Фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности — атомоксетин и А2‑агонисты
В предыдущей статье мы рассматривали статистику СДВГ среди детей и взрослых, а также затронули терапию заболевания, в большей степени уделив внимание психостимуляторам. Далее мы разберём использование атомоксетина у больных с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, опыт применения а2‑агонистов, а также продолжительность и возможные трудности в терапии СДВГ, которые обязательно должны принимать во внимание практикующие врачи в ходе ведения пациентов и фармспециалисты во время консультирования покупателей препаратов. Напомним, что наш обзор основан на научной статье «Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности» за авторством И. В. Дубатовой, А. В Анцыборова и В. Г. Заики, вышедшей в журнале «Интерактивная наука» в 2021 году.
Синдром гиперактивности и дефицита внимания является достаточно изученной патологией у детей. Проводится множество исследований, посвящённых лечению больных с этим расстройством. Изучаются новые, не являющиеся психостимуляторами лекарственные средства, чтобы повысить эффективность терапии и добиться благоприятного прогноза.
Атомоксетин
Атомоксетин — это первый лекарственный препарат, не относящийся к психостимуляторам и используемый в лечении СДВГ. Согласно исследованиям, он дал значительное улучшение симптоматики СДВГ по сравнению с плацебо [1, 2, 3]. Многие клинические испытания доказывают эффективность и безопасность атомоксетина при назначении его как детям, так и взрослым [4, 5–7]. Одобренные FDA (государственным регулятором лекарственной отрасли США — прим. ред.) терапевтические дозировки атомоксетина составляют от 1,2 мг/кг/сут. Это среднее значение дозы было выявлено после исследования диапазона доз атомоксетина от 0,5 мг/кг/сут. до 1,2 мг/кг/сутки. [8–10]. Атомоксетин запрещён к применению у детей до 6 лет.
Согласно научным данным, был опыт использования атомоксетина у пациентов в возрасте 5–6 лет, но при этом среднесуточная дозировка составляла 1,38 мг/кг. Такая доза дала возможность получить клинический ответ и положительную динамику, но тем не менее больным требовалось увеличение дозировки препарата для коррекции основных нарушений СДВГ [11, 12].
Нежелательные эффекты атомоксетина
Первичными острыми нежелательными проявлениями атомоксетина являются:
- гиперседация;
-
ухудшение аппетита;
-
тошнота;
-
рвота;
-
раздражительность;
-
головные боли.
Нежелательные проявления и индивидуальные реакции чувствительности при приёме атомоксетина как у детей младшего, так и у более старшего возраста не имеют существенных различий [13].
Во время лечения атомоксетином нельзя забывать о его возможной гепатотоксичности. Помимо этого, согласно мнению некоторых авторов, препарат способен увеличивать риск суицида у больных с коморбидной патологией [14, 15, 16], но достоверного подтверждения этого факта в научных источниках нет [17–19]. Применение атомоксетина рекомендуется прекратить, если появляется желтуха или повышается уровень печёночных ферментов, что и было отражено в дополнениях клинических рекомендаций по терапии СДВГ [20, 21].
А2‑агонисты
В последние годы в ряде европейских стран и США в качестве препаратов второй линии (или дополнительных средств к основной схеме) для лечения СДВГ врачи отдают предпочтение группе А2‑агонистов. Сюда относятся клонидин и гуанфацин. По данным авторов исследования, в России эти лекарственные средства не заслужили особого доверия, так как не имели достаточной доказательной базы в отношении применения при СДВГ.
Международные исследования, посвящённые сравнению терапевтических схем, в которых одновременно использовали препараты 1 и 2 линии в Соединённых Штатах Америки и странах Европы, показали противоречивые данные [22, 23, 24].
Тем не менее, был отмечен положительный эффект от применения клонидина у больных СДВГ с коморбидными расстройствами (тики, агрессия). Суточную дозу клонидина короткого действия рекомендуется распределить в течении суток [14]. В США этот препарат продаётся в форме трансдермального пластыря, что помогает использовать его 1 раз в 7 дней. В сентябре 2010 года FDA одобрило применение клонидина гидрохлорида, имеющего пролонгированное действие, для терапии СДВГ у детей 6–17 лет [25]. Его разрешалось использовать в качестве монотерапии или совместно с психостимулятором [26].
Гуанфацин, в отличие от клонидина, считается более избирательным агонистом а2‑адренергических рецепторов, поэтому имеет меньший седативный эффект и действует дольше [27]. Согласно исследованиям, препарат дал неплохие результаты в лечении СДВГ. Частым нежелательным проявлением при использовании гуанфацина является кратковременный седативный эффект [28]. В других исследованиях описано, что гуанфацин имел хорошую эффективность и переносимость у пациентов, страдающих СДВГ с сопутствующим синдромом Туретта [29, 30].
Пролонгированную форму гуанфацина FDA одобрило в 2009 году после проведения контролируемых испытаний (исследование 1: n = 345, возраст 6–17 лет; исследование 2: n = 324, возраст 6–17 лет). Его использовали в виде монотерапии для купирования симптомов СДВГ. С ростом дозы повышалась вероятность возникновения побочных эффектов. Частыми из них являлись:
- боль в голове;
-
сонливость днём;
-
сильная утомляемость;
-
гиперседация;
-
боли в эпигастрии.
Значимых изменений в лабораторных показателях и ЭКГ не выявлялось [30, 31]. Величина дозозависимого эффекта гуанфацина находилась в диапазоне от 0,43 до 0,86. Частота ответа на лечение гуанфацином:
- 43 % для дозы 3 мг;
-
62 % — для 4 мг [30, 31].
Влияние лекарственной терапии на течение болезни и прогноз
Положительную динамику при лечении пациентов с СДВГ в большей степени можно наблюдать в долгосрочной перспективе. Результаты при лечении психостимуляторами:
- улучшается внимание;
-
появляются возможности к обучению;
-
становятся реже периоды разрушительного поведения;
-
компенсируются симптомы оппозиционного расстройства [32, 33, 34].
Дети с СДВГ, которые получали психостимуляторы в виде основного лечения, показывали лучшие результаты в обучении, по сравнению с пациентами, имеющими тот же диагноз, но не получавших соответствующей терапии [35, 36]. Эти выводы были сделаны благодаря оценке высшего среднего балла по предметам средней школы (GPA) и данных различных тестов.
Данные долгосрочных наблюдений при проведении медикаментозного лечения СДВГ:
- в течение первых 2 лет лечения — яркий положительный лечебный эффект для большинства детей;
-
на 3 год лечения — только у 30 % больных видна отчётливая положительная динамика [37].
Даже с учётом проведённой терапии и уменьшения выраженности симптоматики у больных с СДВГ сохраняется недостаточный уровень успеваемости, дефекты поведения и социального функционирования по сравнению с контрольной группой, что стало очевидно после 6–8 лет наблюдения [38].
Длительность лечения
Согласно эпидемиологической статистике, 2–6 % детей-дошкольников соответствуют диагностическим критериям СДВГ [39]. «Консервативные» оценки показывают, что у детей-школьников СДВГ встречается в 3–7 % случаев [40, 41]. У взрослых СДВГ выявляется в 3–4 % случаев [42, 43]. Присутствует связь между симптомами СДВГ и нарушением социального функционирования у взрослых, которая включает:
- неоконченное высшее или среднее образование;
-
частые случаи ДТП;
-
проблемы с законом;
-
сложности в карьере;
-
проблемы в отношениях с людьми [44–46].
На сегодняшний день нет убедительных доказательств, что использование психостимуляторов в детском и подростковом возрасте позволит снизить или усилить риск расстройств, которые связаны с злоупотреблением ПАВ в молодом возрасте [47, 48]. Но психостимуляторы значительно снижают вероятность появления депрессии и тревожных состояний, асоциального поведения, проблем с обучением, по сравнению с теми больными СДВГ, которые не лечились [49, 50].
В клинических рекомендациях AACAP (Американской академии детской и подростковой психиатрии) описана необходимость постоянного лечения СДВГ при помощи лекарственных средств и психотерапии. Если пациент регулярно посещает врача, будут правильно подобраны дозы, увеличится эффективность лечения и снизится риск нежелательных эффектов. Терапию рекомендуется продолжать до тех пор, пока не исчезнут признаки того или иного расстройства [42, 51, 52].
Проблемы лекарственной терапии
Как правило, большинство больных с СДВГ при назначении лекарственной терапии дают положительную динамику. Но бывают ситуации, когда лечение назначено согласно протоколу (адекватная длительность лечения, оптимальные дозы), но клинического ответа не наблюдается, в этом случае следует провести повторное обследование на предмет наличия коморбидных расстройств [53–55]. Осложнять лечение могут:
- нарушение способности к обучению;
-
различные нарушения развития и другие психические расстройства [56, 57, 58].
В западных странах, препараты, которые не одобрены FDA, например, циклические антидепрессанты, допускаются к использованию если нет эффекта от лечения лекарственными средствами имеющими большую доказательную базу или они необходимы больному по состоянию здоровья [59, 60]. Комбинированная терапия (одобренные + неодобренные FDA препараты) в некоторых случаях может быть обоснованной [61]. Авторы предупреждают врачей и фармацевтов о том, что при использовании двух и более одобренных препаратов или неодобренных лекарственных средств у больных с СДВГ увеличивается риск нежелательных эффектов. Поэтому тактику терапии нужно обязательно согласовать с пациентом и его родственниками, а также осуществлять тщательный мониторинг состояния больного на протяжении всего лечения [62].
Выводы
Сегодня СДВГ считается самым изученным состоянием из всех психиатрических заболеваний. Чаще всего диагноз устанавливают в детстве, но, если диагностика проведена неправильно, по мере взросления пациента течение СДВГ ухудшается, что влияет на прогноз. Чтобы избежать прогрессирования синдрома гиперактивности и дефицита внимания, предупредить возникновение побочных эффектов, улучшить переносимость назначенных медикаментов и получить благоприятный прогноз, современные руководства по лечению СДВГ, подобные AACAP, дают чёткие рекомендации практикующим врачам и фармацевтам, как правильно проводить диагностику, лечение и мониторинг. Однако любой практикующий врач может столкнуться с низким клиническим ответом на проведённую терапию.
Не смотря на все трудности адекватная и рациональная фармакотерапия даёт положительный эффект у больных с СДВГ. Это достигается активным проведением научной работы по поводу исследования новых лекарственных средств у больных с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Также на фармацевтическом рынке появилось очень много различных психостимуляторов и лекарственных средств, не относящихся к этой группе, но имеющих доказательную базу относительно лечения СДВГ. Это позволяет облегчить работу практикующих врачей и фармацевтов, улучшить эффективность терапии и снизить риск нежелательных последствий.
Источники
- Hennissen, L., Bakker, M. J., Banaschewski, T., Carucci, S., Coghill, D., Danckaerts, M., Dittmann, R. W., Hollis, C. P., Kovshoff, H., McCarthy, S., et al. Cardiovascular effects of stimulant and non-stimulant medication for children and adolescents with ADHD: A systematic review and meta-analysis of trials of methylphenidate, amphetamines and atomoxetine. // CNS Drugs. -2017.- Vol.31.- №3.- p.199–215
- Hennissen L. et al. Cardiovascular effects of stimulant and non-stimulant medication for children and adolescents with ADHD: a systematic review and metaanalysis of trials of methylphenidate, amphetamines and atomoxetine //CNS drugs. – 2017. -Vol. 31. – №. 3. -p. 199–215
- Newcorn J. et al. Methylphenidate vs. Atomoxetine in Youth with ADHD: Comparative Effectiveness and Preference following Treatment with both Medications //Biological Psychiatry. – 2017. -Vol. 81. – №. 10. -p. S346-S347
- Gayleard J. L., Mychailyszyn M. P. Atomoxetine treatment for children and adolescents with Attention-Deficit/ Hyperactivity Disorder (ADHD): a comprehensive meta-analysis of outcomes on parent-rated core symptomatology// ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. – 2017. -Vol. 9. – №. 3. -p. 149–160
- Imagawa H. et al. Treatment patterns, health care resource utilization, and costs in Japanese adults with attention-deficit hyperactivity disorder treated with atomoxetine //Neuropsychiatric disease and treatment. – 2018. – Vol. 14. -p. 611
- Griffiths K. R. et al. Response inhibition and emotional cognition improved by atomoxetine in children and adolescents with ADHD: the ACTION randomized controlled trial //Journal of psychiatric research. – 2018. -Vol. 102. -p. 57–64
- Ni H. C. et al. An open-label, randomized trial of methylphenidate and atomoxetine treatment in adults with ADHD // Journal of attention disorders. – 2017. - Vol. 21. – №. 1. -p. 27–39
- Kowalczyk O. S. et al. Methylphenidate and atomoxetine normalize frontoparietal underactivation during sustained attention in ADHD adolescents //European Neuropsychopharmacology. – 2019. -Vol. 29. – №. 10. -p. 1102–1116
- Gregoire-Bottex M., Soe K. Adverse Effects of Non-Stimulant ADHD Drugs: Atomoxetine, Alpha-Agonists //Current Psychopharmacology. – 2018. -Vol. 7. – №. 1. -p. 11–14
- Rubio Morell B., Hernández Expósito S. Differential long-term medication impact on executive function and delay aversion in ADHD //Applied Neuropsychology: Child. – 2019. -Vol. 8. – №. 2. -p. 140–157
- Kratochvil C. J. et al. A pilot study of atomoxetine in young children with attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2007. -Vol. 17. – №. 2. -p. 175–186
- Finelli J., Gleason M. M. Psychopharmacologic considerations in early childhood //Clinical Guide to Psychiatric Assessment of Infants and Young Children. – Springer, Cham, 2019. -p. 285–326
- Childress A. C. A critical appraisal of atomoxetine in the management of ADHD //Therapeutics and clinical risk management. – 2016. -Vol. 12. -p. 27
- Dittmann R. W. et al. Non-stimulants in the treatment of ADHD //Oxford Textbook of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. – 2018. -p. 393
- Reed V. A. et al. The safety of atomoxetine for the treatment of children and adolescents with attention-deficit/ hyperactivity disorder: a comprehensive review of over a decade of research //CNS drugs. – 2016. -Vol. 30. – №. 7. -p. 603–628
- Ryan N., McDougall T. Attention deficit hyperactivity disorder across the lifespan //British Journal of Mental Health Nursing. – 2017. -Vol. 6. – №. 5. -p. 207–210
- Linden S. et al. Atomoxetine: no increased suicidal risks in children with ADHD //Reactions. – 2016. -Vol. 1601. -p. 6–14
- Chang Z. et al. Medication for attention-deficit/hyperactivity disorder and risk for depression: a nationwide longitudinal cohort study //Biological psychiatry. –2016. -Vol. 80. – №. 12. -p. 916–922
- Davies M. et al. Use of atomoxetine and suicidal ideation in children and adolescents: Results of an observational cohort study within general practice in England //European Psychiatry. – 2017. -Vol. 39. -p. 11–16
- Stevens J. R., Rodgers J. J., Stern T. A. Idiosyncratic Adverse Reactions to Psychotropic Medications //Psychiatric Annals. – 2016. -Vol. 46. – №. 8. -p. 456–465
- Wolraich M. L. et al. Clinical practice guideline for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/ hyperactivity disorder in children and adolescents //Pediatrics. – 2019. -Vol. 144. – №. 4. -p. e20192528
- Alamo C., López-Muñoz F., Sánchez-García J. Mechanism of action of guanfacine: a postsynaptic differential approach to the treatment of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) //Actas Esp Psiquiatr. – 2016. -Vol. 44. – №. 3. -p. 107–12
- Gregoire-Bottex M., Soe K. Adverse Effects of Non-Stimulant ADHD Drugs: Atomoxetine, Alpha-Agonists //Current Psychopharmacology. – 2018. -Vol. 7. – №. 1. -p. 11–14
- Karako S. et al. Approach to ADHD patients who are unresponsive to standard treatments //Klinik Psikofarmakoloji Bulteni. – 2019. – Т. 29. -p. 440–440
- Power T. J., Hom J., Huang P. Current Best Practices for Assessing and Treating Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder//Current Treatment Options in Pediatrics. – 2018. -Vol. 4. – №. 1. -p. 94–107
- Huss M. et al. Long-term safety and efficacy of guanfacine extended release in children and adolescents with ADHD // European child & adolescent psychiatry. – 2018. -Vol. 27. – №. 10. -p. 1283–1294
- van Stralen J. P. M. A controlled trial of extended-release guanfacine and psychostimulants on executive function and ADHD //Journal of attention disorders. – 2020. -Vol. 24. – №. 2. – p. 318–325
- McCracken J. T. et al. Combined stimulant and guanfacine administration in attention-deficit/hyperactivity disorder: a controlled, comparative study //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2016. -Vol. 55. – №. 8. -p. 657–666. e1
- Huss M., Chen W., Ludolph A. G. Guanfacine extended release: a new pharmacological treatment option in Europe // Clinical drug investigation. – 2016. -Vol. 36. – №. 1. -p. 1–25
- Biederman J. et al. A randomized, double-blind, placebo-controlled study of guanfacine extended release in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder //Pediatrics. – 2008. -Vol. 121. – №. 1. -p. e73-e84
- Sallee F. R. et al. Guanfacine extended release in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: a placebo-controlled trial //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2009. -Vol. 48. – №. 2. -p.155–165
- Lenzi F. et al. Pharmacotherapy of emotional dysregulation in adults with ADHD: a systematic review and metaanalysis //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2018. -Vol. 84. -p. 359–367
- Surman C. B. H. et al. Do pharmaceuticals improve driving in individuals with ADHD? A review of the literature and evidence for clinical practice //CNS drugs. – 2017. -Vol. 31. – №. 10. -p. 857–866
- Schneider G. et al. Weight and height in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: a longitudinal database study assessing the impact of guanfacine, stimulants, and no pharmacotherapy //Journal of child and adolescent psychopharmacology. – 2019. -Vol. 29. – №. 4. -p. 285–304
- Corbisiero S. et al. A comparison of cognitive-behavioral therapy and pharmacotherapy vs. pharmacotherapy alone in adults with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)-A randomized controlled trial //Frontiers in Psychiatry. – 2018. - Vol. 9. -p. 571
- Hyman S., DuPaul G. J., Gormley M. J. Evidence-Based Assessment and Intervention for ADHD in School Psychology // Handbook of Australian School Psychology. – Springer, Cham, 2017. -p. 311–329
- Bloch M. H. The continuing contributions of multimodal treatment of attention over nearly two decades to initial attention-deficit hyperactivity disorder pharmacotherapy and long-term clinical course //Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. – 2017. -Vol. 58. – №. 6. – С. 637–639.
- Wong I. C. K. et al. Emerging challenges in pharmacotherapy research on attention-deficit hyperactivity disorder-outcome measures beyond symptom control and clinical trials //The Lancet Psychiatry. – 2019. -Vol. 6. – №. 6. -p. 528–537
- Safer D. J. Is ADHD really increasing in youth? //Journal of attention disorders. – 2018. -Vol. 22. – №. 2. -p. 107–115
- Reale L., Bonati M. ADHD prevalence estimates in Italian children and adolescents: a methodological issue //Italian journal of pediatrics. – 2018. -Vol. 44. – №.1. -p. 108
- Bergey M. R., Filipe A. M. ADHD in Global Context //Global Perspectives on ADHD: Social Dimensions of Diagnosis and Treatment in Sixteen Countries. – 2018. -p. 1
- dos Santos Nobre J. P. et al. Characterization of Epidemiological ADHD Studies: A Systematic Review //Psychology. – 2017. -Vol. 8. – №. 03. -p. 412
- Goodman D. W. et al. Clinical presentation, diagnosis and treatment of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD) in older adults: a review of the evidence and its implications for clinical care //Drugs & aging. – 2016. -Vol. 33. – №. 1. -p. 27–36
- Moreira-Maia C. R. et al. Are ADHD medications under or over prescribed worldwide? Protocol for a systematic review and meta-analysis //Medicine. – 2018. - Vol. 97. – №. 24
- Li T. et al. ADHD symptoms in the adult general population are associated with factors linked to ADHD in adult patients //European Neuropsychopharmacology. – 2019. -Vol. 29. – №. 10. -p. 1117–1126
- Instanes J. T. et al. Adult ADHD and comorbid somatic disease: a systematic literature review //Journal of Attention Disorders. – 2018. -Vol. 22. – №. 3. -p. 203– 228
- Yule A. M. et al. Examining the association between attention deficit hyperactivity disorder and substance use disorders: a familial risk analysis //Journal of psychiatric research. -2017.-Vol. 85.-p. 49–55
- Martínez-Luna N, Daigre C, Palma-Álvarez F, et al. Psychiatric Comorbidity and Addiction Severity Differences in Patients with ADHD Seeking Treatment for Cannabis or Cocaine Use Disorders// Journal of Attention Disorders. – September 2019. doi:10.1177/1087054719875787
- Baweja R., Waxmonsky J. G. Treatment Implications for ADHD Youth with Mood and Anxiety Comorbidity // Current Treatment Options in Psychiatry. – 2018. - Vol. 5. – №. 1. -p. 73–97
- Daviss W. B. Depressive disorders and ADHD //Moodiness in ADHD. – Springer, Cham, 2018. -p. 91–109
- Perugi G. et al. Current and emerging pharmacotherapy for the treatment of adult attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) //Expert opinion on pharmacotherapy. – 2019. -Vol. 20. – №. 12. -p. 1457–1470
- Fredriksen M., Peleikis D. E. Long-Term Pharmacotherapy of Adults with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Literature Review and Clinical Study//Basic & clinical pharmacology & toxicology. – 2016. -Vol. 118. – №. 1. – p. 23–31
- Alavi Z., Felzer-Kim I. T., Rollins H. H. When stimulants «fail» for children with attention-deficit/hyperactivity disorder//Consultant. – 2020. -Vol. 6. – №. 8. -p. 3–5
- Chung J. et al. Treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in preschool-age children: Child and adolescent psychiatrists’ adherence to clinical practice guidelines //Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2016. -Vol. 26. – №. 4. -p. 335–343
- Bellato, A., Arora, I., Hollis, C., Groom, M. J. Is autonomic nervous system function atypical in attention deficit hyperactivity disorder (ADHD)? A systematic review of the evidence// Neuroscience & Biobehavioral Reviews. -2020.- Vol.108, - p.182–206
- Drechsler R. et al. ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents //Neuropediatrics. – 2020. – С. Epub ahead of print
- Haak C. Diagnosing and Treating ADHD: Clinician Characteristics, Methods of Diagnosis, Diagnostic Rates, and Treatment Recommendations: – Illinois Institute of Technology, 2019
- Kapalka G. et al. Childhood and Adolescent Disorders: Evidence-Based Integrated Biopsychosocial Treatment of ADHD and Disruptive Disorders //Cognitive Behavioral Psychopharmacology. – 2018. -p. 243
- Arns M. et al. Neurofeedback and Attention-Deficit/Hyperactivity-Disorder (ADHD) in Children: Rating the Evidence and Proposed Guidelines //Applied Psychophysiology and Biofeedback. – 2020. -Vol. 45. – №. 2. -p. 39–48
- Radakovic D. M. Stimulant Medication Use in Children and Adolescents Ages 5–17 with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) to Diminish Intensity of Symptom Impairment and Improve Academic and Social Performance: – Brandman University, 2018
- Yuki K. et al. How does a real-world child psychiatric clinic diagnose and treat attention deficit hyperactivity disorder?// World journal of psychiatry. – 2016. - Vol. 6. – №. 1. – p. 118
- Vierhile A. E., Palumbo D., Belden H. Diagnosis and treatment of attention deficit hyperactivity disorder //The Nurse Practitioner. – 2017. -Vol. 42. – №. 10. -p. 48–54
зарегистрированным пользователям