18+

Их больше нет с нами

Их больше нет с нами

Их больше нет с нами

Отвечаем на самые распространённые вопросы о дефектуре лекарственных препаратов в аптеке

Отсутствие необходимого лекарственного препарата в ассортименте аптеки ведёт к потере клиента, а значит и к потере выручки. Чтобы грамотно оценивать потребности покупателей и ситуацию на рынке, сотрудникам аптек необходимо тщательно следить за дефектурой лекарственных средств. Сегодня мы расскажем о причинах дефектуры, а также о методике её учёта в аптеке — это поможет первостольникам верно отвечать на вопросы потребителей, а также соблюдать фармпорядок.

Что такое дефектура?

Под дефектурой понимают отсутствие каких‑либо определённых лекарственных препаратов в аптеке. При этом препарат может отсутствовать только в аптеке (в таком случае это «локальная дефектура») или может отсутствовать в ассортименте региональных оптовых поставщиков («региональная дефектура»). Если же ЛС полностью отсутствует в обороте, например, по причине снятия с производства, то это называется «глобальной дефектурой».

Почему возникает дефектура?

Причин для отсутствия лекарственных средств в ассортименте может быть очень много. Начиная от простого решения не заказывать определённые ЛС у поставщика и заканчивая отменой регистрации препарата из‑за его нерентабельности. Можно выделить следующие основные причины дефектуры:

  • Ажиотажный спрос
  • Например, такая ситуация сложилась с антибиотиками в прошлом году в самом начале пандемии коронавирусной инфекции. Антибактериальные препараты практически исчезли из ассортимента, поскольку в аптеках их раскупили для «борьбы с вирусом» и самолечения, а новые поставки от производителей шли напрямую в медицинские учреждения, которые принимали всё новых заболевших. В итоге дефицит антибиотиков сформировался и в рознице, и у оптовиков.

  • Проблемы на производстве
  • Иногда производство или импорт каких‑либо препаратов приостанавливается по техническим причинам. В частности, нередко производители переоснащают завод новым оборудованием, чтобы в будущем увеличить его мощности. Например, такая ситуация произошла несколько лет назад с антигельминтным средством «Бильтрицид» и препаратом «Сермион».

    Ещё одна причина для временной остановки производства может заключаться в дефиците фармацевтической субстанции для изготовления конкретного ЛС. Так, в 2019 году из‑за этого были временно прекращены поставки в Россию антикоагулянта «Вессел Дуэ Ф».

  • Пересмотр портфеля производителем
  • Также в некоторых случаях производители просто прекращают производство определённых ЛС по собственным экономическим соображениям. Компания ООО «Бристол-Майерс Сквибб» два года назад прекратила производство антиретровирусных препаратов «Видекс» и «Зерит», поскольку эти ЛС перестали считаться первой линией лечения ВИЧ из‑за появления на рынке новых, более эффективных и лучше переносимых аналогов. Кроме этого, ранее компания «МСД Фармасьютикалс» прекратила выпуск лютеинизирующего лекарственного средства «Прегнил» в связи с наличием большого количество аналогов для терапии его показаний к применению.

    Несмотря на то, что зачастую производители прекращают производство устаревших или потерявших актуальность лекарственных препаратов, это не означает, что новейшие методы лечения и современные аналоги известны всем лечащим врачам. Из-за этого в аптеку может прийти человек с рецептом на препарат, который уже давно снят с производства. Медицинский работник об этом может попросту не знать.

  • Нерентабельность
  • В качестве примера можно привести препараты с фуросемидом, которые оказались на грани дефицита в прошлом году. Поскольку препарат включён в ЖНВЛП, то цена на него регулируется государством. При этом стоимость одной упаковки раствора ЛС с 10 ампулами колеблется от 15 до 50 рублей в зависимости от наличия в упаковке ножа для вскрытия ампул. Таким образом, учитывая инфляцию и изменения курса валют при импорте фармацевтических субстанций и других компонентов, затраты на производство препарата значительно превышают возможную прибыль.

    В случае нерентабельности производства Минздрав может предложить производителю перерегистрировать отпускную цену на препарат, чтобы не допустить его исчезновения. Новая стоимость ЛС должна получить согласование в Федеральной антимонопольной службе, поэтому на время этого процесса препарат может пропасть с рынка.

Кто должен следить за дефектурой?

Согласно Постановлению Правительства от 31 октября 2020 г. № 1771, отслеживанием дефектуры на рынке занимается Росздравнадзор. Ведомство на основе данных из автоматизированной информационной системы о введении лекарственных средств в оборот, а также информации из Минздрава и других субъектов обращения ЛС, проводит мониторинг наличия лекарственных препаратов в обороте. Если в течение полугода количество поступивших в оборот упаковок какого‑либо ЛС снизится на 30 % или более, то ведомство направит производителю запрос о планируемых объёмах выпуска этого препарата, а также подготовит для Минздрава сведения о причинах и последствиях его дефицита и возможной замене препарата на аналог. Министерство в свою очередь, после обращения Росздравнадзора может предложить производителю регистрацию цены в сторону увеличения, если, например, снижение поставок связано с нерентабельностью производства.

Зачем аптеке вести учёт дефектуры?

В первую очередь, отслеживание локальной дефектуры в аптечной организации поможет удовлетворить все потребности покупателей, а значит — увеличить прибыль. Если аптека своевременно будет заказывать отсутствующие ЛС, пользующиеся спросом, то не только не потеряет своих клиентов, которые пойдут искать нужный препарат в другом месте, но и приобретёт новых.

Во-вторых, согласно Правилам надлежащей аптечной практики (приказ Минздрава от 31 августа 2016 г. № 647н), в аптечных организациях обязательно наличие журнала учёта дефектуры. Его отсутствие может быть расценено проверяющими как грубое нарушение лицензионных требований.

Как вести журнал учёта дефектуры?

К сожалению, правила и форма ведения журнала учёта дефектуры в настоящий момент не регламентированы ни одним нормативным документом. И разработка такого документа не предвидится. Наоборот, Минздрав каждый раз представляя проект поправок в приказ № 647н, предлагает исключить требование о ведении этого журнала. Однако, пока эти поправки не будут утверждены официально, аптекам всё‑таки нужно вести журнал учёта дефектуры.

Форму журнала аптека должна выбрать самостоятельно и утвердить в соответствующем СОПе. Напомним, что согласно Надлежащей аптечной практике, этот журнал можно вести в электронном виде.

Предполагается, что в журнале должны быть графы с датой, наименованием отсутствующего ЛС, а также с датой ожидаемого поступления и указанием поставщика. Кроме этого, туда можно добавить графу с датой фактического поступления препарата в аптеку.

Помните, что отслеживание дефектуры поможет аптеке точно понимать потребности, возникающие у покупателей, и своевременно адаптировать собственный ассортимент для соответствия запросам рынка? При этом дефектура в аптеке требует анализа. Например, если покупатели спрашивают какой‑либо специфический препарат, то это не означает, что надо торопиться заказывать его у поставщика. А вот если растёт спрос на популярные позиции, тем более на безрецептурные ЛС, закончившиеся в ассортименте, то в этом случае следует проявить активность — пока запасы этого препарата ещё есть на складах производителей и оптовиков. Также будет полезно отслеживать раздел информационных писем на сайте Росздравнадзора. В редких случаях, когда какое‑либо ЛС находится на грани дефицита, ведомство публикует об этом информацию от производителя с описанием возможной даты возвращения препарата в оборот.

4145 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Facebook Twitter Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
comments powered by HyperComments