18+

Будем внимательнее

Будем внимательнее

Будем внимательнее

Фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности — атомоксетин и А2‑агонисты

В предыдущей статье мы рассматривали статистику СДВГ среди детей и взрослых, а также затронули терапию заболевания, в большей степени уделив внимание психостимуляторам. Далее мы разберём использование атомоксетина у больных с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, опыт применения а2‑агонистов, а также продолжительность и возможные трудности в терапии СДВГ, которые обязательно должны принимать во внимание практикующие врачи в ходе ведения пациентов и фармспециалисты во время консультирования покупателей препаратов. Напомним, что наш обзор основан на научной статье «Доказательная фармакотерапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности» за авторством И. В. Дубатовой, А. В Анцыборова и В. Г. Заики, вышедшей в журнале «Интерактивная наука» в 2021 году.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания является достаточно изученной патологией у детей. Проводится множество исследований, посвящённых лечению больных с этим расстройством. Изучаются новые, не являющиеся психостимуляторами лекарственные средства, чтобы повысить эффективность терапии и добиться благоприятного прогноза.

Атомоксетин

Атомоксетин — это первый лекарственный препарат, не относящийся к психостимуляторам и используемый в лечении СДВГ. Согласно исследованиям, он дал значительное улучшение симптоматики СДВГ по сравнению с плацебо [1, 2, 3]. Многие клинические испытания доказывают эффективность и безопасность атомоксетина при назначении его как детям, так и взрослым [4, 5–7]. Одобренные FDA (государственным регулятором лекарственной отрасли США — прим. ред.) терапевтические дозировки атомоксетина составляют от 1,2 мг/кг/сут. Это среднее значение дозы было выявлено после исследования диапазона доз атомоксетина от 0,5 мг/кг/сут. до 1,2 мг/кг/сутки. [8–10]. Атомоксетин запрещён к применению у детей до 6 лет.

Согласно научным данным, был опыт использования атомоксетина у пациентов в возрасте 5–6 лет, но при этом среднесуточная дозировка составляла 1,38 мг/кг. Такая доза дала возможность получить клинический ответ и положительную динамику, но тем не менее больным требовалось увеличение дозировки препарата для коррекции основных нарушений СДВГ [11, 12].

Нежелательные эффекты атомоксетина

Первичными острыми нежелательными проявлениями атомоксетина являются:

  • гиперседация;
  • ухудшение аппетита;
  • тошнота;
  • рвота;
  • раздражительность;
  • головные боли.

Нежелательные проявления и индивидуальные реакции чувствительности при приёме атомоксетина как у детей младшего, так и у более старшего возраста не имеют существенных различий [13].

Во время лечения атомоксетином нельзя забывать о его возможной гепатотоксичности. Помимо этого, согласно мнению некоторых авторов, препарат способен увеличивать риск суицида у больных с коморбидной патологией [14, 15, 16], но достоверного подтверждения этого факта в научных источниках нет [17–19]. Применение атомоксетина рекомендуется прекратить, если появляется желтуха или повышается уровень печёночных ферментов, что и было отражено в дополнениях клинических рекомендаций по терапии СДВГ [20, 21].

А2‑агонисты

В последние годы в ряде европейских стран и США в качестве препаратов второй линии (или дополнительных средств к основной схеме) для лечения СДВГ врачи отдают предпочтение группе А2‑агонистов. Сюда относятся клонидин и гуанфацин. По данным авторов исследования, в России эти лекарственные средства не заслужили особого доверия, так как не имели достаточной доказательной базы в отношении применения при СДВГ.

Международные исследования, посвящённые сравнению терапевтических схем, в которых одновременно использовали препараты 1 и 2 линии в Соединённых Штатах Америки и странах Европы, показали противоречивые данные [22, 23, 24].

Тем не менее, был отмечен положительный эффект от применения клонидина у больных СДВГ с коморбидными расстройствами (тики, агрессия). Суточную дозу клонидина короткого действия рекомендуется распределить в течении суток [14]. В США этот препарат продаётся в форме трансдермального пластыря, что помогает использовать его 1 раз в 7 дней. В сентябре 2010 года FDA одобрило применение клонидина гидрохлорида, имеющего пролонгированное действие, для терапии СДВГ у детей 6–17 лет [25]. Его разрешалось использовать в качестве монотерапии или совместно с психостимулятором [26].

Гуанфацин, в отличие от клонидина, считается более избирательным агонистом а2‑адренергических рецепторов, поэтому имеет меньший седативный эффект и действует дольше [27]. Согласно исследованиям, препарат дал неплохие результаты в лечении СДВГ. Частым нежелательным проявлением при использовании гуанфацина является кратковременный седативный эффект [28]. В других исследованиях описано, что гуанфацин имел хорошую эффективность и переносимость у пациентов, страдающих СДВГ с сопутствующим синдромом Туретта [29, 30].

Пролонгированную форму гуанфацина FDA одобрило в 2009 году после проведения контролируемых испытаний (исследование 1: n = 345, возраст 6–17 лет; исследование 2: n = 324, возраст 6–17 лет). Его использовали в виде монотерапии для купирования симптомов СДВГ. С ростом дозы повышалась вероятность возникновения побочных эффектов. Частыми из них являлись:

  • боль в голове;
  • сонливость днём;
  • сильная утомляемость;
  • гиперседация;
  • боли в эпигастрии.

Значимых изменений в лабораторных показателях и ЭКГ не выявлялось [30, 31]. Величина дозозависимого эффекта гуанфацина находилась в диапазоне от 0,43 до 0,86. Частота ответа на лечение гуанфацином:

  • 43 % для дозы 3 мг;
  • 62 % — для 4 мг [30, 31].

Влияние лекарственной терапии на течение болезни и прогноз

Положительную динамику при лечении пациентов с СДВГ в большей степени можно наблюдать в долгосрочной перспективе. Результаты при лечении психостимуляторами:

  • улучшается внимание;
  • появляются возможности к обучению;
  • становятся реже периоды разрушительного поведения;
  • компенсируются симптомы оппозиционного расстройства [32, 33, 34].

Дети с СДВГ, которые получали психостимуляторы в виде основного лечения, показывали лучшие результаты в обучении, по сравнению с пациентами, имеющими тот же диагноз, но не получавших соответствующей терапии [35, 36]. Эти выводы были сделаны благодаря оценке высшего среднего балла по предметам средней школы (GPA) и данных различных тестов.

Данные долгосрочных наблюдений при проведении медикаментозного лечения СДВГ:

  • в течение первых 2 лет лечения — яркий положительный лечебный эффект для большинства детей;
  • на 3 год лечения — только у 30 % больных видна отчётливая положительная динамика [37].

Даже с учётом проведённой терапии и уменьшения выраженности симптоматики у больных с СДВГ сохраняется недостаточный уровень успеваемости, дефекты поведения и социального функционирования по сравнению с контрольной группой, что стало очевидно после 6–8 лет наблюдения [38].

Длительность лечения

Согласно эпидемиологической статистике, 2–6 % детей-дошкольников соответствуют диагностическим критериям СДВГ [39]. «Консервативные» оценки показывают, что у детей-школьников СДВГ встречается в 3–7 % случаев [40, 41]. У взрослых СДВГ выявляется в 3–4 % случаев [42, 43]. Присутствует связь между симптомами СДВГ и нарушением социального функционирования у взрослых, которая включает:

  • неоконченное высшее или среднее образование;
  • частые случаи ДТП;
  • проблемы с законом;
  • сложности в карьере;
  • проблемы в отношениях с людьми [44–46].

На сегодняшний день нет убедительных доказательств, что использование психостимуляторов в детском и подростковом возрасте позволит снизить или усилить риск расстройств, которые связаны с злоупотреблением ПАВ в молодом возрасте [47, 48]. Но психостимуляторы значительно снижают вероятность появления депрессии и тревожных состояний, асоциального поведения, проблем с обучением, по сравнению с теми больными СДВГ, которые не лечились [49, 50].

В клинических рекомендациях AACAP (Американской академии детской и подростковой психиатрии) описана необходимость постоянного лечения СДВГ при помощи лекарственных средств и психотерапии. Если пациент регулярно посещает врача, будут правильно подобраны дозы, увеличится эффективность лечения и снизится риск нежелательных эффектов. Терапию рекомендуется продолжать до тех пор, пока не исчезнут признаки того или иного расстройства [42, 51, 52].

Проблемы лекарственной терапии

Как правило, большинство больных с СДВГ при назначении лекарственной терапии дают положительную динамику. Но бывают ситуации, когда лечение назначено согласно протоколу (адекватная длительность лечения, оптимальные дозы), но клинического ответа не наблюдается, в этом случае следует провести повторное обследование на предмет наличия коморбидных расстройств [53–55]. Осложнять лечение могут:

  • нарушение способности к обучению;
  • различные нарушения развития и другие психические расстройства [56, 57, 58].

В западных странах, препараты, которые не одобрены FDA, например, циклические антидепрессанты, допускаются к использованию если нет эффекта от лечения лекарственными средствами имеющими большую доказательную базу или они необходимы больному по состоянию здоровья [59, 60]. Комбинированная терапия (одобренные + неодобренные FDA препараты) в некоторых случаях может быть обоснованной [61]. Авторы предупреждают врачей и фармацевтов о том, что при использовании двух и более одобренных препаратов или неодобренных лекарственных средств у больных с СДВГ увеличивается риск нежелательных эффектов. Поэтому тактику терапии нужно обязательно согласовать с пациентом и его родственниками, а также осуществлять тщательный мониторинг состояния больного на протяжении всего лечения [62].

Выводы

Сегодня СДВГ считается самым изученным состоянием из всех психиатрических заболеваний. Чаще всего диагноз устанавливают в детстве, но, если диагностика проведена неправильно, по мере взросления пациента течение СДВГ ухудшается, что влияет на прогноз. Чтобы избежать прогрессирования синдрома гиперактивности и дефицита внимания, предупредить возникновение побочных эффектов, улучшить переносимость назначенных медикаментов и получить благоприятный прогноз, современные руководства по лечению СДВГ, подобные AACAP, дают чёткие рекомендации практикующим врачам и фармацевтам, как правильно проводить диагностику, лечение и мониторинг. Однако любой практикующий врач может столкнуться с низким клиническим ответом на проведённую терапию.

Не смотря на все трудности адекватная и рациональная фармакотерапия даёт положительный эффект у больных с СДВГ. Это достигается активным проведением научной работы по поводу исследования новых лекарственных средств у больных с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Также на фармацевтическом рынке появилось очень много различных психостимуляторов и лекарственных средств, не относящихся к этой группе, но имеющих доказательную базу относительно лечения СДВГ. Это позволяет облегчить работу практикующих врачей и фармацевтов, улучшить эффективность терапии и снизить риск нежелательных последствий.

Источники

  1.  Hennissen, L., Bakker, M. J., Banaschewski, T., Carucci, S., Coghill, D., Danckaerts, M., Dittmann, R. W., Hollis, C. P., Kovshoff, H., McCarthy, S., et al. Cardiovascular effects of stimulant and non-stimulant medication for children and adolescents with ADHD: A systematic review and meta-analysis of trials of methylphenidate, amphetamines and atomoxetine. // CNS Drugs. -2017.- Vol.31.- №3.- p.199–215
  2. Hennissen L. et al. Cardiovascular effects of stimulant and non-stimulant medication for children and adolescents with ADHD: a systematic review and metaanalysis of trials of methylphenidate, amphetamines and atomoxetine //CNS drugs. – 2017. -Vol. 31. – №. 3. -p. 199–215
  3. Newcorn J. et al. Methylphenidate vs. Atomoxetine in Youth with ADHD: Comparative Effectiveness and Preference following Treatment with both Medications //Biological Psychiatry. – 2017. -Vol. 81. – №. 10. -p. S346-S347
  4. Gayleard J. L., Mychailyszyn M. P. Atomoxetine treatment for children and adolescents with Attention-Deficit/ Hyperactivity Disorder (ADHD): a comprehensive meta-analysis of outcomes on parent-rated core symptomatology// ADHD Attention Deficit and Hyperactivity Disorders. – 2017. -Vol. 9. – №. 3. -p. 149–160
  5. Imagawa H. et al. Treatment patterns, health care resource utilization, and costs in Japanese adults with attention-deficit hyperactivity disorder treated with atomoxetine //Neuropsychiatric disease and treatment. – 2018. – Vol. 14. -p. 611
  6. Griffiths K. R. et al. Response inhibition and emotional cognition improved by atomoxetine in children and adolescents with ADHD: the ACTION randomized controlled trial //Journal of psychiatric research. – 2018. -Vol. 102. -p. 57–64
  7. Ni H. C. et al. An open-label, randomized trial of methylphenidate and atomoxetine treatment in adults with ADHD // Journal of attention disorders. – 2017. - Vol. 21. – №. 1. -p. 27–39
  8. Kowalczyk O. S. et al. Methylphenidate and atomoxetine normalize frontoparietal underactivation during sustained attention in ADHD adolescents //European Neuropsychopharmacology. – 2019. -Vol. 29. – №. 10. -p. 1102–1116
  9. Gregoire-Bottex M., Soe K. Adverse Effects of Non-Stimulant ADHD Drugs: Atomoxetine, Alpha-Agonists //Current Psychopharmacology. – 2018. -Vol. 7. – №. 1. -p. 11–14
  10. Rubio Morell B., Hernández Expósito S. Differential long-term medication impact on executive function and delay aversion in ADHD //Applied Neuropsychology: Child. – 2019. -Vol. 8. – №. 2. -p. 140–157
  11. Kratochvil C. J. et al. A pilot study of atomoxetine in young children with attention-deficit/hyperactivity disorder // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2007. -Vol. 17. – №. 2. -p. 175–186
  12. Finelli J., Gleason M. M. Psychopharmacologic considerations in early childhood //Clinical Guide to Psychiatric Assessment of Infants and Young Children. – Springer, Cham, 2019. -p. 285–326
  13. Childress A. C. A critical appraisal of atomoxetine in the management of ADHD //Therapeutics and clinical risk management. – 2016. -Vol. 12. -p. 27
  14. Dittmann R. W. et al. Non-stimulants in the treatment of ADHD //Oxford Textbook of Attention Deficit Hyperactivity Disorder. – 2018. -p. 393
  15. Reed V. A. et al. The safety of atomoxetine for the treatment of children and adolescents with attention-deficit/ hyperactivity disorder: a comprehensive review of over a decade of research //CNS drugs. – 2016. -Vol. 30. – №. 7. -p. 603–628
  16. Ryan N., McDougall T. Attention deficit hyperactivity disorder across the lifespan //British Journal of Mental Health Nursing. – 2017. -Vol. 6. – №. 5. -p. 207–210
  17. Linden S. et al. Atomoxetine: no increased suicidal risks in children with ADHD //Reactions. – 2016. -Vol. 1601. -p. 6–14
  18. Chang Z. et al. Medication for attention-deficit/hyperactivity disorder and risk for depression: a nationwide longitudinal cohort study //Biological psychiatry. –2016. -Vol. 80. – №. 12. -p. 916–922
  19. Davies M. et al. Use of atomoxetine and suicidal ideation in children and adolescents: Results of an observational cohort study within general practice in England //European Psychiatry. – 2017. -Vol. 39. -p. 11–16
  20. Stevens J. R., Rodgers J. J., Stern T. A. Idiosyncratic Adverse Reactions to Psychotropic Medications //Psychiatric Annals. – 2016. -Vol. 46. – №. 8. -p. 456–465
  21. Wolraich M. L. et al. Clinical practice guideline for the diagnosis, evaluation, and treatment of attention-deficit/ hyperactivity disorder in children and adolescents //Pediatrics. – 2019. -Vol. 144. – №. 4. -p. e20192528
  22. Alamo C., López-Muñoz F., Sánchez-García J. Mechanism of action of guanfacine: a postsynaptic differential approach to the treatment of attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) //Actas Esp Psiquiatr. – 2016. -Vol. 44. – №. 3. -p. 107–12
  23. Gregoire-Bottex M., Soe K. Adverse Effects of Non-Stimulant ADHD Drugs: Atomoxetine, Alpha-Agonists //Current Psychopharmacology. – 2018. -Vol. 7. – №. 1. -p. 11–14
  24. Karako S. et al. Approach to ADHD patients who are unresponsive to standard treatments //Klinik Psikofarmakoloji Bulteni. – 2019. – Т. 29. -p. 440–440
  25. Power T. J., Hom J., Huang P. Current Best Practices for Assessing and Treating Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder//Current Treatment Options in Pediatrics. – 2018. -Vol. 4. – №. 1. -p. 94–107
  26. Huss M. et al. Long-term safety and efficacy of guanfacine extended release in children and adolescents with ADHD // European child & adolescent psychiatry. – 2018. -Vol. 27. – №. 10. -p. 1283–1294
  27. van Stralen J. P. M. A controlled trial of extended-release guanfacine and psychostimulants on executive function and ADHD //Journal of attention disorders. – 2020. -Vol. 24. – №. 2. – p. 318–325
  28. McCracken J. T. et al. Combined stimulant and guanfacine administration in attention-deficit/hyperactivity disorder: a controlled, comparative study //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2016. -Vol. 55. – №. 8. -p. 657–666. e1
  29. Huss M., Chen W., Ludolph A. G. Guanfacine extended release: a new pharmacological treatment option in Europe // Clinical drug investigation. – 2016. -Vol. 36. – №. 1. -p. 1–25
  30. Biederman J. et al. A randomized, double-blind, placebo-controlled study of guanfacine extended release in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder //Pediatrics. – 2008. -Vol. 121. – №. 1. -p. e73-e84
  31. Sallee F. R. et al. Guanfacine extended release in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: a placebo-controlled trial //Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2009. -Vol. 48. – №. 2. -p.155–165
  32. Lenzi F. et al. Pharmacotherapy of emotional dysregulation in adults with ADHD: a systematic review and metaanalysis //Neuroscience & Biobehavioral Reviews. – 2018. -Vol. 84. -p. 359–367
  33. Surman C. B. H. et al. Do pharmaceuticals improve driving in individuals with ADHD? A review of the literature and evidence for clinical practice //CNS drugs. – 2017. -Vol. 31. – №. 10. -p. 857–866
  34. Schneider G. et al. Weight and height in children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder: a longitudinal database study assessing the impact of guanfacine, stimulants, and no pharmacotherapy //Journal of child and adolescent psychopharmacology. – 2019. -Vol. 29. – №. 4. -p. 285–304
  35. Corbisiero S. et al. A comparison of cognitive-behavioral therapy and pharmacotherapy vs. pharmacotherapy alone in adults with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD)-A randomized controlled trial //Frontiers in Psychiatry. – 2018. - Vol. 9. -p. 571
  36. Hyman S., DuPaul G. J., Gormley M. J. Evidence-Based Assessment and Intervention for ADHD in School Psychology // Handbook of Australian School Psychology. – Springer, Cham, 2017. -p. 311–329
  37. Bloch M. H. The continuing contributions of multimodal treatment of attention over nearly two decades to initial attention-deficit hyperactivity disorder pharmacotherapy and long-term clinical course //Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines. – 2017. -Vol. 58. – №. 6. – С. 637–639.
  38. Wong I. C. K. et al. Emerging challenges in pharmacotherapy research on attention-deficit hyperactivity disorder-outcome measures beyond symptom control and clinical trials //The Lancet Psychiatry. – 2019. -Vol. 6. – №. 6. -p. 528–537
  39. Safer D. J. Is ADHD really increasing in youth? //Journal of attention disorders. – 2018. -Vol. 22. – №. 2. -p. 107–115
  40. Reale L., Bonati M. ADHD prevalence estimates in Italian children and adolescents: a methodological issue //Italian journal of pediatrics. – 2018. -Vol. 44. – №.1. -p. 108
  41. Bergey M. R., Filipe A. M. ADHD in Global Context //Global Perspectives on ADHD: Social Dimensions of Diagnosis and Treatment in Sixteen Countries. – 2018. -p. 1
  42. dos Santos Nobre J. P. et al. Characterization of Epidemiological ADHD Studies: A Systematic Review //Psychology. – 2017. -Vol. 8. – №. 03. -p. 412
  43. Goodman D. W. et al. Clinical presentation, diagnosis and treatment of attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD) in older adults: a review of the evidence and its implications for clinical care //Drugs & aging. – 2016. -Vol. 33. – №. 1. -p. 27–36
  44. Moreira-Maia C. R. et al. Are ADHD medications under or over prescribed worldwide? Protocol for a systematic review and meta-analysis //Medicine. – 2018. - Vol. 97. – №. 24
  45. Li T. et al. ADHD symptoms in the adult general population are associated with factors linked to ADHD in adult patients //European Neuropsychopharmacology. – 2019. -Vol. 29. – №. 10. -p. 1117–1126
  46. Instanes J. T. et al. Adult ADHD and comorbid somatic disease: a systematic literature review //Journal of Attention Disorders. – 2018. -Vol. 22. – №. 3. -p. 203– 228
  47. Yule A. M. et al. Examining the association between attention deficit hyperactivity disorder and substance use disorders: a familial risk analysis //Journal of psychiatric research. -2017.-Vol. 85.-p. 49–55
  48. Martínez-Luna N, Daigre C, Palma-Álvarez F, et al. Psychiatric Comorbidity and Addiction Severity Differences in Patients with ADHD Seeking Treatment for Cannabis or Cocaine Use Disorders// Journal of Attention Disorders. – September 2019. doi:10.1177/1087054719875787
  49. Baweja R., Waxmonsky J. G. Treatment Implications for ADHD Youth with Mood and Anxiety Comorbidity // Current Treatment Options in Psychiatry. – 2018. - Vol. 5. – №. 1. -p. 73–97
  50. Daviss W. B. Depressive disorders and ADHD //Moodiness in ADHD. – Springer, Cham, 2018. -p. 91–109
  51. Perugi G. et al. Current and emerging pharmacotherapy for the treatment of adult attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) //Expert opinion on pharmacotherapy. – 2019. -Vol. 20. – №. 12. -p. 1457–1470
  52. Fredriksen M., Peleikis D. E. Long-Term Pharmacotherapy of Adults with Attention Deficit Hyperactivity Disorder: A Literature Review and Clinical Study//Basic & clinical pharmacology & toxicology. – 2016. -Vol. 118. – №. 1. – p. 23–31
  53. Alavi Z., Felzer-Kim I. T., Rollins H. H. When stimulants «fail» for children with attention-deficit/hyperactivity disorder//Consultant. – 2020. -Vol. 6. – №. 8. -p. 3–5
  54. Chung J. et al. Treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder in preschool-age children: Child and adolescent psychiatrists’ adherence to clinical practice guidelines //Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. – 2016. -Vol. 26. – №. 4. -p. 335–343
  55. Bellato, A., Arora, I., Hollis, C., Groom, M. J. Is autonomic nervous system function atypical in attention deficit hyperactivity disorder (ADHD)? A systematic review of the evidence// Neuroscience & Biobehavioral Reviews. -2020.- Vol.108, - p.182–206
  56. Drechsler R. et al. ADHD: Current Concepts and Treatments in Children and Adolescents //Neuropediatrics. – 2020. – С. Epub ahead of print
  57. Haak C. Diagnosing and Treating ADHD: Clinician Characteristics, Methods of Diagnosis, Diagnostic Rates, and Treatment Recommendations: – Illinois Institute of Technology, 2019
  58. Kapalka G. et al. Childhood and Adolescent Disorders: Evidence-Based Integrated Biopsychosocial Treatment of ADHD and Disruptive Disorders //Cognitive Behavioral Psychopharmacology. – 2018. -p. 243
  59. Arns M. et al. Neurofeedback and Attention-Deficit/Hyperactivity-Disorder (ADHD) in Children: Rating the Evidence and Proposed Guidelines //Applied Psychophysiology and Biofeedback. – 2020. -Vol. 45. – №. 2. -p. 39–48
  60. Radakovic D. M. Stimulant Medication Use in Children and Adolescents Ages 5–17 with Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) to Diminish Intensity of Symptom Impairment and Improve Academic and Social Performance: – Brandman University, 2018
  61. Yuki K. et al. How does a real-world child psychiatric clinic diagnose and treat attention deficit hyperactivity disorder?// World journal of psychiatry. – 2016. - Vol. 6. – №. 1. – p. 118
  62. Vierhile A. E., Palumbo D., Belden H. Diagnosis and treatment of attention deficit hyperactivity disorder //The Nurse Practitioner. – 2017. -Vol. 42. – №. 10. -p. 48–54

Автор статьи
Наталья Грушина
Врач-педиатр
Медицинский райтер

24250 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.