18+

Монастырские лечебницы

Монастырские лечебницы

Монастырские лечебницы

Древнерусские монастыри — настоящие капсулы времени, которые позволяют узнать, как и чем лечились наши предки. Продолжаем открывать малоизвестные факты из истории фармации в России вместе с Ольгой Стенькиной

Первые стационарные больницы на казённые средства в России начали открываться в XVIII веке. Это были госпитали для служилых людей и больницы для бедных и неимущих: люди богатые или просто обеспеченные лечились у частных докторов на дому. Однако это не означает, что до XVIII века простому народу не оказывалась медицинская помощь. История России сохранила память о многих благодетелях, открывавших больницы для простых людей, но самый весомый вклад в накопление медицинских знаний, сохранение жизни русского народа и борьбу с эпидемиями внесли многочисленные монастыри, рассеянные по всей российской земле.

Ещё до прихода христианства на Руси складывались традиции народного врачевания. Знания о применении трав, минералов, способах помощи больному, накопленные многими столетиями, воплощались в магию волхвов. Это было сочетание невежественного знахарства с почти научной прогностикой. Христианство пришло на смену лесным чародеям.

Васнецов_Монастырь-в-Московской-Руси.png

А.М. Васнецов. Монастырь в Московской Руси

В XVI веке на территории Руси насчитывалось порядка 50–70 монастырей. Обитатели одних монастырей были погружены в келейную жизнь, другие, напротив, были нацелены на жизнь внешнюю, их помыслы и деяния были тесно связаны с милосердием, самопожертвованием, оказанием помощи всем болящим и немощным вне зависимости от родовитости и толщины кошелька.

Монастыри — центры книжности на Руси

Самые ранние книги (рукописи) по медицине почти все погибли во время пожаров и многочисленных войн. Сохранились лишь церковные книги, потому как их считали более ценными, но и они насчитывают всего 2–3 десятка названий.

В монастырских библиотеках собирались и накапливались книги и рукописи. привозимые купцами и паломниками из Греции, Византии, арабских и других стран. Книги содержали как богословские тексты, так и много учений и рекомендаций по медицине. Русские монахи, переводя тексты, дополняли рукописи опытом своих врачевателей.

«Изборник» 1073 года, переведённый с болгарского языка Иоан-дьяком с сотаварищем, содержал рецепты лечения многих распространённых болезней, их профилактике, о надлежащем образе жизни, питании, о пользе омовений и чистоте одежды и жилища. Согласно «Изборнику», русские лечцы знали не только терапию, но были сведущи и в хирургическом искусстве. Они использовали инструменты для трепанации черепа, разрезания живота, ампутации конечностей. Инструменты перед применением прокаливали над огнём. Раны прижигали калёным железом или смачивали вином. Перед операцией больного усыпляли отваром мака или настоем мандрагоры. В качестве шовного материала во время операций использовали нити из льна или выделанные из кишок животных. Для вынимания из тела обломков наконечников стрел применяли магнитный железняк.

В ранних летописях и литературных произведениях XI–XIII веков, принадлежащих перу Иллариона Киевского, Нестора, Кирилла Туровского, Владимира Мономаха, Луки Жидяты, Ильи Новгородского и многих других оставшихся неизвестными писателей как домонгольского, так и более позднего времени, нередко встречаются краткие описания симптомов разных болезней, высказываются суждения о таких вопросах врачевания, как прижигание, кровопускание, приводятся способы очищения и сшивания ран, наложение повязок и пластырей. В этих произведениях можно найти и сведения о лечебной диетике и лекарствоведении, включающего в себя огромное число лекарственных растений, животных и минеральных средств чисто русской природы.

рис-1.png

Применение грелок при «камчюге» (артрите). Лицевой летописный свод. Шумиловский том, л. 428. Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина

В первой половине XV века были переведены комментарии Галена к «Гиппократову сборнику». Инок Кирилло-Белозёрского монастыря, основанного в 1397 году, назвал свой перевод «Галиново на Иппократа». Греческий Гиппократ и римский врач Гален стали образцами для подражания и для русских врачевателей. Вера в чудотворных святых была важным аспектом для ухода за больными, но церковные догматы не препятствовали исследованиям и операциям, благодаря которым накапливались знания о человеческом теле и взаимосвязях. Больных размещали в специально построенных палатах.

В XV–XVI веках появляется больше переводных книг, среди них особо важными являются «врачевские». Большую популярность с начала 16 века приобретают «Вертограды», которые правильнее было бы назвать медицинскими энциклопедиями. Наряду с ботаническим описанием растений, минералов и животных, в «Вертоградах» приводилось большое количество прописей для лечения всех известных на то время болезней, причём все растения, животные продукты и минералы указывались именно как средства терапии. Известны два вида «Вертоградов» — сокращённый и полный.

Название своё «вертоград» (значение «сад», «цветник», «огород») сборник получил от основного своего содержания — лекарственной ботаники. Возникновение древнерусских «вертоградов» тесно связано с их историей в Западной Европе. До изобретения книгопечатанья они имели широкое хождение в Европейских странах под названием «Hortus sanitatis» (перев. «Сад здоровья») как анонимные рукописи, восходившие к произведениям средневековых энциклопедистов, которые в свою очередь использовали в трудах произведения античных врачей и натуралистов: Гиппократа, Аристотеля, Галена, Ибн-Сины и других.

Древнерусское врачевание не отгораживалось от медицины других народов, а стремилось активно использовать её достижения, отбирая оттуда всё, что находило соответствие с интересами медицинской культуры своей страны, своего народа.

Монастырские лечебницы

Первая монастырская лечебница была устроена при Киево-Печерской лавре в XI веке. В монастырском патерике XII века есть подробное описание больницы и её обитателей. Монахи, посвятившие свою жизнь Христу, с большим милосердием и заботой круглосуточно ухаживали за тяжело больными людьми. Со всей Руси приходили сюда люди, больные кожными и заразными заболеваниями, психически больные люди. Все они шли в Киево-Печерскую лавру с надеждой на исцеление. Монахи уповали не только на молитвы, но и имели достаточный опыт врачевания. Так, в патерике упоминается «пречудный лечец» Антоний, прибывший из Афонского монастыря. Он лично готовил снадобья, ухаживал за больными, и его пациенты умирали редко. Ругая «неверных людишек» и волхвов, монах Антоний мазью собственного изготовления успешно лечил проказу. Антоний передал свои знания ученикам. Агапит — ученик Антония излечил от болезни Владимира Мономаха. Когда князь прислал ему в благодарность богатые дары, он отказался принять их и велел князю раздать эти дары бедным мирянам. «Услышали в городе, — записано в патерике, — что в монастыре есть некто лечец, и многие больные приходили к нему и выздоравливали».

Патерик даёт явное представление о существовании в монастыре вполне оформленной амбулаторно-больничной организации. По заведённому обычаю, все больные, приходившие в монастырь, сначала показывались настоятелю, который направлял их к одному из иноков-лечцов соответственно характеру болезни. К примеру, у Алимпия предпочтительно лечились с кожными заболеваниями, Демьян лечил детей. Алимпий имел обыкновение брать краску из горшка живописца и смазывать ею гнойные язвы. Выздоровление больного вызывало восхищение наивных пациентов, не искушённых в фармацевтической химии, и воспринималось как чудо. Сейчас противомикробная активность некоторых красителей научно доказана.

рис-2.png

Описание и рисунок лечения прижиганием тела больного «сухоткой» (чахоткой) (XVI век). Библиотека Российской Академии наук

В монастырской больнице имелись койки со специальным штатом больничных служителей. Психически буйных «затворяли в пещере», что было подобием изолятора. Хотя помощь оказывалась всем независимо от социального статуса, но лучший уход и лечение получали богатые. В патерике так и написано: «Богатым бо всяк тщится послужить и в животе, и при смерти, да наследит что».

Троице-Сергиев монастырь

Свою монастырскую вотчину Сергий создал по подобию Киево-Печерской лавры Феодосия Печерского в 1337 году. У него же он заимствовал принцип больничной организации. В Троице-Сергиевом монастыре оказывалась помощь большому количеству больных и раненых. Рукопись «Житие» показывает черты больничного благоустройства. Больных, желающих попасть в больницу, было «велие множество». Недужных привозят в телегах, на санях, тяжело больных переносят на носилках, а способные передвигаться самостоятельно пользуются «древяницами» и «тоягами» (костылями).

Крайне разнообразен был состав больных по характеру заболеваний, а особенно тех, которые лежали на дому, где их посещали «служебники» Сергия. Тут и ослепшие от долгой «очной болезни» и страдающие «трясовицей» (малярией), «огневицей» (тифом), «утробной болезнью» (дизентерией).

«Лечцы» Сергия широко пользовались суггестивной терапией. Так, на многих миниатюрах «Жития Сергия Радонежского» можно видеть картины встречи «буев» (больных с психическими заболеваниями). Их встречали у ворот больницы с сияющими крестами, иконами, ударяли в «било» и пели тихие «умилительные» песнопения, стараясь воздействовать поражающими воображение картинами.

В «Житии Сергия» приведён рассказ, как посетившие в конце XV века монастырь Сергия представители Константинопольского патриархата расхваливали монастырь и все его учреждения, в том числе больницы, называя их «учреждением велием».

рис-3.png

Текст и рисунок из «Жития Антония Сийского» (XVI век). Исследование «лечцом» больного, характерно устройство больничной койки с воронкообразным отверстием посередине для отвода испражнений. Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Зачеркивание вертикальными линиями нескольких строк в книге использовалось в монастырских библиотеках как средство против воровства. Информация о том, в какой книге и на какой странице сделано зачеркивание записывалось в специальном сборнике. В случае, если книга терялась, а потом находилась в чужих руках, то по описанию пометок доказывалось, что книга принадлежит монастырской библиотеке и была украдена (на одной из страниц «Вертограда» сверху имеются такие пометки).

Страница-Прохладного-вертограда-с-зачеркнутыми-строками-для-опознания-в-случае-кражи-книги.png

Страница Прохладного вертограда с зачеркнутыми строками для опознания в случае кражи книги

Монастырская медицина завоевала уважительное отношение народа. Для врачевателей православных обителей был создан устав, согласно которому должно было проявлять милосердие, заботу и нельзя было отказываться от самой грязной работы. Со временем начали формироваться специалисты в разных областях медицины, например, костоправы и зубоволоки.

Со временем в русском государстве монастырских больниц и палат для больных становилось всё больше, потому как светские и церковные власти целенаправленно поддерживали создание обителями различных типов благотворительных учреждений.

Русские женщины X–XI веков не были затворницами. Женщин, читавших медицинские книги, было немало. Так, «Житие Ефросинии Черниговской» (XIII век) рассказывает, что она была поклонницей античной литературы, в том числе медицинских произведений. Её знания по медицине впоследствии были умело приложены к жизни: сделавшись игуменьей, она занималась врачеванием недужных в больнице девичьего монастыря Положения Ризы Богоматери в Суздале.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Больничные палаты и даже больничная Никольская церковь были построены для заболевших членов братии первым игуменом одного из самых известных монастырей древнего Суздаля ‒ Спасо-Евфимиева монастыря ‒ святым преподобным Евфимием Суздальским. Уже тогда настоятель общины понимал важность разделения больных и здоровых монахов, особой, как сегодня говорят, маршрутизации и изоляции.

Сначала и церковь, и больничные палаты были деревянными, однако в 1669 году после постройки монастырских стен на территории обители появилась каменная Никольская больничная церковь с пристроенными двухэтажными палатами. На первом этаже палат расположили трапезную, а второй этаж отвели для хворых монахов (по некоторым сведениям, первый этаж также использовался для размещения больных). В каждой больничной каморе было сделано небольшое окошко.

интерьер-больничных-палат-автор-Арсений-Тюпин-2022-год.png

Интерьер больничных палат. Настоящее время

В 1766 году в стенах монастыря по распоряжению Екатерины II была построена тюрьма для «безумствующих колодников» ‒ нарушителей церковного устава, а проще — сектантов и старообрядцев. Позднее спектр узников был расширен. Заключённые болели, а значит лечились в монастырской больнице и посещали службы в больничном храме. В советское время здесь был размещён политизолятор, содержались военнопленные, была воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних. И всё это время больничные палаты выполняли свою функцию. В 1968 году Спасо-Евфимиев монастырь стал музеем, и в палатах разместили исторические экспозиции.

IMG_20240810_112642.png

Спасо-Евфимиев монастырь, г. Суздаль

В ограде монастыря ещё при первом игумене для нужд больницы был разбит аптекарский огород. В XVIII веке он был значительно расширен. Уход за растениями, а также приготовление лекарств, квасов и лечебных травяных чаёв входили в послушание монахов. При советской власти и сад, и аптекарский огород были практически утрачены. С появлением на территории монастыря музея, их начали восстанавливать. Сегодня огород процветает и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3×3 метра ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

12.png
13.png
14.png

Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря. Настоящее время

Индийская медицина в арсенале врачевателей Древней Руси

На Руси издавна применялись индийские лекарственные вещества минеральной и органической природы. Любопытные сведения об индийских зельях имеются в рукописях, известных ещё с XI–XIV веков под названием монастырских обиходников, требников.

Торговых путей из Индии в древнюю Русь было много. При транспортировке товаров важное значение имел способ доставки и упаковка. Козьма Индикоплов — византийский купец и исследователь VI века на своих рисунках оставил виды тогдашней упаковки и советы по сохранению качества товара. Восточные товары русскими купцами перегружались в «сумы переметныя», «чамоданы». Жидкости переливались в «кади липовыя», корчаги, сухие товары завёртывались в «рогозины» ‒ плетёнка из камыша, лыка, сыпучие — размещались в «мехах» из холста, конопли, льняного волокна, крапивы, хмеля.

Восточные товары, прежде чем достичь русских рынков, проходили через руки бесчисленных перекупщиков: арабов, персов, сирийцев, греков. Индийским «зелиям» на Руси отдавали большее предпочтение, чем аналогичным, но привезённым из других стран. В русских лечебниках часто встречаются похвалы индийскому имбирю, кунжуту, финикам, бананам (их доставляли в засахаренном виде) и др. В лечебниках рассказывается о применении сены (1534 г.), ревеня, рвотного ореха, шафрана, гвоздики, чёрного перца, тростникового сахара и др.

Среди индийских «зелий» описываются средства минеральной природы, такие как олово, ртуть, киноварь, сурьма, магнитный железняк, лазурит, агат, оникс, берилл, аметист. Из агата делали аптекарские ступки и пестики, сосуды для хранения благовоний (из «Изборника» Святослава, 1703 г.).

Ртутью лечили стоматиты, изгоняли нательных паразитов. Окись цинка в смеси с сурьмой применяли для лечения глазных болезней. Лазуритом лечили лихорадку («трясовицу четырехдневную»), глазные болезни, запоры (как слабительное). Из измельчённого «углие» (граната) готовили мази для лечения язв, обработки кожи после операций. Магнитный железняк использовали для извлечения из тела металла, об этом свидетельствует следующая запись: «Аще хощеши ядро вывести из человека пищальное или железо стрелное, возьми камен магнист да сотри его мелко да смешай его с ужовым салом, да мажи на кожу ужову, да приложи к ране, ино в третий день и выйдет вон, а на день прикладывай по дважды».

Монастырская медицина, её прошлое и будущее

На основе монастырских садов началось возделывание аптекарских огородов, сыгравших большую роль в научном изучении растений. Методы лечения, заботливо описанные безымянными иноками-переписчиками, иногда находят применение до наших дней. Не исключено, что при изучении забытых старинных рецептов могут быть сделаны новые фармацевтические открытия. Например, в институте истории медицины в Германии группа химиков, фармацевтов, ботаников и врачей занялись изучением монастырской медицины. Древние знания перерабатываются, систематизируются и могут быть использованы в современном лечении или синтезе новых лекарственных веществ.

«Врачевские» книги, требники, вертограды русских монастырей ещё ждут своих исследователей и интересных открытий.

Источники

  1. Н.А. Богоявленский, «Древнерусское врачевание в XI-XVII веках», 1960
  2. Н.А. Богоявленский, «Индийская медицина в древнерусском врачевании», 1956г.
  3. К.П. Михайлов, А.А. Логунов, Е.В. Бородкина «Русские монастыри. Центральная часть», 1995г.
  4. «Прохладный вертоград», место хранения НГОНБ, отдел ценных и редких книг.
  5. https://www.suzdalonline.ru/
  6. https://sobory.ru/

Автор статьи
Ольга Стенькина
Провизор
Писатель, журналист, юрист, провизор

1488 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.