Анатомические театры прошлого
Ольга Стенькина исследует историю «места, где смерть рада помочь жизни»
Эпоха Возрождения расширила представление людей об окружающем мире и возбудила интерес к изучению самого человека. Люди захотели знать: из чего они состоят. В это время начали сниматься существующие в средние века запреты на вскрытие людей. Учёные доказали церкви, что запреты антигуманны, они тормозят развитие медицины, потому что врач не может помочь больному, не зная структуры человека, к тому же это противоречит обязанностям христианина прийти на помощь страждущему. Церковь уступала медленно. Вскрытия сначала разрешили один раз в пять лет, потом — раз в год. Но начнём мы наше повествование с удивительной истории неординарного русского человека.
Биография скелета из Уппсалы
Чертовски ловок и везуч был Григорий Карпович Котошихин, сын монастырского казначея. Начал службу Григорий в 1645 году писарем в Посольском приказе. За проявленное немалое дипломатическое умение был произведён в подьячие. Благодаря его активному участию в переговорах с Польшей и Швецией в Дерпте (ныне город Тарту в Эстонии) русское посольство добилось желаемых выгод. В апреле 1660 года в списке царского титула при написании грамоты он допустил ошибку, но и тут повезло. За государственное преступление всего лишь был бит батогами, но со службы не прогнали. Ценили Котошихина за необычайно красивый почерк, хорошее знание языков, ловкость в делах. В свободное время для царского окружения и для домашнего Комедийного театра Алексея Михайловича подьячие переводили на русский язык заграничные романы и иностранные комедии.
Склонный к интригам, или всё‑таки затаивший обиду за батоги, Григорий Карпович, иногда тайно сообщавший шведским послам о секретных инструкциях, и сам стал заложником интриг князей И. С. Прозоровского и Я. К. Черкасского. Пришлось бежать из отечества сначала в Польшу, а затем в Стокгольм, сменил имя на Иоганн Александр Селецкий. Шведский король принял его на службу. Котошихин получил задание, обеспечившее ему бессмертие. Так появился труд Иоганна Селецкого, который в настоящее время является ценнейшим и наиболее авторитетным источником информации о состоянии Московского государства XVII века «Описание Московского государства, различного сословия людей, в нем находящихся, их обычаев, как во время радости, так и во время печали, а также описание их военного дела и домашней жизни». Григорий Карпович много подробностей знал о русской жизни и некоторые из них описал со злорадством.
Каждый русич считался собственностью царя, потому русское посольство настоятельно требовало выдачи предателя Гришки Котошихина и доставки его под конвоем в Нижний Новгород. Там ему предстояли пытки и казнь. Шведский король Карл XI отдал должное Котошихину за предоставленную им информацию и в выдаче русскому посольству отказал.

Первая страница сочинения Григория Котошихина
Гроза над головой Григория миновала, но улыбка фортуны порой обращается злым оскалом. 25 августа 1667 года Котошихин во время попойки и ссоры четырьмя ударами испанского кинжала зарезал своего домовладельца, обвинившего его то ли в краже, то ли в соблазнении жены.
По приговору суда Иоганн Селецкий (Григорий Котошихин) за совершённое преступление был казнён путём отсечения головы. Здесь закончилась его служба в качестве политика и началось многовековое служение… медицине. Его труп, как труп преступника и не востребованный родственниками, был передан в университет шведского города Уппсалы профессору Рудбеку. В анатомическом театре университета профессор произвёл зрелищное вскрытие, после чего извлёк из тела кости и скрепил их стальными проволоками. Скелет стал наглядным медицинским пособием для многих-многих поколений студентов на протяжении трёх сотен лет. В XX веке ещё видели его в университете, но потом следы скелета Григория Карповича Котошихина затерялись.
Анатомические театры
Первый анатомический театр был открыт в университете итальянского города Падуя в 1490 году, его здание сохранилось до настоящего времени.

Анатомический театр в Падуе, Италия. National Geographic
Интерес специалистов и публики был огромный, представления участились, и из них сделали познавательное шоу. Создавались разборные театры анатомии в виде переездных театров шапито. Их задачей не было научное изучение строения человека. Это был простой демонстративный показ: анатом извлекал из тела орган и высоко поднимал его для демонстрации.
Новое зрелище распространилось по Европе. Стали устраиваться стационарные анатомические театры по типу древнегреческих амфитеатров в Германии, Франции, Нидерландах, Швеции. В центре круглой сцены устанавливался стол для вскрытия тела, а вокруг строились несколько ярусов мест для зрителей. Врачи, учёные, студенты, художники, скульпторы удовлетворяли в анатомических театрах свой профессиональный интерес. Например, Леонардо да Винчи сам участвовал во вскрытиях и первым изобразил органы человека.
Однако, большинство посетителей анатомических шоу были любопытствующие. Медицинские атласы в то время ещё не были созданы и знания о строении человеческого тела можно было почерпнуть только в анатомических театрах. Перед вскрытием врач-анатом объявлял, что он демонстрирует, как гармонично создан богом человек. Залы были переполнены зрителями. В анатомический театр приходили семьями, с детьми, вся городская знать сидела в первых рядах. Профессора, врачи, богатые горожане сидели на рядах приближённых к сцене, за ними сидели студенты, а верхние ярусы были для остальной публики. Так люди демонстрировали своё стремление к знаниям. Билеты были дорогими. На вскрытие женского тела билеты стоили в 2 раза дороже, так как при вскрытии брюшной полости вскрывалось священное место «хранения детей». Приобретали билеты обычно не на один спектакль, а на весь цикл, так как вскрытие одного тела проводилось в течение нескольких дней. В первый день нарядно одетый хирург-анатом демонстрировал внутренности живота, на другой день — грудной клетки, на третий препарировали череп, на четвёртый — различные кости, которые считались менее зрелищными. Демонстрация длилась долго, иногда до вечера. Чтобы решить проблемы сохранности трупа, анатомические театры чаще всего работали зимой. Сначала было разрешено вскрывать только иностранцев, позднее разрешение распространилось на приговорённых к смерти преступников после исполнения приговора, как бы оправдывая их использование греховностью.
С ростом популярности спектаклей анатомии, легальных мёртвых тел иногда не хватало. На выручку приходили люди появившейся в связи с этим необычной профессии, они тайно выкапывали трупы и продавали врачам. Ужасающие истории прекратились после громкого дела Бёрка в 1828 году, который умертвил в Англии 16 человек и продал анатомическому театру. Тогда было разрешено для научных целей доставлять в анатомические театры трупы из больниц.

Клиника Агнью (или Клиника доктора Агнью), Томас Икинс, 1889 год
Производить анатомическое вскрытие допускались самые опытные анатомы, получившие специальное письменное разрешение.
В перерывах зрители могли посетить буфет, где подавали лёгкие закуски, играла музыка. В воздухе распылялись ароматические масла и духи, чтобы замаскировать неприятные запахи. Царила атмосфера приподнято-театрального настроения. Анатомический театр стал специфическим явлением культуры эпохи барокко.
Лейденский анатомический театр
Среди европейских анатомических театров самыми известными были голландские. Английские аристократы, побывав в Голландии, вернулись поражённые и высказали своим властям возмущение в том, что в Англии даже для гильдии врачей разрешено 4 вскрытия в год, в то время как в Голландии любой человек может самообразовываться сколько угодно. Каждый гражданин мог продемонстрировать свою просвещённость, посещая анатомический театр. Все путешественники считали своим долгом посетить анатомический театр и насладиться захватывающим зрелищем изучения анатомии под руководством известных хирургов.

Гравюра с изображением анатомического театра университета Лейдена, XVI век
Самый знаменитый стационарный (второй после университета Падуи) театр был открыт в 1697 году в городе Лейден. Его залы были декорированы скелетами человека, животных, птиц. Здесь можно было увидеть египетские мумии и забальзамированные диковинки. Высоко на стене висело написанное на латыни изречение «Смерть есть рубеж всего сущего». Большие свечи освещали прозекторский1 стол и парадно одетого прозектора2. Процесс рассечения тел производился торжественно-театрально, сопровождался музыкой флейтистов или небольшого оркестра. Шёл спектакль, где просвещение сочеталось с назиданием о быстротечности жизни. Это был не только театр, но и музей, а также место, где читали лекции, проводились эксперименты и дискуссии. Мертвецкая становилась пространством культурного досуга.


Анатомический театр Лейденского университета

Инструменты анатомов, из коллекции музея Лейденского университета
Блестящего хирурга-анатома Николаса Тульпа изобразил на своей картине «Урок анатомии доктора Тульпа» великий голландский художник Рембрант, бывший в своё время студентом Лейденского университета.

Урок анатомии доктора Тюльпа, Рембрандт, 1632 год
Огромной популярность пользовались представления анатома Фредерика Рюйша (1638–1731), который производил вскрытия в анатомическом театре в течение 30 лет. На его уроки анатомии приезжали не только учёные и врачи из многих стран, но его зрителями и слушателями были и знатные особы и дипломаты. Одно из его представлений в 1670 году принесло рекордную сумму городской казне — 255 гульденов.
Если бы русский царь Пётр I имел привычку современной молодёжи оставлять записи в местах, где он побывал, то в университете города Лейдена непременно бы осталась запись «Здесь был Пётр». Посетил Пётр I знаменитый анатомический театр во время Великого посольства в 1698 году. Царь оценил новую для русских науку анатомию как основу хирургии. Пётр с большим интересом слушал лекции и взял несколько уроков у легендарного анатома Фредерика Рюйша. Он показал Петру свой «Кабинет» — коллекцию забальзамированных тел и органов, познакомил с методикой вскрытия тел. Рюйш использовал бальзамирование в первую очередь для создания наглядных пособий для студентов и достиг в этом такого совершенства, что тела казались просто спящими. Рюйш говорил, что анатомические объекты в используемом им растворе будут сохраняться столетиями. Прошедшие четыре столетия подтвердили правдивость слов талантливого анатома. Своей коллекцией он выражал отношение к смерти как к милости, дарованной творцом в быстротечной суетной жизни. В «Кабинете» Рюйша забальзамированные детские тела в кружевных одеждах и цветах были выставлены в гробиках. По рассказу голландского современника, царь, поражённый увиденным, «остановившись у трупика ребёнка, сохранившегося так хорошо, что казалось, ребёнок ещё жив и на лице его как бы играет улыбка, Пётр не мог удержаться, чтобы не поцеловать малютку».

Урок анатомии Фредерика Рюйша, Ян ван Эйк, 1683 год
На неравнодушного к диковинкам Петра большое впечатление произвела коллекция уродов, и он предложил Рюйшу продать её. Анатом запросил очень высокую цену, вероятно не желая расставаться с уникальной коллекцией. Но сделка все же состоялась, когда через 20 лет Пётр вновь приехал в Голландию. Было уплачено 30 тысяч золотых гульденов за две тысячи экспонатов после долгих переговоров и споров. За эти деньги в то время можно было построить и оснастить 2 фрегата. Согласно договору Рюйш передавал Петру не только коллекцию, но и секрет бальзамирования. Также Рюйш обязывался более никому, даже своим детям, не передавать этот секрет.
У амстердамского аптекаря Альберта Себы приобрёл Пётр I ещё одну коллекцию. Это были собранные в «обеих Индиях» диковинки: чучела животных, рыб, птиц, крокодила, трехметровой анаконды, насекомых и прочие редкости.
Подданным полезно узнать, как устроено человеческое тело
Привезённые Петром I диковинки сначала демонстрировались в «Кикиных палатах». Русский государь поддерживал переписку с доктором Рюйшем, и они обменивались предметами зоологических коллекций. Собрание экспонатов по царскому приказу постоянно пополнялась, и для его хранения построили специальное помещение «Кунсткамеру».
«Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!» — говорил Пётр. По его указу каждый желающий любого сословия мог посетить «Кунсткамеру». Вход был бесплатным, кроме того посетителям предлагали за счёт казны угощение, кофе и даже водку. Пётр боролся с предрассудками подданных, и даже издал указ, где опроверг мнение, что уродство является божьим наказанием, указав истинные, по его мнению, причины.
В 1724 году в Петербурге по указу царя-реформатора был учреждён первый в России анатомический театр. Преподавал в нём приглашённый Петром знаменитый голландский профессор Николас Бидлоо, который также был организатором первого русского госпиталя и директором медицинской школы. Пётр считал, что его подданным полезно знать, как устроено человеческое тело, сам живо интересовался медицинской наукой, собственноручно препарировал трупы и приобрёл «навык их методически разлагать». Сподвижники Петра его увлечение анатомией не разделяли, но были вынуждены часами просиживать в анатомическом театре.

Разрез 1 этажа башни Кунсткамеры Анатомический театр. Фрагмент чертежа VII из «Палаты Санктпетербургской…». 1741 год
В 1726 году анатомический театр переместили в здание Кунсткамеры в Летнем саду при дворце Петра I, где профессорами из Германии проводилась глубокая научно-исследовательская работа. Возглавлял работу профессор Иоганн Георг Дювернуа. Он читал лекции и проводил демонстрационные вскрытия не только человеческих тел, но и животных, даже таких редких, как льва, слона и др. Анатомия из необычного зрелища превратилась в серьёзную науку, и ученик Дювернуа, Иосиас Вейтбрехт становится первоклассным анатомом и первым в России судмедэкспертом. Вейтбрехт первым в мире написал руководство по устройству сочленений, суставов и связок. Книга была написана на латыни и издана в 1742 году в Петербурге. В 1752 году труд Дювернуа издали во Франции, в 1779 году — в Германии. До сих пор это руководство считается исчерпывающим.
В 1747 году при пожаре в Зимнем дворце помещение Кунсткамеры пострадало. В течение 10 лет анатомический театр находился в доме баронов Строгановых, затем два года на «Боловом дворе», 5 лет на Васильевском остове в доме Миллера, 19 лет в деревянном здании рядом с Академией наук. За прошедшие годы тело человека было подробно изучено и описано в медицинской литературе и многих трудах учёных, поэтому интерес публики к показам анатомического вскрытия стал угасать. Анатомический театр переместили в новое здание Академии наук, где из публичного места он превратился в аудиторию для студентов и начал служить только науке.
Иногда анатомический театр посещали художники и скульпторы. Работая над картиной «Распятие», русский художник Николай Ге проводил там многие часы. Он с трепетом в душе наблюдал, как меняется тело, когда его покидает жизнь, чтобы в достоверных красках изобразить трагическую картину.

Распятие, Николай Ге, 1892 год
Для вскрытия обычно использовались тела, невостребованные родственниками или тела бродяг. Для христианина считалось страшным после смерти попасть на публичное вскрытие, но были и такие оригиналы, которые завещали своё тело Академии наук. Так, в витрине Медицинского университета имени И. П. Павлова столетие назад обрели бессмертие отец и сын Котельниковы, завещавшие свои тела для научной работы. По останкам отца студенты изучают систему кровоснабжения, по останкам сына — строение человеческих костей.
Свадьба в мертвецкой
В середине XIX века для Киевского медицинского университета по проекту архитектора А. В. Беретти был построен анатомический театр. Он был одним из лучших в России и славился собранными профессорами уникальными коллекциями. Но не им была посвящена статья в газете «Киевлянин» № 146 от 1876 года.

Киевский анатомический театр, фото 1906 года
Газета повествовала о неординарном событии. Служивший в театре анатомии отставной солдат, выдавал свою дочь замуж. Но где сыграть свадьбу? Невеста жила с отцом в комнатке при анатомическом театре, и у жениха своего дома не было, поэтому после венчания молодые с гостями приехали в эту крохотную комнатку. Разгулявшиеся гости не заметили, как приблизилась полночь. И тут захотелось танцевать. В момент привели из ближайшего кабака трубача и скрипачей. С местом для плясок проблем не возникло. Отец невесты распахнул двери секционного зала, зажгли керосиновые лампы над прозекторскими столами, и вихрь свадебного бала ворвался в мертвецкую.
Визжали скрипки, зычно ухала труба, стучали каблуки пляшущих трепак гостей, и длинные тени прыгали по стенам и большим замёрзшим окнам. Гудел и ликовал анатомический театр!
Разбуженные громким весельем жители соседних домов вышли на улицу и обомлели от ужаса. Сатанинская музыка, гам, писк, визг раздавался оттуда, где студенты режут людей. Окна анатомки освещались желтоватым светом, и в них мелькали тени. Жмутся в испуге друг к другу люди: мертвецы повставали и пляшут!..
К счастью, в это время один из преподавателей университета проезжал мимо театра. Он смело вошёл «туда, где плясали черти с мертвецами» и разрушил ночное пьяное гулянье на пике веселья.
Киевский анатомический театр, где произошла такая курьёзная история, существовал до начала Гражданской войны. Потом использовался как морг. В романе Булгакова «Белая гвардия», рассказывая о поисках Ириной и Николкой погибшего Най-Турса, автор описывает конкретно этот анатомический театр. В 1928 году здание модернизировали, и в нём разместилась библиотека.
«Hiс lokus est, ubi mors gaudet succurrere vitae» (лат. — «здесь место, где смерть рада помочь жизни») гласит надпись на здании сохранившегося до наших дней анатомического театра Казанского медицинского университета. В нём располагается уникальный музей, которому уже почти 200 лет. Жизнь человека от зачатия до смерти представлена экспонатами музея.


Анатомический театр Казанского университета 100 лет назад и сегодня
Надо отметить, что в XXI веке нет необходимости посещать анатомический театр, чтобы узнать строение человека. Современные компьютерные технологии позволяют изучить строение органов человеческого тела со всех сторон в 3D-формате, и как общественное зрелище анатомический театр ушёл в небытие.
1Прозекторская — так называется отдельное помещение, в котором производится вскрытие трупов. В ней находятся специальные столы из нержавеющей стали и рядом небольшие столы с инструментами для вскрытия.
2Прозектор — то же, что патологоанатом.
29 апреля 2025
Текст: Ольга Стенькина
Фото: Заглавное — Anatomy_Lesson_by_Dr._F._Ruysch_1670_Adriaen_Backer из личного архива автора, из открытых источников, Википедия, из коллекции ГАУ «Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр» Республики Татарстан
Выпуск: №256, апрель 2025400 просмотров
400 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям