18+

Участь фармкурьера

Участь фармкурьера

Участь фармкурьера

Самвел Григорян о том, какие сомнения вызывает проект постановления об интернет-торговле лекарственными препаратами

Наши эксперты

Нелли Игнатьева

исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), член научного общества фармацевтов Москвы, к. ф. н.

Самсон Согоян

генеральный директор сети аптек «Самсон-Фарма»

Максим Юдин

генеральный директора Аптечной сети «Максавит»

Елена Неволина

исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата»

Дискуссии об интернет-аптеках не утихают. Как помнят наши читатели, два месяца назад, 27 февраля, правительство РФ вынесло на общественное обсуждение проект Постановления «О порядке розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения и лекарственными препаратами для ветеринарного применения (…) дистанционным способом» (далее — Постановление). Если оно вступит в силу, перед аптечными организациями откроется новое поле деятельности, а потребители (которые уже давно заказывают на дом еду, одежду, книги, технику и т. д.) смогут воспользоваться удобствами новой стороны аптечного сервиса. Впервые в России получит правовое оформление доставка лекарств по адресу заказчика. Уже одно это делает данное событие историческим, эпохальным для отечественной фармотрасли.

В интервью Анатолия Тенцера, директора по развитию АО НПК «Катрен», можно найти обзор Постановления и комментарии к его важнейшим положениям. Мы же сосредоточимся на двух частных моментах, отдельных положениях, порождающих у профессионалов вопросы, сомнения, из‑за которых многие участники фармритейла пока могут воздержаться от развития собственного дистанционного сервиса.

Но прежде для наглядности покажем описанный в Постановлении порядок розничной торговли лекарственными препаратами в виде схемы.

Этап Особенности Действия

Этап 1: прием заказа

осуществляется через веб-сайт легальной, то есть имеющей лицензию на осуществление фармдеятельности аптечной организации,
по телефонам сервисной службы заказа лекарств,
справочной службы или другого подразделения,
осуществляющего прием заказов

На этом этапе проводятся:

  • проверка копии рецепта (в случае рецептурных препаратов);
  • фармконсультация, связанная с подбором препарата;
  • информирование покупателя о потребительских свойствах препарата, розничной цене, сроках годности, условиях отпуска, правилах хранения, взаимодействии с другими препаратами и др.;
  • заключение договора розничной купли-продажи и доставки;
  • согласование с покупателем необходимости предоставления документов, подтверждающих качество препаратов

Этапы 2 и 3: формирование и хранение заказа

осуществляются с учетом всех данных, полученных на этапе приема, и с учетом свойств препаратов

На этом этапе:

  • заказ упаковывается в герметичную транспортную упаковку или в несколько герметичных транспортных упаковок (в случае если в него входят препараты, требующие различных условий хранения), обеспечивающих защиту от внешнего воздействия;
  • на заказ оформляется опись вложения с указанием даты и времени сборки, подписанная ответственным фармработником;
  • заказ размещается в специально выделенной для хранения дистанционно доставляемых препаратов зоне, с учетом требований по температурному режиму хранения препаратов

Этап 4: доставка заказа и отпуск препарата(ов)

осуществляется фармацевтическими работниками, с соблюдением температурного режима и с идентификационной надписью «доставка лекарственных препаратов» на транспортном средстве (в случае доставки на автомобиле)

На этом этапе проводятся:

  • проверка подлинности и правильности оформления рецепта;
  • демонстрация покупателю (по его желанию) соблюдения температурного режима при доставке;
  • проверка покупателем целостности транспортной упаковки, ее вскрытие, проверка содержимого заказа с помощью описи вложения, расписывание в получении заказа и отсутствии претензий;
  • расчет за приобретенные препараты

Добавим к этому, что запрещается дистанционный отпуск и доставка:

  • препаратов, подлежащих предметно-количественному учету;
  • препаратов, обладающих анаболической активностью;
  • препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 30 %.

Сомнение первое: Договор или чек

Один из вопросов, по которому у профессионалов возникают сомнения, связан со следующим положением Постановления:

«При приеме заказа фармработник аптечной организации обязан заключить с покупателем в установленном порядке договор розничной купли-продажи и доставки с указанием в нем срока подготовки и стоимости заказа, стоимости доставки, адреса доставки, способа и места оплаты заказа».

И нигде в Постановлении не сказано, что в качестве такого договора может выступать кассовый чек, как, например, это определено п. 20 Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». В нем написано, что договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека (или иного документа, подтверждающего оплату товара) или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Но в случае с лекарствами, как видим, одним чеком и выражением намерения не обойтись — проект Постановления предписывает заключать договор, причем уже на этапе приема заказа. В связи с этим возникает два вопроса: насколько это целесообразно или насколько это вообще возможно.

Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), полагает, что в настоящее время — с учетом всех особенностей аптечного дела и дистанционной торговли — заключение договора купли-продажи при дистанционном оформлении заказа невозможно. Более того, подчеркивает исполнительный директор РААС, в силу ст. 493 Гражданского кодекса РФ договором купли-продажи в розничной торговле по сути является чек. «Поэтому в магазинах и других розничных объектах такой договор не оформляется, только чек на кассе, — отмечает Нелли Игнатьева, — а в случае с дистанционной продажей лекарств договор купли-продажи должен быть».

Как заключить договор?

Самсон Согоян, генеральный директор ООО «Самсон-Фарма», комментирует проблему следующим образом: «С одной стороны, заключение такого договора с указанием в нем срока подготовки и стоимости заказа, возможности его получения по месту жительства (нахождения, проживания) покупателя, способа и места оплаты и т. д. логично, так как потребитель должен иметь возможность ознакомиться с договорными условиями до момента приобретения товара. С другой стороны, пока непонятно, как это можно реализовать при оформлении заказа по телефону или на сайте, без личного присутствия потенциального покупателя».

Елена Неволина, исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата», также обращает внимание на сложности технического исполнения этой нормы Постановления именно на этапе приема заказа. По-видимому, предполагает Елена Неволина, на сайте аптеки должен быть размещен какой‑то ее типовой договор с потребителем. Его надо будет прочитать, подписать, отослать аптечной организации — и это параллельно со сканированием (фотографированием) рецепта и пересылкой его по электронной почте или каким‑либо другим дистанционным способом.

Очевидно, что некоторые категории потребителей — особенно те, кто более всего нуждается в лекарственной доставке (пенсионеры, люди с ограниченными физическими возможностями) — из‑за этих технических сложностей могут вообще отказаться от дистанционной покупки. Кроме того, непонятно, почему другие розничные компании при дистанционной торговле могут ограничиться чеком, а в случае с аптечными организациями нужен еще и договор?

Было бы желательно, чтобы при возможной корректировке проекта Постановления эти вопросы были учтены. «Будем ждать разъяснений и механизма заключения договора — разумеется, в оптимальном варианте — от регуляторов», — излагает ожидания Нелли Игнатьева.

Сомнение второе: Кто захочет стать курьером?

Согласно п. 10 Постановления, доставка лекарств должна осуществляться фармработниками. Наличие этого пункта в документе логично. Ведь в результате доставки происходит отпуск лекарственных препаратов, а эта процедура, согласно нашему законодательству, должна осуществляться только фармработниками (см. п. 33 ст. 4 Закона «Об обращении лекарственных средств» и п. 14 ст. 2 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в совокупности).

Но перейдем от логики к реальности. Итак, для развития дистанционного сервиса нашим аптечным структурам нужны тысячи, а может и десятки тысяч курьеров с фармобразованием. Где их взять? На кадровом рынке нет избытка безработных фармацевтов и провизоров.

Но есть и другая сторона проблемы, о которой рассказывает Елена Неволина: «Специалист учится несколько лет, чтобы потом курьером развозить товар. Пусть это товар необычный, пусть он при доставке еще и консультирует, проверяет рецепт. Но все равно я предполагаю, что для самого специалиста это будет немного обидно и не очень престижно — вот так растрачивать свою профессиональную энергию… Тем более что большую часть рабочего времени он будет банально проводить в дороге».

Можно предположить, что даже перспектива чаевых, которые иногда перепадают курьерам, не сильно привлечет профессионалов. Потому что работать курьером а) «не престижно», б) «неловко перед знакомыми и близкими» и в) «не для того я столько лет училась».

По мнению Елены Неволиной, если на этапе приема заказа заключен договор и рецепт тоже проверен на этом же этапе, то тогда какой смысл осуществлять доставку до места назначения фармработнику. Схожей позиции придерживается Самсон Согоян, считая, что нет необходимости отправлять к клиенту фармспециалиста, если он может получить всю исчерпывающую потребительскую информацию на этапе приема заказа.

«Товар опечатан и вскрывается непосредственно клиентом. Это чисто механическое перемещение заказа из одного места в другое, а также его проверка по внешним признакам и количеству. Поэтому целесообразнее, если уполномоченный фармработник будет осуществлять прием, оформление заказа и консультирование покупателей, а уже курьер — доставлять заказ по адресу. В случае возникновения дополнительных вопросов покупатель всегда сможет связаться со специалистом аптеки и получить соответствующее решение или ответ», — поясняет Самсон Согоян.

Нелли Игнатьева обращает внимание на то, что использование фармспециалистов в качестве курьеров — тем более в условиях их нехватки — дело затратное. А повышенные затраты, к сожалению, возмещаются из доходов в том числе за счет роста цен. «Таким образом, увеличив физическую доступность лекарств, можно снизить при доставке фармработниками их ценовую доступность», — полагает Нелли Игнатьева, добавляя при этом, что «отпускать лекарства — это профессия фармспециалиста, и дистанционная торговля не должна в этом смысле стать исключением».

Каков привет, таков и ответ

Учитывая вопросы и сомнения представителей отрасли, в заключение поинтересуемся степенью их готовности заняться дистанционным сервисом, включая доставку.

Нет пока однозначного решения у Максима Юдина, генерального директора Аптечной сети «Максавит»: «Мы планируем в ближайшем будущем переработать наш сайт, исходя из новых возможностей [которые открывает Постановление]. Но не уверен, что будем осуществлять доставку. Возможно, сперва попробуем и оценим экономический эффект».

Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС, также сообщает, что позиция участников Ассоциации по этому вопросу на настоящий момент неоднозначна.

По словам Елены Неволиной, участники Аптечной гильдии прекрасно понимают: спрос у потребителя на лекарственную доставку есть. Некоторые из них хотят ее осуществлять, но их пока сдерживают отдельные условия проекта Постановления, в первую очередь вопрос о том, кто будет доставлять лекарства — ведь в регионах имеются большие проблемы с фармкадрами.

«Если документ будет принят в текущей редакции, — комментирует Самсон Согоян, — скорее всего, мы не будем оказывать данную услугу, так как в наших аптеках работают только специалисты с фармобразованием, а для осуществления функций приема заказов, консультирования и доставки препаратов потребуется привлечение дополнительных фармацевтических кадров. Вместе с доработкой программного обеспечения это потребует дополнительных финансовых затрат. Прежде чем принять окончательное решение, мы ждем итоговый вариант документа».

Что ж, каким будет Постановление, такими и получатся дистанционный лекарственный сервис и доставка. Каков привет, таков и ответ.

3630 просмотров

Поделиться ссылкой с друзьями ВКонтакте Одноклассники

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.