18+

Не хочу учиться!

Не хочу учиться!

Не хочу учиться!

Психолог Анна Танакова привела 8 причин, которые мешают детям получать хорошие оценки

Досье КС

Анна Танакова

клинический психолог, арт-гештальттерапевт, психолог-консультант по вопросам детско-родительских отношений, психолог Центра психолого-педагогической помощи молодежи «Апрель», ведущая студии песочной терапии «Чудеса на песке» Центра раннего развития «Лукоморье», (Новосибирск)

О чем мечтают родители? Конечно же, о том, чтобы у их любимого чада всё было хорошо. Чтобы он был здоров, хорошо учился, нашел свою дорогу в жизни и стал достойным человеком. В этом списке пункт «хорошо учился» занимает далеко не последнее место. Если ребенок справляется с учебной программой, приносит домой четверки и пятерки, то это просто бальзам для родительского сердца. А вот если дневник сына или дочери пестрит двойками и тройками, а маму с папой то и дело вызывают по этому поводу в школу, это повод забеспокоиться — в чем же дело?

Практика показывает, что среди ребят, которые плохо учатся, детей с интеллектуальными нарушениями или задержкой психического развития совсем немного. К тому же подобные проблемы у детей чаще всего обнаруживаются еще до их поступления в школу или же на начальном этапе обучения. Преобладающая же часть нерадивых учеников, как правило, соответствует возрастной норме развития и не имеет интеллектуальных нарушений. Причины плохих отметок в этом случае достаточно разнообразны и не всегда напрямую связаны с самим ребенком. Как разобраться, в чем они заключаются? И как помочь ему справиться с имеющимися проблемами?

Причина 1.

Всегда готов?

На разных этапах своего взросления ребенок нацелен на разрешение определенных задач, которые подчас идут вразрез со школьными задачками. Так, для дошкольника ведущей деятельностью является игра: через нее он познает мир, осваивает различные социальные роли, учится общаться с другими детьми. Роль ученика в ее классическом виде такому ребенку пока еще чужда. Вытеснение игровой деятельности познавательной, необходимость соблюдать дисциплинарные нормы и режим дня школьника — всё это может стать неподъемной ношей для ребенка пяти-семи лет, который еще не перешел в новую фазу своего развития. Родители иногда недооценивают важность фактора психологической готовности детей к обучению. Они стремятся пораньше отдать ребенка в школу: «Он ведь уже умеет считать и знает буквы!».

Однако эти навыки еще не показатель того, что он психологически созрел для обучения. Дети могут прятаться под парту во время уроков, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, а то и вовсе собрать портфель и отправиться домой к своим любимым игрушкам. Быть учеником для них еще малоинтересно. Играть с ребятами в детском саду намного увлекательнее.

Чтобы не сломить в ребенке интереса к познанию, необходимо дождаться того момента, когда он будет психологически готов к принятию на себя новой ответственной роли — роли ученика. Психологическая диагностика на готовность к обучению в школе поможет родителям прояснить свои сомнения на этот счет и принять верное решение о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Когда первоклашка готов учиться, он гордится своей новой взрослой ролью и демонстрирует прилежность. Ведь для младших школьников хорошие отметки и одобрение учителя — наивысшая оценка их успешности.

Причина 2.

Стыдно быть ботаником

В подростковом возрасте отношение к учебе даже у самого примерного ученика может резко поменяться. Главное занятие подростка — общение. Они стремятся найти себе близких по духу друзей, хотят чувствовать себя частью компании сверстников. «Если я общительный и у меня много друзей, то я успешный человек», — обычно рассуждает подросток. А вот быть зубрилой и ботаником в этом возрасте скорее зазорно, чем похвально. Переживать подростковый бунт родителям бывает очень непросто. Сколько усилий порой приходится приложить им, чтобы убедить ребенка в важности образования для человека, живущего в современном мире.

Самое главное в подобных ситуациях — сохранять спокойствие и веру в то, что и с этим кризисом взросления вы непременно справитесь. Ваше спокойствие, уверенность и понимание того, что происходящее во многом естественно, помогут не утратить контакта с ребенком, при отсутствии которого помочь ему будет трудно.

«Если я общительный и у меня много друзей, то я успешный человек», — обычно рассуждает подросток. А вот быть зубрилой и ботаником в этом возрасте скорее зазорно, чем похвально.

Взрослость предполагает ответственность, поэтому подростка в подобных ситуациях полезно ставить в ответственную позицию, чтобы со стороны не выглядело так, что проблемы в школе — это забота родителей. Заключите договор с сыном или дочерью, где будут оговорены его обязательства и санкции на случай их несоблюдения, продумайте, каким образом вы будет отслеживать, выполняется ли договор. Оговорить возможные поощрения на случай успешной учебы также будет не лишним, ведь позитивный стимул мотивирует нас гораздо сильнее, чем наказания.

Причина 3.

Ну очень активный ребенок!

Все дети очень разные. Кто‑то вдумчив и нетороплив с раннего детства, а кто‑то не может ни минуты усидеть на месте. Мысли такого ребенка то и дело скачут как ретивые лошадки, а руки и ноги почти всегда пребывают в движении. «Ну как же так, ты постоянно крутишься», — может сокрушаться мама непоседы, вспоминая, какой усидчивой и прилежной девочкой она сама была в школе.

При всем желании нельзя переделать непоседливого холерика в размеренного флегматика, а меланхолика — в неугомонного весельчака. Занятие это не только бесперспективное, но и зловредное. К тому же наряду со слабыми сторонами, у каждого темперамента есть и сильные.

Наши дети — это наша плоть и кровь, но всё же они другие, и порой совсем на нас не похожи. Чем раньше мы сможем это осознать и принять, тем больше у них шансов быть самими собой. При всем желании мы не сможем переделать непоседливого холерика в размеренного флегматика, а меланхолика — в неугомонного весельчака. Занятие это не только бесперспективное, но и зловредное. К тому же наряду со слабыми сторонами, у каждого темперамента есть и сильные. Активная жизненная позиция, коммуникабельность, артистизм — всё это может помочь ребенку-непоседе успешно реализоваться в жизни.

Впрочем, в ряде случаев высокая подвижность, невнимательность и импульсивность может являться не просто особенностями темперамента, а проявлениями синдрома двигательной гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Помните: если детский невролог поставил вашему ребенку подобный диагноз, стоит серьезно отнестись к предлагаемым им методам коррекции подобного нарушения. Наличие СДВГ свидетельствует о том, что на уровне функционирования головного мозга у ребенка есть некоторые особенности, которые мешают ему контролировать свое поведение. Его неусидчивость, постоянная говорливость, невнимательность — не результат плохого воспитания, а результат заболевания. Чем раньше ребенок станет проходить соответствующее лечение, тем больше шансов, что симптомы СДВГ заметно сгладятся и не станут препятствием для успешного обучения в школе.

Причина 4.

Страх публичных выступлений

Бывает и такое: ребенок не только любознателен, но и очень ответственен во всем, что касается учебы, но при этом его отметки оставляют желать лучшего. Причина — излишняя застенчивость и страх публичных выступлений. Малыш может замечательно читать выученное стихотворение перед зеркалом или делиться с вами своими мыслями по поводу прочитанной книги, однако делать то же самое в школе для него крайне трудно. Поэтому он предпочтет отсидеться в сторонке или даже сказать, что не готов к уроку, лишь бы не выходить к доске. В таком случае стоит помочь ребенку стать более уверенным в себе.

Посещение психологических групп для подростков может быть отличной возможностью преодолеть страхи и научиться смелее проявлять себя в компании сверстников. Будет полезно, если ваш сын или дочь дома как можно чаще будет рассказывать вам подготовленный урок так, будто он или она находится у доски. Также можно обсудить проблему с педагогом. Возможно, ребенку будет гораздо проще отвечать, например, стоя возле своей парты, постепенно преодолевая таким образом свой страх.

Малыш может замечательно читать выученное стихотворение перед зеркалом, но сделать то же самое в школе для него крайне трудно. Поэтому он предпочтет отсидеться в сторонке или даже сказать, что не готов к уроку, лишь бы не выходить к доске.

А еще вы можете научить ребенка одной маленькой хитрости. Договоритесь с ним о том, что, прежде чем начать отвечать у доски, он представит, что в классе за одной из свободных парт сидит тот, с кем ему было бы не только не страшно, но и приятно поделиться своими знаниями. Это может быть мама, бабушка, лучший друг, любимый щенок или герой книги, который вызывает у ребенка восхищение. Если ребенок мысленно направит свое внимание на этого воображаемого друга, то он сможет избавиться от тревожных мыслей о том, как он выглядит в данный момент в глазах одноклассников, и почувствовать себя гораздо увереннее.

Причина 5.

Погода в доме

Вы не понимаете, что происходит, — вместо привычных пятерок и четверок ребенок неожиданно стал приносить двойку за двойкой, а учителя теперь хором удивленно жалуются на его поведение? Это повод задуматься о том, что происходит в данный момент в семье: не могут ли эти события быть причиной перемен в поведении ребенка?

Порой родители недооценивают то влияние, которое оказывают на детей семейные конфликты и прочие неурядицы. Им может казаться, что ребенок слишком мал для того, чтобы понимать суть происходящего, или же слишком взрослый, и поэтому личные интересы для него намного важнее семейных дел. Однако это не так: ребенок любого возраста очень остро реагирует на семейное неблагополучие.

Если между мамой и папой царит любовь и взаимопонимание, дети чувствуют себя спокойными, защищенными и счастливыми. Если же между родителями то и дело вспыхивают ссоры, ребенок переживает по этому поводу всей душой, опасаясь, что его мир может рухнуть. Нередко дети склонны винить себя в происходящем и переживать из‑за этого так сильно, что могут даже заболеть или же от отчаяния начать вести себя плохо. Ведь тогда родители смогут, наконец‑то, забыть о своих разногласиях и объединиться для решения проблем любимого чада.

К «странному» поведению подростка может подтолкнуть обида и ощущение одиночества внутри собственной семьи: «Им наплевать на меня, поэтому какая разница, что со мной происходит». В каждой семье бывают свои кризисы. Но независимо от того, что происходит между мужем и женой, задача родителей — максимальное сглаживание возможных последствий конфликта для детской психики.

Старайтесь не выяснять отношения при детях, не втягивайте их в свои разногласия, не манипулируйте детьми для того, чтобы повлиять на свою вторую половину. Подобные действия могут нанести серьезный удар ребенку, поселив в детской душе страх, боль и разочарование в самых дорогих для него людях.

Причина 6.

Учитель-мучитель и одноклассники-соучастники

Бывают ситуации, когда у ребенка не сложились отношения с учителем. Как итог: беспрестанные замечания, заниженные отметки и некорректные высказывания в адрес ребенка при одноклассниках. Учиться хорошо при таком положении дел ребенку очень непросто.

Причиной подобной ситуации может явиться личная неприязнь учителя к ребенку или к его родителям. Конечно, такое поведение учителя явно не укладывается в рамки профессиональной компетентности, но, увы, в каждой профессии есть люди, которые находятся не на своем месте, и педагогика, к сожалению, не является исключением из правил. Оставлять подобные ситуации без внимания явно не стоит.

Если разрешить конфликт с педагогом не представляется возможным, подумайте о переводе ребенка в другой класс или школу. Понятно, что в жизни нам приходится приспосабливаться к разным людям, и это нормально, но иногда — особенно если речь идет о детях — цена этого может оказаться слишком высокой.

А может быть и так: учитель не делает ничего плохого по отношению к ребенку, но контакт с ним тем не менее не получается, так как ребенку этот педагог не нравится. Причин для неприязни может быть множество: ребенку может быть неинтересно на уроках, ему может казаться, что педагог не совсем компетентен в своем предмете или виной тому внешнее сходство учителя с ненавистной соседкой, которая беспрестанно делает ему замечания.

В таком случае вам придется потрудиться, чтобы донести до ребенка: другие люди не обязаны всегда и во всем нравиться ему или кому‑то другому. Отсутствие симпатии — не повод для неуважительного отношения к другому человеку. А знания в конечном счете нужны ребенку, а не учителю. Расскажите сыну или дочери пример из жизни Альберта Эйнштейна, у которого был далеко не самый грамотный учитель физики, однако это не помешало ему блестяще освоить эту науку. Помогите ребенку принять на себя ответственность за сложившуюся ситуацию.

Еще более психотравмирующей может оказаться ситуация, когда над ребенком издеваются одноклассники. Задиристая часть класса может найти для себя жертву среди робких и неуверенных в себе детей, и при каждом удобном случае делать жизнь такого ребенка невыносимой. В состоянии постоянного стресса жизненная энергия ребенка истощается, и сил для того, чтобы хорошо учиться, у него просто не остается.

Задиристая часть класса может найти для себя жертву среди робких и неуверенных детей, и при каждом удобном случае делать жизнь такого ребенка невыносимой. В состоянии постоянного стресса сил для того, чтобы хорошо учиться, у него просто не остается.

Необходимость вмешательства родителей здесь очевидна. Помогите ребенку постоять за себя, создайте условия для того, чтобы он научился проявлять себя более уверенно. А если ситуация очень острая и сложная, смените учебное учреждение на то, где царит благоприятная психологическая обстановка и воспитательные задачи не подменяются задачами образовательными.

Причина 7.

Отцы и дети

Родители могут изо всех сил желать, чтобы их ребенок был успешнее, талантливее, образованнее, чем они сами, и по этой причине стараться загрузить его по максимуму, создавая, как им кажется, условия для всестороннего развития. Однако такой интенсивный темп жизни не каждому по плечу. Упорное ориентирование на успех без права на ошибку будет держать ребенка в постоянном напряжении и истощать его силы.

Конечно, крайне важно, чтобы у детей были интересы в жизни помимо школы. Включенность в разные социальные группы — хороший способ развития навыков общения и возможность найти то увлечение, которое со временем определит сферу будущих профессиональных интересов. Однако всё хорошо в меру. Выбор кружков и секций, а также интенсивность внешкольных занятий должна определяться способностями и возможностями ребенка, а не родительскими амбициями.

А иногда бывает так — родители настолько включены в школьные дела сына или дочери, что у ребенка практически не остается возможностей для проявления самостоятельности и ответственности в этих вопросах. Мама сама обзвонит одноклассников ребенка, уточнит, что ему задали на дом, поможет сделать домашние задания, а еще соберет портфель. Ребенок настолько привыкает к тому, что родители постоянно его страхуют и берут на себя его ответственность, что в итоге он уже не хочет, да и не умеет самостоятельно учиться без постоянной помощи взрослых.

Другая крайность — полное отсутствие родительского контроля. Несомненно, есть редкие дети, которые настолько самостоятельны и самоорганизованны, что вмешательство родителей в их школьные дела вовсе ни к чему. Однако в большинстве случаев разумный родительский контроль необходим. Ведь ребенок не имеет в полной мере тех умений и навыков, которые помогут ему эффективно организовать свою учебную деятельность.

Родитель может помочь ребенку расставить приоритеты, спланировать свой день, ввести ограничения, касающиеся просмотра телевизора и времяпровождения за компьютером и т. д. Всё это и другие проявления разумного родительского контроля помогают ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

Причина 8.

Зачем и почему?

Когда мы с энтузиазмом включаемся в какую‑то деятельность? Тогда, когда четко понимаем, для чего нам это необходимо. Дети не являются исключением. Чтобы их мотивация была достаточно высокой, им важно знать, для чего они учатся. Взрослые же далеко не всегда могут привести внятные аргументы важности для ребенка того или иного предмета или образования в целом. Вопрос ребенка «Зачем это нужно?» либо ставит в тупик, либо вызывает неубедительные доказательства, далекие от детской реальности. К числу таких аргументов можно отнести объяснение «будешь плохо учиться — станешь дворником». Подобная перспектива настолько далека и призрачна, что вовсе не является пугающей — в восприятии подростка тридцатилетний человек может представляться чуть ли не глубоким старцем.

Вместо нравоучений, которые обычно ни к чему не приводят, попробуйте вместе с ребенком порассуждать на тему важности для него нелюбимого предмета. Начать можно таким образом: «Представь себе, что с завтрашнего дня во всех школах отменят физику. И дети больше никогда не будут изучать этот ужасный предмет. Как ты думаешь, что тогда будет? Может быть, так будет лучше? Или всё же нет?». Помогите ребенку смоделировать будущее, в котором люди не знакомы с этой наукой. Продумайте, какие проблемы и катаклизмы могут обрушиться на них из‑за их незнания.

А еще станьте для ребенка примером человека, который активно занимается своим самообразованием. Читайте книги, чаще смотрите интересные научно-популярные фильмы и непременно делитесь с ребенком тем, что вас заинтересовало или стало для вас открытием. Дети учатся подражая нам, поэтому наши ценности и приоритеты, образ жизни и поведение оказывают на них огромное влияние и недооценивать это никак нельзя.

Школьный период — длительный и непростой. Чтобы эти годы стали для вашего ребенка чудесными, постарайтесь быть для него надежной опорой и поддержкой, но вместе с тем обязательно давайте ему возможности для проявления самостоятельности и ответственности. Направляйте его, вдохновляйте своим примером, обязательно оставляя за ним право быть самим собой и выбирать ту дорогу в жизни, которая придется ему по душе.

2104 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.