Участь фармкурьера
Самвел Григорян о том, какие сомнения вызывает проект постановления об интернет-торговле лекарственными препаратами
Наши эксперты
Нелли Игнатьева
исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), член научного общества фармацевтов Москвы, к. ф. н.
Самсон Согоян
генеральный директор сети аптек «Самсон-Фарма»
Максим Юдин
генеральный директора Аптечной сети «Максавит»
Елена Неволина
исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»
Дискуссии об интернет-аптеках не утихают. Как помнят наши читатели, два месяца назад, 27 февраля, правительство РФ вынесло на общественное обсуждение проект Постановления «О порядке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и лекарственными препаратами для ветеринарного применения (…) дистанционным способом» (далее — Постановление). Если оно вступит в силу, перед аптечными организациями откроется новое поле деятельности, а потребители (которые уже давно заказывают на дом еду, одежду, книги, технику и т. д.) смогут воспользоваться удобствами новой стороны аптечного сервиса. Впервые в России получит правовое оформление доставка лекарств по адресу заказчика. Уже одно это делает данное событие историческим, эпохальным для отечественной фармотрасли.
В интервью Анатолия Тенцера, директора по развитию АО НПК «Катрен», можно найти обзор Постановления и комментарии к его важнейшим положениям. Мы же сосредоточимся на двух частных моментах, отдельных положениях, порождающих у профессионалов вопросы, сомнения, из‑за которых многие участники фармритейла пока могут воздержаться от развития собственного дистанционного сервиса.
Но прежде для наглядности покажем описанный в Постановлении порядок розничной торговли лекарственными препаратами в виде схемы.
Этап | Особенности | Действия |
Этап 1: прием заказа | осуществляется через веб-сайт легальной, то есть имеющей лицензию на осуществление фармдеятельности аптечной организации, | На этом этапе проводятся:
|
Этапы 2 и 3: формирование и хранение заказа | осуществляются с учетом всех данных, полученных на этапе приема, и с учетом свойств препаратов | На этом этапе:
|
Этап 4: доставка заказа и отпуск препарата(ов) | осуществляется фармацевтическими работниками, с соблюдением температурного режима и с идентификационной надписью «доставка лекарственных препаратов» на транспортном средстве (в случае доставки на автомобиле) | На этом этапе проводятся:
|
Добавим к этому, что запрещается дистанционный отпуск и доставка:
- препаратов, подлежащих предметно-количественному учету;
- препаратов, обладающих анаболической активностью;
- препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 30 %.
Сомнение первое: Договор или чек
Один из вопросов, по которому у профессионалов возникают сомнения, связан со следующим положением Постановления:
«При приеме заказа фармработник аптечной организации обязан заключить с покупателем в установленном порядке договор розничной купли-продажи и доставки с указанием в нем срока подготовки и стоимости заказа, стоимости доставки, адреса доставки, способа и места оплаты заказа».
И нигде в Постановлении не сказано, что в качестве такого договора может выступать кассовый чек, как, например, это определено п. 20 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». В нем написано, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека (или иного документа, подтверждающего оплату товара) или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Но в случае с лекарствами, как видим, одним чеком и выражением намерения не обойтись — проект Постановления предписывает заключать договор, причем уже на этапе приема заказа. В связи с этим возникает два вопроса: насколько это целесообразно или насколько это вообще возможно.
Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), полагает, что в настоящее время — с учетом всех особенностей аптечного дела и дистанционной торговли — заключение договора купли-продажи при дистанционном оформлении заказа невозможно. Более того, подчеркивает исполнительный директор РААС, в силу ст. 493 Гражданского кодекса РФ договором купли-продажи в розничной торговле по сути является чек. «Поэтому в магазинах и других розничных объектах такой договор не оформляется, только чек на кассе, — отмечает Нелли Игнатьева, — а в случае с дистанционной продажей лекарств договор купли-продажи должен быть».
Как заключить договор?
Самсон Согоян, генеральный директор ООО «Самсон-Фарма», комментирует проблему следующим образом: «С одной стороны, заключение такого договора с указанием в нем срока подготовки и стоимости заказа, возможности его получения по месту жительства (нахождения, проживания) покупателя, способа и места оплаты и т. д. логично, так как потребитель должен иметь возможность ознакомиться с договорными условиями до момента приобретения товара. С другой стороны, пока непонятно, как это можно реализовать при оформлении заказа по телефону или на сайте, без личного присутствия потенциального покупателя».
Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», также обращает внимание на сложности технического исполнения этой нормы Постановления именно на этапе приема заказа. По-видимому, предполагает Елена Неволина, на сайте аптеки должен быть размещен какой‑то ее типовой договор с потребителем. Его надо будет прочитать, подписать, отослать аптечной организации — и это параллельно со сканированием (фотографированием) рецепта и пересылкой его по электронной почте или каким‑либо другим дистанционным способом.
Очевидно, что некоторые категории потребителей — особенно те, кто более всего нуждается в лекарственной доставке (пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями) — из‑за этих технических сложностей могут вообще отказаться от дистанционной покупки. Кроме того, непонятно, почему другие розничные компании при дистанционной торговле могут ограничиться чеком, а в случае с аптечными организациями нужен еще и договор?
Было бы желательно, чтобы при возможной корректировке проекта Постановления эти вопросы были учтены. «Будем ждать разъяснений и механизма заключения договора — разумеется, в оптимальном варианте — от регуляторов», — излагает ожидания Нелли Игнатьева.
Сомнение второе: Кто захочет стать курьером?
Согласно п. 10 Постановления, доставка лекарств должна осуществляться фармработниками. Наличие этого пункта в документе логично. Ведь в результате доставки происходит отпуск лекарственных препаратов, а эта процедура, согласно нашему законодательству, должна осуществляться только фармработниками (см. п. 33 ст. 4 Закона «Об обращении лекарственных средств» и п. 14 ст. 2 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в совокупности).
Но перейдем от логики к реальности. Итак, для развития дистанционного сервиса нашим аптечным структурам нужны тысячи, а может и десятки тысяч курьеров с фармобразованием. Где их взять? На кадровом рынке нет избытка безработных фармацевтов и провизоров.
Но есть и другая сторона проблемы, о которой рассказывает Елена Неволина: «Специалист учится несколько лет, чтобы потом курьером развозить товар. Пусть это товар необычный, пусть он при доставке еще и консультирует, проверяет рецепт. Но все равно я предполагаю, что для самого специалиста это будет немного обидно и не очень престижно — вот так растрачивать свою профессиональную энергию… Тем более что большую часть рабочего времени он будет банально проводить в дороге».
Можно предположить, что даже перспектива чаевых, которые иногда перепадают курьерам, не сильно привлечет профессионалов. Потому что работать курьером а) «не престижно», б) «неловко перед знакомыми и близкими» и в) «не для того я столько лет училась».
По мнению Елены Неволиной, если на этапе приема заказа заключен договор и рецепт тоже проверен на этом же этапе, то тогда какой смысл осуществлять доставку до места назначения фармработнику. Схожей позиции придерживается Самсон Согоян, считая, что нет необходимости отправлять к клиенту фармспециалиста, если он может получить всю исчерпывающую потребительскую информацию на этапе приема заказа.
«Товар опечатан и вскрывается непосредственно клиентом. Это чисто механическое перемещение заказа из одного места в другое, а также его проверка по внешним признакам и количеству. Поэтому целесообразнее, если уполномоченный фармработник будет осуществлять прием, оформление заказа и консультирование покупателей, а уже курьер — доставлять заказ по адресу. В случае возникновения дополнительных вопросов покупатель всегда сможет связаться со специалистом аптеки и получить соответствующее решение или ответ», — поясняет Самсон Согоян.
Нелли Игнатьева обращает внимание на то, что использование фармспециалистов в качестве курьеров — тем более в условиях их нехватки — дело затратное. А повышенные затраты, к сожалению, возмещаются из доходов в том числе за счет роста цен. «Таким образом, увеличив физическую доступность лекарств, можно снизить при доставке фармработниками их ценовую доступность», — полагает Нелли Игнатьева, добавляя при этом, что «отпускать лекарства — это профессия фармспециалиста, и дистанционная торговля не должна в этом смысле стать исключением».
Каков привет, таков и ответ
Учитывая вопросы и сомнения представителей отрасли, в заключение поинтересуемся степенью их готовности заняться дистанционным сервисом, включая доставку.
Нет пока однозначного решения у Максима Юдина, генерального директора Аптечной сети «Максавит»: «Мы планируем в ближайшем будущем переработать наш сайт, исходя из новых возможностей [которые открывает Постановление]. Но не уверен, что будем осуществлять доставку. Возможно, сперва попробуем и оценим экономический эффект».
Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС, также сообщает, что позиция участников Ассоциации по этому вопросу на настоящий момент неоднозначна.
По словам Елены Неволиной, участники Аптечной гильдии прекрасно понимают: спрос у потребителя на лекарственную доставку есть. Некоторые из них хотят ее осуществлять, но их пока сдерживают отдельные условия проекта Постановления, в первую очередь вопрос о том, кто будет доставлять лекарства — ведь в регионах имеются большие проблемы с фармкадрами.
«Если документ будет принят в текущей редакции, — комментирует Самсон Согоян, — скорее всего, мы не будем оказывать данную услугу, так как в наших аптеках работают только специалисты с фармобразованием, а для осуществления функций приема заказов, консультирования и доставки препаратов потребуется привлечение дополнительных фармацевтических кадров. Вместе с доработкой программного обеспечения это потребует дополнительных финансовых затрат. Прежде чем принять окончательное решение, мы ждем итоговый вариант документа».
Что ж, каким будет Постановление, такими и получатся дистанционный лекарственный сервис и доставка. Каков привет, таков и ответ.
3745 просмотров
Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
зарегистрированным пользователям