовать в процессе. Чтобы влиять на процесс, надо быть в нем.

КС: При текущем состоянии рынка, по вашим прогнозам, действительно ли все лекарства будут промаркированы к 2019 году?

Андрей Ахантьев: Сложно прогнозировать рынок в целом. Но могу сказать, что для «ГЕРОФАРМ» проблем нет. К январю 2019 года вся наша продукция уже будет снабжена необходимой маркировкой. Свою функцию мы выполним.

Отвечать за работу информационной системы я не возьмусь, она находится в федеральном ведении. Но по темпам устранения наших замечаний уже сейчас видно, что работа ведется довольно оперативно. Система находится в непрерывной модернизации, чтобы в будущем функционировать без сбоев.

КС: Как внедрение маркировки повлияет на цены препаратов?

Андрей Ахантьев: На цены наших препаратов никак не повлияет. Основная линия нашей продукции входит в перечень ЖНВЛП, а цены на такие ЛС регулируются государством, поэтому ни о каком повышении не может быть и речи. По остальным препаратам мы тоже не видим необходимости в повышении цен из‑за проекта маркировки.

КС: Ваши пожелания и советы будущим участникам проекта по маркировке?

Андрей Ахантьев: Самое главное пожелание — это не ждать, а присоединяться к проекту. Если компания хочет развиваться, наращивать экспортный потенциал, то обязательно нужно входить в этот проект. И чем раньше, тем лучше.

4889 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.