18+

Наталья Самарина

Наталья Самарина

"Новые аптеки, как маленькие дети, требуют пристального внимания, терпения и заботы"

Текст: Ирина Цыпленкова
Фото: Алексей Головко
 
 
Досье КС

Наталья Самарина
Город: Санкт-Петербург
Должность: директор региона Северо-Запад, ООО «Аптеки А5 Санкт-Петербург»
Семейное положение: замужем, есть дочь
Наталья, в Интернете я нашла много положительных отзывов от сотрудников аптек «А5» о вашем стиле руководства. Расскажите, пожалуйста, что помогло вам сформироваться как руководителю? Каким путем вы пришли к своей нынешней должности, «как закалялась ­сталь»?
 
Характер человека формируется на протяжении всей жизни. Как говорил Уильям Шекспир: «Наша личность — это сад, а наша воля — его садовник». К своей должности я пришла путем непрерывной работы. Образование, получение опыта и самосовершенствование — вот основные векторы моей ­деятельности.
 
На сегодняшний день у меня два высших образования: Сибирский государственный медицинский университет и программа MBA. Сейчас я активно развиваю регион Северо-Запад Аптечной сети «А5», имею большой опыт работы и с другими аптечными сетями. Ранее развивала филиал «Ригла» в Санкт-Петербурге, аптечную сеть «Эдифарм». В своей практике активно использую бенчмаркинг, общаясь с успешными людьми, я нарабатываю компетенции, складываю в свою копилку «фишки», которые впоследствии применяю на ­практике.
 
Наталья, приведите, пожалуйста, пример успешного человека, у которого вы учились. Или, может быть, поделитесь какими‑то конкретными «фишками», которые вы ­почерпнули?
 
Сейчас я учусь у генерального директора Группы аптек А5 — Андрея Гусева. Он для меня — пример очень успешного топ-менеджера фармацевтического рынка. Яркий лидер, которому удалось сформировать эффективную управленческую команду в «А5». Инновационный подход, стратегическое мышление, ориентированность на результат, активная жизненная позиция и огромное человеколюбие — Андрей обладает всеми теми качествами, которые я очень ценю в ­людях.
 
Мне в жизни всегда очень везло на хороших людей, которые видели во мне потенциал, давали большие возможности и просто были учителями, друзьями. Я начинала свою карьеру заместителем главного врача по лекарственному обеспечению в медсанчасти. Главный врач не побоялся дать мне полномочия решать вопросы лекарственного обеспечения больницы, хотя я была молодой, только что выпустившейся студенткой фармацевтического факультета. Он оказал мне огромное доверие, предоставив такую возможность. А в одной из компаний, где я работала, мне позволили провести реинжиниринг всех бизнес-процессов для достижения поставленных собственником ­целей.
 
Реинжиниринг — звучит сложно. Расскажите, что ­это?
 
Реинжиниринг — это страшное слово, и его у нас не любят, потому что это изменение всех бизнес-процессов: от поставщика услуг по инкассации и охране, заканчивая системой мотивации сотрудников. За полгода я получила результат — аптеки достигли тех показателей, которых ждал собственник. Достичь этого удалось за короткий промежуток времени, и пусть там требовалась еще доработка, главное — все получилось! Я очень благодарна собственнику компании, что предоставил мне такую возможность испытать себя и научиться ­новому.
 
К счастью, сейчас, в компании «А5», этот опыт мне не нужен. У нас и так всё с нуля, мы просто применяем самые успешные методы и технологии. А примеров для этого достаточно — тысяча успешных аптек в ­Москве.
 
Аптечная сеть «А5» очень быстро и активно развивается. На что вы делаете ставку в открытии новых аптек? Помимо основных законов вроде проходимости места и так ­далее.
 
Действительно, за последние три года группа компаний А5 заняла 20‑е место в рейтинге РБК «30 самых быстрорастущих российских компаний». Первые аптеки в Северо-Западном регионе мы открыли в августе 2013‑го года. Сейчас работает уже 68 аптек в Санкт-Петербурге и Ленинградской ­области.
 
Во-первых, мы делаем ставку на партнерство. Много аптек открыто на площадях нашего стратегического партнера — X5 Retail Group. Также мы успешно сотрудничаем с «Евросетью». За счет трафика партнера мы получаем гарантированный поток покупателей в наши аптеки. А благодаря мультиформатности нам удается охватить различные сегменты покупателей. Форматы аптек компании: А5 — открытая форма торговли, «Норма» — дискаунтер, «Фармадар» — аптека у дома с низкими ценами. Открываемся там, где позволяет рынок. Всё‑таки, как сказал главный герой в одном произведении Харуки Мураками: «Есть три составляющих коммерческого успеха: место, место и еще раз ­место».
 
Чем отличается сеть аптек «А5» от других аптечных ­сетей?
 
Мы активно используем инновации. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге запускаем проект «Аптека-робот». Благодаря высокой степени автоматизации бизнес-процессов первостольник сможет больше времени уделить покупателю. Покупатель сможет в режиме онлайн наблюдать за процессом доставки роботом выбранного препарата. Невозможно получить быстрый результат и стремительно развиваться, не применяя ­инноваций.
Второе наше отличие — мы очень заботимся о людях. Мы ценим высококлассных специалистов, предоставляем подъемные для иногородних, премии за трудоустройство и так далее. Даем также нематериальную мотивацию. Например, сейчас отправляем отдыхать на неделю в страны Европы и Африки всех сотрудников, устроившихся на работу летом. И еще в «А5» каждому сотруднику дают возможность сделать стремительную карьеру. Многие с этой целью к нам и ­приходят.
 
Если вы поощряете стремление к карьерным успехам у сотрудников, то как получается при этом поддерживать хорошие отношения в ­коллективе?
 
Для того чтобы сплотить персонал, сделать каждого работника членом одной большой команды, мы проводим командные ­тренинги.
 
Отрабатываются навыки по различным направлениям деятельности — финансовый минимум, управленческие тренинги, тренинги эффективных продаж. На собеседовании HR-специалист выясняет у каждого претендента его мотивацию. Впоследствии персонал подбирает новому работнику список тренингов, которые помогут ему развиваться не только как работнику, но и как ­личности.
 
Каким ­образом?
 
В компании принято делегировать полномочия, предоставляется возможность проявить себя. Директора аптек у нас, например, активно участвуют в управлении. Также мы регулярно проводим мотивационные конкурсы. Недавно сотрудники, победившие в программе «Товар дня», ездили за рубеж. Да и сам процесс соревнования объединяет ­коллектив.
 
На совещаниях мы всегда разбираем бизнес-кейсы, приглашаем лучших и спрашиваем: «Расскажи, как ты достиг таких результатов?» — например, по продаже «Товара дня» или по собственной торговой марке. Собственная торговая марка (СТМ) — то, что мы можем предоставить покупателю как новое и интересное, то, что нас выделяет из ряда других аптек, эксклюзивный товар. Например, на последнем совещании отметили директора аптеки в Красном Селе, которая достигла более 9 % продажи СТМ, причем годом ранее было всего около 3 %. Директор аптеки Ирина Васильевна рассказала, что сотрудники весь новый товар пробуют на себе. Например, утро начинают с киселя «Вита Актив» (наш СТМ). После такого тестирования первостольники с удовольствием предлагают кисель ­покупателям.
 
Мотивируем людей деньгами. Сейчас у нас проходит акция: те, кто устроился в октябре или ноябре, получают бонус — своеобразный подарок к Новому году, даже не надо выжидать испытательный срок в три месяца. В общем, правильная мотивация и обилие интересной работы уберегают наших сотрудников от конфликтных ­ситуаций.
 
А конфликтные ситуации всё‑таки случаются? Как вы с ним ­справляетесь?
 
На практике руководителю ежедневно приходится решать множество нестандартных проблем. И, конечно, порой в процессе работы возникают конфликтные ситуации. Не всегда конфликты — это плохо. Один из специалистов по конфликтологии, Зиммель, утверждал, что это очень полезное ­явление.
 
Конфликты обостряют ситуацию, как, например, кризисы, и поэтому ­очищают. Они вытаскивают на поверхность скрытые ситуации, которые необходимо решать. Все люди живые, они соприкасаются друг с другом, «трутся», как атомы и молекулы, и получается результат. То же самое с конфликтом, но важно направить его в правильное ­русло.
Другой специалист по конфликтам, Норман Шапиро Гриер, считает, что прежде всего нужно выявить, из‑за чего он начался, в чем проблема и как он протекает. Причем важно выслушать доводы обеих ­сторон.
 
Часто случается, что выказанные претензии не совпадают с истинными интересами. Задача руководителя — докопаться до истины и по возможности удовлетворить интересы обеих сторон. Но это в большей степени теория, а на практике важно личное общение с сотрудниками. Руководитель всегда должен быть в курсе, чем живет его ­коллектив.
 
Наталья, а чем будет жить сеть аптек «А5» Северо-Западного региона в 2015‑м ­году?
 
У нас есть стратегия развития компании на 2015‑й год. В том числе есть план развития нашего региона — мы хотим открыть 50 новых аптек. Но, открывая новые аптеки, их необходимо холить и лелеять — они, как маленькие дети, требуют пристального внимания, терпения и заботы. Помимо этого, будем развивать новые форматы аптек, оптимизировать бизнес-­процессы.
 
Скоро Новый год, про подарки сотрудникам мы уже говорили, а вам что больше по душе: дарить подарки или получать их? Как выбираете подарки для тех людей, которым, как говорится, «нечего дарить, потому что всё уже ­есть»?
 
Точного ответа по поводу подарков у меня нет: я их люблю и дарить, и получать. Что же касается людей, у которых «всё есть» — я с этим не согласна. Чтобы подарить человеку правильный подарок, нужно просто изучить его интересы и предпочтения, и тогда проблемы выбора не ­будет.
 
Например, для меня идеальный подарок — это яркие впечатления и ощущения. Мне нравятся внезапные, незапланированные вещи, подарки, которые вызывают взрыв эмоций. Я абсолютно всё планирую, и когда кто‑то делает что‑то внепланово — мне это очень нравится. К примеру, недавно с друзьями ездили в веревочный городок на канатную дорогу. Я не думала, что буду когда‑нибудь подниматься по веревочным лестницам, но это было здорово! Иногда мне нравится тихий спокойный отдых, когда мы с девчонками собираемся в СПА на процедуры. Я люблю хорошие произведения, дочь традиционно дарит мне книги, развивает ­меня.
 
А вы любите семейные традиции? Например, как обычно празднуете Новый ­год?
 
Конечно, есть традиции, которые я люблю и поддерживаю. Новый год всегда встречаем в кругу семьи, на новогодние праздники тоже стараемся быть вместе: смотрим фильмы про Рождество, катаемся на лыжах. Из других традиций: мы с мужем стараемся каждый вечер гулять по дубовой аллее, что рядом с домом. Зимой листьев нет, но всё равно остается определенный шарм. Мы любим путешествовать, даже по России, стараемся в выходные выехать куда‑нибудь, либо в ближайшие города-спутники, либо в ближнее зарубежье — Финляндию, ­Эстонию.
 
Мы часто всей семьей, правда, без собаки (смеется), выбираемся в театр. Больше всего любим ходить на классику: постановки «Женитьба» в Александрийском театре и «Евгений Онегин» в Мариинском — наши любимые. Мы с мужем часто посещаем Казанский собор, где мы с ним венчались, и Морской Собор в Кронштадте. По выходным мы с дочерью ходим на йогу или же посещаем другие групповые ­тренировки.
 
Наталья, насколько я поняла, вы очень тесно общаетесь со своей дочерью. Как вам удается столько времени проводить вместе? Девушки-студентки обычно предпочитают проводить время со ­сверстниками.
 
Она всегда была самостоятельной, и удивлялась, если я начинала проверять уроки. С детства дочь была полноправным членом семьи, хоть и маленьким. Мы пытались ее воспитывать, но из этого ничего не вышло, а потом я стала ее воспринимать как подругу. Она легко и свободно умеет общаться на различные темы. Я увидела, что она развивается и идет дальше, и я тоже у нее училась. Например, научилась у нее пользоваться программой Foursquare — это очень удобно. Она помогает мне, когда мы занимаемся шопингом — у нее есть компетенции, которыми не обладаю я. Чем дочь взрослее, тем ближе мы становимся. Я очень этим дорожу и понимаю, насколько это хрупко. Главное, мне кажется, — вовремя перестать играть в «дочки-­матери».

 

4081 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.