Подарки: причины и следствия
Юлия Егорова проясняла сложный вопрос «признательности пациентов»
По долгу службы мы отдаем нашим пациентам труд, профессиональные умения и рабочее время. Но не всё в нашей работе определяется правилами.
Обследуя пациента, выясняя анамнез его болезни и проводя лечение, мы вникаем в его проблемы, переживания, проникаемся к нему сочувствием. Больные, конечно, чувствуют такое отношение врача и после выздоровления искренне хотят отблагодарить своего «спасителя».
То, что признательность пациентов нередко принимает материальные формы, ни для кого не секрет. Более того, это было практически официально признано нынешним министром здравоохранения Вероникой Скворцовой во время ее первой пресс-конференции на высоком посту. Правда, допустимая, по ее мнению, благодарность – это цветы, «спасибо» или какая-либо приятная мелочь. Между тем, фантазия пациентов на тему «приятных мелочей» не имеет границ.
В профессиональных интернет-сообществах и блогах можно встретить множество забавных примеров благодарности пациентов: алкоголь в ассортименте от початой бутылки водки до дорогого элитного, шоколадные конфеты (обязательно!), стихи, книги, картины, канцелярские принадлежности, разнообразная косметика и парфюмерия, котенок, бронежилет, кошачий корм, набор фарфоровых слоников, постельное белье, посуда, колготки, канистра бензина, медный бюст Мао Цзэдуна, стиральный порошок, семейные трусы с неприличным рисунком, тяпка, красная гипюровая кофточка, коза с козлятами, балалайка, кассета с порнофильмом, противогаз, цыплята и даже приглашение покататься на поливальной машине.
Конечно, подарки бывают полезные. Я долго пользовалась тонометром, который мне подарила пациентка, после того как заметила, что мой уже совсем потрепан. Однако тема подарков в медицине непроста в моральном и юридическом плане. С одной стороны, она граничит с таким понятием, как взятка, с другой – в подарке врачу пациенты часто выражают искреннюю благодарность. Поэтому задача врача – правильно оценить мотивы того, кто приходит с презентом. Обидеть отказом признательного пациента так же неправильно, как принять на себя вместе с подарком определенные «обязательства». Осложняет ситуацию то, что согласиться на подарок или отвергнуть его нужно сразу, долгие раздумья тут неуместны. К слову, этикет предписывает вернуть подношение сразу же, не разворачивая упаковку, и с объяснением отказа.
Vox populi
Даже пользуясь услугами платной медицины, некоторые благодарные пациенты делали врачам (шаманам, знахарям) подарки сверх гонорара. Первый из таких подарков, упомянутый в истории, – золотые оковы, пожалованные царем Дарием пленному греку Демокеду за излечение от вывиха стопы. Неизвестно, насколько врач обрадовался этому подарку, поскольку золотая цепь была тяжелее железной. Впоследствии у сильных мира сего популярным подарком в дополнение к гонорару считался баронский титул.
Многие пациенты дарят врачам подарки. Результаты различных опросов на просторах Интернета1 свидетельствуют, что от 8 до 50 % людей дарят что-то медработникам во время или после лечения. Пациенты делятся на тех, кто хочет сделать врачу презент, но затрудняется с выбором, и тех, кто категорически против какой бы то ни было вещественной благодарности докторам. Сами же врачи, обсуждая эту тему, отмечают, что их интересуют не подарки, приятнее всего было бы получать нормальную зарплату. При изучении всевозможных интернет-форумов у меня появилось тревожное ощущение, что общественность довольно четко утвердилась во мнении: «Если медработнику ничего не подарить, он не будет хорошо выполнять свои обязанности». Это значит, что есть недоверие к врачам, что престиж этой профессии невысок. Пациенты знают, что доктора зарабатывают мало, и, следовательно, они материально не заинтересованы в выполнении профессиональных обязанностей, поэтому нередко врачей хотят простимулировать подарками.
Закон не суров
Законодательство раскрывает тему приятных мелочей следующим образом: «Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда <…> работникам лечебных <…> учреждений <…> гражданами, находящимися в них на лечении <…>, супругами и родственниками этих граждан» (ст. 575 ГК РФ). При этом нужно помнить, что если одариваемый – должностное лицо (главный врач, заведующий отделением) или государственный служащий, то вручение ему приятных мелочей и особенно их денежных эквивалентов запрещено уже другими законами – о государственной службе и статьёй УК о взятках. Если же нарушен только гражданский кодекс, ответственность состоит в том, что сделка дарения признается недействительной. Представьте, что пациент подарил врачу, к примеру, очень дорогой чайный сервиз, потом одумался и обратился в суд, чтобы сервиз вернули. Действие, как мне кажется, за пределами логики и общепринятых этических норм, в действительности так никто не поступает.
По законам предков
В различных толковых словарях ключевым в определении «Подарка» является слово «безвозмездно». Но так ли это на самом деле? Изучение теоретических аспектов дарения, как ни странно, приводит нас не к психологии или философии, а к этнографии.
Одной из лучших работ на эту тему мне кажется «Эссе о даре» французского ученого-этнографа Марселя Мосса (1872–1950). Автор обращает внимание читателя на то, что в абсолютном большинстве архаичных культур подарки, при видимой добровольности дарения, на самом деле были жестко регламентированы морально-этической схемой.
Что же изменилось с тех пор? Ведь при достаточно свободных в наше время правилах этикета мы прекрасно знаем перечень ситуаций, в которых ничего не преподнести человеку «неудобно», то есть существует некое моральное обязательство презентовать что-либо. Более того, в большинстве случаев дарение – это не единичный «оторванный» факт, оно предполагает установление взаимоотношений между адресантом и адресатом этого процесса, в результате которого должен быть получен ответный дар. То, что в архаичных обществах принимало форму ритуалов общения между племенами и семьями, в наше время трансформировалось в достаточно сложную систему дипломатических и деловых подарков. Отказ от подарка, предусмотренного ритуалом, в первобытном обществе фактически приравнивался к агрессивному поведению и мог означать даже объявление войны. Сейчас, конечно, все не так серьезно, как раньше, но вспомните – какой неловкой и дискомфортной становится ситуация в которой по какой-то причине приходится отказываться от подарка.
Пять причин подарков
Марсель Мосс называет пять мотивов дара: долг, выгода, страх, любовь и жалость. С уверенностью можно сказать, что подарки врачам делаются по каждой из этих причин. Долг состоит в желании отплатить за выполненную работу, и также может быть следованием традиции, если она в лечебном учреждении существует. То есть подарок доктору вручается потому что «так принято» и чтобы быть «не хуже других». С такими подарками, как правило, не возникает этических сложностей, потому что они чаще всего не слишком дорогие и их вручение упрощено существованием ритуала. Распространенный пример – символический «обмен» ребенка при выписке из роддома на торт или букет цветов.
Подарки для получения выгоды – тоже не редкость. Они более дорогие, и при вручении часто сопровождаются намеком на то, что хотелось бы получить в ответ на презент. Например, родственники больного говорят: «Ну, Вы там присмотрите за ним» и протягивают медработнику неподписанный конверт.
Разумеется, подарки из страха тоже встречаются. Эта неприятная ситуация знакома мне как практикующему анестезиологу, и возникает она из-за баек про «плохой наркоз», который непременно таким и будет, если не задобрить врача заранее.
Любовь – в нашем случае это, пожалуй, громко сказано, но ведь случаются ситуации реального спасения жизни или какой-то значительной профессиональной удачи, после которых пациенты испытывают глубокую и искреннюю благодарность. Эти подарки приятны даже не своей ценностью, а связанными с ними воспоминаниями.
И, наконец, жалость. Как это ни грустно, но в нашей стране, где труд врача мало ценится и еще меньше оплачивается, распространена практика «подать врачу на бедность». Ситуация в целом неприятная и унизительная, тем более что вручение таких подарков может сопровождаться не всегда уместным высокомерием.
Подарок «до» и «после»
Если принять за правило, что дарение требует ответного презента, можно легко и быстро проанализировать любую ситуацию вручения подарка. Презент от пациента, который завершает процесс лечения, обычно не вызывает никаких вопросов: врач понимает, какие его действия привели к счастливому финалу, либо какой ситуацией или традицией этот презент обусловлен. В этом случае мотивами пациента, скорее всего, будут благодарность или дань традиции. По моему мнению, такой подарок уместно и прилично принять, так как никаких моральных обязательств он не создает, а скорее наоборот, прекращает их со стороны пациента и как бы приятно завершает взаимодействие.
Другое дело – подарок «начальный», на подсознательном уровне создающий необходимость «вернуть должок». Мотивы такого дарения – страх или выгода. Лично мне такие подарки неприятны, и я не считаю невежливым от них отказаться.
Многие доктора придерживаются мнения, что любая благодарность за лечение должна быть принята, дабы не обижать отказом человека, который решил ее так или иначе выразить.
Любой отказ пациенту – это тонкий деонтологический момент. Надо понимать, что желание «подкупить» или «задобрить» врача возникает, скорее всего, на почве изначального недоверия и негативного отношения. Следовательно, отказ от подарка, вероятно, будет расценен как нежелание хорошо лечить, даже за подарок. Определенно, это плохо скажется на установлении психологического контакта между больным и врачом и, возможно, на результатах лечения.
Наверняка у каждого практикующего врача есть привычные способы бесконфликтного отказа от подарков, которые по каким-либо причинам лучше не принимать. Я поделюсь с вами своими. Клин вышибают клином, ритуал побеждается ритуалом. Поэтому, когда перед операцией ко мне начинают подходить пациенты или их родственники с чем бы то ни было, я твердо им говорю: «Ни в коем случае, очень плохая примета!» Несмотря на все достижения современной науки и культуры, обыкновенное суеверие не имеет контраргументов. Как правило, после операции дарители благополучно исчезают и деонтологических проблем с ними более не возникает.
В США подарки врачам запрещены. Однако некоторые штаты поступились этим правилом: в Миннесоте можно делать «дары» доктору, но стоимостью не дороже $50, в Вермонте — $25. Британские врачи заносят презенты пациентов в налоговую декларацию. А вот в Африке местные жители без всяких последствий приносят эскулапам охапки бананов, ананасы и даже могут привести... слона.
Как быть
Принимать подарки или отказываться от них – это личный выбор каждого в каждой конкретной ситуации. Настоящая безнравственность, которой, на мой взгляд, нужно избегать, – это постановка своей профессиональной деятельности в зависимость от получения или неполучения презента, а также информирование пациента о своем желании получить какой-либо подарок. Исчезнут такие ситуации – вырастет престиж врачебной профессии и, самое главное, доверие.
8328 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям