18+

«Первостепенная задача — помочь фармработникам разобраться в новых правовых актах»

«Первостепенная задача — помочь фармработникам разобраться в новых правовых актах»

«Первостепенная задача — помочь фармработникам разобраться в новых правовых актах»

Интервью о дополнительном профессиональном образовании фармацевтов и провизоров — самые востребованные и сложные темы обучения

Нормы и правила, регулирующие деятельность аптечной организации, меняются весьма стремительно. Поэтому фармацевту и провизору необходимо уверенно ориентироваться во всех их изменениях и дополнениях. Но где найти необходимую информацию и как систематизировать её правильно? Помимо профессиональных медиа и официальных сайтов регуляторов, в подобной ситуации могут быть полезны университетские циклы непрерывного фармацевтического образования. Высшая школа старается вникнуть в чаяния специалистов и идёт в ногу со временем, разрабатывая учебные программы, посвящённые различным актуальным изменениям в регулировании фармацевтической деятельности. Какие перемены происходят в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) и в самой процедуре аккредитации? Какие учебные программы наиболее интересны фармацевтам и провизорам? В чем специфика обучения не студентов, а слушателей с солидным профессиональным опытом? На эти и другие вопросы корреспондента «Катрен-Стиль» ответила кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета дополнительного профессионального образования РязГМУ Ирина Григорьева.

«Катрен-Стиль»: Ирина Викторовна, какие вопросы аптечной деятельности наиболее интересны слушателям учебных программ ДПО? Что изменилось за последние годы?

Ирина Григорьева: Наверное, те, которые связаны с нововведениями, утверждением новых нормативно-правовых актов. Пять лет назад мы помогали слушателям разрабатывать руководство по качеству и стандартные операционные процедуры, а затем перерабатывать в соответствии с профстандартами функционально-должностные инструкции и часть ранее утверждённых СОП. Сегодня самыми востребованными являются вопросы о новых правилах оформления рецептов и отпуска лекарственных препаратов (в том числе иммунобиологических), а также о нововведениях по работе с НС и ПВ. Требуют разъяснения различные аспекты «регуляторной гильотины», риск-ориентированного подхода к проверкам, контроля по проверочным, а теперь и по оценочным листам.

Фармацевтические специалисты с удовольствием записываются и на учебные циклы «Инновационные лекарственные формы и системы доставки лекарственных веществ», «Проблема фальсификации лекарственных средств».

«КС»: Есть ли вопросы, которые являются для фармспециалистов трудными, неоднозначными, вызывающими волнение или опасения?

И. Г.: Да, есть. Среди таких вопросов важно отметить, в первую очередь, некоторые особенности процесса периодической аккредитации. ДПО неразрывно связано с ней: мы не просто обеспечиваем повышение квалификации фармацевтических работников в соответствии с лицензионными требованиями, мы помогаем им в планировании траектории пятилетнего плана обучения, подготовке портфолио для аккредитации.

В 2021 году наша кафедра продолжила проведение научно-практических конференций для фармацевтических работников, освещая самые актуальные темы: правила отпуска лекарственных препаратов, изменения в НПА по медицинским изделиям, синдром эмоционального выгорания у медицинских и фармацевтических работников и др.

Поскольку за последнее время вышло несколько приказов по тематике аккредитации, в программе двух последних конференций поднимался вопрос о методике её проведения, системе набора баллов, правилах подготовки портфолио. Слушателям это очень и очень важно.

Наши конференции проходили онлайн, и всем зарегистрировавшимся мы выслали запись докладов, понимая, что конференция проходит в рабочее время и не у всех была возможность присутствовать на ней от начала до конца.

«КС»: Что можете сказать о последних изменениях в процедуре аккредитации?

И. Г.: Самой новой из принципиально важных корректировок можно считать дополнение Федерального закона 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указанием о моменте, с которого аккредитация считается пройденной. Теперь специалист считается прошедшим аккредитацию с момента внесения данных о её прохождении в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

И вот здесь фармацевтические работники оказались «заложниками ситуации». В том смысле, что пока, кроме скана или скриншота с экрана протокола заседания аккредитационной комиссии, никакого подтверждения пройденной периодической аккредитации они не имеют.

Сама система проведения периодической аккредитации сегодня абсолютно понятна и лояльна. Специалисты должны пройти обучение в объёме 144 часа (дробно или единовременно). Если они набирали баллы учебными мероприятиями, подтверждёнными на интернет-портале НМиФО (это онлайн-конференции, онлайн-семинары, интерактивные модули), то достаточно 74 часов обучения на курсах повышения квалификации — при суммарном объёме в 144 часа вместе с мероприятиями, которые пройдены онлайн. Такие правила установлены пунктом 83 Приказа Минздрава России от 22.11.2021 № 1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Документ действует до 1 марта 2023 года. Надеемся, что резких перемен всё же не будет.

«КС»: Какие другие вопросы фармацевтической деятельности остаются острыми для фармацевтов и провизоров — слушателей программ ДПО?

И. Г.: В первую очередь, вопрос о возможности руководителя организации, имеющего сертификат по специальности «Управление и экономика фармации», выполнять функции прописанные в профстандарте «Провизор». В частности, такие, как приёмка товара и отпуск лекарственных препаратов. Сегодня это законно при оформлении по совместительству на должность «провизор».

Крайне волнующим остаётся и такой вопрос: какой сертификат должен иметь специалист, занимающий должность «провизор»?

К сожалению, в нормативных правовых актах ответ на него не появился. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“», как и новый проект аналогичного приказа, не говорит о том, какой сертификат должен иметь специалист, получивший диплом до 01.01.2016 г. и занимающий должность «провизор». После того, как отменены отдельные положения Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н (а он закреплял за провизором специальности «Фармацевтическая технология» и «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»), вопрос остаётся открытым.

При этом профстандарт «Провизор» не приводит требований к наличию сертификата. Однако о необходимости сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) говорит Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан» (статьи 69, 100) и пункт 4 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

При обсуждении проекта нового приказа (взамен приказа 707н) на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов многие фармацевтические работники предлагали дополнить приказ соответствующими квалификационными требованиями — закрепить право работы на должности «Провизор» с любым «провизорским» сертификатом. С волнением будем ждать, услышан ли голос профессиональной общественности — внесены ли правки в приказ, в буквальном смысле слова решающий судьбы большого числа специалистов.

На общественном обсуждении находится также проект приказа «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников». По наименованию должностей он максимально приближён к профессиональным стандартам и не содержит таких должностей, как «Старший провизор», «Старший фармацевт», «Младший фармацевт», «Фасовщик». В проекте есть и рекомендации по должности «Провизор-стажёр», которые ранее содержались в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н.

«КС»: Да, многие вопросы фармацевтической деятельности тесно связаны с нормативно-правовой базой. Каковы подходы к её изучению в рамках программ ДПО?

И. Г.: Первостепенная задача ДПО — помочь фармацевтическим работникам разобраться в новых правовых актах и разработать методологию их внедрения. Короткие 36‑часовые циклы НМиФО очень удобны для решения этой задачи.

За последние годы произошли существенные изменения в нормативно-правовой базе фармации. Внедрение Правил НАП и Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных средств потребовало быстрейшей реакции и создания новых циклов повышения квалификации. Это учебные циклы «Правила надлежащей практики хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента», «Стандартные операционные процедуры в аптечной организации», «Система менеджмента качества в аптечной организации», «Правила хранения и отпуска лекарственных препаратов», «Контроль качества и стандартизация лекарственных средств».

А вот после утверждения профстандартов необходимо было объяснить, являются ли их требования обязательными и каким образом скорректировать должностные инструкции и СОП. Так появился цикл «Профессиональные стандарты в работе аптечных организаций».

Внедрение новой системы контроля и надзора отражено в учебном цикле «Риск-ориентированная модель проведения проверок. Чек-листы Росздравнадзора». Реформа нормативно-правовой базы — в цикле «Регуляторная гильотина. Нормативно-правовое регулирование в сфере обращения лекарственных средств».

Большое внимание уделяем консультированию и информированию посетителя аптеки. Пользуются популярностью наши циклы «Основы фармацевтического консультирования», «Фармацевтическое консультирование при вирусных инфекциях», «Основы рациональной фармакотерапии», «Информационно-консультационная работа аптечных организаций по рациональному применению лекарственных препаратов».

«КС»: Насколько трудно обучать не студентов, а уже работающих по профессии специалистов — в особенности с учётом объёма информации, необходимой в сфере фармацевтической деятельности?

И. Г.: Конечно же, обучение в системе ДПО отличается от обучения студентов. Это связано, во‑первых, с ограниченным временем обучения, во‑вторых, с контингентом обучающихся. Основные слушатели программ последипломного обучения — это взрослые люди разного возраста и стажа работы, с различным уровнем теоретической подготовки и практического опыта.

Взрослый человек обучается для решения конкретной жизненной проблемы, достижения конкретной цели — и потому рассчитывает на безотлагательное применение знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения. Это огромный плюс: обучающийся перестаёт быть пассивным реципиентом информации, ему принадлежит активная роль в учебном процессе. И во многом слушатель определяет основные параметры этого процесса (цели, содержание, формы, методы, средства, источники).

В то же время есть определённые сложности: за короткий период обучения необходимо всесторонне осветить поставленную проблему, дать ответы на наиболее трудные и интересующие вопросы — и обязательно предложить варианты применения полученной информации в практической деятельности.

«КС»: Как влияет на процесс обучения стаж работы по профессии?

И. Г.: Следует учитывать, что на разных этапах профессиональной деятельности ожидания от повышения квалификации меняются. Например, специалист с небольшим стажем работы заинтересован в приобретении, закреплении, уточнении профессиональных знаний, отвечающих требованиям его конкретного рабочего места. Фактически ему нужно дообучение.

Профессионал со стажем около 10 лет ожидает, прежде всего, стимула к развитию творческого потенциала. К этому моменту у многих возникает неосознанная потребность в ломке сложившихся стереотипов профессионального поведения — а точнее, потребность обновления. А в период инновационных преобразований в профессиональной сфере даже опытный специалист нуждается в приобретении умений действовать в ситуациях неопределённости, быть конкурентоспособным.

Человек, имеющий за плечами значительный опыт профессиональной деятельности, испытывает потребность поделиться своими знаниями, умениями с коллегами. Ему необходимо предоставить возможность осмысления, обобщения и трансляции своих достижений.

Безусловно, с возрастом некоторые физиологические функции организма, связанные с процессом приобретения знаний, несколько ослабевают: снижается зрение и слух, ухудшается память (обычно это происходит волнообразно в 34–35 лет и 45–50 лет), замедляется реакция и уменьшается гибкость мышления. Но при этом появляется целый ряд позитивных качеств, способствующих лучшему обучению: жизненный и профессиональный опыт, склонность к анализу, способность к наблюдению, рациональность умозаключений, логичность мышления.

С учётом вышеперечисленного, очень важно умение преподавателя создать в учебной группе неформальный, основанный на взаимном уважении, доверии и эмпатии психологический климат. Необходимо сформировать ситуацию взаимодействия в процессе обсуждения, т. е. дать каждому слушателю возможность самовыражения и самоутверждения среди коллег за счёт применения профессионального опыта, компетенции и вновь приобретённых знаний. При этом сохраняется ведущая роль преподавателя как основного источника информации, лидера и организатора процесса обучения.

«КС»: Как Вы считаете, оправдано ли мнение о необходимости ежегодного повышения квалификации или достаточно обучаться раз в пять лет? Какая периодичность обучения будет оптимальной?

И. Г.: В любой области знания устаревают. Общепризнанно, что особо быстро этот процесс идёт в сфере бизнеса — в течение двух лет. Однако в области фармации устаревание знаний идёт ещё быстрее. Развитие фармацевтической отрасли происходит такими темпами, что даже ежегодное повышение квалификации не всегда успевает за изменениями в законодательстве.

За последние годы практически полностью обновилась (или продолжает обновляться) нормативно-правовая база, поэтому в обновлении знаний нуждаются не только молодые специалисты, но и профессионалы с большим стажем и опытом практической деятельности.

В этом смысле система НМиФО, предусматривающая регулярное повышение квалификации с правом выбора тематики и обучающей организации, в большей степени отвечает требованиям времени. Учебные циклы, как правило, отражают самые актуальные проблемы. Онлайн-конференции и онлайн-семинары помогают ещё более оперативно донести информацию до наших специалистов.

«КС»: Что изменилось в организации учебного процесса в сфере ДПО в последние годы?

И. Г.: Работа в системе НМиФО действительно внесла большие изменения в дополнительное профессиональное образование. Ежегодное повышение квалификации позволяет реагировать на происходящие перемены, актуализировать знания специалистов на фоне постоянно меняющихся методик оказания медицинской и фармацевтической помощи, дополняемой нормативной базы, расширяющегося ассортимента лекарственных препаратов и т. п.

Если классические циклы перерабатывались, как правило, один раз в три года, то циклы НМиФО ежегодно разрабатываются новые. Например, по следам нововведений в практическую фармацию. И у фармспециалистов есть достаточно большой выбор самых разнообразных циклов, предлагаемых разными образовательными учреждениями.

Работа в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции подстегнула использование дистанционных технологий, и на всех учебных циклах применяются элементы дистанционного обучения. Это позволяет нашим слушателям учиться без отрыва от работы, самостоятельно выбирая время для освоения учебной программы.

«КС»: Нужно ли ждать новых изменений в системе ДПО в ближайшее время?

И. Г.: Система ДПО долгие годы работала в соответствии с Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». В феврале на портале законопроектов обсуждался проект приказа с несколько изменённым названием «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками, а также лицами, имеющими медицинское или фармацевтическое образование, профессиональных знаний и навыков путём обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях».

Изменение в названии связано с дополнением. Это требование Федерального закона 323‑ФЗ к лицам, не работавшим по своей специальности более пяти лет. Они обязаны пройти профессиональную переподготовку по данной специальности.

Принципиальных изменений в системе ДПО, однако, не ожидается. В проекте приказа сказано, что в течение пяти лет суммарный срок обучения должен составлять не менее 144 академических часов (за счёт одной или нескольких учебных программ), из которых не менее 36 академических часов — это обучение в очной форме.

В проекте документа также отмечено, что специалист вправе самостоятельно установить ежегодное распределение объёма и содержания обучения, в том числе с применением технических возможностей портала НМиФО Минздрава России. При этом работодатель создаёт работнику необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставляет гарантии, установленные трудовым законодательством и иными НПА, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Скорректировано требование по обучению сотрудников, которые не соответствуют квалификационным требованиями, но имеют непрерывный стаж практической работы по соответствующей специальности (медицинской или фармацевтической) более 5 лет. Так, для работников, имеющих стаж от десяти лет и более, обучение организуется по образовательным программам повышения квалификации. Для специалистов со стажем в пять-десять лет, зачисленных на замещаемые должности до 1 января 2016 года, — по образовательным программам профессиональной переподготовки.

При этом стаж практической работы по соответствующей специальности подтверждается записями в трудовой книжке, трудовым договором или справкой работодателя с приложением утверждённой в установленном порядке должностной инструкции.

Новым является требование о выдаче данной категории слушателей справки с указанием, в том числе, сроков, формы обучения и основания для зачисления. Наличие этой справки, помимо документа об образовании и (или) о квалификации и документов, подтверждающих стаж практической работы по соответствующей специальности, является основанием для прохождения аккредитации.

«КС»: Какие учебные программы в рамках НМФО, а также профессиональной переподготовки действуют в настоящее время на вашем факультете?

И. Г.: На факультете дополнительного профессионального образования Рязанского госмедуниверситета проводятся циклы повышения квалификации в рамках НМФО в объёме 36 часов и 144 часа, а также циклы профессиональной переподготовки — для специалистов как с высшим, так и со средним профессиональным образованием по всем утверждённым специальностям.

В соответствии со статьёй 69 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» для фармацевтов и провизоров, не работавших по своей специальности более пяти лет, кафедра проводит профессиональную переподготовку по специальностям «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Фармация»/СПО. Слушатели, получившие профессиональную подготовку для допуска к фармацевтической деятельности, должны пройти первичную специализированную аккредитацию. Принять участие в данной процедуре они могут и в нашем университете, и в любой другой аккредитационной комиссии.

8553 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.