18+

Преступление и наказание

Преступление и наказание

Виктор Свитич, начальник юридического отдела ЗАО НПК «Катрен» о том, что можно, что нельзя и что за это будет в свете закона «Об основах охраны здоровья граждан»

Сейчас на рынке активно муссируется тема вступления в силу с 1 января 2012 года ст. 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011 года (далее – Закон). В юридический отдел ЗАО НПК «Катрен» часто поступают вопросы, что же все-таки разрешается, а что запрещается делать сотрудникам медицинских и фармацевтических организаций в свете этих изменений. Незнание закона не избавляет от ответственности за его неисполнение и, вероятно, именно поэтому тема ст. 74 вызывает столь бурный ажиотаж в профессиональных кругах.

Напомню, что одной из причин, почему был принят данный закон, было желание законодателя ввести запрет на стимулирование со стороны фармацевтических компаний руководителей и работников аптечных и медицинских учреждений. Именно это отражено в пунктах 1 и 2 статьи 74 данного Закона. Согласно этим пунктам:

 

1. Медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:

1) принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством, реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, аптечных организаций (их представителей, иных физических и юридических лиц, осуществляющих свою деятельность от имени этих организаций) (далее соответственно – компания, представитель компании):

  • подарки
  • денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, в связи с осуществлением медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности)
  • в том числе денежные средства на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха
  • принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;

2) заключать с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий (за исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

3) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам (за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий);

и предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

5) осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона;

6) выписывать лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

 

2. Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:

1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании;

2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению;

3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;

4) предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену.

 

Что такое подарки?

Среди озвученного особо отметим введенный Законом запрет на получение руководителями и работниками аптек и медицинских организаций подарков. С учетом того, то под подарком (дарением), согласно законодательству РФ, понимается бесплатная передача любых вещей, прав или освобождение от обязательств, то фактически Закон запрещает получение указанными лицами любых благ без оплаты полученного. Сказанное в полной мере касается и бесплатного питания, проживания, переезда, обучения, подарков к праздникам и т.д. Иными словами, к примеру, банальное вручение представителем фармкомпании поздравительной открытки в честь дня рождения или дня медицинского работника руководителю аптеки уже нарушает указанный Закон, не говоря уже об оплате прямо или косвенно каких-либо расходов на выезд работника аптеки или больницы за границу и т.п.

 

Наказание

Что же касается ответственности, то на момент написания этой статьи Минздравсоцразвития РФ подготовил и разместил на своем сайте текст соответствующего законопроекта. В случае если он будет принят в нынешней редакции, то будет установлена следующая ответственность за нарушение упомянутой ст. 74 Закона. Согласно ст. 26 данного проекта, предусмотрено наложение на граждан административного штрафа до 5 000 рублей; на должностных лиц – до 50 000 рублей либо дисквалификация на срок до двух лет.

Напомним, что согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами организации понимаются осуществляющие выполнение имеющихся у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации. Иными словами, круг лиц, несущих ответственность, установленную для должностных лиц, не исчерпывается только руководителем организации. Такими лицами могут признаваться заведующие аптекой, фармацевты и т.д. Кроме того, к указанному статусу приравнены совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Следует особо отметить, что ни Закон, ни предлагаемые санкции не ставят возможность привлечения к ответственности в зависимости от стоимости блага, которое получает лицо, виновное в нарушении Закона. То есть формально стоимость передаваемого блага может повлиять только на размер назначаемой судом санкции, но не освободить виновное лицо от ответственности. Конечно, на практике есть возможность обойтись без наказания если вам удастся доказать суду малозначительность совершенного деяния, но этот вопрос целиком зависит от позиции конкретных судей и представленных виновным лицом аргументов.

 

Не преступление

Вместе с тем Закон не запрещает самим аптечным и медицинским учреждениям вступать в договорные отношения с фармацевтическими компаниями, в том числе он не запрещает заключение между указанными организациями, например, договора поставки товаров и любых иных соглашений к нему. Эти соглашения, в частности, могут касаться условий предоставления скидок и премий в связи с выполнением договоренностей об объеме закупок.

Таким образом, государство довольно жестко и ясно выразило свое намерение бороться с любыми сомнительными и неэтичными отношениями между работниками медицинских, розничных фармацевтических организаций и другими участниками фармацевтического рынка. В совокупности с возможностью широкого толкования формулировок ст. 74 упомянутого выше Закона и особенностей российской правоприменительной практики это должно стать сигналом для переосмысления взаимоотношений всех участников фармацевтического рынка.

В последующих номерах журнала мы вернемся к обсуждению конкретных ситуаций, волнующих партнеров ЗАО НПК «Катрен» в свете вступления в силу ст. 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан». Помимо этого, специалисты юридической службы «Катрен» готовы оказать индивидуальное профессиональное консультирование в рамках проекта «Катрен – Правовая защита». Для получения услуги обращайтесь к вашему менеджеру ЗАО НПК «Катрен».

2716 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.