18+

Золотые правила мерчандайзинга в аптеке – рекомендации при выкладке товара

Золотые правила мерчандайзинга в аптеке – рекомендации при выкладке товара

Золотые правила мерчандайзинга в аптеке – рекомендации при выкладке товара

От перемены мест слагаемых сумма не меняется — эта простая арифметика в сфере мерчандайзинга не работает. От того, в каком порядке расположены товары, непосредственно зависит прибыльность предприятия. Для того, чтобы помочь вам в процессе формирования покупательских потоков в торговом зале, мы составили памятку с ключевыми правилами выкладки товара и особенностями мерчандайзинга в аптеке.

Наши эксперты

Нина Тельпуховская,

(Москва) — психолог, бизнес-тренер, ведущий специалист по аптечному ритейлу

Алексей Славич-Приступа,

(Москва) — бизнес-тренер, консультант по аптечному маркетингу

Маргарита Андреева,

(Златоуст) — заведующая аптекой, ООО «Аптека медика»

Элементы мерчандайзинга в аптеке: ценники и правила их оформления

Заметные ценники — это не просто демонстрация уважения к клиенту, но и способ сэкономить время первостольников (не придется много раз за день отвечать на логичный вопрос посетителей «А сколько это стоит?»). На ценниках можно помещать лаконичные аннотации к лекарственным средствам: это позволит посетителям более свободно ориентироваться в ­ассортименте аптеки. Для стимулирования внимания можно применять яркие ценники и дополнительно указывать на карточках «Хит продаж», «Новинка!», «2 по цене 1» и т. д. По словам экспертов, в случае аптечных «распродаж» позитивным приемом является зачеркивание старой (более высокой) цены и обозначение рядом ­новой. Помните, что ценник не должен закрывать название препарата, также внимательно следите за тем, чтобы на витрину не попали две одинаковые упаковки с разными ­ценами. Такие элементы мерчандайзинга, будут удобны как посетителям, так и работникам аптеки.

фото_Алексей-Славич.png

Алексей Славич-Приступа

Необходима фокусировка на «ударной» номенклатуре. Отбор для выкладки товаров в торговом зале аптеки должен быть жестким: целесообразны в основном две «макрокатегории». Первая категория — популярные товары, активирующие импульсный спрос даже у покупателей, изначально не интересующихся выкладкой: сезонные средства (противопростудные, противоаллергические), витамины, болеутоляющие и т. д. Вторая категория — специфические товары, витринная экспозиция которых играет важную роль в процессе выбора (детские товары, травы и т. п.).

Актуальность и наполненность аптечной витрины

Необходимо придерживаться оптимального количества позиций на витрине при выкладке товаров в аптеке: не создавать нагромождений, но и не оставлять пустоты (из‑за этого у посетителей может возникнуть ощущение, отсутствия товара).

Для аптек открытого типа знаковым становится принцип массовой выкладки: на полке должно быть максимально возможное количество «экземпляров» одного и того же товара. Обилие товара люди ассоциируют с его доступностью (а значит, и с привлекательной стоимостью), к тому же чем больше препарата, тем он более заметен.

«Если же рассматривать аптеки закрытого типа, то здесь в лучшем случае возможно двойное представление препарата — то есть две упаковки», — говорит Нина ­Тельпуховская.

Частота переоформления выкладки товара в аптеке

Частое переоформление аптечных витрин, перемещение товаров с одной полки на другую может понизить эффективность вашей аптеки. Посетитель привыкает, что нужный ему препарат занимает в зале определенное место. Если человек не находит товар в привычном «локусе», то может уйти без покупки. «Особенно это нужно учитывать при выкладке товара на витрины в аптеках, которые обслуживают большое количество пожилых людей, — подчеркивает Нина Тельпуховская. — Посетители в годах негативно реагируют на подобные перемены». Если вы хотите сделать перестановку в аптеке, планируйте ее не чаще чем раз в сезон.

фото_Нина-Тельпуховская.png

Нина Тельпуховская

На «горячие» места в аптеке нередко ставят неликвидные товары, средства с критическим сроком годности, надеясь таким образом их скорее продать. Это малоэффективный прием, не способствующий повышению имиджа аптеки. Также ошибочно мнение, будто пользующиеся устойчивым спросом препараты не нужно выставлять на полки. Не обнаружив их на витрине, некоторые решают, что средства нет вовсе, и уходят с пустыми руками.

Приоритет лекарств

На ЛС(лекарственные средства) и парафармацевтику приходится около 80–90 % выручки аптеки и примерно такая же доля покупателей. «Именно поэтому не менее 50 % в выкладке прилавочной аптеки должны занимать лекарства, даже несмотря на то что товарооборот парафармации гораздо чувствительнее к выкладке, — отмечает Алексей Славич-Приступа. — В аптеках самообслуживания лекарства на витринах также должны занимать заметное место: обычно, не менее 20 %».

Светлое решение

Если вы хотите выделить товар, стоящий в не самом выгодном месте торгового зала (в так называемых «холодных зонах» аптеки), используйте освещение. Однако имейте в виду, что ее функция — привлечь внимание потенциальных покупателей, а не ослепить их. Чтобы не переборщить с мощностью света, для установки техники обратитесь к специалисту. Кроме того, предварительно проведите консультацию с ним по поводу выбора оборудования необходимы модели, которые не будут способствовать перегреву ­товара.

фото_Маргарита-Андреева.png

Маргарита Андреева

«Золотому» товару полагается «золотая» полка: более дорогое средство должно находиться на уровне рук и глаз, на высоте 120—150 см от пола. На верхней и нижней полках располагается менее известный и более дешевый товар. На нижних полках в прикассовой зоне выкладываются товары импульсного спроса (мюсли, гигиеническая помада, лейкопластыри, салфетки и др.).

Рубрикаторы в аптеке

Одно из основных принципов успешного оформления витрин в аптеке — подробная и доступная для посетителей рубрикация. Рубрикаторы должны быть яркими, заметными издалека (шрифт высотой не менее 2–3 см, четкие буквы на контрасте с фоном). Не стоит употреблять специальную терминологию: сложносочиненные наименования, вроде «Антигельминтные средства при нарушении липидного обмена», понятны не каждому. Впрочем, применение разговорных номинаций («От головы», «От поноса» и т. д.) тоже не рекомендовано. Отдайте предпочтение простым (но не слишком) названиям рубрик: «Противопростудные средства», «Лекарственные травы», «Обезболивающие», «Косметика», «Предметы гигиены». Психолог Нина Тельпуховская говорит о том, что не возбраняется использование нестандартных рубрикаторов: «Препараты для истинных мужчин», «Проверенные народные средства», «Для уставших ног» и т. д. В некоторых случаях допустимы картинки — своеобразная иллюстрация для оформления витрин в аптеке по группам: например, улыбающийся карапуз — около витаминов для кормящих мам.

Приемы привлечения внимания покупателей

Хотите обратить внимание посетителей на то или иное средство — разместите его возле рубрикатора. Кроме того, выигрышным будет выкладка товара в торговом зале аптеки рядом с признанными лидерами продаж, поскольку их замечают в первую очередь. Если человек по каким‑то факторам не может купить аптечный «хит», то следующими на очереди будут его менее растиражированные «соседи». Взгляд покупателя по аптечным полкам движется точно так же, как при чтении: сверху вниз, слева направо — с небольшой остановкой внимания на правой стороне. Именно поэтому логичнее слева расставлять более дешевые товары, справа — дорогие. «Исключением является прикассовая витрина, возле которой стоит очередь, — говорит заведующая аптекой Маргарита Андреева. — Чаще всего это правая витрина, если стоять к кассе лицом. В этом случае ближе к кассе размещаются более дорогие товары, а более дешевые — дальше».

При выкладке товаров и оформлении витрин в аптеке помните, что главное — удобство посетителей. Организуйте место так, чтобы им не приходилось искать капли для глаз в самом темном углу, а за гелем для суставов нагибаться к нижней полке. Оформление торгового зала в аптеке с элементами мерчандайзинга, должно быть удобным. Безусловно, у мерчандайзинга есть множество нюансов и хит­ростей, однако, прежде всего, необходимо применять основные принципы оформления витрин в аптеке, соблюдение которых облегчает жизнь как посетителям, так и персоналу.

53066 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.