18+

Блудные дети

Блудные дети

Мария Маркович размышляла о том, стоит ли возвращаться на старое место работы

Лучше новых двух?

Как известно, рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. И это неудивительно, если сотрудники решают сменить прежнее место работы на то, где выше зарплата, больше шансов подняться по карьерной лестнице и вырасти профессионально. Все мы работаем не за «спасибо», и для многих именно уровень дохода является основным критерием при выборе новой должности: по данным ВЦИОМ, для 72% россиян размер заработной платы остается главным фактором при трудоустройстве. Некоторые не лишенные амбиций люди заинтересованы в карьерном росте, и переход в другую компанию может стать для них ступенькой вверх. Например, логично, что специалист, окончивший фармацевтический факультет и интернатуру, вряд ли захочет всю жизнь трудиться в аптеке за первым столом, он, скорее, попытается «вырасти» до директора аптеки или будет искать возможности для карьерного продвижения в фармацевтической компании.

Однако улучшение условий работы — это тот идеал, который мы рисуем в своих мечтах. В реальности нередко все оказывается совсем по‑другому. Например, вместо привычного спокойного графика, к которому человек привык на старом месте, теперь ему приходится трудиться в поте лица, задерживаться после работы и доделывать в выходные то, что не успел в течение рабочей недели. Или на собеседовании кандидату пообещали «золотые горы», а первая зарплата показала, что это «сущие копейки» и овчинка совсем не стоила выделки. Или вместо добродушного, душевного и практически семейного общения в коллективе и лояльного отношения прежнего начальника сотрудник столкнулся с неприветливостью новых коллег или авторитарным стилем управления руководства. Или работник элементарно переоценил свои возможности, расхваливая себя на собеседовании, а на практике оказался некомпетентным во многих рабочих вопросах и не справляется с должностными обязанностями, чем вызывает недовольство своих новых сослуживцев. Или…

Как видите, причин много, а решение, скорее всего, будет одинаковым: надо менять работу. Но вот вопрос: искать очередное место или возвращаться на старое — туда, где ждут с распростертыми объятьями? Или уже не ждут?

Наталья Голованова, руководитель Исследовательского центра портала Superjob.ru (Москва): «К возвращению на старую работу после перерыва специалисты относятся по‑разному. Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, в компанию, из которой они когда‑то уволились, хотели бы вернуться 39% россиян. «У меня однажды такое было», «Я всегда ухожу по‑хорошему, поэтому могу вернуться, если условия устраивают», «Только на более высокую должность»,— комментируют респонденты. 29% участников опроса, напротив, не горят желанием возвращаться на прежнюю работу. Причин тому немало: нежелание «наступать на те же грабли» и наличие веских причин для ухода (по 16%), ощущение шага назад в профессиональном развитии (13%), маленькая зарплата (10%), плохие отношения с бывшим руководством (8%), отсутствие карьерных перспектив (5%), принцип «никогда не возвращаться» (4%), проблемы с коллективом, отсутствие интереса к работе и недоверие к компании (по 2%)».

На распутье

Принимая решение вернуться на прежнее место работы, нужно взвесить все за и против: отношения с коллегами в бывшем коллективе, характер руководителя, свои профессиональные качества. В одних ситуациях человека действительно примут обратно с радостью и без обид, в других — не упустят шанса вставить палки в колеса. Важно учитывать все нюансы, быть готовым к любой реакции руководства и иметь запасные пути для отступления. Давайте рассмотрим, с какими вариантами развития событий можно столкнуться при возвращении в «родные пенаты».

Ситуация первая: нет пути назад

По словам Натальи Головановой, руководителя Исследовательского центра портала Superjob.ru, работодатели неоднозначно оценивают возможность повторного трудоустройства сотрудника в компанию. С одной стороны, специалист, знающий специфику работы, не будет терять времени на адаптацию, а сразу приступит к хорошо знакомой деятельности. С другой — руководители сомневаются в лояльности «блудных сыновей»: кто знает, как долго такой сотрудник проработает на этот раз, не покинет ли компанию в самый неподходящий момент? По данным опросов Superjob.ru, лишь 5% руководителей компаний готовы принимать персонал обратно.

Представьте себя на месте руководителя, к которому сотрудник пришел с новостью, что нашел более перспективную и высокооплачиваемую работу. Наверняка такое известие будет для него не самым радостным, и, возможно, даже будет воспринято как предательство, особенно если все это заявляется с претензией и на повышенных тонах. А через некоторое время «предатель» просит взять его обратно — и тогда возвращение «старичка», которому что‑то не понравилось на новом месте, становится для директора отличным шансом показать свою значимость и не принять бывшего сотрудника обратно. К тому же где гарантия, что такой работник не предпримет новую попытку уволиться, если ему в очередной раз пообещают «райские кущи» в другом месте?

Также причиной отказа может послужить и недостаточный профессиональный уровень сотрудника. Например, он работал спустя рукава, не проявлял инициативы и зарекомендовал себя как не очень квалифицированный специалист или даже как не очень порядочный человек. Тогда зачем же опять брать его на работу? Возможно, после его увольнения начальник даже вздохнул с облегчением, и вряд ли он второй раз наступит на «те же грабли».

Нельзя исключать и такую ситуацию, когда «возвращенец» может почувствовать себя выше остальных, имеющим особые привилегии. Кроме того, другие сотрудники, имея перед глазами такой пример, тоже могут решиться на подобные эксперименты со сменой работы: раз Иванова приняли обратно, значит, и я могу попробовать, а если что не так — вернусь. В таком случае отказ принять человека на старое место поможет руководителю сохранить спокойную рабочую атмосферу в коллективе.

Ситуация вторая: вернись, я все прощу!

Если возвращающийся человек — действительно ценный кадр и хороший специалист, который усердно работает и качественно выполняет свои обязанности, если у него сохранились добрые отношения с коллегами и увольнялся он без скандалов, то любой здравомыслящий руководитель согласится взять его обратно. Во-первых, он уже знает, что из себя представляет конкретный сотрудник и как он работает. Во-вторых, его не нужно будет всему обучать заново и вводить в курс дела — он уже знаком со всеми тонкостями работы. В-третьих, при возвращении сотруднику не нужно будет адаптироваться к коллективу — скорей всего, на старой работе остались те же коллеги, что и до его увольнения.

Комментирует Яна Рафаэлова, заведующая АП «Таблетка» (Москва): «Я работаю заведующей уже более шести лет. За это время в нашей аптеке было несколько ситуаций, когда сотрудники возвращались обратно после увольнения. У нас очень хороший и дружный коллектив, поэтому уход людей мы всегда воспринимали с пониманием, хоть и расстраивались, что не сможем общаться так часто, как раньше. С другой стороны, очевидно, что аптеки сейчас открыты на каждом шагу, поэтому все стараются выбрать ту, что ближе к дому или с более удобным графиком. Например, так случилось с одной нашей сотрудницей, которая жила в Подмосковье и тратила на дорогу до работы по 2 часа в каждую сторону. Конечно, как только появилось место в аптеке рядом с домом, она ушла туда. Однако скоро вернулась обратно, потому что платили там в 1,5 раза меньше, чем у нас. Другая наша фармацевт уходила в сетевую аптеку на более высокую зарплату, но тоже вернулась, поскольку не могла смириться с жесткими правилами их корпоративной культуры. Впрочем, каждый раз, когда наши сотрудники собираются уходить в другие аптеки, мы предупреждаем, что с радостью примем их, если что‑то не понравится на новом месте».

Казалось бы, все может сложиться удачно. Однако обратной стороной медали в подобной ситуации является отсутствие прогресса. То есть сотрудник вроде и ничего не потерял, но и не приобрел: от чего ушел, к тому и вернулся. Вероятнее всего, он станет выполнять те же обязанности и за ту же зарплату, что и до увольнения. И хорошо, если человека все устраивает. Но если специалист хочет развиваться, то такая ситуация грозит возникновением внутреннего конфликта, который, скорее всего, снова обернется поиском вакансий и сменой работы.

Ситуация третья: идем на повышение!

Итак, перед тем как вернуться на прежнее место работы, стоит еще раз хорошо подумать. Если не повезло на новом месте работы, надо ли сосредотачивать свое внимание на старом? Шанс поменять шило на мыло есть всегда, однако успех нередко заключается именно в стремлении человека к чему‑то большему. Возможно, если специалист чувствует в себе потенциал для роста и развития, для него более целесообразным будет получше присмотреться к ситуации на рынке, походить по собеседованиям, пообщаться с другими авторитетными специалистами. Учитывая, что рынок вакансий постоянно растет, а фармацевтическая отрасль испытывает жуткий кадровый дефицит, такие стремления могут быть оценены по достоинству.

В данной ситуации возвращаться обратно на прежнее место имеет смысл только тогда, когда руководство прежней компании предлагает сотруднику более выгодные условия, чем на текущем месте работы, и «отступление» станет большим шагом вперед в карьерном или личностном росте. Например, можно «не устоять» перед более высокой должностью, ощутимой прибавкой к зарплате, дополнительными премиями, удобным графиком или ведением нового интересного проекта, где можно проявить себя как отличного специалиста.

Марина Львова, директор по работе с персоналом, HeadHunter (Москва): «В нашей компании было несколько случаев, когда сотрудники возвращались после того, как увольнялись. Иногда мы сами возвращали тех, кого в кризисные 2008–2009 годы вынуждены были сократить. Многие из нас рано или поздно могут столкнуться с таким этапом в карьере, когда временно достигнут потолок, и разумным решением будет попробовать себя в другом месте. Однако через несколько лет после выхода из тупика прежнее место может снова предложить хорошие условия и стать уже следующим этапом в карьерном развитии. Если сотрудник не только отлично работает, но и увольняется как профессионал, то его возможное возвращение воспринимается коллективом исключительно положительно».

Уходя — уходи?

Увольняясь с прежнего места работы, не стоит сразу же рубить все связи и сжигать мосты. Надо помнить о том, что, возможно, придется вернуться обратно. Особенно это важно, если сфера деятельности узкоспециализированная и сотрудники других (особенно конкурентных) компаний вмиг узнают обо всех подробностях ухода. Поэтому надо хорошо подумать, прежде чем устраивать скандал, высказывать «все, что накипело» своему начальнику или хлопать дверью.

По мнению Натальи Головановой, Superjob.ru, сложность возвращения в компанию во многом зависит от того, как соискатель ее покинул: «Необходимо помнить первое правило грамотного увольнения: не сжигать мосты. Постарайтесь сохранить хорошие отношения с коллегами и начальником. Дипломатия — великая вещь: с ее помощью можно сохранить хорошие отношения даже в очень непростой ситуации. Помните, что правильное увольнение так же важно в карьере, как и правильное трудоустройство».

Марина Львова, HeadHunter, поддерживает «неконфликтный» подход: «Если расставаться по‑доброму, учитывая взаимные интересы (сотрудник завершает и передает свои дела, вводит в курс дела новичка или даже сам подыскивает замену, в течение первых месяцев помогает ему удаленно, а компания дает хорошую рекомендацию, выплачивает бонусы и даже после увольнения приглашает на корпоративы), то путь обратно никогда не заказан».

И, конечно, если даже по каким‑либо причинам вернуться обратно не получилось, не стоит отчаиваться. Перед хорошим специалистом всегда откроются другие двери. Главное — учесть свой прошлый опыт, чтобы впредь избежать подобных ошибок.

2530 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.