Проверка в аптеке: самые популярные нарушения
Обзор вебинара ведущего инспектора «СоюзФарма» Виктории Маховской
На платформе КС 8 октября 2024 года прошёл вебинар на тему: «Обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций». Лекцию читала ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Виктория Маховская. Лектор представила основные нарушения в сфере обращения лекарственных препаратов, обрисовала меры контроля в аптечной организации и озвучила ответственность фармспециалистов. Представляем краткий обзор вебинара с основными тезисами.
Кто может проверять?
В первую очередь за работой аптек следит Росздравнадзор. Но кроме него аптеки могут проверять:
- МЧС России;
- Роспотребнадзор;
- Государственная инспекция по труду;
- Федеральная антимонопольная служба;
- Налоговая инспекция;
- Россельхознадзор.
Нельзя забывать, что проверка может осуществляться совместно с органами прокуратуры.
Какие нарушения встречаются чаще всего?
Виктория Маховская выделила самые распространённые нарушения обязательных требований:
- отпуск рецептурных ЛП без рецепта;
- отпуск ЛП ПКУ без рецепта;
- нарушение условий хранения;
- реализация недоброкачественных ЛП;
- нарушения в сфере ценообразования (ЖНВЛП);
- несоблюдение минимального ассортимента;
- несоответствие входной группы и прилегающей территории.
Отпуск рецептурных ЛП без рецепта
Основным, но не единственным, документом, регулирующим отпуск ЛП для медицинского применения является Федеральный закон от 12.04.2010 N 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Помимо этого фармацевтам при осуществлении отпуска рецептурных препаратов необходимо соблюдать: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323‑ФЗ, Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300–1, приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н, Приказ Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н.
По мнению эксперта, основными нарушениями при отпуске рецептурных ЛС являются:
- отпуск по просроченному рецепту;
- отпуск по неправильно оформленному рецепту;
- отпуск с превышением дозировки;
- отсутствие журнала учёта ЛП, подлежащих ПКУ;
- оставленные на хранение рецепты не заполнены сотрудником аптеки;
- нарушены правила хранения журнала учёта прекурсоров;
- отсутствует штамп «Лекарственный препарат отпущен»;
- отсутствует штамп «Рецепт недействителен»;
- отсутствует журнал неправильно выписанных рецептов;
- отсутствуют принятые меры (нет информационных писем, отметок о звонках руководителям ЛПУ о неправильно выписанных рецептах).
Также, помимо штампа «Лекарственный препарат отпущен», при отпуске препаратов некоторые фармацевты забывают указать название организации, продавшей препарат.
Правильно организованная работа аптеки с рецептурными ЛП помогает избежать проблем во время проверки:
- наличие утверждённых и актуальных СОПов, других локальных нормативных актов, регламентирующих отпуск и реализацию ЛП и других товаров аптечного ассортимента с отметкой ознакомления 100 % списочного состава специалистов;
- проведение экспертизы рецептов (оценка соответствия оформления рецепта установленным правилам);
- оформление обратной стороны рецепта;
- наличие штампов «Лекарственный препарат отпущен», «Рецепт недействителен»;
- соблюдение сроков действия рецептов при отпуске ЛП;
- учёт и порядок отпуска ЛП из перечня ПКУ;
- наличие журнала учёта неправильно выписанных рецептов, в котором регистрируются рецепты, выписанные с нарушением правил с указанием принятых мер;
- проведение фармконсультирования и информирования;
- проведение обучения в части отпуска ЛП в соответствии с планом-графиком внутреннего обучения сотрудников.
Ответственность фармспециалистов на нарушение законодательства регулируется ст. 3.11, часть 1.1 ст. 14.4.2, часть 4 ст. 14.1 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195‑ФЗ, а также ст. 22 и ст. 192 Трудового кодекса РФ.
Нарушения условий хранения
Эффективность и безопасность лекарственных средств напрямую зависит от условий хранения, поэтому проверяющие органы обязательно смотрят, соблюдены ли эти требования.
Регулируют требования к хранению ЛС следующие нормативно-правовые документы: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н, Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н, приказ Минздрава России от 26.11.2021 N 1103н, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, общая фармакопейная статья № 15 «Хранение лекарственных средств» ОФС. 1.1.0010, утверждённая Приказом Минздрава России от 20.07.2023 № 377. Фармацевты обязательно должны чётко знать эти приказы и соблюдать их.
В ходе вебинара лектор выделила нарушения в области условий хранения. Вот список самых частых из них:
- не соблюдается систематизация товара аптечного ассортимента при хранении;
- не налажена идентификация мест хранения (стеллажные карты);
- отсутствует приказ о принятом способе систематизации хранения;
- осуществляется совместное хранение рецептурных и безрецептурных ЛС;
- осуществляется хранение без вторичной (потребительской) упаковки;
- нарушены условия хранения ЛП, требующих защиты от света;
- нарушены условия хранения препаратов, требующих хранения при комнатной температуре;
- нарушены условия хранения термолабильных, иммунологических, пахучих и красящих ЛП;
- нарушены условий хранения ЛС из перечня ПКУ;
- хранение ЛС совершается в административных помещениях;
- не ведётся учёт препаратов с ограниченным сроком годности.
Также Виктория Маховская отметила, что ошибки в хранении ЛП часто встречаются при оформлении прикассовой зоны, которая используется для повышения продаж и привлечения посетителей, например использование препаратов, требующих защиты от света.
По мнению лектора предупредить нарушения помогут следующие меры контроля:
- соблюдение принципов Правил надлежащей аптечной практики в части хранения ЛП, товаров аптечного ассортимента;
- наличие утверждённых и актуальных СОПов и других локальных нормативных актов, регламентирующих хранение ЛП и других товаров в аптеке;
- назначение лиц, ответственных за хранение ЛП и других товаров;
- обучение фармспециалистов приёмочному контролю, контролю хранения и контролю качества ЛП проводится в соответствии с планом-графиком;
- поддержание в рабочем состоянии системы кондиционирования и вентиляции в помещениях хранения товаров аптечного ассортимента;
- помещения для хранения ЛП должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха;
- ежедневный контроль за параметрами воздуха (температуры и влажности) в каждом помещении хранения, с записью показателей в специальный журнал (карту) на бумажном носителе или в электронном виде, который ведётся ответственным лицом;
- установка в холодильниках температуры, соответствующей температурному режиму хранения находящихся в них ЛП;
- ведение учёта и порядка хранения из перечня ПКУ.
Помимо этого, инспектор «СоюзФарма» рекомендует обязательно разработать алгоритм по порядку работы с зависшими остатками на балансе организации в ГИС МДЛП.
Ответственность фармацевтов за нарушение требований законодательства регулируется частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ от 30.12.2001 N 195‑ФЗ, в соответствии с которой работникам АУ грозит:
- на должностных лиц — штраф 5–10 тысяч рублей;
- на юридических лиц— штраф 100–200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушения в отношении качества продукции
Недоброкачественная, фальсифицированная и контрафактная продукция представляет прямую угрозу здоровью населения, а иногда и жизни людей. По этой причине надзорные органы строго следят за соблюдением правил по своевременному изъятию её из оборота. Для этого Росздравнадзор и другие ведомства регулярно публикуют информационные письма, чтобы фармацевты знали, какие ЛС могут навредить пациентам. Кстати, КС ежемесячно публикует обзоры всех писем РЗН, вышедших в предыдущем месяце в рубрике «У вас проверка!».
Оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных ЛС регулируют следующие нормативные акты: Федеральный закон от 12.04.2010 N 61‑ФЗ, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323‑ФЗ, Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 646н, Приказ Минздрава России от 31.08.2016 N 647н, КоАП РФ от 30.12.2001 N 195‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1447, Постановление Правительства РФ от 14.12.2018 N 1556.
В ходе вебинара эксперт представила нарушения в области реализации недоброкачественных ЛС, которые чаще всего встречались в её практике:
- отсутствуют карантинные зоны;
- карантинные зоны не обозначены;
- отсутствуют карантинные зоны в холодильниках;
- не налажена система выявления недоброкачественных и фальсифицированных ЛС;
- не ведётся учёт препаратов с ограниченным сроком годности;
- отдельные товары не перемещены в карантинную зону, согласно письмам надзорных органов;
- отсутствуют акты перемещения в карантинную зону;
- к перемещённым в карантинную зону товарам имеется свободный доступ;
- отсутствуют акты по изъятию товаров из обращения;
- не организована работа по предоставлению необходимых сведений в РЗН;
- не соблюдается срок уведомления Росздравнадзора об уничтожении ЛС.
Проверка осуществляется при реализации фальсифицированной, недоброкачественной, контрафактной продукции, товаров с истёкшим сроком годности, а также если нет блокировки в учётной программе.
По мнению ведущего инспектора, предупредить нарушения в области оборота недоброкачественной и фальсифицированной продукции помогут следующие меры:
- соблюдение принципов Правил надлежащей аптечной практики в части выявления в аптеке незарегистрированной, недоброкачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции;
- наличие утверждённых и актуальных СОПов и других локальных нормативных актов, регламентирующих порядок работы с недоброкачественной продукцией;
- назначение лиц, ответственных за работу с недоброкачественными, фальсифицированными и контрафактными товарами аптечного ассортимента, товарами с истёкшим сроком годности, товарами, обращение которых приостановлено;
- соблюдение плана-графика внутреннего обучения фармспециалистов по вопросам недоброкачественной продукцией;
- усиление мер контроля в аптеке, уменьшающих риск попадания недоброкачественной продукции потребителям;
- проведение приёмочного контроля;
- соблюдение условий транспортировки и хранения товаров;
- выявление фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров, а также продукции с истёкшим сроком годности;
- изолирование недоброкачественной продукции с истёкшим сроком годности;
- своевременная передача на уничтожение недоброкачественной и фальсифицированной продукции.
Также должен осуществляться контроль за всеми перечисленными процессами.
Документы, касающиеся приостановления (возобновления) реализации товаров аптечного ассортимента
Ответственность за нарушение оборота недоброкачественной продукции регулируется в соответствии с КоАП РФ частью 1, ст. 6.33, частью 2, ст. 6.34, ст. 14.43, частью 4 ст. 14.46.2.
Нарушения в области минимального ассортимента и ценообразования
В соответствии с действующим законодательством, аптечная организация обязана обеспечить наличие в аптеке минимального ассортимента лекарственных препаратов, а также соблюдать правила ценообразования. На вебинаре были приведены следующие нормативные акты, регулирующие минимальный ассортимент и ценообразование на ЛП из перечня ЖНВЛП в АУ: Федеральный закон от 12.04.2010 N 61‑ФЗ, Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 N 871, Постановление Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406‑р, Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865, Постановление Правительства РФ от 16.12.2019 N 1683, Приказ ФАС России от 09.09.2020 N 820/20. При несоблюдении правил формирования розничных и оптовых отпускных цен осуществляется проверка надзорными органами.
Типичные нарушения в области ценообразования ЖНВЛП:
- отсутствие в аптеке регулярно обновляемой информации в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя;
- отсутствие в аптеке регулярно обновляемой информации в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме об установленных в регионах размерах предельной оптовой и розничной надбавок к установленным производителями ЛП фактическим отпускным ценам на ЖНВЛП;
- отсутствие в аптеке регулярно обновляемой информации в доступной для сведения всех заинтересованных лиц форме о сумме зарегистрированных предельных отпускных цен производителя препаратов, размеров оптовой и розничной надбавок, установленных в регионах и НДС.
Помимо ценообразования лектор выделила нарушения в области минимального ассортимента. К типичным из них относятся:
- не ведётся учёт наличия минимального ассортимента ЛП;
- перечень минимального ассортимента не соответствует действующей дате опубликования;
- отсутствие на остатках аптечной организации ЛС, входящих в минимальный ассортимент;
- несоответствие лекарственной форме;
- отказ в продаже ЛП из минимального ассортимента по причине страха проверки контролирующими органами.
Также эксперт обратила внимание на то, что многие аптеки хранят ЛП, входящие в минимальный ассортимент в одном месте. Например, в ящике или отдельном шкафу. Набор лекарств часто подписан «для проверяющих», чтобы никто их не трогал. Также лектор подчеркнула, что недопустимо отказывать покупателям в продаже этих препаратов, если они имеются на балансе.
Несоответствие входной группы и прилегающей территории
Помимо лекарств и медизделий, условий хранения, ведения документации фармацевты обязаны соблюдать правила содержания входной группы и прилегающей территории. В соответствии с Приказом Минздрава России от 31.08.2016 N 647н аптечное учреждение должно обеспечить возможность беспрепятственного входа и выхода для лиц с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями законодательства о защите инвалидов.
Лектор выделила следующие нарушения входной группы и прилегающей территории:
- нарушение целостности ступеней (оледенение ступеней и пандуса);
- отсутствие пандуса;
- отсутствие кнопки вызова специалиста для помощи инвалидам;
- отсутствие обозначающего (предупреждающего) цвета на ступеньках;
- отсутствие контрастного указателя на входной двери в виде жёлтого круга;
- отсутствие вывески на фасаде здания;
- несоответствие информации на вывеске фактическим данным;
- информация о режиме работы не дублируется шрифтом по системе Брайля;
- отсутствует знак о запрете курения или нарушены требования к знаку (к порядку его размещения).
Как фармацевту нужно себя вести во время проверки
В первую очередь, не нужно паниковать. Сотрудник должен попросить проверяющие органы предъявить удостоверение, переписать ФИО и должность проверяющего. Однако, если прокурор или другое контролирующее лицо не предъявило документы, препятствовать проверке не нужно. Помимо этого, работник аптеки должен знать о том, что:
- в ходе проверки контролирующее лицо имеет право ознакомиться с документами;
- прокурор может просматривать, но не изымать документы; также он не имеет права делать копии документов, фотографировать и снимать их на видеокамеру;
- действия проверяющих желательно фиксировать с помощью фото или видеосъемки ‒ это не запрещено законодательством;
- в ходе проверки фармацевт вправе отказаться от объяснений, в том числе в связи с необходимостью юридической помощи, которая гарантируется всем гражданам РФ.
Также лектор обратила внимание на то, что в акте проверки фармацевт имеет право не согласиться с нарушениями, оставив пометку в акте «с нарушениями не согласен, подробные пояснения будут представлены при рассмотрении дела».
Список обязательных требований в аптеке довольно большой и часто пугает фармработников. Однако при правильной организации труда все нарушения можно предупредить. Обратитесь за помощью к руководителю аптечного учреждения. Именно он чётко знает законодательство в отношении деятельности аптек, особенности ведения документации, а также меры контроля для предупреждения нарушений.
Бонус
Ответственность фармспециалистов за нарушение требований законодательства согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195‑ФЗ
Нарушение | Штрафные санкции | Статья КоАП РФ |
Отсутствие на остатках аптеки ЛС, входящих в минимальный ассортимент. Отказ в продаже лекарственных препаратов из минимального ассортимента |
|
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ |
Превышение оптовой, розничной надбавки к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на указанные лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП |
|
ч. 4 ст. 14.4.2 КоАП РФ |
Неправильно оформленный протокол согласования цен |
|
ст. 14.6 КоАП РФ |
Отсутствие реестра цен на ЖНВЛП |
|
ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ |
16 ноября 2024
Текст: Наталья Грушина
Фото: www.istockphoto.com/PIKSEL
Выпуск: №251, ноябрь 20242563 просмотров
2563 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям