18+

«Аптека-2018»: самое сложное позади

«Аптека-2018»: самое сложное позади

«Аптека-2018»: самое сложное позади

Что обсуждали на форуме: итоги «тяжелого» 2018 года, смелые планы ритейлеров по открытию аптек и обязанность первостольников, которой часто пренебрегают

С 3 по 6 декабря в Москве проходила 25‑я Международная специализированная выставка «Аптека — 2018», и одновременно с ней — Международный деловой медико-фармацевтический форум. Представители компаний-производителей, аптечных сетей и другие специалисты отрасли собрались, чтобы презентовать свою продукцию и обсудить состояние рынка. Мы выбрали самые интересные и важные тезисы из выступлений всех спикеров, которые способны сформировать общее представление о ситуации в отрасли.

На дне

Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов дал краткую характеристику нынешнего состояния фармацевтического рынка: «умеренно-тяжелое с позитивным прогнозом». По данным эксперта, за 9 месяцев 2018 года динамика роста рынка составила всего 1 %. Для сравнения, за аналогичный период прошлого (далеко не самого удачного) года рынок вырос на 7 %.

Как отметил Николай Беспалов, такого низкого показателя роста, как в 2018 году, не было на российском рынке никогда. Эксперт уточнил, что по итогам первого полугодия 2018 года рынок вообще был в минусе. А госпитальный рынок ЛС (госзакупки для больниц), занимающий до 30 % от общего объема, и по итогам 9 месяцев показал отрицательные значения ( —6,5 %). Общую ситуацию несколько выправил розничный рынок лекарств (занимающий 70 % от общего объема), который сумел вырасти за 9 месяцев на 2 %.

По мнению экспертов, к такой ситуации, помимо снижения (или отсутствия роста) реальных доходов населения, привел и благополучный эпидемиологический фон зимой и весной 2018 года. Дело в том, что по время сезонных эпидемий ОРВИ у многих граждан обостряются самые различные хронические заболевания, которые также требуют лекарственной терапии. Соответственно, а аптеках растут продажи не только противопростудных средств, но и целого ряда других групп ЛС.

При этом, по данным Николая Беспалова, один из факторов, который в итоге вывел рынок в положительные значения — это перераспределение спроса. «Условно говоря, человек приходит в аптеку и покупает вместо 20 таблеток «Но-шпы» упаковку на 100 таблеток. Потребители попросту переключаются на более экономичные упаковки препаратов», — отметил эксперт.

В ходе одной из дискуссий генеральный директор аптечной сети «Неофарм» Евгений Нифантьев привел интересные данные, также ярко характеризующие современное состояние рынка. Агенство «Интерфакс» провело опрос россиян из разных регионов на тему наличия фальсификата в аптеках. Самым популярным вариантом ответа стал следующий: «Фальцифицировано около 10 % препаратов». Такое мнение потребителя об ассортименте аптек существенно расходится со статистикой Росздравнадзора. По данным ведомства за 2017 год, доля несоответствующих установленным требованиям препаратов (контрафактные, фальсифицированные, недоброкачественные) составила примерно 0,34 % от количества всех ЛС на рынке.

Товаропроводящая цепочка

Также Николай Беспалов описал актуальное состояние товаропроводящей цепи на фармрынке. По данным RNC Pharma за 9 месяцев 2018 года, в тройку лидеров среди дистрибьюторов входят «Протек», «Пульс» и «Катрен» с рыночными долями 17,7 %, 15,3 % и 15,1 % соотвественно.

«Протек» и «Катрен» потеряли некоторую долю рынка ( —0,1 % и –1,6 % соответственно) из‑за политики оздоровления клиентского портфеля. Оба крупных дистрибьютора требуют от розницы предоставления финансовых гарантий сделок.

Николай Беспалов также особо выделил сокращение доли рынка у дистрибьютора «Р-Фарм» ( —0,3 %) по причине снижения объемов закупок ЛС со стороны государства.

Еще один испытавший на себе снижение доли дистрибьютор — это «СИА Интернейшнл» ( —0,8 %). По данным эксперта, эта компания теряет позиции в рейтинге крупнейших оптовиков уже не первый год, однако в 2018 году у нее появилась благоприятная перспектива — ее приобрели структуры ритейлера «Магнит». Мощности «СИА Интернейшнл» будут загружены товарами для собственной сети аптек «Магнита», а также продукцией сети «Магнит Косметик».

Самой быстрорастущей оптовой компанией на фармрынке в 2018 году стала «ФК Гранд Капитал» (+54,4 % за 9 мес. 2018).

Общее число аптек всех видов (включая аптечные точки) по итогам 9 месяцев 2018 года достигло 63,2 тысячи. Еще 5 лет назад в России насчитывалось 50,4 тысячи аптек — таким образом, за пятилетку число аптечных точек выросло на 17 %. Более 50 тысяч аптек в 2018 году относились к той или иной сети, причем за последние 5 лет само количество сетей существенно уменьшилось из‑за череды крупных поглощений.

При этом конкуренция на рынке выглядит достаточно специфично. По данным RNC Pharma, в России нет аптечных сетей, которые бы лидировали по количеству аптек более, чем в 2–3 регионах. Из-за этого крупным производителям лекарственных средств приходится создавать систему продвижения своей продукции по каждому региону отдельно. Более того, по словам Николая Беспалова, некоторые производители начали замораживать свои отношения с сетями из‑за неэффективности маркетинговых бюджетов.

Генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк также отметил, что всего в России обеспечено аптеками 7500 населенных пунктов, но только в половине из них есть конкуренция — то есть работает более 1–2 аптек.

Красная угроза

На пятки аптечным сетям наступают серьезные конкуренты — гиганты продуктового ритейла. По данным DSM Group, группа «Х5» («Пятерочка, «Перекресток) в июле 2016 года запустила свой аптечный проект и планирует открыть 3,3 тыс. аптек к 2021 году. Сейчас компании уже принадлежит 1012 аптек в 30 регионах.

Еще более смелые планы у ритейлера «Магнит». Сейчас компании принадлежит всего 55 аптек в 5 регионах, однако уже в 2019 году ритейлер планирует открыть 2 тысячи аптек! Аптечным бизнесом «Магнит» занялся совсем недавно — в июле 2017 года.

Для того, чтобы оценить мощь новых игроков рынка, достаточно сравнить финансовые показатели. Так, по данным той же DSM Group, объем всего фармацевтического рынка России в 2017 году составил 1,6 триллиона рублей. При этом выручка группы «Х5» в 2017 году достигла 1,29 триллиона рублей, а выручка «Магнита» составила 1,14 триллиона.

Прогноз рынка

Николай Беспалов из RNC Pharma дал оптимистичный прогноз для фармацевтической отрасли России. По его оценке, в нынешнем году рынок в итоге вырастет на 4 %, в 2019 году — на 11,4 %, а в 2020 году — на 11,7 %. Эксперт назвал три фактора роста, которые помогут выходу рынка из «ямы»:

— перевод закупки орфанных препаратов на федеральный уровень;

— повышение цен на ЛС из‑за маркировки, которое приведет к выходу инфляции из отрицательной зоны и, соответственно, к развитию рынка;

— постепенное восстановление платежеспособности населения.

Сообщить куда следует

Генеральный директор Национального научного центра фармаконадзора Александр Крашенинников напомнил участникам форума о важной обязанности аптечных работников, которой многие из них пренебрегают, зачастую по незнанию. Речь идет, собственно, о фармаконадзоре.

Так, по данным научного центра, осведомленность фармацевтических работников по вопросам фармаконадзора в России составляет 51 %. Это средний показатель в сравнении с другими странами. Например, в Великобритании он составляет 98 %, а в Иордании только 19 % фармацевтов в курсе, что такое фармаконадзор.

Согласно ст. 64 13‑ой главы ФЗ №61 «Об обращении лекарственных средств»:

«Субъекты обращения лекарственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах».

Другими словами, по закону работники аптеки обязаны отправлять в местный территориальный орган Росздравнадзора любые указанные выше данные о ЛС, полученные от покупателей.

Однако по словам Александра Крашенинникова, на сегодняшний момент от аптек приходит всего лишь 0,2 % всех сообщений о «побочке» и неэффективности препаратов — практически полностью взяли на себя эту функцию производители. Для сравнения, в Европе от аптек приходит в среднем 5 % сообщений по фармаконадзору. При этом Александр Крашенинников напомнил, что в «Книге жалоб» любой аптеки зачастую можно найти целый ряд подробнейших описаний побочных эффектов от потребителей, как нельзя лучше подходящих для проработки Росдзравнадзором.

7778 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.