18+

«Человеческое общение будет дорожать»

«Человеческое общение будет дорожать»

«Человеческое общение будет дорожать»

Эксперты фармрынка обсудили экспансию федеральных сетей в регионы, влияние маркетплейсов и замену первостольников роботами

В начале октября в Москве состоялся 21-й Аптечный саммит. На нем побывали более 500 участников – представители аптечных организаций и профессиональных объединений, онлайн-ритейла, фармдистрибуции и органов власти. Эксперты обсудили динамику фармрынка, особенности сегодняшней конкурентной среды и дали прогнозы о возможном развитии событий в отрасли. Интересные факты, цифры и мнения - в нашем обзоре самых ярких моментов саммита.

От «минуса» - к «плюсу»

Согласно данным, которые привела в ходе своего выступления директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева, с января по август 2023 г. аптечный рынок прибавил в объемах – и в результате этого он сменил отрицательную динамику на положительную. К августу рублевые размеры аптечного сегмента сравнялись с таковыми за аналогичный период 2022 г.: 1 триллион 114 миллиардов рублей. При этом в нынешнем году отмечен небольшой «перевес» парафармацевтики: денежные объемы ее реализации прибавили 1,5%.

Продажи лекарственных препаратов в рублевом аспекте, напротив, уменьшились, хоть и весьма незначительно (на 0,4%). При этом с апреля растет отпуск медикаментов в упаковках (в сравнении с результатами прошлого года). Значительный вклад в эту положительную динамику вносит рецептурный сегмент: с мая по август Rx-препараты «прибавляют» и в денежном, и в натуральном выражении. В последнем летнем месяце прирост их реализации составил 25% в рублях и 19,2% - по количеству упаковок.

Среди нелекарственного ассортимента «плюсовую» натуральную динамику показали две категории – группа «репелленты и инсектициды», а также сегмент биодобавок. Реализация средств защиты от вредных насекомых и борьбы с ними увеличилась на 15%, а реализация БАД – на 1%.  По всей видимости, первый из этих фактов был связан с нетипично прохладной летней погодой в ряде регионов центральной России.

«Фармрынок показал себя достойно»

Юлия Нечаева отметила еще один любопытный тренд нынешнего года – уменьшение аптечной наценки на лекарства. За январь-август 2023 года этот показатель колебался в районе 21,6% - 23,9%, в то время как в прошлом году аптечная наценка составляла в среднем свыше 24%, а в позапрошлом -  свыше 25%. Отсюда, по всей видимости, и оптимистичные результаты по реализации в упаковках: по данным экспертов, аптека старается сделать все, чтобы необходимая фармакотерапия оставалась доступной для пациента, и выполняет эту задачу даже за счет собственных ресурсов.

«В сложные времена фармрынок показал себя достойно», - констатировал зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Евгений Нифантьев. Он отметил, что регулирование фармотрасли сегодня не является «первым пунктом» рабочей повестки ни для профильного комитета, ни для отечественного парламента в целом, и рассказал о возможных «побочных действиях» некоторых популярных инициатив по упорядочению конкуренции в аптечном сегменте.

«Максимальная ставка» вознаграждения по маркетинговым соглашениям с высокой вероятностью приведет к следующему: у аптечных организаций не будет возможности компенсировать  «выпавший» доход из собственной чистой прибыли. Последствия такого факта вполне очевидны.

Серьезный «побочный эффект» может обнаружиться и у «лимитов присутствия» аптечной сети в том или ином регионе. Предложенные сегодня 25% - это действительно меньше той доли, которую занимают многие компании в различных субъектах. Однако значительная часть таких «региональных лидеров» –  аптечные организации не федерального, а именно регионального (в редких случаях – межрегионального) масштаба.

Маркетплейсы и аптеки

Участники саммита, помимо прочего, обсуждали тот факт, что конкурентную среду современной аптеки формируют, помимо аптек, и непрофильные компании. Как прокомментировал ситуацию гендиректор «Риглы», председатель координационного совета РААС Александр Филиппов, свыше 200 миллиардов рублей выручки от реализации аптечного ассортимента «перенаправились» по другим каналам. В частности, многие лекарства и парафармацевтика были куплены пациентами на маркетплейсах. И действительно, маркетплейс может конкурировать с аптекой. С этим в ходе одной из последующих сессий не согласился руководитель вертикали «Лекарства и БАД» Яндекса Максим Агарев, отметив, что данный формат – это не конкурент аптечной организации, а инфраструктурная настройка, помогающая ей успешно конкурировать.

По мнению представителя РААС, решающую роль здесь может играть кадровый вопрос. «Учиться затем, чтобы получать зарплату меньше грузчика? Нужно сохранить профессии фармацевта и провизора, - призвал Александр Филиппов. - Иначе наше будущее – пункт выдачи заказов».

Против подобного варианта развития событий высказался Евгений Нифантьев. «Маркетплейсы не смогут работать так, как работают аптеки. Ведь у них, по сути, нет должного входного контроля и надлежащих условий хранения, - отметил парламентарий. -  Нельзя выдавать лекарственные препараты из неаптечных пунктов выдачи заказов. Да, фармрынок в 14 раз меньше, чем рынок продовольствия. По размерам он сильным быть не сможет. А вот по сплоченности – сможет».

Динамика аптечной консолидации

Понятие сплоченности важно для любой организации и любой отрасли. При этом сплоченность и консолидация – не всегда одно и то же.

Сегодняшняя структура аптечного сегмента в большей степени консолидирована, чем сплочена, и об этом говорят аналитические данные. По информации DSM Group, только за первое полугодие 2023-го в нашей стране стало на 3076 аптек больше, чем год назад - теперь их 73 499. При этом, 2483 «точки», начавших работу в текущем году, входят в структуру пятнадцати крупных сетей.

Как поясняет Юлия Нечаева, стремительнее всего растут федеральные сети, а численность меньших форматов, напротив, уменьшается (и тоже достаточно быстро).

Тенденция к «укрупнению» в аптечном сегменте возникла далеко не вчера. Интересны данные четырех недавних лет, также представленные в ходе саммита. Так, уже в 2022 году количество сетей с федеральным охватом выросло на треть в сравнении с годом 2019-м: сегодня их шестнадцать, а не двенадцать, как четыре года назад. Сегмент региональных аптечных компаний, напротив, существенно «похудел»: их стало 257 вместо 298.

Численность аптечных «точек» в составе «гигантов фармрынка» также заметно увеличилась. Федеральные сети в минувшем году насчитывали 26657 аптек, а еще четыре года назад их было всего 16240.  Выросли и межрегиональные сети:  6074 «точки» в 2019-м - и 9445 «точек» в 2022-м.

Малые форматы, напротив, сократили свое присутствие. В прошедшем году в нашей стране работало 13975 аптек региональных сетей (хотя перед пандемией ковида таких аптечных учреждений было 16765) и 12229 единичных аптек   (вместо 16078 в последний доковидный год).

«Рекордсменами» среди крупных сетевиков стали «Апрель», «Имплозия» и «Ригла». С 2019 по 2022 г. краснодарская компания открыла 3930 новых точек, самарская - 1322, московская – 838.

Исключения из общей тенденции 

В 48 регионах нашей страны доля аптечных сетей федерального масштаба велика – от 76,3% в Пермском крае до 31,9% в Бурятии. Остаются на карте и те регионы, где крупнейшие игроки фармрынка не представлены ни одной аптекой. Это Магаданская область, Ненецкий автономный округ, Тыва и Чукотский автономный округ.

Девять аптечных предприятий областного, краевого и республиканского масштаба за четыре недавних года, напротив, выросли – и приобрели статус межрегиональных, сохранив позиции на своей малой родине.

Регионов со значительным присутствием «межобластных» сетей, конечно, не так много. Их тоже всего девять: Приморский край, Ленобласть и Новгородская область, Карелия, Хабаровский край, Башкирия, Сахалинская область, Хакасия и Псковская область. Доля лидерства варьируется от 59,9% в Приморье до 25,8% под Псковом.

Собственно региональные сети достаточно малы: в организациях «первой тройки» - красноярских «Губернских аптеках», башкирской «Башфармации» и подмосковном «Мособлмедсервисе» - функционирует 302, 287 и 282 аптеки соответственно. В 15 субъектах, тем не менее, на первом месте именно этот формат. Аптечные предприятия регионального масштаба лидируют в городе Севастополь, Томской, Архангельской и Иркутской области, республике Алтай, Забайкальском крае, Брянской и Астраханской области, в Дагестане, Красноярском крае, Курганской, Кемеровской и Амурская области, а также в Крыму и Белгородской области. Диапазон присутствия – от 57 % в Севастополе до 30,7% на Белгородчине. 

Мнения регионов

Данные, представленные DSM Group, вызвали бурную дискуссию среди докладчиков – руководителей и собственников аптечных организаций в различных уголках нашей страны.

«Экспансия хорошо получается там, где дрогнули, и местный лидер сам продал свою сеть, - заметил Василий Слепов, владелец кубанской аптечной сети «Здоровье». – Но есть и противоположные примеры.  В Краснодарском крае первые 4 аптечные сети - местные, хоть одна из них и стала уже федеральной. А в Ростовской области «свои» – это три аптечных организации из «первой пятерки»».

Иногда стремление крупного игрока «освоить новый регион» ведет к обратному эффекту, прокомментировал Антон Ярусов, гендиректор аптечной сети «Фармлидер» в республике Хакасия. Случалось и такое, что сеть известного по всей стране бренда открывала свои «точки» крыльцо в крыльцо со старыми местными аптеками – а в результате в 2,5  раза выросло число посетителей… не у новичка, а у старожила. С другой стороны, такой эффект (при грамотной работе большой компании) может быть минимизирован в достаточно сжатые сроки: были и ситуации, когда соседство с дискаунтером помогало небольшой аптеке до тех пор, пока «ценовик» не расширял свой ассортимент.

«Консолидация рынка – неизбежная история. В ближайшие годы доля «первой десятки» составит процентов восемьдесят, - сформулировал прогноз Сергей Демин, коммерческий директор «Аптечной сети 36,6». - Но там, где не очень высок уровень урбанизации, вряд ли  будет велико присутствие федеральных сетей».

Демин также предположил, что ежегодный рост численности аптек – тенденция конечная, и в определенной перспективе данная динамика «сменит знак»: количество аптечных учреждений начнет сокращаться. Такие перемены можно будет считать скорее положительными -  ведь, по мнению эксперта, реально существующая потребность близка к цифре в 50 тысяч аптек на всю страну.

Аптека будущего

Участники саммита обсудили и возможный образ «аптеки будущего». Кто-то предположил, что фармацию разительно изменят «высокие технологии», кто-то настаивал на незыблемости тех основных принципов, на которых зиждется фармпомощь пациенту.
В одном из регионов центральной России даже провели опрос фармацевтов и провизоров на данную тему. Дл 39% участников анкетирования предположили, что в обозримом будущем все функции аптечного работника «возьмут на себя» роботы. Еще 29% посчитали, что изменится только ассортимент: какой бы ни была эпоха, процесс изобретения новых лекарственных средств и их внедрения во врачебную и фармацевтическую практику идет почти всегда. Еще 23% решили, что в ближайшей перспективе… исчезнет само понятие аптеки. Аптек «просто-напросто» не будет.

При ответе на другой вопрос анкеты  - об основных компетенциях фармработника – респонденты, однако же, перечислили те знания, качества и умения, которые едва ли заменимы электронными алгоритмами. В тройку ключевых вошли фармацевтчиеская грамотность, терпение (или стрессоустойчивость) и знание ассортимента – как лекарственного, так и парафармацевтики.

Специалист в белом халате

По поводу антиутопических прогнозов насчет аптеки будущего мнения участников саммита разделились.

«Да, человек приходит в аптеку за лекарством. Это факт. Но люди - не роботы, - констатировала гендиректор аптечной сети «Фарматека» Светлана Голубева. - Наши первостольники спасали людей. И они возвращались. И искренне благодарили».

«За общение с провизором, а не роботом покупатель в скором времени будет платить специальную «премию», - прокомментировал собственник аптечной сети «Фарм-М» Валерий Мехеда. - Человеческое общение будет дорожать».

А ответом данное предположение прозвучал вопрос другого эксперта: с кем захочет общаться пациент – с «говорящей головой» или с человеком в белом халате, который окажет помощь? Вопрос риторический.


1437 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.