18+

Дело аптечное

Дело аптечное

Мария Маркович о социальной роли фармацевта и провизора в аптеке

 

За последние 10–20 лет с фармацевтическим рынком произошли глобальные перемены. Широкий ассортимент готовых лекарственных средств и возможность выбирать лекарства через Интернет, казалось бы, заметно уменьшили роль фармацевтического работника в процессе выбора медикаментов. Но значит ли это, что в современном мире фармацевты стали просто продавцами, отличающимися от своих коллег лишь более специфическими знаниями?

 

Как раньше? История аптечного дела и профессии фармацевт

Первые аптекари на Руси появились в 1547 году, когда Иван Грозный отправил своих послов в западные страны за врачами и аптекарями для царской семьи. В 1581 г английская королева Елизавета I отправила в Москву нескольких специалистов, в том числе и аптекаря Джеймса Френча. Именно он открыл первую в России аптеку для царской семьи в Кремле, напротив Чудова монастыря. В 1613 году, когда на престол взошел царь Михаил Федорович, для русской медицины наступила новая эпоха. В это время была создана Аптекарская палата, контролировавшая лечение царской семьи и изготовление в аптеке лекарств. В 1620 году Аптекарскую палату переименовали в Аптекарский приказ, а он в 1714 году был преобразован Петром I в Медицинскую канцелярию, которая управляла работой всех медиков – докторов, лекарей, аптекарей, алхимиков, костоправов.

Выписанный доктором рецепт отправлялся в Аптекарский приказ вместе с описанием фармакологического действия каждого компонента этого средства, а разрешение на изготовление лекарства должен был дать царь. В конце XIX – начале ХХ века с развитием физики и химии разрабатывались и новые методы получения новых лекарств и приборов для работы в аптеках, открывались заводы и фабрики для изготовления препаратов. После Великой Октябрьской социалистической революции все аптеки были национализированы и контролировались Народным комиссариатом здравоохранения. После ВОВ аптечное дело расширялось: росло число аптечных предприятий, увеличивалось потребление лекарственных средств, и стал ощущаться дефицит квалифицированных кадров со средним и высшим фармацевтическим образованием. Расширилась и сфера обязанностей аптечных сотрудников. Теперь фармацевты были обязаны готовить лекарства по рецептам врачей, уметь пользоваться аптечными приборами, обеспечивать хранение и фасовку медикаментов, отпускать препараты и изделия медицинского оформления, соблюдать санитарный режим, повышать производительность труда и даже оказывать первую неотложную медицинскую помощь.

 

Тридцать лет тому назад…

…все аптеки были государственными и практически в каждой из них существовали рецептурно-производственные отделы (РПО), в которых фармацевты могли приготовить любое лекарство, выписанное доктором. Микстуры, мази, суппозитории, капли – эти и многие другие лекарственные формы делались руками аптечных сотрудников, которые знали все нюансы их приготовления и прекрасно разбирались во взаимодействии ЛС. Готовых лекарственных средств (в основном отечественного производства) в аптеках было мало, но при этом цены на лекарства в аптеках по всей стране были одинаковыми.

Сегодня всё намного проще и одновременно труднее. За 2 последних десятилетия открылась масса аптек – сейчас они существуют чуть ли не на каждом шагу, а большинство предприятий стали коммерческими и живут по законам рынка. Поток хлынувших в Россию иностранных готовых лекарственных средств увеличил привычный аптечный ассортимент до десятков тысяч торговых наименований. Такое обилие готовых лекарств не могло не сказаться на внутренней организации аптеки: постепенно рецептурно-производственные отделы стали убыточны. Среди готовых препаратов промышленного производства можно найти практически любое средство в удобной форме выпуска, да и храниться оно будет дольше, чем приготовленный в аптеке препарат. Сейчас с большим трудом можно отыскать аптеку, занимающуюся производством лекарств по прописи доктора.

Что же оставалось делать аптечным сотрудникам? Конечно, приспособиться к новым условиям рынка и начать осуществлять отпуск готовых лекарственных средств населению. Видимо, в тот момент и стало закрепляться мнение людей о том, что сотрудник аптеки – это обычный продавец, отпускающий лекарства и пробивающий чек на кассе.

Должностные обязанности фармацевта и провизора в аптеке

- Осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

- Изготавливает лекарства, проверяет их качество простейшими методами внутриаптечного контроля.

- Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения.

- Оказывает консультативные услуги фасовщикам по расфасовке лекарственных средств.

- Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях.

- Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

 

Действующий приказ «Об утверждении номенклатуры должностей фармацевтических работников и положений об отдельных учреждениях и должностях работников аптечных учреждений» от 30 декабря 1976 г. N 1255

docs.cntd.ru

 

Подмена понятий - как правильно называть продавца в аптеке

Знаете ли вы, что пожарные очень обижаются, когда их называют пожарниками? Конечно, ведь пожарники – это насекомые из подотряда разноядные жуки. Примерно похожие чувства испытывают и фармацевты и провизоры, когда их называют продавцами.

«Дорогая, что купить в аптеке? Хорошо, сейчас спрошу у продавца», «Девушка, ну Вы же продавец, посоветуйте что-нибудь, пожалуйста!», «А в этой кассе будет продавец?» – наверняка эти обидные фразы нередко доводилось слышать любому фармспециалисту. И неудивительно, что реакцией на них часто бывают раздражение и порой даже агрессия – «Какой я Вам продавец?».

На самом деле, подобные чувства легко объяснимы. Специалисту, который прошел длительное обучение (фармацевты – 3 года в фармацевтическом колледже, провизоры – 5 лет на фармацевтическом отделении медицинских вузов и 1 год обучения после получения диплома в интернатуре) и получил глубокие и систематические знания о приготовлении, применении, хранении и отпуске лекарственных средств, слышать такое по меньшей мере странно.

Елена, провизор, 43 года (Москва): «Часто бывает, что покупатели называют меня или кого-то из моих коллег продавцом. Слышать это неприятно, но не будешь же каждому объяснять, в чем, между нами, разница? Действительно, люди приходят в аптеку покупать лекарства, мы их им продаем, значит, мы для них – продавцы. Тем более, что во многих аптеках специалисту приходится параллельно быть еще и кассиром. Хотя я иногда не выдерживаю и рассказываю посетителям, что в аптеке нет продавцов, что аптекари – люди со средним и даже высшим профессиональным образованием, полученным в специальных учебных заведениях в течение многих лет, что мы разбираемся в лекарствах и можем проконсультировать, помочь с выбором. Некоторые, кстати, очень проникаются и даже извиняются».

 

Покупатели вряд ли стремятся обидеть аптечных сотрудников. Скорее всего, им и в голову не приходит, что они допускают какую-то ошибку. Тем не менее штамп «продавец» в отношении фармспециалистов прочно засел в сознании обывателей. Почему же это произошло?

 

Во-первых, сейчас любой человек может самостоятельно делать покупки, причем зачастую приобретение продукции в аптеках (особенно в учреждениях с открытой выкладкой) мало чем отличается от шопинга в гипермаркете. Достаточно выбрать нужную коробочку на полке, заплатить деньги и приобрести средство. Или даже просто добавить нужный препарат в корзину на сайте.

Во-вторых, обилие рекламы в прессе и на телевидении, возможность поиска информации в Интернете и склонность нашего народа к самолечению и приобретению препаратов по рекомендациям знакомых или соседей привело к тому, что люди стали считать себя сведущими в медицинской науке. Теперь некоторые из них уверены, что неплохо разбираются в названиях препаратов и в показаниях к их применению и не нуждаются в походах по врачам или консультациях специалистов аптеки.

В 2011 году в рамках проекта HealthIndex компания Synovate Comcon оценила степень использования россиянами разных типов интернет-ресурсов и источников информации по медицинской тематике. В исследовании приняли участие 6414 респондентов из 50 городов с населением больше 100 тысяч человек. Оказалось, что тематика здоровья, медицины и косметики является пятой по частоте запросов пользователей, уступая лишь количеству запросов по погоде, музыке, видео и развлечениям. Среди наиболее часто запрашиваемых – вопросы о болезнях и методах их лечения (12% интернет-пользователей), инструкциях по применению препаратов (12%), а также запросы цен и наличия медикаментов в аптеках (11%). При этом наибольшая степень доверия к информации наблюдается у ресурсов с инструкциями препаратов (оценивая степень доверия по пятибалльной шкале, 80% пользователей поставили «4» или «5»).

www.synovate.ru

 

В-третьих, многие потребители убеждены, что аптекари не заинтересованы в том, чтобы тратить время на проведение квалифицированного консультирования клиента, и им «лишь бы продать что-то подороже». Безусловно, такое мнение формирует отрицательный образ фармацевтического сотрудника, опуская его чуть ли не до уровня спекулянта-перекупщика. В результате складывается впечатление, что важность фармацевтов в процессе выбора необходимых препаратов приближается к нулю и что этот стереотип уже не развеять. Так ли это на самом деле?

 

О самом главном: роль фармацевта

Несмотря на то что любой рынок (в том числе фармацевтический) живет по определенным правилам, нацеленным на рост прибыли, в фармацевтике, как в одном из важнейших разделов медицинской науки, первое место отводится охране здоровья пациентов. Экономическая составляющая, безусловно, важна, однако она не должна выходить на основной план.

Аптекарь – это прежде всего медицинский консультант, который поможет разобраться в большом ассортименте лекарственных средств, БАД, изделий медицинского назначения и аптечной косметики, проведет грамотную консультацию и предотвратит возможные ошибки при лечении. Особенно эта функция фармспециалиста важна при быстром темпе современной жизни. Сегодня люди предпочтут сразу пойти в аптеку, чем сидеть в очереди на прием к доктору. К тому же многие терапевты в районных больницах порой не успевают следить за новинками рынка фармации или назначают препараты, активно продвигаемые медицинскими представителями фармкомпаний, что не всегда целесообразно и доступно клиентам по цене. В связи с этим на плечи аптечного персонала ложится еще большая ответственность за здоровье приходящих к ним людей. И даже если приходящий в аптеку покупатель знает, препарат какой группы ему необходим, зачастую ему не хватает специфических профессиональных знаний (например, о противопоказаниях или о режиме приема), и помощь специалиста аптеки будет ему очень кстати.

Яна, заведующая аптекой, 37 лет (Москва): «В нашу аптеку регулярно приходят посетители с назначениями от врачей из ближайшей поликлиники. Иногда случается, что какой-нибудь препарат пропадает во всех аптеках – из-за задержки поставок, проблем с лицензированием или из-за перерегистрации. Так было и с одним средством для нормализации кишечной микрофлоры, которое терапевты нередко выписывали вместе с курсом антибиотиков. Его не было несколько месяцев, и пациенты безуспешно обходили все аптеки в районе. Наши сотрудники объясняли посетителям причины сложившейся ситуации и предлагали замену из той же группы, избавляя людей от бесконечных и безрезультатных походов по аптекам. Также мы позвонили в поликлинику и попросили передать врачам о временном отсутствии препарата в аптеках и о том, что есть аналогичные ему лекарства. Проблема была решена, и пациентам не пришлось тратить время на поиски».

 

Нередко фармацевтам и провизорам приходится брать на себя и другие роли – кассира, фасовщика и даже психолога, учитывая, что в аптеку приходят нервные и расстроенные своим заболеванием пациенты, которых надо успокоить, убедить в благополучном исходе лечения, приободрить. Отчасти этому вполне можно научиться, читая специализированную литературу и профессиональные журналы, посещая различные мероприятия, например, мастер-классы, тренинги (по продажам, по разбору конфликтных ситуаций и др.). Сотрудники аптеки должны постоянно самосовершенствоваться и повышать свою квалификацию, проходя различные курсы и семинары. Все это поможет не только улучшить свои профессиональные знания, но и научиться правильно выстраивать общение с клиентами.

Более того, в своей работе аптекари должны руководствоваться не только собственными этическими нормами и моральными качествами, но и законодательными актами, постановлениями и приказами правительства, которые регулируют деятельность фармспециалистов. Например: Федеральный закон «О лекарственных средствах», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и многими другими.

 

Цена и качество

Что касается экономической составляющей работы фармацевтов, а также встречающихся обвинений со стороны потребителей, что «продавцы в аптеке стараются только нажиться на больных», то этому мифу тоже есть весьма логичное объяснение. Всем известно, что современный эффективный и безопасный препарат не может стоить дешево. В немалую цену заложены многолетние разработки и клинические исследования, которые стоят фармацевтическим компаниям крупных денег, что отражается на конечной стоимости продукта (подробнее об этом можно прочитать в материале «Оригиналы и дженерики: антагонизм или симбиоз?», КС 11 (113), 2012, прим. ред.). Однако это обеспечивает лекарствам высокое и доказанное качество. Клинически проверенный медикамент от известной фармкомпании – это гарантия успешного лечения, и многие клиенты, услышав логичные объяснения причины подобной дороговизны, готовы платить более высокую цену за эффективность и безопасность. А учитывая, что лечение многих болезней комплексное и нередко включает назначение нескольких препаратов из разных групп, то полученная немаленькая сумма чека – это не злой умысел фармацевта, а всего лишь эффект грамотно проведенной консультации. Безусловно, действия аптекаря должны быть направлены на подбор нужных клиенту препаратов, а не на повышение выручки. Особенно это важно, когда дело касается социально незащищенных групп граждан (студентов, пенсионеров, инвалидов и др.), и в этом случае важно подбирать замены, которые не уступят в качестве оригинальным препаратам и при этом не сильно ударят по кошельку покупателя.

 

Сила в уверенности

Фармацевты и провизоры должны помнить, что их место работы – аптека – это не только особая специализированная организация системы здравоохранения, но и своеобразное торговое учреждение. И здесь зачастую неизбежен конфликт интересов – коммерческой выгоды и удовлетворения истинных потребностей покупателей. Чтобы предотвратить его, специалистам всегда надо соблюдать баланс и помнить о том, что ключевая задача – сохранить здоровье пациентов.

19801 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.